Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №5. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/90
УДК 341 https://doi.org/10.33619/2414-2948/90/60
РЕЖИМ ЗАКОННОСТИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
©Пазылова М. Н., Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан
RULE OF LAW IN THE SPHERE OF PUBLIC ADMINISTRATION
©Pazylova M., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan
Аннотация. На основе общенаучных и частно научных методов исследования проанализировано режим законности в сфере государственного управления. Дана общая характеристика условий режима законности, содержание и механизмы его обеспечения.
Abstract. On the basis of general scientific and private scientific research methods, the regime of legality in the sphere of public administration is analyzed. The general characteristics of the conditions of the rule of law, the content and mechanisms of its provision are given.
Ключевые слова: государственнное управление, законность, легитимность.
Keywords: public administration, legality, legitimacy.
В сфере государственного управления, при котором государство, его органы и должностные лица осуществляют свои функции правовыми средствами, а также в правовой форме. Государственный аппарат в процессе своей деятельности использует специальные методы и решения при решении служебных вопросов в соответствии с действующим законодательством. Этот аспект требует наличия трех основных условий функционирования легитимности. К ним относятся передовое и качественное законодательство, его внедрение и реализация, а также специальные органы, которые контролируют выполнение правовых предписаний. Согласно ст. 37 Конституции Киргизской Республики «Каждый имеет право на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к их должностным лицам, которые обязаны предоставить обоснованный ответ в установленный законом срок» [1].
Как указано в концепции модернизации государственной службы Киргизской Республики, основной проблемой государственной службы является неэффективная деятельность государственных органов по реализации государственных функций в современных экономических, политических и социальных условиях. Эта проблема решается при следующих условиях:
- плохая ориентация государственных органов и их аппарата на оказание государственных услуг;
- отсутствие научно обоснованной целевой государственной политики в сфере государственной службы;
- несоответствие правовых актов и правоприменительной практики;
- сохранение высокого уровня коррупции, протекционизма, местничества и других условий в государственных органах;
- заработная плата и социальные гарантии, не соответствующие современным
I Тип лицензии СС: Attribution 4.0 International (СС BY 4.0)
475
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №5. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/90
требованиям;
- низкий уровень компетентности и профессионализма (https://goo.su/PEkD).
Применяемые правовые акты включают в себя не только систему законов и иных нормативных правовых актов, но и иные формы права, санкционированные государством, и составляют нормативную основу законности. Однако наличие качественного и развитого законодательства не объясняет автоматически установление и укрепление правового государства, оно служит лишь предпосылкой становления института правового государства. Также необходимо соблюдать требования применимых правовых актов на практике. Если она не будет реализована на практике, то будет носить не реальный, а формальный характер. Еще одним методологическим аспектом законности является наличие специальных правоохранительных органов, обладающих правовыми механизмами и средствами контроля за исполнением действующего законодательства, особенно за его исполнением. К таким средствам относятся апелляции, возражения, судебный контроль, проверка соответствия актов Конституции и др. При необходимости правоохранительные органы вправе добавлять государственные принудительные механизмы для обеспечения законности.
Верховенство закона — это политико-правовой режим, ограждающий отдельных лиц от тирании правительства, народные массы от анархии, а общество в целом от насилия, хаоса, паники, подобных условий жизни и правовой среды. Н. Г. Александров рассматривает законность как «особый социальный режим». В нем своевременно выявляются и устраняются нарушения права, то есть законность, он определяет как «устойчивый образ правоотношений» [2. с. 76].
П. М. Рабинович рассматривает законность как установленное условие общественных отношений, соответствующее законам и подзаконным актам. Понятие «режим законности» — это соответствие общественных отношений законам и иным подзаконным актам [3, с. 233].
Следовательно, режим законности — это правовой статус общественных отношений, поведение в соответствии с законом. Это требования общества и государства, которые четко и беспристрастно реализуют правовые нормы повсеместно. Согласно ст. 25 закона Киргизской Республики «О государственной гражданской службе и муниципальной службе» государственный служащий, вступая в свою должность дает присягу следовать принципам законности и должности (https://goo.su/I2lezI).
Государственная гражданская служба и муниципальная служба основываются на единстве и целостности системы государственного управления и действуют на принципах: Верховенства Конституции, дисциплины и персональной ответственности за исполнение служебных обязанностей. Можно сказать, что ряд принципов, перечисленных выше, являются необходимыми принципами для поддержания верховенства закона в каждой стране.
Верховенство закона — это принцип зависимости всех нормативных правовых актов и правовых актов от закона. Принцип верховенства права получил широкое распространение в следующих требованиях: все законы должны соответствовать Конституции и другим вышестоящим законам; нормативно-правовые акты по закону должны соответствовать законам; правоприменительная и правоприменительная деятельность должна основываться и соответствовать закону и правовым нормам; акт индивидуального поведения также должен соответствовать самому закону и основанным на нем нормативным актам и актам правоприменения.
Иными словами, к конкретным правовым задачам принципа верховенства права мы подошли через соответствующие требования законности. Точно так же в результате видов
I Тип лицензии СС: Attribution 4.0 International (СС BY 4.0)
476
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №5. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/90
деятельности и ее результатов иные принципы законности могут превращаться в требования, а затем и в конкретные правовые нормы. Это позволит четко определить перечень его требований, создать дополнительные возможности для укрепления законности и правопорядка, нормативно их усилить и конкретизировать.
Равенство всех перед законом составляет суть принципа: в процессе реализации закона и его нарушения ответственность по закону обеспечивается на одном уровне. Любое должностное, социальное, имущественное положение, предыдущая служба, принадлежность к определенной национальности, партии и т.п. не освобождает от ответственности в соблюдении и нарушении закона. Вышеперечисленные принципы предусмотрены Конституцией Киргизской Республики и соответствующими законами.Гарантия органов государственной службы обеспечивается системой конституционно-правовых мер и защиты нарушенных прав. Правовая защита государственного управления устанавливается в следующих случаях:
Право государственного органа и служащего на судебную защиту. В качестве особой гарантии необходимо упомянуть конституционное право на судебную защиту. В правовом демократическом государстве при разрешении споров о нарушении прав суд считается независимым ни от кого субъектом права. Суды рассматривают иски государственных органов, их должностных лиц и граждан о признании недействительными актов органов государственного управления.
Субъекты государственной власти осуществляют правоприменение и издают большое число нормативных актов, они обладают большими властными полномочиями, распоряжаются огромными материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами. Кроме того органы государственной власти обладают дискреционными полномочиями, свободой усмотрения, которая служит одним из средств выполнения государственными органами возложенных на них задач и полномочий. Основанием для отмены правовых актов (решений) органов государственного управления и должностных лиц может быть только решение суда. В демократическом правовом государстве суд разрешает споры о нарушенных правах самостоятельно и без влияния каких-либо внешних субъектов права. Суды рассматривают иски должностных лиц органов государственного управления и граждан об отмене актов, нарушающих права граждан:
1) органы государственной власти и государственные должностные лица;
2) органы местного самоуправления и должностные лица;
3) учреждения, организации и предприятия независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.
Итак, в настоящее время осуществляется несколько видов контроля за деятельностью органов государственного управления: конституционный, судебный, прокурорский, административный контроль. Помимо контроля и надзора, юридическая ответственность рассматривается как средство юридической гарантии в обеспечении законности. Он налагается на должностных лиц, нарушающих закон, а граждане имеют право обжаловать в суде незаконные действия или решения должностных лиц. Поскольку государственным органам и их должностным лицам лежит ответственность государственных организаций и их работников задача обеспечить соблюдение юридических норм огромным числом субъектов права, юридически правомерное функционирование государственного механизма является важной гарантией соблюдения законности. Одним из основополагающих требований законности государственной администрации состоит в том, что законы и подзаконные нормативные акты должны неукоснительно соблюдаться теми, кому доверено
I Тип лицензии СС: Attribution 4.0 International (СС BY 4.0)
477
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №5. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/90
их применение, их защита. Деятельность государственного управления носит автономный и в определенной степени системный характер, что создает возможность разработки мер воздействия на данный объект.
Поэтому для обеспечения законности в деятельности государственной службы необходимо выполнение следующих требований:
- должны отвечать требованиям законности по форме и содержанию деятельности в государственных органах;
- нормативные акты, принимаемые в результате деятельности органов государственного управления, не должны выходить за пределы их полномочий;
- должны быть своевременно зарегистрированы;
- своевременное информирование местного населения, о деятельности органов государственного управления;
- деятельность в органах государственного управления должна осуществляться в соответствии с решениями органов государственной власти.
Список литературы:
1. Конституция Кыргызской Республики: принята на двенадцатой сессии Верховного Совета Республики Кыргызстан двенадцатого созыва 5 мая 1993 года. Бишкек, 2003. 107 с.
2. Александров Н. Г. Применение норм социалистического права. М., 1958. 76 с.
3. Рабинович П. М. Упрочнение законности - закономерности социализма. Львов, 1975.
References:
1. Konstitutsiya Kyrgyzskoi Respubliki: prinyata na dvenadtsatoi sessii Verkhovnogo Soveta Respubliki Kyrgyzstan dvenadtsatogo sozyva 5 maya 1993 goda (2003). Bishkek. (in Russian).
2. Aleksandrov, N. G. (1958). Primenenie norm sotsialisticheskogo prava. Moscow. (in Russian).
3. Rabinovich, P. M. (1975). Uprochnenie zakonnosti - zakonomernosti sotsializma. Lviv. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 04.04.2023 г. 11.04.2023 г.
Ссылка для цитирования:
Пазылова М. Н. Режим законности в сфере государственного управления // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9. №5. С. 475-478. https://doi.org/10.33619/2414-2948/90/60
Cite as (APA):
Pazylova, M. (2023). Rule of Law in the Sphere of Public Administration. Bulletin of Science and Practice, 9(5), 475-478. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/90/60
® I
ь^МЗм Тип лицензии CC: Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
478