Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СУВЕРЕННОМ КЫРГЫЗСТАНЕ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СУВЕРЕННОМ КЫРГЫЗСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
133
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / СУВЕРЕННЫЙ КЫРГЫЗСТАН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Суеркулов Улукбек, Асанбекова Джамиля Жекшеналиевна

Охрана окружающей среды является актуальной задачей и требует организационных действий каждой страны в том числе органов местного самоуправления. Материалы и методы исследования: в исследовании были использованы исторически нарративный и повествовательные методы описания событий, связанных с охраной окружающей среды. Разъяснены законы суверенной Киргизской Республики о вопросах охраны окружающей среды. Сделан литературный обзор законов об охране окружающей среды. Цели исследования: анализировать события и направления охраны окружающей среды, предоставляющие возможность осуществления экологического контроля муниципальным органам власти как в соответствии с законодательством суверенной Киргизской Республики. Результаты исследования: определены организационные деятельности органов местного самоуправления в области обращения с отходами на территории городских и других поселений, мероприятия по соблюдению правил, норм и нормативов в области охраны воздуха, об экологической экспертизе и так далее. Выводы: определяя приоритеты тех или иных видов деятельности по охране окружающей среды, необходимо отметить, что именно в соответствие с указанным Законом должны быть приведены все остальные законы, устанавливающие те или иные права и обязанности органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Суеркулов Улукбек, Асанбекова Джамиля Жекшеналиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF ENVIRONMENT PROTECTION BY LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES IN SOVEREIGN KYRGYZSTAN

Environmental protection is an urgent task and requires organizational actions of each country, including local self-government. Research materials and methods: in this study historical narrative and recitation methods in describing events related to environmental protection were used. Sovereign Kyrgyz Republic laws on environmental issues were explained. Research objectives: to analyze events and directions in environmental protection that provide an opportunity for implementation of environmental control by municipal authorities in accordance with the sovereign Kyrgyz Republic legislation. Research results: organizational activities by local governments in the field of waste management on the territory of urban and other settlements, measures to comply with the rules, norms and standards in the field of air protection, environmental impact assessment, and so on were determined. Conclusions: in determination priorities of certain types of environmental protection activities, it should be noted that it is in accordance with the specified law that all other laws establishing certain rights and obligations of local governments in the field of environmental protection should be brought.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СУВЕРЕННОМ КЫРГЫЗСТАНЕ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №4. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/77

УДК 342.7 https://doi.org/10.33619/2414-2948/77/54

ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СУВЕРЕННОМ КЫРГЫЗСТАНЕ

©Суеркулов У. С., ORCID: 0000-0001-6115-7309, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, hamburg18@mail.ru ©Асанбекова Д. Ж., ORCID: 0000-0002-6057-7835, канд. пед. наук, Национальная академия наук Киргизской Республики, г. Ош, Кыргызстан, dasanbekova@oshsu.kg

ORGANIZATION OF ENVIRONMENT PROTECTION BY LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES IN SOVEREIGN KYRGYZSTAN

©Suerkulov U., ORCID: 0000-0001-6115-7309, Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, hamburg18@mail.ru ©Asanbekova D., ORCID: 0000-0002-6057-7835, Ph.D., National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic, Osh, Kyrgyzstan, dasanbekova@oshsu.kg

Аннотация. Охрана окружающей среды является актуальной задачей и требует организационных действий каждой страны в том числе органов местного самоуправления. Материалы и методы исследования: в исследовании были использованы исторически нарративный и повествовательные методы описания событий, связанных с охраной окружающей среды. Разъяснены законы суверенной Киргизской Республики о вопросах охраны окружающей среды. Сделан литературный обзор законов об охране окружающей среды. Цели исследования: анализировать события и направления охраны окружающей среды, предоставляющие возможность осуществления экологического контроля муниципальным органам власти как в соответствии с законодательством суверенной Киргизской Республики. Результаты исследования: определены организационные деятельности органов местного самоуправления в области обращения с отходами на территории городских и других поселений, мероприятия по соблюдению правил, норм и нормативов в области охраны воздуха, об экологической экспертизе и так далее. Выводы: определяя приоритеты тех или иных видов деятельности по охране окружающей среды, необходимо отметить, что именно в соответствие с указанным Законом должны быть приведены все остальные законы, устанавливающие те или иные права и обязанности органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды.

Abstract. environmental protection is an urgent task and requires organizational actions of each country, including local self-government. Research materials and methods: in this study historical narrative and recitation methods in describing events related to environmental protection were used. Sovereign Kyrgyz Republic laws on environmental issues were explained. Research objectives: to analyze events and directions in environmental protection that provide an opportunity for implementation of environmental control by municipal authorities in accordance with the sovereign Kyrgyz Republic legislation. Research results: organizational activities by local governments in the field of waste management on the territory of urban and other settlements, measures to comply with the rules, norms and standards in the field of air protection, environmental impact assessment, and so on were determined. Conclusions: in determination priorities of certain types of environmental protection activities, it should be noted that it is in accordance with the

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №4. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/77

specified law that all other laws establishing certain rights and obligations of local governments in the field of environmental protection should be brought.

Ключевые слова: охрана окружающей среды, организация, местное самоуправление, суверенный Кыргызстан.

Keywords: environmental protection, organization, local self-government, sovereign Kyrgyzstan.

Используемый в ст. 49 Конституции Киргизской Республики термин «окружающая среда» следует понимать в его самом что ни на есть широком значении, включающем как природную среду, так и элементы искусственной среды (https://clck.ru/ep5YU). Нарастающая экологическая напряженность становится квинтэссенцией современного развития мира. Она не только имеет острые социальные проявления (перманентное загрязнение окружающей среды, нехватка экологически чистых продуктов питания, возникновение локальных экологических конфликтов), но и ведет к подрыву естественных условий существования форм жизни и сложившегося динамического равновесия биосферы [1].

Последние данные социологических опросов, посвященные проблемам охраны окружающей среды, свидетельствуют о возрастающем интересе населения к проблемам охраны окружающей среды, что наше общество постепенно приходит к осознанию того, что нельзя жить только сегодняшним днем, а нужно действовать [2].

Среди конституционных обязанностей человека реализация этой обязанности, пожалуй, в наибольшей степени непосредственно связана с благом самого человека, с чем, в свою очередь, корреспондируется обязанность соответствующих государственных и муниципальных органов власти обеспечить конституционное право каждого человека на благоприятную окружающую среду (п. 1 ст. 49). Следовательно, в деятельности органов местного самоуправления функция охраны окружающей среды предполагает систему мер, направленных, с одной стороны, на повышение качества окружающей среды, благоприятно воздействующей на человека, с другой стороны, на защиту окружающей среды от причиняющей ей вред деятельности самого человека.

Согласно нормам ст. 4 закона Киргизской Республики от 16.06.1999 года «Об охране окружающей среды» (https://clck.ru/ep5YU) объектами охраны являются только природные объекты, среди которых: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Сама же охрана окружающей среды трактуется как деятельность, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды определяются в соответствии с нормами ст. 42 вышеуказанного закона.

В работе анализированы и определены организационные деятельности органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды и обращения с отходами на территории городских и других поселений, мероприятия по соблюдению правил. Рассмотрены требования, относящиеся к нормативным правовым актам органов местного самоуправления Киргизской Республики. Авторы выражают мнения о решении проблем

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №4. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/77

твердых бытовых отходов, загрязнении города автотранспортными средствами, проблем канализации в некоторых территориальных управах, загрязнении города парниковыми газами и др.

В силу того, что указанный Закон в вопросах охраны окружающей среды по своему статусу должен иметь базовое, профилирующее значение, такой подход законодателя к определению соответствующих полномочий органов местного самоуправления вряд ли можно признать удачным. Кроме того, законодательство об охране окружающей среды, условно говоря, находится в совместном ведении государственных органов и органов местного самоуправления (пп. 13 п. 6 ст. 29 Закона КР «О местной государственной администрации и органах местного самоуправления») (https://clck.ru/ep5ZE) и поэтому возникает вопрос: почему полномочия органов местного самоуправления в природоохранной сфере не могут быть установлены также и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления?

Водный кодекс КР от 12.01.2005 года (ст. 16-1) (https://clck.ru/NPQ9c)), Лесной кодекс КР от 08.07.1999 года (ст. 21) (https://clck.ru/ep5aX), закон КР от 17.06.1999 года «О животном мире» (ст. 10) (https://clck.ru/ep5bB) частично содержат перечня прав и обязанностей муниципальных органов, соответственно в области отношений по охране, рациональному использованию вод, лесов и животного мира, но упоминают о возможности наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в указанных сферах.

Аналогичную норму содержит ст. 37 закона КР от 12.06.1999 года «Об охране атмосферного воздуха» (https://clck.ru/ep5cF), где одним из мероприятий, реализуемых органами местного самоуправления является организация государственного мониторинга атмосферного воздуха, обеспечение его осуществления на соответствующих территориях муниципальных образований.

В соответствии с нормами ст. 4 закона КР от 13.11.2001 года «Об отходах производства и потребления» (https://clck.ru/ep5cj) органы местного самоуправления организуют деятельность в области обращения с отходами на территории городских и других поселений. Они определяют порядок сбора отходов на территории поселений, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, цветные и черные металлы, текстиль, бумага и др.). Этот порядок должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Согласно закону КР от 17.06.1999 года «О радиационной безопасности населения» (https://clck.ru/ep5dR) органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности. При планировании и проведении органами местного самоуправления мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, анализе их эффективности проводится оценка радиационной безопасности, результаты которой ежегодно заносятся в радиационно-экологический паспорт территории.

В соответствии с нормами ст. 8 закона КР от 16.06.1999 года «Об экологической экспертизе» (https://clck.ru/ep5e8) органы местного самоуправления делегируют экспертов для участия в заседаниях комиссий государственной экологической экспертизы в случае реализации объекта экспертизы на территории соответствующего муниципального образования, организуют общественные обсуждения, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе, организуют по требованию населения общественную

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №4. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/77

экологическую экспертизу, информируют специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы о намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Из представленных примеров регулирования участия органов местного самоуправления в охране окружающей среды видно, что степень этого участия дифференцирована. Для того, чтобы понять закономерность этой дифференциации, надо, в свою очередь, обратиться к закону КР от 20.10.2021 года «О местной государственной администрации и органах местного самоуправления» (https://clck.ru/ep5ZE), который устанавливает вопросы охраны окружающей среды.

Подобного рода требование относится и к нормативным правовым актам органов местного самоуправления КР, которые, в своем большинстве, либо дублируют положения законов о соответствующих правах органов местного самоуправления, либо как, например, в решении Ошского городского Кенеша от 25 декабря 2019 года №208 «О проводимой работе межрегиональным управлением по городу Ош Государственной инспекции по экологической и технической безопасности при Правительстве Киргизской Республики» (https://clck.ru/ep5fx), даже не выделяют сферу специальной самостоятельной деятельности органов местного самоуправления.

Так, например, количество автомобилей в Оше за последние годы растет стремительными темпами. Так, по данным ГРС в 2020 году среднее количество машин на тысячу жителей достиг 220 автомобилей (https://clck.ru/ep5gS). По сравнению с другими городами эта цифра намного превышает средние коэффициенты. Данный показатель свидетельствует о слабой городской политике по развитию общественного транспорта. В городе Ош по неофициальным данным было установлено, что доля автотранспорта составляет более 70% от валового выброса загрязняющих веществ в атмосферу Оша всеми источниками. По этому вопросу никто из муниципальных должностных лиц и органов власти по городу Ош не приняли мер по снижению вредного воздействия автотранспорта на окружающую среду города Ош.

На наш взгляд, остро стоят вопросы: решения проблемы твердых бытовых отходов; загрязнение города автотранспортными средствами; проблемы канализации в некоторых территориальных управах; загрязнение города парниковыми газами; нарушение законодательства в водо-охранных зонах реки Ак-Буура; нарушение законодательства в пастбищах города Ош; вопросы озеленение города; вопросы экологической информированности жителей города; вопросы рационального использования воды в автомойках города. К наглядности приведем несколько примеров об экологической обстановке с цифрами города Ош.

Интересен опыт некоторых городов, которые решают проблемы озеленения путем привлечения к этой деятельности частных партнеров. В качестве примера приведем опыт Сингапура. Наиболее распространенный прием при использовании «вертикальных садов» -это декорирование фасадов зданий фитокартинами из живых растений. Такие «зеленые стены» совершенно меняют облик здания, придают ему новое решение [3].

В работе рассмотрены кодексы, нормы и законы об охране окружающей среды в Киргизской Республике. Представляется, что охрана окружающей среды — это не просто набор каких-либо декларированных законодателем мероприятий. Необходимость в конкретных видах деятельности по охране окружающей среды проявляется непосредственно в самих муниципальных образованиях. Именно поэтому важным показателем фактического участия органов местного самоуправления в организации охраны окружающей среды

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №4. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/77

является их нормотворческая и правоприменительная деятельность, осуществляемая в этой сфере.

Список литературы:

1. Хлуденева Н. И., Кичигин Н. В. Право и экология // Журнал российского права. 2013. №8 (200). С. 119-137.

2. Толстых Д. С., Толстых С. К. Окружающая среда и современный мир // Вестник ВИ МВД России. 2007. №4. С. 104-105.

3. Максименко А., Резник М. Озеленение городов в условиях плотной городской застройки // Строительство и техногенная безопасность. 2015. №1 (53). С. 12-14.

References:

1. Khludeneva, N. I., & Kichigin, N. V. (2013). Pravo i ekologiya. Zhurnal rossiiskogoprava, (8 (200)), 119-137. (in Russian).

2. Tolstykh, D. S., & Tolstykh, S. K. (2007). Okruzhayushchaya sreda i sovremennyi mir. Vestnik VIMVD Rossii, (4), 104-105. (in Russian).

3. Maksimenko, A., & Reznik, M. (2015). Ozelenenie gorodov v usloviyakh plotnoi gorodskoi zastroiki. Stroitel'stvo i tekhnogennaya bezopasnost', (1 (53)), 12-14. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 12.03.2022 г. 15.03.2022 г.

Ссылка для цитирования:

Суеркулов У С., Асанбекова Д. Ж. Организация охраны окружающей среды органами местного самоуправления в суверенном Кыргызстане // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №4. С. 472-476. https://doi.org/10.33619/2414-2948/77/54

Cite as (APA):

Suerkulov, U., & Asanbekova, D. (2022). Organization of Environment Protection by Local Self-government Bodies in Sovereign Kyrgyzstan. Bulletin of Science and Practice, 5(4), 472-476. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/77/54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.