Научная статья на тему 'Пути активизации международного научного и научно-технического сотрудничества стран ШОС посредством совершенствования правовых и институциональных основ1'

Пути активизации международного научного и научно-технического сотрудничества стран ШОС посредством совершенствования правовых и институциональных основ1 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
205
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / НАУЧНОЕ ПРАВО / ИННОВАЦИИ / ШОС / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERNATIONAL LAW / SCIENTIFIC LAW / INNOVATION / SCO / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / SCIENTIFIC AND TECHNICAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильев А.А., Шпопер Д., Ибрагимов Ж.И.

Статья посвящена поиску путей активизации международного научно-технического сотрудничества в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Авторами предлагаются такие способыразвития международного научно-технического сотрудничества в ШОС, как создание специальнойкомиссии ШОС по научно-техническому сотрудничеству, формирование экспертного совета из представителей науки, учреждение фонда по финансированию совместных научных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Васильев А.А., Шпопер Д., Ибрагимов Ж.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO STEP UP THE INTERNATIONAL SCIENTIFIC, SCIENTIFIC AND TECHNICAL COOPERATION OF THE SCO COUNTRIES, IMPROVE ITS LEGAL AND INSTITUTIONAL FOUNDATIONS

The article is devoted to the search for ways to enhance international scientific and technical cooperationwithin the framework of the Shanghai Cooperation Organization. The authors suggest such ways ofdeveloping international scientific and technical cooperation in the SCO as the creation of a special SCOcommission on scientific and technical cooperation, the formation of an expert council of representatives ofscience, the establishment of a fund for financing joint scientific projects.

Текст научной работы на тему «Пути активизации международного научного и научно-технического сотрудничества стран ШОС посредством совершенствования правовых и институциональных основ1»

думать адекватные способы их преодоления, а также достичь высоких результатов с наименьшими организационными, финансовыми и репутационными издержками.

Библиографический список

1. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.02.2020 г.).

2. Обзор инновационного развития Казахстана. URL: https://www.unece.org/fileadmin/DAM/ ceci/publications/icp5_r.pdf (дата обращения: 25.02.2020 г.)

3. URL: The World Bank // www.data.worldbank.org (дата обращения 25.02.2020 г.).

4. URL: The World Bank // www.data.worldbank.org (дата обращения 25.02.2020 г.)

УДК 340 ББК 67.0

ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНОГО И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН ШОС ПОСРЕДСТВОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВЫХ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ОСНОВ1

А. А. Васильев1, Д. Шпопер2, Ж. И. Ибрагимов3

1 Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

2 Поморская академия (Слупск, Польша)

3 Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилёва (Нур-Султан, Казахстан)

Статья посвящена поиску путей активизации международного научно-технического сотрудничества в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Авторами предлагаются такие способы развития международного научно-технического сотрудничества в ШОС, как создание специальной комиссии ШОС по научно-техническому сотрудничеству, формирование экспертного совета из представителей науки, учреждение фонда по финансированию совместных научных проектов.

Ключевые слова: международное право, научное право, инновации, ШОС, устойчивое развитие, научно-техническое сотрудничество.

WAYS TO STEP UP THE INTERNATIONAL SCIENTIFIC, SCIENTIFIC AND TECHNICAL COOPERATION OF THE SCO COUNTRIES, IMPROVE ITS LEGAL AND INSTITUTIONAL FOUNDATIONS

A. A. Vasiliev1, D. Spaper2, Zh. I. Ibragimov3

1 Altai State University (Barnaul, Russia)

2 Pomeranian Academy (Slupsk, Poland)

3 L. N. Gumilyov Eurasian National University (Nursultan, Kazakhstan)

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (научный проект № 18-29-1501 1 «Принципы, источники и особенности правового регулирования международного научного и научно-технического сотрудничества и международной интеграции в области исследований и технологического развития в России и зарубежных странах Шанхайской организации сотрудничества»).

The article is devoted to the search for ways to enhance international scientific and technical cooperation within the framework of the Shanghai Cooperation Organization. The authors suggest such ways of developing international scientific and technical cooperation in the SCO as the creation of a special SCO commission on scientific and technical cooperation, the formation of an expert council of representatives of science, the establishment of a fund for financing joint scientific projects.

Keywords: international law, scientific law, innovation, SCO, sustainable development, scientific and technical cooperation.

Doi: https://doi.org/10.14258/ralj(2020)2.13

Шанхайская организация сотрудничества изначально как международная организация носила ярко выраженный характер межгосударственного союза для решения вопросов безопасности в Азиатском регионе. И только постепенно иные аспекты международного сотрудничества стали предметом взаимовыгодного партнерства стран-участниц ШОС. Так, в 2013 г. было подписано Соглашение между правительствами государств-членов ШОС о научно-техническом сотрудничестве, заложившее принципы и формы научно-технического сотрудничества в рамках ШОС [1]. В институциональном плане научно-техническое сотрудничество стран-участниц ШОС было вверено специальной межгосударственной рабочей группе.

Несмотря на расширение сфер и тем для межгосударственного сотрудничества в рамках ШОС, в последующие 7 лет после принятия Соглашения ШОС 2013 г. отношения в сфере науки и технологий продолжают носить исключительно двусторонний характер между государствами-членами ШОС. Главным образом, научно-технические связи складываются между Российской Федерацией и каждой в отдельности страной ШОС. Многосторонние соглашения и научно-технические связи за эти годы так и не сложились.

Соглашение ШОС о научно-техническом сотрудничестве носит общий и декларативный характер. К сожалению, после заключения данного соглашения нельзя сказать об интеграции и кооперации в сфере науки между всеми участниками ШОС. Конечно, есть целый ряд препятствий и факторов, которые негативно сказываются на интенсификации международного научно-технического сотрудничества в рамках ШОС: геополитическая напряженность, санкционная война, пограничные и религиозно-этнические конфликты, неравномерное социально-экономическое развитие и состояние науки в государствах ШОС и многое другое. В немалой степени развитие международного научно-технического сотрудничества России с зарубежными партнерами сдерживается устаревшим Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», отсутствием единых правовых подходов и концепции международного научно-технического сотрудничества, наличием бюрократических и ограничительных норм в отношении научно-технического сотрудничества [2]. Так, в Российской Федерации до сих пор отсутствует внятная правовая основа для развития научно-технических и иных связей между субъектами РФ и приграничными регионами зарубежных государств.

При этом совершенно очевидно, что взаимопонимание между народами, развитие экономических, культурных и политических контактов возможно на основе устойчивых и эффективных научно-технических отношений между государствами. Наука выступает одним из серьезных инструментов мягкой силы в современном мире, обеспечивая мир и взаимопонимание между народами, нейтрализацию международной напряженности и конфликтов. Научная дипломатия как один из современных типов дипломатии может оказать положительное воздействие на процессы интеграции стран ШОС [3].

В связи с этим дальнейшее развитие ШОС по линии науки и технологий предполагает активизацию международного научно-технического сотрудничества, создание необходимых правовых и институциональных основ для интенсификации международных научно-технических связей.

Задача по интенсификации международного научно-технического сотрудничества в рамках региональных международных организаций, включая Шанхайскую организацию сотрудничества, определена Концепцией международного научно-технического сотрудничества Российской Федерации [4]. В данном документе установлены цели сотрудничества по линии региональных международных организаций:

— гармонизации норм, правил и координации научно-технических мероприятий ради обеспечения целей, задач и приоритетов МНТС Российской Федерации и реализации глобальной научно-технической повестки, связанной с преодолением «Больших вызовов»;

— инициирования и реализации международных научно-технических программ и проектов с участием Российской Федерации.

Одним из направлений активизации международного научно-технического сотрудничества в рамках ШОС может быть создание особой комиссии или отдельного совета при ШОС по международному научно-техническому сотрудничеству. Существующая рабочая группа не является постоянно действующим институтом и не может проводить системную и постоянную линию в сфере научно-технических контактов. Рабочая группа проводит совещание раз в год. Для реализации Соглашения ШОС о научно-техническом сотрудничестве утвержден «План мероприятий по реализации Соглашения между правительствами государств-членов ШОС о научно-техническом сотрудничестве на период с 2016 по 2020 годы». Однако приходится констатировать, что ощутимых результатов деятельность рабочей группы ШОС пока не принесла. В компетенцию такой комиссии ШОС могли быть отнесены следующие вопросы:

— координация международного научно-технического сотрудничества государств ШОС;

— разработка документов ШОС и модельных правовых актов в сфере науки и техники: экспорта научно-технической продукции, вопросы охраны интеллектуальной собственности, создания научных коллабораций, особых научно-технических и инновационных зон и др.;

— подготовка совещаний министров образования и науки стран ШОС;

— определение на основе консультаций с научным сообществом актуальной научной тематики фундаментальных и прикладных исследований для стран ШОС;

— инициация конкурсов на финансирование научных исследований и проектов;

— проведение аналитических исследований для принятия решений органов управления ШОС.

Подобные постоянно действующие советы и комиссии созданы при других международных организациях: ЕвраЗЭС, СНГ, ЕС, БРИКС и другие. Так, в рамках ЕвраЗЭС в 2009 г. создан центр высоких технологий. С 2012 г. функционирует Национальный комитет по исследованиям БРИКС [5].

В институциональном плане такая комиссия ШОС могла бы работать в тесном контакте с экспертным советом из представителей академического сообщества государств ШОС. Экспертный совет мог бы стать экспертно-аналитическим институтом, который бы в целом сопровождал работу органов ШОС по всем направлениям международного сотрудничества.

Еще одним весомым способом интенсификации научно-технических связей в ШОС мог бы стать модельный для стран ШОС закон о международном научно-техническом сотрудничестве, который бы обеспечил правовую основу (принципы, формы, направления сотрудничества, вопросы экспорта научно-технической продукции, охраны результатов интеллектуальной деятельности, режима особых территорий научно-инновационного характера и т. п.).

Безусловно, самым важным условием успешных научно-технических отношений является наличие общих научных тем для исследований, затрагивающих каждую из стран ШОС и имеющих универсальное значение. Именно выявление и поддержка исследований по общей для стран ШОС научной проблематике будет способствовать не мнимому, а действительно заинтересованному научному диалогу. Так, универсальное для стран ШОС значение имеет изучение причин и форм противодействия терроризму и экстремизму как одних из самых серьезных угроз национальной и международной безопасности. Определение совместной тематики возможно на основе постоянных научных контактов на уровне академического сообщества разных стран в форме научных конференций, выставок, официальных визитов и конкурсов на заказ общей тематики научных исследований. Приоритетное значение должен иметь принцип заинтересованного участия в международном сотрудничестве, как его определяет В. Н. Киселев, то есть заинтересованности государства и ученых в проведении международных научно-технических исследований [6].

Значительную роль в активизации международного научно-технического сотрудничества государств-участниц ШОС могло бы сыграть создание специального фонда поддержки научных исследований и инноваций или проведение совместных международных научных конкурсов национальными фондами государств ШОС. Независимо от организационной формы поддержка научного и технического сотрудничества стран ШОС может проводиться в следующих формах:

— предоставление грантов на научные исследования международным коллаборациям;

— финансирование проектов «мегасайенс»;

— финансирование научных конференций для обмена результатами научно-технической деятельности;

— инвестиции частного и государственного сектора в научные исследования и инновации;

— поддержка академической мобильности ученых и студентов в рамках ШОС для обмена опытом и развития научных контактов.

Подобные меры поддержки совместных научных исследований широко используются в других интеграционных объединениях [7]. Так, под эгидой ЕврАзЭС, БРИКС реализуются международные конкурсы по выделению грантов на научные исследования [8].

Наконец, активизация международного научно-технического сотрудничества в ШОС возможна путем заключения нового более конкретного по содержанию соглашения о научно-техническом сотрудничестве. В таком соглашении целесообразно было бы предусмотреть вышеназванные правовые и институциональные формы и инструменты осуществления научно-технического сотрудничества:

— учреждение постоянно действующей комиссии по научно-техническому сотрудничеству;

— создание экспертно-аналитического центра ШОС;

— учреждение специального фонда поддержки науки и инноваций для совместных научных и инновационных проектов ШОС;

— решение вопросов охраны прав на интеллектуальную собственность;

— правовой режим экспорта научно-технической продукции и технологий;

— упрощенные процедуры академической мобильности и трудоустройства иностранных ученых.

Таким образом, развитие международного научно-технического сотрудничества государств ШОС возможно путем реализации целого ряда правовых (новое Соглашение о МНТС, модельный закон о МНТС, принятие нового закона о науке), институциональных (учреждение постоянно действующей комиссии по научно-техническому сотрудничеству с расширенным функционалом) и организационно-финансовых мер (учреждение фонда поддержки науки и инноваций, систематическая организация международных конкурсов на предоставление грантов и т. п.).

Библиографический список

1. Соглашение между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о научно-техническом сотрудничестве от 13 февраля 2013 г. // Собрание законодательства РФ. 22.07.2013. № 29. Ст. 3996.

2. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 07.05.2020 г.).

3. Букалова С. В. Научная дипломатия: сущность и роль в системе международных отношений // Мировая политика. 2018. № 2. DOI: 10.25136/2409-8671.2018.2.25855 URL: https://nbpublish.com/ library_read_article.php?id=25855.

4. Концепция международного научно-технического сотрудничества Российской Федерации (одобрена решением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2019 года № ТГ-П8-952) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.web.worldbank.org/wbsite/ external/extaboutus/0,, contentMDK:20627105~pagePK:51123644~piPK:329829~theSitePK:29708,00. html

5. URL: http://nkibrics.ru/

6. Международное научно-техническое сотрудничество Российской Федерации: краткий обзор и вопросы развития / В. Н. Киселев; гл. ред. И. С. Иванов; Российский совет по междунар. делам (РСМД). М., 2014. + вкл. URL: http://www.web.worldbank.org/wbsite/external/extaboutusZ0,, content MDK:20627105~pagePK:51123644~piPK:329829~theSitePK:29708,00.html

7. Методическое пособие по участию российских научных организаций и университетов в международной научно-технической деятельности / А. Г. Пикалова, Е. Г. Насыбулина, А. В. Соколов и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М., 2017.

8. Шугуров М. В. Международное измерение научно-технологической интеграции ЕАЭС в контексте стратегии устойчивого: политико-правовые основы // Lex Russica. 2019. № 8 (153). Август. URL: ffle:/mejdunarodnoe-izmerenie-nauchno-tehnologicheskoi-integratsii-eaes-v-kontekste-strategii-ustoi-chivogo-razvitiya-politiko-pravov-e-osnov.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.