Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №4. 2023
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/89
УДК 340(575) https://doi.org/10.33619/2414-2948/89/54
ПУТИ ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
©Шоокумова Д. П., канд. юрид. наук, Ошский государственный университет,
г. Ош, Кыргызстан, [email protected] ©Парайдин уулу Ш., канд. юрид. наук, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, [email protected] ©Маматова А. А., Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, [email protected] ©Амирова К. А., Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, [email protected] ©Утанов К. К., Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан ©Ибраимов Б. З., Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан
WAYS OF EDUCATIONAL SECTOR LEGAL DEVELOPMENT IN THE KYRGYZ REPUBLIC
©Shookumova D., J.D., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, [email protected]
©Paraidin uulu Sh., J.D., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, [email protected] ©Mamatova A., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, [email protected] ©Amirova K., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, [email protected] ©Utanov K., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan ©Ibraimov B., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan
Аннотация. Изучение путей правового развития сферы образования в Киргизской Республике является актуальной задачей в сегодняшнее время. Цели исследования: анализ и исследование путей правового развития сферы образования в Киргизской Республике. Произведен литературный обзор по правовым аспектам и нормативным законам в развитии сферы образования в Киргизской Республике. Результаты исследования: нормативно-правовые акты, содержащие административно-правовые нормы, регулирующие отношения в области высшего образования, взаимодействуют друг с другом в соответствии с общими закономерностями. Выводы: существует необходимость в коррекции внутригосударственного законодательства путем внесения изменений и дополнений в законы, регулирующие административные отношения в области образования и науки.
Abstract. The study of legal development ways of education sector in the Kyrgyz Republic is an urgent task in the recent time. Research objectives: analysis and study of legal development ways of the education sector in the Kyrgyz Republic. Research materials and methods: a literary review was made on legal aspects and regulatory laws in the development of the education sector in the Kyrgyz Republic. Research results: legal acts containing administrative and legal norms regulating relations in the field of higher education interact with each other in accordance with general patterns. Conclusions: there is a need to correct domestic legislation by introducing amendments and additions to the laws governing administrative relations in the field of education and science.
Ключевые слова: правовое развитие, сфера образования, закон об образовании, Киргизская Республика.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №4. 2023
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/89
Keywords: legal development, education, law on education, Kyrgyz Republic.
Центрально-Азиатские страны очень активно взаимодействуют друг с другом в рамках Центрально Азиатского форума по образованию который был создан в 2002 году по инициативе стран Центральной Азии и Казахстана [1].
В Кыргызской Республике вопросы образования являются одним из приоритетных векторов социальной политики государства, а в Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013 - 2017 годы в качестве одной из важных задач в социальной сфере были названы вопросы, существующие в сфере образования [2].
Национальное законодательство в области образования и науки представлено Конституцией Кыргызской Республики; Законом Кыргызской Республики от 30 апреля 2003 года № 92 «Об образовании»; Положением о структуре и условиях реализации профессиональных образовательных программ профессионального образования в Кыргызской Республике; Положением о государственных образовательных стандартах профессионального образования в Кыргызской Республике; Положением о документах среднего, высшего, дополнительного и послевузовского профессионального образования Кыргызской Республики; Положением о филиалах образовательных организаций высшего профессионального образования Кыргызской Республики; Положением об образовательной организации высшего профессионального образования Кыргызской Республики; Положением об образовательной организации среднего профессионального образования Кыргызской Республики; Положением о дополнительном профессиональном образовании в Кыргызской Республике; а также рядом иных подзаконных актов в сфере различных уровней образования [3].
В работе применен системно структурный метод, который определяет не только особенности системы, структур и элементов отношений в сфере образования, но и систему нормативных актов регулирования, которая, в свою очередь, позволяет прослеживать эффективность законодательства в сфере образования [4].
Первый раздел Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 20182040 годы, обозначен фундаментальным документом, задающим «политику развития государства во всех сферах», где образование названо главным приоритетом Стратегии развития [2]. Следует отметить, что Болонская декларация повторяет хорошо известные положения советской образовательной системы. Это, прежде всего, прагматическая направленность образовательных программ, обеспечивающая выпускникам вузов возможность приступить к профессиональной деятельности без сколько-нибудь продолжительного адаптационного периода, благодаря узкой специализации на заключительном этапе освоения образовательной программы и длительной производственной практике [5].
В мировой образовательной практике понятие компетентности выступает в качестве центрального компонента и объединяет в себе интеллектуальную навыковую составляющую образования; в понятие компетентность заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого от «результата» и ключевая компетентность обладает интегративной природой, ибо она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким спектрам культуры и деятельности информационной и правовой [6].
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №4. 2023
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/89
Усиление международного сотрудничества в сфере высшего образования детерминировало принятие достаточного количества соглашений и договоров, отражающих современные тенденции глобализации высшего образования [7].
В соответствии со ст. 6. п. 3 Конституции Кыргызской Республики, вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика, а также общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Кыргызской Республики. Это же положение воспроизводится в ст. 2 Закона Кыргызской Республики «Об образовании». Таким образом, в Кыргызской Республике нормы образовательного права состоят из международных договоров, соглашений, конвенций и национальных законов и подзаконные актов в сфере образования.
Закон КР об образовании устанавливает принципы государственной политики в области образования, осуществления образовательного процесса, деятельности образовательных организаций, получения образования в Кыргызской Республике, а также служит правовой базой их реализации (http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/1216?d=ru-ru).
Международные акты, подписанные Кыргызстаном, и нормативно-правовые акты, содержащие административно-правовые нормы, регулирующие отношения в области высшего образования, взаимодействуют друг с другом, что соответствует общим закономерностям воздействия международного права на национальное право. Подобное воздействие вызывает необходимость в систематической коррекции внутригосударственного законодательства путем внесения изменений и дополнений в законы, регулирующие административные отношения в области образования и науки [3].
Список литературы:
1. Бойко Е. В. Политика в области образования в Кыргызской республике // Человек и образование. 2006. №7. С. 40-45
2. Атабекова Н. К., Сарманова Б. О. Сфера образования Кыргызской Республики в правовом аспекте: современное состояние и перспективы развития // Образование и право. 2020. №12. С. 167-177. https://doi.org/10.24411/2076-1503-2020-11227
3. Осмонбаева К. М. Правовые основы регулирования процессов образования и науки в Кыргызской Республике // Вестник науки и образования. 2015. №10 (12). С. 88-91.
4. Шоокумова Д. П., Жусупов Б. А. Системный подход при исследовании отношений в сфере образования // Наука без границ. 2018. №3 (20). С. 87-90.
5. Исакова Ж. Ж. Особенности и перспективы многоуровневой системы образования в Кыргызской Республике // World science. 2018. №2 (30). C. 96-97.
6. Жакупова Г. С. Система образования Кыргызской Республики на современном этапе // Проблемы педагогики. 2017. №4 (27). С. 9-12.
7. Чугунова Е. С. Особенности конституционно-правового регулирования права на высшее образование в условиях формирования единого образовательного пространства // Проблемы экономики и юридической практики. 2010. №2. C. 36-39.
References:
1. Boiko, E. V. (2006). Politika v oblasti obrazovaniya v Kyrgyzskoi respublike. Chelovek i obrazovanie, (7), 40-45. (in Russian).
2. Atabekova, N. K., & Sarmanova, B. O. (2020). Sfera obrazovaniya Kyrgyzskoi Respubliki v pravovom aspekte: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya. Obrazovanie i parvo, (12), 167-177. (in Russian). https://doi.org/10.24411/2076-1503-2020-11227
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.ru
Т. 9. №4. 2023 https://doi.org/10.33619/2414-2948/89
3. Osmonbaeva, K. M. (2015). Pravovye osnovy regulirovaniya protsessov obrazovaniya i nauki v Kyrgyzskoi Respublike. Vestnik nauki i obrazovaniya, (10 (12)), 88-91. (in Russian).
4. Shookumova, D. P., & Zhusupov, B. A. (2018). Sistemnyi podkhod pri issledovanii otnoshenii v sfere obrazovaniya. Nauka bez granits, (3 (20)), 87-90. (in Russian).
5. Isakova, Zh. Zh. (2018). Osobennosti i perspektivy mnogourovnevoi sistemy obrazovaniya v Kyrgyzskoi Respublike. World science, (2 (30)), 96-97. (in Russian).
6. Zhakupova, G. S. (2017). Sistema obrazovaniya Kyrgyzskoi Respubliki na sovremennom etape. Problemypedagogiki, (4 (27)), 9-12. (in Russian).
7. Chugunova, E. S. (2010). Osobennosti konstitutsionno-pravovogo regulirovaniya prava na vysshee obrazovanie v usloviyakh formirovaniya edinogo obrazovatel'nogo prostranstva. Problemy ekonomiki iyuridicheskoipraktiki, (2), 36-39. (in Russian).
Работа поступила в редакцию 18.03.2023 г.
Принята к публикации 27.03.2023 г.
Ссылка для цитирования:
Шоокумова Д. П., Парайдин уулу Ш., Маматова А. А., Амирова К. А., Утанов К. К., Ибраимов Б. З. Пути правового развития сферы образования в Киргизской Республике // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9. №4. С. 448-451. https://doi.org/10.33619/2414-2948/89/54
Cite as (APA):
Shookumova, D., Paraidin uulu, Sh., Mamatova, A., Amirova, K., Utanov, K., & Ibraimov, B. (2023). Ways of Educational Sector Legal Development in the Kyrgyz Republic. Bulletin of Science and Practice, 9(4), 448-451. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/89/54