Научная статья на тему 'ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ЙОДЦЕФИЦИТНОМ РЕГИОНЕ'

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ЙОДЦЕФИЦИТНОМ РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
34
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mentality was studied in 537 schoolchildren aged 7-8, 10-11, and 15-16 years who lived in an iodine-deficiency region. Its low level was found in 71 % of the children. A comprehensive program was worked out and used to enhance the schoolchildren’s mentality in iodine deficiency. It included the use of Iodomarine in a dose of 100 µg/day, lectures for and discussions with the children and their parents, dissemination of information materials on iodine deficiency and sequels. The program was implemented in the study group during an academic year. After prophylaxis, the sizes of the thyroid became normal in 21% of the children in the study group. There was a reduction in the number of patients with decreased attention, memory, and thinking from 49.8 to 20.7%, from 38.7 to 22.5%, and from 23.2 to 15.1%, respectively. Anxiety grade decreased in 14.7% of the pupils. A more beneficial effect was observed in junior-form pupils. The obtained results made it possible to define the informative indices of decreased mentality in schoolchildren due to iodine deficiency.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ЙОДЦЕФИЦИТНОМ РЕГИОНЕ»

военнослужащих в условиях современной военной реформы). — СПб., 1995. - С. 4.

2. Алфимов Н. Н., Морозько П. Н. Эколого-гигиениче-ские основы прогнозирования состояния здоровья студентов-спортсменов: Метод, рекомендации. — СПб., 2002.

3. Лисовский В. А., Голощапов О. Д., Мухин И. М., Гру-хин Ю. А. Человек, экология, питание и здоровье. — СПб., 2002.

4. Мерков А. М., Поляков Л. Е. Санитарная статистика: Пособие дпя врачей. — М., 1974.

Поступила 17.09.04

Summary. A factorial correlation was found between the indices of the social health of the student collective of a physical education institute (total mortality) and those of academic progress on one hand and the factors characterizing the sportive training stress, living conditions, health status, and lifestyle of the students, on the other.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2005

УДК 613.955:616-092:612.8211-02:546.15]-008.64-084

В. 3. Колтун, Л. А. Проскурякова, Е. Н. Лобыкина, О. И. Хвостова

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ЙОДДЕФИЦИТНОМ РЕГИОНЕ

Кафедра медицинской экологии, эпидемиологии и здорового образа жизни Новокузнецкого государственного института усовершенствования врачей

В настоящее время учебные нагрузки в школе предъявляют высокие требования к умственной работоспособности детей, которая определяется различными факторами, в том числе и содержанием йода в организме [11, 15, 16]. Многими авторами отмечается снижение умственной работоспособности детей в связи с сокращением в последнее время профилактических мероприятий, направленных на преодоление йодного дефицита [2—4, 12]. Однако практически не исследовано изменение психоэмоциональных и познавательных функций, определяющих умственную работоспособность у школьников разного возраста, проживающих на территориях с различной степенью тяжести зобной эндемии.

Цель настоящего исследования — дать научное обоснование и разработать комплекс мероприятий по повышению умственной работоспособности школьников, проживающих на йоддефицитной территории.

В рандомизированном испытании участвовали 537 школьников Новокузнецка (репрезентативная выборка от генеральной совокупности), у которых изучалась умственная работоспособность. В исследовании принимали участие школьники 3 возрастных групп: 1-я группа — учащиеся 2-х классов, 7— 8 лет (183 человека); 2-я группа — 5-е классы, 10— 11 лет (231 человек); 3-я группа — 10-е классы, 15— 16 лет (123 человека). Возрастные периоды определялись в соответствии с особенностями онтогенеза и физиологическими этапами развития головного мозга детей [1, 5, 7].

Распределение учащихся по группам исследования осуществлялось в случайном порядке (А — группа воздействия, в которой реализована программа профилактики йодного дефицита, Б — контрольная). Школьники основной группы в среднем обладали теми же характеристиками, что и дети контрольной группы, что позволяет результату исследования быть свободным от систематической ошибки [13].

В начале исследования была дана гигиеническая оценка организации учебного процесса по критериям, изложенным в СанПиН 2.4.2.1178—02, и по анализу базисных учебных планов.

Распространенность изменения щитовидной железы изучена пальпаторным методом и по дан-

ным экскреции йода с мочой церий-арсенитным методом [16, 17].

Показатели умственной работоспособности школьников (познавательная и психоэмоциональная составляющие) изучены с использованием комплекса общепринятых традиционных психологических методов: устойчивость и продуктивость внимания — "Кольца Ландольта" [8]; объем внимания и кратковременная память — методика Д. Векслера "Повторение цифр", субтесты "Обратный счет" и "Прямой счет" [6]; логическая и механическая память — методика запоминания двух рядов слов Н. Б. Берхина [6]; мышление — методика "Матрицы Равена" [6]; процессы анализа и обобщения — методика "Нахождение лишнего понятия" [10]; процесс синтеза — методика "Круги" [10]; тревожность — шкала О. Кондаша, адаптированная А. М. Прихожан [9]; уровень бодрствования, настроение, мотивация, оценка успеха — методика "Шкала функционально-психического состояния — 1Л" В. И. Чиркова [14]. Возрастные нормы по показателям указаны в табл. 2.

Проведены разработка и внедрение программы коррекции выявленных изменений умственной работоспособности. В течение учебного года учащиеся группы воздействия принимали перорально препарат "Йодомарин" ("Берлин-Хеми") в дозировке 100 мкг/сут. Последний этап — оценка эффективности профилактики с использованием вышеуказанных методов исследования. Проводились срав-

Таблица 1

Распределение школьников по уровню развития познавательных процессов (в %)

Группа (возраст) Уровень развития

Показатель низкий средний высокий

абс. % абс. % абс. %

Внимание 7-8 118 64,5 65 35,5 _ _

10-11 131 56,7 100 43,3 — —

15-16 10 8,1 85 69,1 28 22,8

Память 7-8 56 30,6 89 48,6 38 20,8

10-11 116 50,2 73 31,6 42 18,2

15-16 41 33,3 82 66,7 — —

Мышление 7-8 44 24,0 49 26,8 90 49,2

10-11 67 29,0 66 28,6 98 42,4

15-16 11 9,0 88 71,5 24 19,5

Таблица 2

Динамика показателей познавательной сферы школьников (М ± ст)

Группы школьников (норма в баллах)

Показатель познавательной сферы

Период 7-8 лет 10-11 лет 15-16 лет

(норма в баллах)

основная контрольная основная контрольная основная контрольная

Продуктивность вни- До 0,31 ± 0,016* 0,30 ± 0,016 0,42 ± 0,015* 0,39 ± 0,015 0,68 ± 0,026 0,711 ± 0,020

мания (0,50-0,75) После 0,51 ± 0,017 0,33 ± 0,017 0,61 ± 0,018 0,42 ±0,014 0,73 ± 0,024 0,71 ± 0,020

Объем внимания До 2,72 ± 0,092* 2,89 ± 0,085 3,24 ± 0,127* 3,41 ± 0,126 6,61 ± 0,253 6,34 ± 0,170

После 3,64 ± 0,115 (3-5) 3,08 ± 0,103 4,29 ± 0,133 (4-6) 3,60 ±0,111 7,18 ± 0,195 (5-7) 6,63 ± 0,248

Кратковременная па- До 4,2 ± 0,091* 4,0 ± 0,125 4,5 ± 0,133* 4,4 ± 0,128 4,7 ± 0,262* 5,2 ± 0,173

мять После 5,0 ± 0,121 (4-6) 4,2 ± 0,150 5,6 ± 0,099 (5-7) 4,3 ±0,156 5,6 ± 0,187 (6-9) 5,1 ± 0,183

Логическая память До 0,64 ± 0,028* 0,58 ± 0,030 0,68 ± 0,019* 0,64 ± 0,024 0,56 ± 0,035* 0,60 ± 0,029

(0,50-0,85) После 0,76 ± 0,024 0,59 ± 0,06 0,83 ± 0,015 0,64 ± 0,022 0,67 ± 0,028 0,60 ± 0,028

Механическая память До 0,45 ± 0,031 0,58 ± 0,034 0,52 ± 0,021* 0,45 ± 0,020* 0,51 ± 0,033 0,50 ± 0,031

(0,50-0,85) После 0,50 ± 0,026 0,38 ± 0,022 0,61 ± 0,021 0,38 ± 0,018 0,58 ± 0,03 0,51 ± 0,304

Мышление (4—7) До ■ 7,0 ± 0,298 7,2 ± 0,271 6,0 ± 0,234* 5,9 ± 0,245* 6,1 ± 0,317 5,83 ± 0,265

После 8,5 ± 0,195 7,0 ± 0,285 7,9 ± 0,218 5,0 ± 0,251 6,8 ± 0,279 5,6 ± 0,328

Операция анализа До 3,8 ± 0,115* 3,6 ± 0,144 3,8 ± 0,126* 3,8 ± 0,011 16,30 ± 0,310 16,68 ± 0,315

После 4,2 ± 0,095 (3,1-4,0) 3,7 ± 0,144 4,4 ± 0,091 (3,1-4,0) 3,8 ± 0,122 17,0 ± 0,297 17,14 ± 0,3135

Операция обобщения До •3,0 ± 0,145 2,8 ±0,160 2,5 ± 0,156 2,6 ± 0,143

После 3,2 ± 0,165 (3,1-4,0) 2,5 ± 0,168 3,2 ± 0,138 (3,1-4,0) 2,4 ±0,138 (15-18)

Операция синтеза До 11,6 ± 0,551 12,6 ± 0,565* 11,0 ± 0,462* 12,0 ± 0,601 — —

(11-16) После 11,8 ± 0,495 10,9 ± 0,487 13,0 ± 0,466 12,1 ± 0,518

Примечание. * — достоверность различий между показателями до и после профилактики при р < 0,01.

нения между группами (в контрольной группе не было профилактического вмешательства).

Для количественной оценки применены статистические методы. Проведено построение вариационного ряда при нормальном распределении. Вычислена средняя арифметическая (М), которая характеризует основную тенденцию ряда, и среднее квадратическое отклонение (±ст), характеризующее рассеянность ряда.

Достоверность различий между средними величинами определяли по /-критерию Стыодента (критический уровень значимости (р) при проверке статистических гипотез принимали равным 0,05).

Гигиеническая оценка учебной нагрузки быяви-ла ее несоответствие с санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами и более повышенный уровень, чем в предыдущие годы: нарушены требования к составлению расписания уроков, завышено количество учебных часов, домашние задания большего объема, снижен уровень двигательной активности детей.

У 36% школьников выявлено диффузное увеличение щитовидной железы различной степени тяжести (в 1-й группе — 33,9%, во 2-й — 35,1%, в 3-й — 41%). Дефицит йода в моче выявлен у 77,8% детей (в 1-й группе — 69,9%, во 2-й — 78%, в 3-й — 85,4%). Эти данные свидетельствуют о наличии в Новокузнецке зобной эндемии легкой степени по тяжести и высокой — по распространенности.

В табл. 1 представлена характеристика состояния умственной работоспособности школьников различных возрастных групп. У учащихся выявлен низкий уровень умственной работоспособности по показателям познавательной сферы, только 34,8% учащихся имели допустимый уровень тревожности, уровень бодрствования школьников и до, и после уроков также был низким (4,08 при норме

4,2—5,4 балла). В результате этого отклонения по какому-либо одному показателю, характеризующему умственную работоспособность, имели 71% всех детей, двум — 62%, по трем и более — 54% школьников.

Для улучшения состояния умственной работоспособности детей нами разработана и внедрена программа профилактики, включающая коррекцию питания детей, прием йодсодержащих препаратов, обучение учителей, подготовку и распространение информационных материалов для детей и родителей, проведение лекций, бесед по проблеме йодного дефицита и его последствий.

В результате проведения этой программы количество детей с увеличением щитовидной железы снизилось: в 1-й группе с 35 до 10%, во 2-й — с 37 до 15%, в 3-й — с 39 до 23% (р < 0,05). Экскреция йода с мочой нормализовалась у 20,6% детей 1-й группы, у 21,3% детей 2-й группы и только у 9,7% детей 3-й группы (р < 0,05). Уменьшилось количество детей с изменением отдельных показателей умственной работоспособности. Так, в группе воздействия количество детей, имеющих отклонение по какому-либо одному показателю, сократилось на 35,9%, двум показателям — на 19,7%, по трем и более — на 13,2% школьников (р < 0,05). В контрольной группе существенных изменений не выявлено {р > 0,05).

Табл. 2 показывает динамику показателей познавательной сферы в процессе профилактики. В результате проведенной работы количество детей с низким вниманием в 1-й группе уменьшилось в 2,7 раза (с 67,4 до 25%), с низкой памятью в 1,7 раза (с 29,3 до 17,4%) при р < 0,05. Во 2-й группе количество учащихся с низким уровнем внимания уменьшилось в 2,3 раза (с 57,3 до 23,9%), с низкой памятью — в 2 раза (с 49,6 до 23%), а с высоко раз-

витым мышлением — увеличилось в 1,5 раза (с 41 до 60,7%) при р < 0,05. В 3-й группе положительные изменения не столь значительны (р > 0,05).

Наблюдалась положительная динамика и по психоэмоциональным показателям. После проведения профилактической работы количество детей с отклонениями по показателю тревожности снизилось и увеличилось число детей с ее допустимым уровнем: в 1-й группе — в 1,7 раза (средний уровень тревожности наблюдался у 26,2% детей до профилактики и 44,6% после), во 2-й — в 1,2 раза (44,5 и 53% соответственно), в 3-й — в 1,7 раза (до 29%, после — 50%) при р < 0,05. Другие психоэмоциональные показатели существенно не изменились {р > 0,05).

Исследование показало, что путем целенаправленных профилактических мероприятий возможно существенно повысить уровень развития познавательных и психоэмоциональных показателей. Профилактические мероприятия необходимо проводить в более раннем возрасте, так как наилучший эффект наблюдался именно у детей 7—8 и 10—11 лет с нормальными размерами щитовидной железы.

Выводы. 1. Проведенное исследование выявило распространенность диффузного увеличения щитовидной железы у 36%, снижение показателей йодурии у 76,9% школьников, что свидетельствует о зобной эндемии в Новокузнецке — легкой по степени тяжести и высокой по уровню распространенности.

2. Выявлен низкий уровень умственной работоспособности у школьников различных возрастных групп. Низкий уровень внимания отмечен у 48,2%, памяти — у 39,6%, мышления — у 22,9% учащихся. Допустимый уровень тревожности наблюдался только у 34,8% школьников.

3. В результате реализации профилактической программы у школьников улучшились показатели умственной работоспособности. В группе воздействия уменьшилось количество школьников с низким уровнем внимания с 49,8 до 20,7%, памяти — с 38,7 до 22,5%, мышления — с 23,2 до 15,1%. Тревожность снизилась у 14,7% учащихся. После проведения профилактики в группе исследования у 21% детей размеры щитовидной железы пришли к рекомендованным нормам. Более выраженный положительный эффект отмечен у детей младших классов.

4. Определены информативные показатели снижения умственной работоспособности школьников в связи с йодным дефицитом: продуктивность и устойчивость внимания, объем внимания, кратковременная, логическая память и тревожность, которые целесообразно использовать при проведении социально-гигиенического мониторинга для оценки психического здоровья детей и эффективности профилактических мероприятий на йодде-фицитных территориях.

Литература

1. Вегнер Л. А. // Дефектология. — 2001. — № 4. — С. 87-95.

2. Воробьева Е. А., Филькина О. М., Шанина Т. Г. и др. // Охрана психического здоровья детей и подростков: Материалы IV конгресса педиатров России. — М., 1998.

3. Дедов И. И., Свириденко И. Ю. // Вестн. РАМН. -2001. - № 6. - С. 3-12.

4. Касаткина Э. П. // Пробл. эндокринол. — 1997. — Т. 43, № 3. - С. 3-5.

5. Крылов Д. Н. // Физиол. человека. — 1981. — Т. 7, № 5. - С. 846-856.

6. Немое Р. С. Психология. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — М., 1998.

7. Перелыитейн Ю. М. Общее и особенное в познавательных особенностях учащихся начальной школы России и США: Автореф. дис.... канд. психол. наук. - Казань, 2000.

8. Практические занятия по психологии: Учебное пособие / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1972.

9. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.; Воронеж, 2000.

10. Рабочая книга школьного психолога / Дубровина М. В., Акимова М. К., Борисова Е. М. и др. — М., 1995.

11. Сехниашвили 3. Ш., Григолава А. В., Сванидзе М. Ш. и др. // Мед. новости Грузии. — 1998. - № 3, -С. 3-6.

12. Утенина В. В., Боев В. М., Барышева Е. С. и др. // Рос. педиатр, журн. — 2000. — № 1. — С. 17—20.

13. Флетчер Р., Флетчер С., Вагнер Э. Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины: Пер. с англ. - М., 1998.

14. Чирков В. И. // Методики исследования и диагностики функционального состояния и работоспособности человека оператора в экстремальных условиях. - М„ 1989. - С. 16-39.

15. Щеплягина Л. А. // Гиг. и сан. — 2000. — № 5. — С. 49-51.

16. Щеплягина Л. А., Макулова П. Д., Маслова О. Н. // Рус. мед. журн. — 2002. — Т. 10, № 7. — С. 358-363.

17. Delange F., Bastany S., Benmiloud M. et al. // Towards the Eradication of Endemic Goiter, Cretinism and Iodine Deficiency / Eds J. Dunn et al. — Washington, 1986. - P. 376-383.

Поступила 2S.04.04

Summary. Mentality was studied in 537 schoolchildren aged 7-8, 10-11, and 15-16 years who lived in an iodine-de-ficiency region. Its low level was found in 71% of the children. A comprehensive program was worked out and used to enhance the schoolchildren's mentality in iodine deficiency. It included the use of Iodomarine in a dose of 100 ng/day, lectures for and discussions with the children and their parents, dissemination of information materials on iodine deficiency and sequels. The program was implemented in the study group during an academic year. After prophylaxis, the sizes of the thyroid became normal in 21% of the children in the study group. There was a reduction in the number of patients with decreased attention, memory, and thinking from 49.8 to 20.7%, from 38.7 to 22.5%, and from 23.2 to 15.1%, respectively. Anxiety grade decreased in 14.7% of the pupils. A more beneficial effect was observed in junior-form pupils. The obtained results made it possible to define the informative indices of decreased mentality in schoolchildren due to iodine deficiency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.