Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №2. 2023
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/87
УДК 352 https://doi.org/10.33619/2414-2948/87/31
ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В КЫРГЫЗСТАНЕ
©Арапова M., ORCID: 0000-0002-9069-7096, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, Myskal.arapova_1984@mail.ru ©Тултемирова Г., ORCID: 0000-0002-4901-883Х, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, gulfina_1976@mail.ru ©Садыкова Р., ORCID: 0000-0002-0946-259Х, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан
GOVERNMENT AND MUNICIPAL ADMINISTRATION IN KYRGYZSTAN
©Arapova M., ORCID: 0000-0002-9069-7096, Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, Myskal.arapova_1984@mail.ru ©Tultemirova G., ORCID: 0000-0002-4901-883Х, Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, gulfina_1976@mail.ru ©Sadykova R., ORCID: 0000-0002-0946-259Х, Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, raziya.sadykova.83@mail.ru
Аннотация. Основным субъектом государственного управления является государство, поэтому необходимо уточнить понятие государства. Цели исследования: определение государственного и муниципального управления в Кыргызстане. Материалы и методы исследования: правки, предложения, изменения и закрепления в Конституции Киргизской Республики. Результаты исследования: органы местного самоуправления действуют на основе разделения обязанностей и полномочий от государственных органов и созданию электронного правительства. Выводы: в управлении используются современные информационные и коммуникационные технологии в рамках государственных программ, и привлекаются кадры, сочетающие в себе высокую профессиональную компетентность.
Abstract. The main subject of public administration is the government, so it is necessary to clarify the concept of government. Research objectives: definition of government and municipal administration in Kyrgyzstan. Research materials and methods: amendments, proposals, changes and consolidation in the Kyrgyz Republic Constitution. Research results: local government operates on the basis of duties and powers separation from government bodies and the creation of e-government. Conclusions: modern information and communication technologies are used in management within the framework of state programs, and personnel are involved that combine high professional competence.
Ключевые слова: государственное управление, муниципальное управление, Кыргызстан.
Keywords: public administration, municipal administration, Kyrgyzstan.
В первые годы независимости в 1991 году продолжали свою работу органы государственной власти советского типа: Верховный Совет (парламент), Совет Министров, Верховный суд и местные суды. В стране начались масштабные реформы по переходу к демократическому обществу, основанному на рыночной экономике. Негативные изменения, начавшиеся в Кыргызстане, были закреплены в Конституции, принятой 5 мая 1993 года.
Основным субъектом государственного управления является государство. Поэтому необходимо уточнить понятие государства. Государство — это известный в теории права способ организации общества, политический строй, распространяющийся на всех общества, выступает в качестве его официального представителя и опирается на средства и меры
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №2. 2023
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/87
принуждения, общеполитической власти. Становление государственного управления в постсоветский период. В Кыргызстане государственное управление прошло несколько этапов за годы независимости как работа всех ветвей государственной власти, обеспечивающая и реализующая государственную политику, направленную на эффективное использование ресурсов общества, соблюдение прав человека и свободы. В первые годы провозглашения независимости в 1991 г. продолжали действовать органы государственной власти советского образца: Верховный Совет (Парламент), Совет Министров, Верховный суд и местные суды. В стране начались масштабные реформы по переходу к демократическому обществу, основанному на рыночной экономике. Негативные изменения, начавшиеся в Кыргызстане, были закреплены в Конституции, принятой 5 мая 1993 года. Конституция провозглашает, что государственная власть основывается на следующих принципах: 1) верховенство народной власти, представленной и обеспечиваемой Жогорку Кенешем и избираемым всем народом Президентом [1]; 2) распределение государственной власти; 3) ответственность государственных органов и органов местного самоуправления перед народом, осуществление своих полномочий в интересах народа; 4) четкое разделение обязанностей и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Неоднократные поправки в Конституцию, продление полномочий до третьего срока и установление семейно-родового правления привели к утрате доверия народа к первому Президенту и его отставке. Новая Конституция была принята в 2007 году при втором Президенте. В Конституции 1993 года не было никаких полномочий президента. Согласно этой Конституции полномочия по определению структуры и состава правительства Киргизской Республики переданы Жогорку Кенешу. Тем не менее ряд полномочий, позволявших постепенно восстановить семейно-клановое правление, был сохранен за президентом. В итоге это вызвало всеобщее недовольство и привело к отставке второго Президента КР. Таким образом, в новейшей истории Кыргызстана президентская форма правления дважды приводила к концентрации государственной власти в руках одного лица и не могла обеспечить решение основных социально-экономических проблем общества. С учетом этого опыта новое политическое руководство Кыргызстана, пришедшее к власти весной 2010 года, предложило общественности парламентско-президентскую форму организации государственной власти. После обретения независимости в 1991 году, наряду со структурными изменениями в системе центральных органов власти и управления Киргизской Республики, претерпела изменения и система местного или регионального государственного управления. Реформирование системы местного областного государственного управления направлено на адаптацию их к новым политическим и экономическим реалиям, децентрализацию государственного управления путем передачи полномочий от центральных государственных органов местным областным государственным органам и органам местного самоуправления [2].
В статье приведены исторические факты о правках в конституции КР о полномочиях президента. Рассмотрены структурные изменения в организации власти и роль институтов в управлении государством. Отмечено значение электронного правительства в Киргизской Республике. Следует отметить, что все изменения в системе областного государственного управления проводились в условиях сохранившегося с советского периода административно-территориального устройства Киргизской Республики: республика, область, район, город, село. Государственное управление понимается как деятельность особых органов -преимущественно органов исполнительной власти. Они представляют собой наиболее сложную и многообразную часть государственного аппарата, который концентрирует в своих руках практически всю управленческую информацию и важнейшие средства государственного управления [3].
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №2. 2023
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/87
Главную роль в местном государственном управлении играл Институт местного государственного управления. Он обеспечил координацию деятельности областных управлений министерств и ведомств и их взаимодействие с органами местного самоуправления, взял на себя государственный контроль за выполнением переданных государственных функций и полномочий. В развитии этого института можно выделить несколько этапов. Изначально институт местного государственного управления был создан как орган исполнительной власти в областях, районах и городах Киргизской Республики в соответствии с Законом «О местном самоуправлении и местном государственном управлении в Киргизской Республике», принятым 4 марта, 1992. Это положение законодательно закреплено во второй главе Конституции Киргизской Республики 1993 года под названием «Местная государственная администрация». В то время областные и районные советы (советы) депутатов работали совместно с местными государственными администрациями в районах областей и районов. Местные государственные администрации подотчетны Президенту и правительству. Второй этап связан с проведенной в 1996 году конституционной реформой и Указом Президента Киргизской Республики от 20 марта 1996 года «О мерах по дальнейшему повышению роли и ответственности глав местных государственных администраций и органов местного самоуправления» [4]. Это позволило провести ряд качественных реформ в системе регионального управления. В частности, сельские районы были полностью переведены на принцип самоуправления. Кроме того, с введением губернаторского института были приняты меры по повышению местной легитимности. Аким Ярлыкского района определен высшим должностным лицом, ответственным за исполнение законов, указов Президента Киргизской Республики и постановлений правительства. Третий этап был связан с углублением рыночных отношений в экономике, децентрализацией государственного управления и ТЭЦ в сельской местности, переходом на принципы муниципального управления городов республики. В такой ситуации возникла необходимость корректировки принципов, понятий, понятий и положений, касающихся системы органов местного самоуправления, а также местных органов государственной власти. В связи с этим 12 января 2002 года была принята новая редакция Закона Киргизской Республики «О местном самоуправлении и местной государственной администрации», многие его положения и понятия продолжают действовать и сегодня. С принятием этого Закона узаконено именование лиц, занимающих главные государственные должности в районах области и района губернаторами и акимами. В соответствии с Конституцией Киргизской Республики органы местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти решают вопросы местного значения в жизни населения сел, городов и районов. Органы местного самоуправления действуют на основе разделения обязанностей и полномочий от государственных органов и созданию электронного правительства. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и сети Интернет в работе органов государственного управления рассматривается как инструмент повышения эффективности их работы. Основное внимание здесь уделялось созданию электронного правительства, которое обеспечивало бы оказание государственных услуг, прозрачность работы государственных органов, их ответственность и близость к гражданам. Поэтому создание и развитие электронного правительства в Киргизской Республике, как и во многих странах мира, стало одним из приоритетных направлений совершенствования государственного управления [5].
В государственном управлении используются современные информационные и коммуникационные технологии, внедряемые в рамках государственных программ, и привлекаются кадры, сочетающие в себе высокую профессиональную компетентность и морально-этические качества.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №2. 2023
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/87
Список литературы:
1. Asanbekova D., Osmonova A., Abdyldaev I., Begaliev E., Ashimov K., Narbaev O., Abdullaeva Z. Political System in the Sovereign Kyrgyzstan //Open Journal of Political Science. 2021. V 11. №02. P. 266. https://doi.org/10.4236/ojps.2021.112018
2. Суеркулов У. С., Асанбекова Д. Ж. Организация охраны окружающей среды органами местного самоуправления в суверенном Кыргызстане // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №4. С. 472-476. https://doi.org/10.33619/2414-2948/77/54
3. Букалова С. В. Местное управление в свете теории государственного управления // Вестник государственного и муниципального управления. 2012. №3. С. 9-18.
4. Тутуев К. М. Конституционно-правовые принципы местного самоуправления по законодательству Кыргызской Республики // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2010. №4. С. 66-73.
5. Морозова Г. А. Процесс совершенствования государственного управления // Труды НГТУ им. РЕ Алексеева. 2014. №2 (104). С. 256-262.
References:
1. Asanbekova, D., Osmonova, A., Abdyldaev, I., Begaliev, E., Ashimov, K., Narbaev, O., ... & Abdullaeva, Z. (2021). Political System in the Sovereign Kyrgyzstan. Open Journal of Political Science, 77(02), 266. https://doi.org/10.4236/ojps.2021.112018
2. Suerkulov, U., & Asanbekova, D. (2022). Organization of Environment Protection by Local Self-government Bodies in Sovereign Kyrgyzstan. Bulletin of Science and Practice, 5(4), 472-476. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/77/54
3. Bukalova, S. V. (2012). Mestnoe upravlenie v svete teorii gosudarstvennogo upravleniya. Vestnikgosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya, (3), 9-18. (in Russian).
4. Tutuev, K. M. (2010). Konstitutsionno-pravovye printsipy mestnogo samoupravleniya po zakonodatel'stvu Kyrgyzskoi Respubliki. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Pravo", (4), 66-73. (in Russian).
5. Morozova, G. A. (2014). Protsess sovershenstvovaniya gosudarstvennogo upravleniya. Trudy NGTU im. RE Alekseeva, (2 (104)), 256-262. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 07.01.2023 г. 16.01.2023 г.
Ссылка для цитирования:
Арапова М., Тултемирова Г., Садыкова Р. Государственное и муниципальное управление в Кыргызстане // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9. №2. С. 258-261. https://doi.org/10.33619/2414-2948/87/31
Cite as (APA):
Arapova, M., Tultemirova, G., & Sadykova, R. (2023). Government and Municipal
Administration in Kyrgyzstan. Bulletin of Science and Practice, 9(2), 258-261. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/87/31