Научная статья на тему 'Пути повышения уровня подготовки в области гражданской бороны и защиты от чрезвычайных ситуаций высших должностных Лиу субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации)'

Пути повышения уровня подготовки в области гражданской бороны и защиты от чрезвычайных ситуаций высших должностных Лиу субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
52
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшие должностные лица субъектов Российской Федерации / руководители / формы подготовки / гражданская оборона / защита от чрезвычайных ситуаций / индивидуальный тренинг / реализация / senior officials of the subjects of the Russian Federation / managers / forms of training / civil defense / protection from emergency situations / individual training / implementation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Н. В. Твердохлебов

В статье изложена необходимость поиска и внедрения новых форм подготовки высших должностных лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. Обозначены существующие формы подготовки этих должностных лиц. Предложена и обоснована новая формы их подготовки, а также изложены предложения по её практической реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Н. В. Твердохлебов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF IMPROVING TRAINING IN THE FIELD OF CIVIL DEFENSE AND PROTECTION FROM EMERGENCY SITUATIONS THE SENIOR OFFICIAL LIU OF CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION (HEADS OF HIGHER EXECUTIVE BODIES OF STATE POWER OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION)

The article describes the necessity of search and introduction of new forms of training senior officials of constituent entities of the Russian Federation (heads of higher Executive bodies of state power of subjects of the Russian Federation) in the field of civil defense and protection in emergency situations. Labeled existing forms of training these officers. Proposed and justified new forms of training, and suggestions for its practical implementation.

Текст научной работы на тему «Пути повышения уровня подготовки в области гражданской бороны и защиты от чрезвычайных ситуаций высших должностных Лиу субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации)»

На основании изложенных данных, очевидно, что вопрос оценки качества и технической эффективности ПА и пожарных надстроек может быть решен за счет:

- проведения более глубокого детального исследования вопроса оценки уровня межвидовой унификации пожарных надстроек;

- введения определяющего параметра эффективности пожарных надстроек;

- разработки комплексной оценки эффективности пожарных надстроек;

- универсализации пожарных надстроек.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения: ГОСТ Р 53247—2009 // Электронная база данных документов по пожарной безопасности (ЭБД НСИС ПБ) 2016. № 1 (58).

2. Пожарная техника: Учеб. / Под ред. М.Д. Безбородько. - М.: Акад. ГПС МЧС России, 2004. - 550 с.

3. Техника пожарная. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний: ГОСТ Р 53328—2009 // Электронная база данных документов по пожарной безопасности (ЭБД НСИС ПБ) 2016. № 1 (58).

4. Дворников А.И. Метод комплексной оценки технических параметров качества пожарных автоцистерн. [Текст]: дис. ... канд. тех. наук: 05.26.03:/ Дворников А.И. - СПб., 2001. - 145 с.

5. Маркова Н.Б. Методика комплексной оценки эффективности пожарных автомобилей порошкового тушения. [Текст]: дис. ... канд. тех. наук: 05.26.03:/ Маркова Н.Б. - СПб., 2016. - 124 с.

6. Техника пожарная. Пожарные автомобили. Номенклатура показателей: ГОСТ Р 53248—2009 // Электронная база данных документов по пожарной безопасности (ЭБД НСИС ПБ) 2016. № 1 (58).

7. Сытдыков М.Р. Повышение эффективности применения установок порошкового пожаротушения на основе стандартизации и унификации. [Электронный ресурс] / М.Р. Сытдыков, Д.А. Крылов, А.С. Поляков // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». 2016. № 2. С. 54-60.

8. Сытдыков М.Р. Информационно-статистический анализ уровня межвидовой унификации основных пожарных автомобилей / М.Р. Сытдыков, О.М. Пелекшин, А.С. Поляков // Научно-аналитический журнал «Проблемы управления рисками в техносфере». 2016. № 2 (38). С. 26-33.

УДК 351.861, 614.8.084

Н.В.Твердохлебов

ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), г. Москва.

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ БОРОНЫ И ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ВЫСШИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИУ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РУКОВОДИТЕЛЕЙ ВЫСШИХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

В статье изложена необходимость поиска и внедрения новых форм подготовки высших должностных лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) в

области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. Обозначены существующие формы подготовки этих должностных лиц. Предложена и обоснована новая формы их подготовки, а также изложены предложения по её практической реализации.

Ключевые слова: высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, руководители, формы подготовки, гражданская оборона, защита от чрезвычайных ситуаций, индивидуальный тренинг, реализация.

N. Tverdokhlebov

WAYS OF IMPROVING TRAINING IN THE FIELD OF CIVIL DEFENSE AND PROTECTION FROM EMERGENCY SITUATIONS THE SENIOR OFFICIAL LIU OF CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION (HEADS OF HIGHER EXECUTIVE BODIES OF STATE POWER OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION)

The article describes the necessity of search and introduction of new forms of training senior officials of constituent entities of the Russian Federation (heads of higher Executive bodies of state power of subjects of the Russian Federation) in the field of civil defense and protection in emergency situations. Labeled existing forms of training these officers. Proposed and justified new forms of training, and suggestions for its practical implementation.

Key words: senior officials of the subjects of the Russian Federation, managers, forms of training, civil defense, protection from emergency situations, individual training, implementation.

5 февраля 2019 г. на пленарном заседании Государственной Думы Российской Федерации состоялось рассмотрение в первом чтении законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданской обороне».

По итогам состоявшегося обсуждения законопроект принят в первом чтении [I]. Данным законопроектом устанавливается, в том числе и то, что руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации должны осуществлять высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Кроме этого поручением Президента Российской Федерации от 18 октября 2017 г. № Пр-2107 определено, что функции председателей комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации (далее - председатели КЧС и ПБ) должны быть возложены на высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

Таким образом, на высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) (далее - руководители) данными документами возлагаются в области ГО и защиты от ЧС новые функции и полномочия, выполнение которых требует соответствующих знаний, умений и навыков, а соответственно и совершенствования форм их подготовки в этих областях.

В Положениях, утверждённых постановления Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 [2] и от 4 сентября 2003 г. № 547 [3] определены, в том числе и существующие формы подготовки руководителей в области ГО и защиты от ЧС.

Первоначальные знания в области ГО и защиты от ЧС руководители получают в ходе обучения по программам общего, среднего профессионального и высшего образования в рамках изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Совершенствование знаний, а также приобретение умений и навыков в области ГО и

защиты от ЧС руководителями осуществляется в ходе реализации, установленных постановлениями Правительством Российской Федерации [2, 3], следующих форм подготовки:

самостоятельная работа с нормативными документами по вопросам организации, планирования и проведения мероприятий ГО и по защите от ЧС;

изучение своих функциональных обязанностей по ГО и защите от ЧС;

личное участие в тренировках и учениях по ГО и защите от ЧС.

Председатели КЧС и ПБ кроме получения знаний, умений и навыков в ходе реализации вышеназванных форм подготовки, обязаны проходить курсовое обучение в области защиты от ЧС не реже одного раза в 5 лет.

Вместе с тем, анализ практической деятельности руководителей в ходе угрозы и возникновения ЧС показывает, что даже те из них, которые в полном объёме реализуют все предусмотренные постановлениями Правительства Российской Федерации формы подготовки, зачастую теряются при принятии решения, практической организации выполнения задач по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ЧС и военных конфликтах.

Анализ ЧС [4] показывает, что одной из основных причин их тяжёлых последствий являлись неадекватные действия по их предупреждению и своевременному реагированию как администраций, так и руководителей. Многие руководители зачастую осуществляют управление организацией защиты населения, материальных и культурных ценностей от различных опасностей не на основе знаний в области ГО и защиты от ЧС, а руководствуясь преимущественно интуицией, здравым смыслом и методом проб и ошибок.

Кроме того, реализация предусмотренных для руководителей форм подготовки в области ГО и защиты от ЧС требует определенного времени после избрания (назначения) на должность и активной самостоятельной работы. Вместе с тем, опасности, присущие военным конфликтам и ЧС, которые могут возникнуть в любой момент, часто требуют принятия решения уже в первый период после вступления в должность. При этом цена этих решений измеряется человеческими жизнями и значительными материальными затратами.

Поэтому повышение уровня подготовки руководителей в области ГО и защиты от ЧС требует изыскания и внедрения новых дополнительных форм их подготовки в рассматриваемых областях.

Осуществляя поиск и обоснование новых дополнительных форм их подготовки в области ГО и защиты от ЧС важно учитывать ряд особенностей, присущих этим обучаемым.

Прежде всего, следует учитывать их положение в обществе. Надо помнить, что речь идет об обучении взрослых людей, которые уже получили образование и которые имеют большой опыт работы, в том числе в руководящей должности. Это, как правило, уже сложившиеся личности с определенным кругом профессиональных знаний, умений и навыков. Это чаще всего достаточно успешные люди, которые имеют немалый жизненный и профессиональный опыт. Это лидеры, имеющие высокий уровень ответственности не только за собственные действия, но и за действия своих подчиненных, склонные к принятию самостоятельных решений, имеющие высокий уровень независимости. Это практики, которых отличает в большей степени ориентация на конкретные результаты, на практику, чем на общие рассуждения, принципы и теории.

Результаты научных исследований, проведённых ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) в 20132016 г.г., по вопросу совершенствования подготовки различных групп населения в области ГО и защиты от ЧС, а также последующий анализ требований нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность руководителей в области ГО и защиты от ЧС, показывают, что наиболее приемлемой новой формой их подготовки в области ГО и защиты от ЧС может стать такая форма как «индивидуальный тренинг по руководству гражданской обороной и защитой от чрезвычайных ситуаций» (далее - «индивидуальный тренинг»).

Реализация данной формы подготовки руководителей должна осуществляться не

позднее 3 месяцев после первичного избрания (временного назначения) данного лица на соответствующую должность и проводиться под непосредственным руководством Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий или по его поручению один из его заместителей. Продолжительность проведения «индивидуального тренинга» может составлять1-2 дня.

Основными целями обучения руководителей по предлагаемой форме их подготовки являются:

систематизация сведений по возможным опасностям, которые могут возникнуть в случае ЧС или военного конфликта, с учётом особенностей, конкретного региона;

изучение планирующих и отчётных документов по гражданской обороне и защите от ЧС соответствующего региона;

усвоение алгоритма действий руководителей по организации и выполнению мероприятий гражданской обороны и защиты от ЧС;

оценка наличия и состояния имеющихся сил и средств ГО и РСЧС, а также соответствия их возможностей объёмам и срокам выполнения возлагаемых на них задач.

Среди важнейших задач, решаемых в ходе реализации данной формы подготовка руководителей, можно выделить следующие:

изучение реального состояния гражданской обороны и соответствующей территориальной подсистемы РСЧС;

оказание помощи руководителям в скорейшей систематизации уже имеющегося опыта обеспечения защиты населения, материальных и культурных ценностей, а также территорий от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС, с учётом условий, характерных для конкретного региона;

предоставление руководителям возможности творчески осмыслить свою повседневную работу с учётом необходимости решения задач ГО и защиты населения и территорий от ЧС;

развитие у руководителей установок, способствующих успешному достижению целей по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС;

привитие навыков, необходимых для принятия решения адекватного сложившейся обстановке в области ГО и защиты от ЧС.

В интересах организации подготовки руководителей в форме «индивидуального тренинга» обучающий (Министр МЧС России или один из его заместителей) должен организовать:

согласование с обучаемым (руководителям) дату, место и время проведения «индивидуального тренинга»;

планирование мероприятий для реализации данной формы подготовки; разработку и направление обучаемому плана проведения «индивидуального тренинга» и справочных материалов для изучения им возможных характерных опасностей, а также планирующих и отчётных документов по ГО и защите от ЧС;

подготовку силы ГО и РСЧС, а также средств, привлекаемых к реализации данной формы подготовки.

В ходе непосредственной реализации этой формы подготовки, на наш взгляд, обучающему необходимо организовать и провести:

заслушивание, в присутствии обучаемого, начальника ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации по вопросу организации защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС;

рассмотрение и обсуждение с обучаемым содержания основных планирующих документов по гражданской обороне и защите от ЧС соответствующего региона;

оценку состояния имеющихся сил ГО и РСЧС путём выборочного посещения

совместно с обучаемым мест их дислокации и приведения в готовность к выполнению задач по предназначению;

ознакомление обучаемого с организацией и условиями хранения запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств гражданской обороны и резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций путём, в том числе с посещением мест их хранения;

оказание помощи обучаемому в корректировке планирующих документов по гражданской обороне и защите от ЧС и подготовке их к утверждению;

выработку алгоритма действий руководителя при введении Плана ГО (Плана ГО и защиты населения) и Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС;

обсуждение с обучаемым состояния гражданской обороны и соответствующей территориальной подсистемы РСЧС и выработку путей устранения установленных недостатков.

Нормативное закрепление предлагаемой новой дополнительной формы подготовки высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) в области ГО и защиты от ЧС путём внесения изменений в постановления Правительства Российской Федерации [2 и 3], а также практическая организация её реализация будут способствовать своевременному повышению уровня и качества их подготовки в этих областях, а соответственно и повышению эффективности защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дмитриев Е.А. От редакции // Гражданская защита.-2019, №2, С. 1.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841 «Об утверждении Положения об организации подготовки населения в области гражданской обороны».

3. Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

4. Государственные доклады о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за 2010-2018 годы. - М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС.

5. Отчет о НИР «Совершенствование нормативного и методического обеспечения подготовки различных групп населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций». - М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС, 2016.

УДК 004.654

С.Н. Терёхин, А.В. Вострых

ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА НА ОСНОВЕ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО МЕТОДА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Проектируемая система позволит в единой программной среде использовать риск-ориентированные подходы для выполнения на новом уровне контрольно-проверочных мероприятий надзорными органами.

Ключевые слова: объекты защиты, информационно-управляющая система, многокритериальное ранжирование объектов, кластерный анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.