Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНО ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ / ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ / КЫРГЫЗСТАН / РЕАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шоокумова Динара Паизбековна, Айтмаматова Упол Айтмаматовна, Маматова Асель, Арым Кызы Жамила

Исследованы основные цели и задачи законодательства Киргизской Республики, регулирующие деятельность в сфере образования. Цели исследования: определение характерных признаков образовательных отношений. Исследование проведено на основе общенаучных методов познания, системного и системно структурного анализов. Полученные результаты могут быть использованы в научных исследованиях и правоприменительной практике. Проанализированы теоретико-правовые взгляды, и научные подходы исследования образовательной деятельности, его положительные и отрицательные стороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шоокумова Динара Паизбековна, Айтмаматова Упол Айтмаматовна, Маматова Асель, Арым Кызы Жамила

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF NORMATIVE LEGAL ACTS IMPLEMENTATION IN THE EDUCATION SPHERE

Research relevance: article explores the main goals and objectives of the legislation in the Kyrgyz Republic regulating activities in the field of education. Research objectives: to determine the characteristic features of educational relations. Research materials and methods: of the Kyrgyz Republic on education, basic provisions and legislative acts in the field of education. The study was carried out on the basis of general scientific methods of cognition, systemic and systemic structural analyses. Research results: obtained results can be used in scientific research and law enforcement practice. Conclusions: theoretical and legal views, and scientific approaches to the study of educational activities, its positive and negative sides are analyzed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №3. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/88

ЮРИДИЧЕСКИЕ НА УКИ / JURIDICAL SCIENCES

УДК 340(575) https://doi.org/10.33619/2414-2948/88/36

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

©Шоокумова Д. П., канд. юрид. наук, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, dshookumova@mail.ru ©Айтмаматова У. А, канд. юрид. наук, Ошский государственный университет,

г. Ош, Кыргызстан, Upol2016@mail.ru ©Маматова А. А., Ошский государственный университет,

г. Ош, Кыргызстан, asel.mamatova87@mail.ru ©Арым кызы Ж., Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, Zhamilaarymkyzy@gmail.com

PROBLEMS OF NORMATIVE LEGAL ACTS IMPLEMENTATION IN THE EDUCATION SPHERE

©Shookumova D., J.D., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, dshookumova@mail.ru ©Aitmamatova U., J.D., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, Upol2016@mail.ru ©Mamatova A., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, asel.mamatova.87@mail.ru

©Arym kyzy Zh., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, Zhamilaarymkyzy@gmail.com

Аннотация. Исследованы основные цели и задачи законодательства Киргизской Республики, регулирующие деятельность в сфере образования. Цели исследования: определение характерных признаков образовательных отношений. Исследование проведено на основе общенаучных методов познания, системного и системно структурного анализов. Полученные результаты могут быть использованы в научных исследованиях и правоприменительной практике. Проанализированы теоретико-правовые взгляды, и научные подходы исследования образовательной деятельности, его положительные и отрицательные стороны.

Abstract. Research relevance: article explores the main goals and objectives of the legislation in the Kyrgyz Republic regulating activities in the field of education. Research objectives: to determine the characteristic features of educational relations. Research materials and methods: of the Kyrgyz Republic on education, basic provisions and legislative acts in the field of education. The study was carried out on the basis of general scientific methods of cognition, systemic and systemic structural analyses. Research results: obtained results can be used in scientific research and law enforcement practice. Conclusions: theoretical and legal views, and scientific approaches to the study of educational activities, its positive and negative sides are analyzed.

Ключевые слова: нормативно правовые акты, основные положения, закон об образовании, Кыргызстан, реализация.

Keywords: normative legal acts, main provisions, law on education, Kyrgyzstan, implementation.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №3. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/88

Введение

Система образования является сложной системой, находящейся в связи с другими подсистемами: социальными, экономическими, культурными, психологическими. И при регулировании образовательного процесса необходимо учесть общие и особенные характеристики данных институтов. Система образования предназначена для удовлетворения потребностей общества в социализации молодых людей, в освоении ими социально-одобряемых образцов поведения, в освоении людьми определенной институционализированной системы ценностей [1 ].

Регулирование отдельных вопросов образовательного процесса приобретает в настоящее время весьма важное значение при определении основ взаимодействия участников образовательных правоотношений [2].

Согласно ст. 6. п. 3 Конституции Киргизской Республики, вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Киргизская Республика, а также общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Киргизской Республики. Это же положение воспроизводится в ст. 2 Закона Киргизской Республики «Об образовании». Таким образом, в Киргизской Республике нормы образовательного права состоят из международных (международные договоры и соглашения, конвенции) и национальных (законы и подзаконные акты в сфере образования). Национальное законодательство в области образования и науки представлено Конституцией Киргизской Республики; Законом Киргизской Республики от 30 апреля 2003 года №92 «Об образовании»; Положением о структуре и условиях реализации профессиональных образовательных программ профессионального образования в Киргизской Республике; Положением о государственных образовательных стандартах профессионального образования в Киргизской Республике; Положением о документах среднего, высшего, дополнительного и послевузовского профессионального образования Киргизской Республики; Положением о филиалах образовательных организаций высшего профессионального образования Киргизской Республики; Положением об образовательной организации высшего профессионального образования Киргизской Республики; Положением об образовательной организации среднего профессионального образования Киргизской Республики; Положением о дополнительном профессиональном образовании в Киргизской Республике; а также рядом иных подзаконных актов в сфере различных уровней образования [3].

Материалы и методы исследования Системно структурный метод определяет не только особенности системы, структур и элементов отношений в сфере образования, но и систему нормативных актов регулирования, которая, в свою очередь, позволяет прослеживать эффективность законодательства в сфере образования [4].

Результаты и обсуждение Управлением процессом образования в Киргизской Республике занимается государство путем создания системы специально уполномоченных органов. Основная цель развития системы образования в Кыргызстане подготовить молодое поколение, которое будет способно адаптироваться в быстро меняющихся условиях общества, стремиться выходить за рамки стандартного опыта и быть инновационным во всех сферах жизни. Под государственным образовательным стандартом понимается комплекс обязательных требований к образованию. Данные стандарты утверждают органы исполнительной власти,

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №3. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/88

которые осуществляют функции в сфере государственной политики и нормативно-правового регулирования сферы образования [5].

Основной целью Стратегии развития образования КР на 2012-2020 гг. является создание условий для устойчивого развития системы образования через использование внутренних и внешних ресурсов. Понятие устойчивого развития можно признать одним из ключевых в Стратегии, что делает ее инструментом реализации. Целями реформирования в КР логично признать создание системы образования, способствующей: росту экономического потенциала КР; оптимизации человеческих ресурсов; подготовкой кадров новой генерации [6].

Принят отдельный Закон «О дошкольном образовании», постановлением Правительства КР от 23 октября 2012 г. №742 утвержден государственный образовательный стандарт «Дошкольное образование и уход за детьми», постановлением Правительства КР утверждено также Типовое положение о дошкольной образовательной организации, в котором указано, что здания государственных и муниципальных дошкольных образовательных организаций «не подлежат приватизации, продаже и перепрофилированию». Согласно данным Нацстаткома КР, их количество в 2018 г. выросло в 2,3 раза по сравнению с 2009 г., хотя еще не достигло уровня 1991 г. Как показывает статистика, этот уровень образования получил наибольшее развитие. Внедренная с 2018 г. система «Электронной очереди в детскую образовательную организацию (ДОО)» с 2018 г. преследовала цель минимизации человеческого фактора в предоставлении места ребенку в детском саду, соответственно, исключение коррупционных рисков при комплектовании групп ДОО, «обеспечение равных возможностей каждого ребенка на дошкольное образование в ДОО, социальная поддержка льготных граждан, определение прав и обязанностей физических и юридических лиц в процессе комплектования детьми групп ДОО, регулирование процесса при осуществлении приема, сохранения места и отчисления детей из ДОО». Приказом Министерства образования и науки утверждена Инструкция «Об электронном комплектовании дошкольных образовательных организаций» [7].

Выводы

Таким образом, сфера распространения образовательных правовых актов определяется статусом образовательных учреждений, созданных на организационной основе страны. Образовательно-правовые акты распространяются поровну на все образовательные учреждения, расположенные на территории Киргизской Республики, независимо от их форм собственности.

Список литературы:

1.1 Овсянников А. А. Система образования в России и образование России // Мир России. Социология. Этнология. 1999. №3. С. 73-132.

2.[Кирилловых А. А. Проблемы правового регулирования порядка восстановления обучающихся в образовательных организациях высшего образования // Журнал российского права. 2017. №8 (248). С. 127-134.

3. Осмонбаева К. М. Правовые основы регулирования процессов образования и науки в Киргизской Республике // Вестник науки и образования. 2015. №10 (12). С. 88-91.

4. Шоокумова Д. П., Жусупов Б. А. Системный подход при исследовании отношений в сфере образования // Наука без границ. 2018. №3 (20). С. 87-90.

5. Омурзакова А. М., Исманов Т. К. Государственные аккредитационные стандарты образования в Киргизской Республике // Е^сю. 2021. №2 (53). С. 659-670.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №3. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/88

6. Мурзалиев М. А. О модернизации сферы образования Кыргызстана и взаимодействии с международными институтами // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. №7-2. C. 47-51. https://doi.org/10.24411/2500-1000-2020-10882

7. Атабекова Н. К., Сарманова Б. О. Сфера образования Киргизской Республики в правовом аспекте: современное состояние и перспективы развития // Образование и право. 2020. №12. С. 167-177.

References:

1. Ovsyannikov, A. A. (1999). Sistema obrazovaniya v Rossii i obrazovanie Rossii. Mir Rossii. Sotsiologiya. Etnologiya, (3), 73-132. (in Russian).

2. Kirillovykh, A. A. (2017). Problemy pravovogo regulirovaniya poryadka vosstanovleniya obuchayushchikhsya v obrazovatel'nykh organizatsiyakh vysshego obrazovaniya. Zhurnal rossiiskogo prava, (8 (248)), 127-134. (in Russian).

3. Osmonbaeva, K. M. (2015). Pravovye osnovy regulirovaniya protsessov obrazovaniya i nauki v Kyrgyzskoi Respublike. Vestnik nauki i obrazovaniya, (10 (12)), 88-91. (in Russian).

4. Shookumova, D. P., & Zhusupov, B. A. (2018). Sistemnyi podkhod pri issledovanii otnoshenii v sfere obrazovaniya. Nauka bez granits, (3 (20)), 87-90. (in Russian).

5. Omurzakova, A. M., & Ismanov, T. K. (2021). Gosudarstvennye akkreditatsionnye standarty obrazovaniya v Kyrgyzskoi Respublike. E-Scio, (2 (53)), 659-670. (in Russian).

6. Murzaliev, M. A. (2020). O modernizatsii sfery obrazovaniya Kyrgyzstana i vzaimodeistvii s mezhdunarodnymi institutami. Mezhdunarodnyi zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk, (72), 47-51. (in Russian). https://doi.org/10.24411/2500-1000-2020-10882

7. Atabekova, N. K., & Sarmanova, B. O. (2020). Sfera obrazovaniya kyrgyzskoi respubliki v pravovom aspekte: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya. Obrazovanie ipravo, (12), 167177. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 05.02.2023 г. 16.02.2023 г.

Ссылка для цитирования:

Шоокумова Д. П., Айтмаматова У. А, Маматова А. А., Арым кызы Ж. Проблемы реализации нормативных правовых актов в сфере образования // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9. №3. С. 300-303. https://doi.org/10.33619/2414-2948/88/36

Cite as (APA):

Shookumova, D., Aitmamatova, U., Mamatova, A., & Arym kyzy, Zh. (2023). Problems of Normative Legal Acts Implementation in the Education Sphere. Bulletin of Science and Practice, 9(3), 300-303. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/88/36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.