Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В КЫРГЫЗСТАНЕ'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В КЫРГЫЗСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
133
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КЫРГЫЗСТАН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Арапова Мыскал, Тултемирова Гульфина, Садыкова Разия

Основным субъектом государственного управления является государство, поэтому необходимо уточнить понятие государства. Цели исследования: определение государственного и муниципального управления в Кыргызстане. Материалы и методы исследования: правки, предложения, изменения и закрепления в Конституции Киргизской Республики. Результаты исследования: органы местного самоуправления действуют на основе разделения обязанностей и полномочий от государственных органов и созданию электронного правительства. Выводы: в управлении используются современные информационные и коммуникационные технологии в рамках государственных программ, и привлекаются кадры, сочетающие в себе высокую профессиональную компетентность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNMENT AND MUNICIPAL ADMINISTRATION IN KYRGYZSTAN

The main subject of public administration is the government, so it is necessary to clarify the concept of government. Research objectives: definition of government and municipal administration in Kyrgyzstan. Research materials and methods: amendments, proposals, changes and consolidation in the Kyrgyz Republic Constitution. Research results: local government operates on the basis of duties and powers separation from government bodies and the creation of e-government. Conclusions: modern information and communication technologies are used in management within the framework of state programs, and personnel are involved that combine high professional competence.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В КЫРГЫЗСТАНЕ»

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №2. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/87

УДК 352 https://doi.org/10.33619/2414-2948/87/31

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В КЫРГЫЗСТАНЕ

©Арапова M., ORCID: 0000-0002-9069-7096, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, [email protected] ©Тултемирова Г., ORCID: 0000-0002-4901-883Х, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, [email protected] ©Садыкова Р., ORCID: 0000-0002-0946-259Х, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан

GOVERNMENT AND MUNICIPAL ADMINISTRATION IN KYRGYZSTAN

©Arapova M., ORCID: 0000-0002-9069-7096, Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, [email protected] ©Tultemirova G., ORCID: 0000-0002-4901-883Х, Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, [email protected] ©Sadykova R., ORCID: 0000-0002-0946-259Х, Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, [email protected]

Аннотация. Основным субъектом государственного управления является государство, поэтому необходимо уточнить понятие государства. Цели исследования: определение государственного и муниципального управления в Кыргызстане. Материалы и методы исследования: правки, предложения, изменения и закрепления в Конституции Киргизской Республики. Результаты исследования: органы местного самоуправления действуют на основе разделения обязанностей и полномочий от государственных органов и созданию электронного правительства. Выводы: в управлении используются современные информационные и коммуникационные технологии в рамках государственных программ, и привлекаются кадры, сочетающие в себе высокую профессиональную компетентность.

Abstract. The main subject of public administration is the government, so it is necessary to clarify the concept of government. Research objectives: definition of government and municipal administration in Kyrgyzstan. Research materials and methods: amendments, proposals, changes and consolidation in the Kyrgyz Republic Constitution. Research results: local government operates on the basis of duties and powers separation from government bodies and the creation of e-government. Conclusions: modern information and communication technologies are used in management within the framework of state programs, and personnel are involved that combine high professional competence.

Ключевые слова: государственное управление, муниципальное управление, Кыргызстан.

Keywords: public administration, municipal administration, Kyrgyzstan.

В первые годы независимости в 1991 году продолжали свою работу органы государственной власти советского типа: Верховный Совет (парламент), Совет Министров, Верховный суд и местные суды. В стране начались масштабные реформы по переходу к демократическому обществу, основанному на рыночной экономике. Негативные изменения, начавшиеся в Кыргызстане, были закреплены в Конституции, принятой 5 мая 1993 года.

Основным субъектом государственного управления является государство. Поэтому необходимо уточнить понятие государства. Государство — это известный в теории права способ организации общества, политический строй, распространяющийся на всех общества, выступает в качестве его официального представителя и опирается на средства и меры

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №2. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/87

принуждения, общеполитической власти. Становление государственного управления в постсоветский период. В Кыргызстане государственное управление прошло несколько этапов за годы независимости как работа всех ветвей государственной власти, обеспечивающая и реализующая государственную политику, направленную на эффективное использование ресурсов общества, соблюдение прав человека и свободы. В первые годы провозглашения независимости в 1991 г. продолжали действовать органы государственной власти советского образца: Верховный Совет (Парламент), Совет Министров, Верховный суд и местные суды. В стране начались масштабные реформы по переходу к демократическому обществу, основанному на рыночной экономике. Негативные изменения, начавшиеся в Кыргызстане, были закреплены в Конституции, принятой 5 мая 1993 года. Конституция провозглашает, что государственная власть основывается на следующих принципах: 1) верховенство народной власти, представленной и обеспечиваемой Жогорку Кенешем и избираемым всем народом Президентом [1]; 2) распределение государственной власти; 3) ответственность государственных органов и органов местного самоуправления перед народом, осуществление своих полномочий в интересах народа; 4) четкое разделение обязанностей и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Неоднократные поправки в Конституцию, продление полномочий до третьего срока и установление семейно-родового правления привели к утрате доверия народа к первому Президенту и его отставке. Новая Конституция была принята в 2007 году при втором Президенте. В Конституции 1993 года не было никаких полномочий президента. Согласно этой Конституции полномочия по определению структуры и состава правительства Киргизской Республики переданы Жогорку Кенешу. Тем не менее ряд полномочий, позволявших постепенно восстановить семейно-клановое правление, был сохранен за президентом. В итоге это вызвало всеобщее недовольство и привело к отставке второго Президента КР. Таким образом, в новейшей истории Кыргызстана президентская форма правления дважды приводила к концентрации государственной власти в руках одного лица и не могла обеспечить решение основных социально-экономических проблем общества. С учетом этого опыта новое политическое руководство Кыргызстана, пришедшее к власти весной 2010 года, предложило общественности парламентско-президентскую форму организации государственной власти. После обретения независимости в 1991 году, наряду со структурными изменениями в системе центральных органов власти и управления Киргизской Республики, претерпела изменения и система местного или регионального государственного управления. Реформирование системы местного областного государственного управления направлено на адаптацию их к новым политическим и экономическим реалиям, децентрализацию государственного управления путем передачи полномочий от центральных государственных органов местным областным государственным органам и органам местного самоуправления [2].

В статье приведены исторические факты о правках в конституции КР о полномочиях президента. Рассмотрены структурные изменения в организации власти и роль институтов в управлении государством. Отмечено значение электронного правительства в Киргизской Республике. Следует отметить, что все изменения в системе областного государственного управления проводились в условиях сохранившегося с советского периода административно-территориального устройства Киргизской Республики: республика, область, район, город, село. Государственное управление понимается как деятельность особых органов -преимущественно органов исполнительной власти. Они представляют собой наиболее сложную и многообразную часть государственного аппарата, который концентрирует в своих руках практически всю управленческую информацию и важнейшие средства государственного управления [3].

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №2. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/87

Главную роль в местном государственном управлении играл Институт местного государственного управления. Он обеспечил координацию деятельности областных управлений министерств и ведомств и их взаимодействие с органами местного самоуправления, взял на себя государственный контроль за выполнением переданных государственных функций и полномочий. В развитии этого института можно выделить несколько этапов. Изначально институт местного государственного управления был создан как орган исполнительной власти в областях, районах и городах Киргизской Республики в соответствии с Законом «О местном самоуправлении и местном государственном управлении в Киргизской Республике», принятым 4 марта, 1992. Это положение законодательно закреплено во второй главе Конституции Киргизской Республики 1993 года под названием «Местная государственная администрация». В то время областные и районные советы (советы) депутатов работали совместно с местными государственными администрациями в районах областей и районов. Местные государственные администрации подотчетны Президенту и правительству. Второй этап связан с проведенной в 1996 году конституционной реформой и Указом Президента Киргизской Республики от 20 марта 1996 года «О мерах по дальнейшему повышению роли и ответственности глав местных государственных администраций и органов местного самоуправления» [4]. Это позволило провести ряд качественных реформ в системе регионального управления. В частности, сельские районы были полностью переведены на принцип самоуправления. Кроме того, с введением губернаторского института были приняты меры по повышению местной легитимности. Аким Ярлыкского района определен высшим должностным лицом, ответственным за исполнение законов, указов Президента Киргизской Республики и постановлений правительства. Третий этап был связан с углублением рыночных отношений в экономике, децентрализацией государственного управления и ТЭЦ в сельской местности, переходом на принципы муниципального управления городов республики. В такой ситуации возникла необходимость корректировки принципов, понятий, понятий и положений, касающихся системы органов местного самоуправления, а также местных органов государственной власти. В связи с этим 12 января 2002 года была принята новая редакция Закона Киргизской Республики «О местном самоуправлении и местной государственной администрации», многие его положения и понятия продолжают действовать и сегодня. С принятием этого Закона узаконено именование лиц, занимающих главные государственные должности в районах области и района губернаторами и акимами. В соответствии с Конституцией Киргизской Республики органы местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти решают вопросы местного значения в жизни населения сел, городов и районов. Органы местного самоуправления действуют на основе разделения обязанностей и полномочий от государственных органов и созданию электронного правительства. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и сети Интернет в работе органов государственного управления рассматривается как инструмент повышения эффективности их работы. Основное внимание здесь уделялось созданию электронного правительства, которое обеспечивало бы оказание государственных услуг, прозрачность работы государственных органов, их ответственность и близость к гражданам. Поэтому создание и развитие электронного правительства в Киргизской Республике, как и во многих странах мира, стало одним из приоритетных направлений совершенствования государственного управления [5].

В государственном управлении используются современные информационные и коммуникационные технологии, внедряемые в рамках государственных программ, и привлекаются кадры, сочетающие в себе высокую профессиональную компетентность и морально-этические качества.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №2. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/87

Список литературы:

1. Asanbekova D., Osmonova A., Abdyldaev I., Begaliev E., Ashimov K., Narbaev O., Abdullaeva Z. Political System in the Sovereign Kyrgyzstan //Open Journal of Political Science. 2021. V 11. №02. P. 266. https://doi.org/10.4236/ojps.2021.112018

2. Суеркулов У. С., Асанбекова Д. Ж. Организация охраны окружающей среды органами местного самоуправления в суверенном Кыргызстане // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №4. С. 472-476. https://doi.org/10.33619/2414-2948/77/54

3. Букалова С. В. Местное управление в свете теории государственного управления // Вестник государственного и муниципального управления. 2012. №3. С. 9-18.

4. Тутуев К. М. Конституционно-правовые принципы местного самоуправления по законодательству Кыргызской Республики // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2010. №4. С. 66-73.

5. Морозова Г. А. Процесс совершенствования государственного управления // Труды НГТУ им. РЕ Алексеева. 2014. №2 (104). С. 256-262.

References:

1. Asanbekova, D., Osmonova, A., Abdyldaev, I., Begaliev, E., Ashimov, K., Narbaev, O., ... & Abdullaeva, Z. (2021). Political System in the Sovereign Kyrgyzstan. Open Journal of Political Science, 77(02), 266. https://doi.org/10.4236/ojps.2021.112018

2. Suerkulov, U., & Asanbekova, D. (2022). Organization of Environment Protection by Local Self-government Bodies in Sovereign Kyrgyzstan. Bulletin of Science and Practice, 5(4), 472-476. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/77/54

3. Bukalova, S. V. (2012). Mestnoe upravlenie v svete teorii gosudarstvennogo upravleniya. Vestnikgosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya, (3), 9-18. (in Russian).

4. Tutuev, K. M. (2010). Konstitutsionno-pravovye printsipy mestnogo samoupravleniya po zakonodatel'stvu Kyrgyzskoi Respubliki. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Pravo", (4), 66-73. (in Russian).

5. Morozova, G. A. (2014). Protsess sovershenstvovaniya gosudarstvennogo upravleniya. Trudy NGTU im. RE Alekseeva, (2 (104)), 256-262. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 07.01.2023 г. 16.01.2023 г.

Ссылка для цитирования:

Арапова М., Тултемирова Г., Садыкова Р. Государственное и муниципальное управление в Кыргызстане // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9. №2. С. 258-261. https://doi.org/10.33619/2414-2948/87/31

Cite as (APA):

Arapova, M., Tultemirova, G., & Sadykova, R. (2023). Government and Municipal

Administration in Kyrgyzstan. Bulletin of Science and Practice, 9(2), 258-261. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/87/31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.