Научная статья на тему 'Эффективность влияния йодсодержащих препаратов на психоэмоциональное состояние школьников'

Эффективность влияния йодсодержащих препаратов на психоэмоциональное состояние школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
80
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мать и дитя в Кузбассе
ВАК
Область наук
Ключевые слова
психоэмоциональное состояние / школьники / йодный дефицит / psychoemotional state / school-children / iodine deficiency

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — В. З. Колтун, Л. А. Проскурякова, Е. Н. Лобыкина, О. И. Хвостова

Изучено психоэмоциональное состояние школьников различного возраста, проживающих в условиях йодного дефицита. Разработанная комплексная программа профилактики йодного дефицита, включающая прием йодсодержащих препаратов, коррекцию питания школьников, распространение информационных материалов, проведение лекций и бесед по данной проблеме, позволила существенно улучшить состояние психоэмоциональных показателей детей 7-8 и 10-11 лет, нормализовать размеры щитовидной железы и йодный обмен школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — В. З. Колтун, Л. А. Проскурякова, Е. Н. Лобыкина, О. И. Хвостова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychoemotional state in school-children of varying age living in iodine deficiency area has been studied. Complex problem of iodine deficiency prophylaxis in school-children included iodine drugs consumption, diet correction, educational propaganda and popularization of information material on this issue. All these measures resulted in the correction of psychoemotional status, normalization of thyroid gland size and iodine exchange in school-children aged 7-8 and 10-11 years.

Текст научной работы на тему «Эффективность влияния йодсодержащих препаратов на психоэмоциональное состояние школьников»

| ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

В.З. Колтун, Л.А. Проскурякова, Е.Н. Лобыкина, О.И. Хвостова

Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей, Кафедра медицинской экологии, эпидемиологии и здорового образа жизни,

г. Новокузнецк

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЛИЯНИЯ ЙОДСОДЕРЖАЩИХ ПРЕПАРАТОВ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Изучено психоэмоциональное состояние школьников различного возраста, проживающих в условиях йодного дефицита. Разработанная комплексная программа профилактики йодного дефицита, включающая прием йодсодержащих препаратов, коррекцию питания школьников, распространение информационных материалов, проведение лекций и бесед по данной проблеме, позволила существенно улучшить состояние психоэмоциональных показателей детей 7-8 и 10-11 лет, нормализовать размеры щитовидной железы и йодный обмен школьников.

Ключевые слова: психоэмоциональное состояние, школьники, йодный дефицит.

Psychoemotional state in school-children of varying age living in iodine deficiency area has been studied. Complex problem of iodine deficiency prophylaxis in school-children included iodine drugs consumption, diet correction, educational propaganda and popularization of information material on this issue. All these measures resulted in the correction of psychoemotional status, normalization of thyroid gland size and iodine exchange in school-children aged 7-8 and 10-11 years.

Keywords: psychoemotional state, school-children, iodine deficiency.

а ля населения Сибири, проживающего в районах экологического неблагополучия с комплексным воздействием природных и огенных факторов, проблема йодного дефицита не только не утратила своего значения, но и приобрела еще большую медико-социальную значимость [1, 2]. Это обусловлено тем, что к последствиям йодного дефицита относят отставание не только в физическом развитии, но и в психическом [3].

Современные условия обучения детей, такие как постоянно меняющиеся и усложняющиеся требования к процессу образования, увеличивающийся объём информации, частые стрессы, снижение двигательной активности негативно сказываются на их психоэмоциональном состоянии. Число школьников, имеющих повышенную тревожность, постоянно увеличивается [4]. Многие авторы отмечают, что большинство современных учащихся испытывают в учебных заведениях эмоциональный дискомфорт, отягощенный слабым физическим здоровьем детей [4, 5]. Около 70 % учащихся массовых школ нуждаются в психической помощи и коррекции. Среди младших школьников различные мор-

фофункциональные отклонения имеют 20 % детей, психоневрологические — также 20 % [6].

Цель исследования — рассмотреть психоэмоциональное состояние детей различного школьного возраста, проживающих в условиях йодного дефицита.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

У 537 детей г. Новокузнецка (репрезентативная выборка) изучалось психоэмоциональное состояние. В 1-ю группу вошли учащиеся 2-х классов (78 лет, 183 чел.), во 2-ю — учащиеся 5-х классов (1011 лет, 231 чел.), в 3-ю — учащиеся 10-х классов (15-16 лет, 123 чел.). Возрастные периоды определялись в соответствии с особенностями онтогенеза и физиологическими этапами развития головного мозга детей [7]. Все пациенты были разделены на группу воздействия (А), в которой проводилась программа профилактики йодного дефицита, и группу контроля (Б).

В начале исследования была дана гигиеническая оценка организации учебного процесса по критериям, изложенным в СанПин 2.4.2.1178-02, и по анализу базисных учебных планов.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЛИЯНИЯ ЙОДСОДЕРЖАЩИХ ПРЕПАРАТОВ I НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНИКОВ |

Распространенность изменений щитовидной железы (ЩЖ) изучалась пальпаторным методом и по данным экскреции йода с мочой церий-арсенитным методом [8, 9].

Психоэмоциональное состояние школьников определяли с помощью общепринятых психологических методов: «тревожность» — по шкале О. Конда-ша, адаптированной А.М. Прихожан [10]; «уровень бодрствования», «настроение», «мотивация», «оценка успеха» — по методике «Шкала функционально-психического состояния-1Л» В.И. Чиркова [11]. Нормы исследуемых показателей указаны в таблице 1.

Таблица1

Динамика психоэмоциональных показателей школьников (в баллах)

Показатели

Группы школьников Уровень бодрствования Настроение Мотивация Оценка успеха

(лет) До После До После До После До После

уроков уроков уроков уроков уроков уроков уроков уроков

7-8 4,22 4,07 5,05 5,26 5,10 5,22 4,92 5,03

10-11 3,77 4,03* 4,82 4,70 4,72 4,59 4,89 4,52*

15-16 4,26 4,07 5,22 5,21 5,13 5,07 5,88 5,10*

Итого: 4,08 4,05 5,03 5,05 4,98 4,96 5,23 4,88

Норма 4,2-5,4 4,2-5,4 4,2-5,8 4,0-5,5

Примечание: * - достоверное различие до и после уроков (р < 0,05)

Проведена разработка и внедрение программы, направленной на улучшение психоэмоционального состояния школьников различного возраста, проживающих в условиях йодного дефицита. В течение учебного года учащиеся группы воздействия перо-рально принимали препарат «Йодомарин» производства фирмы Берлин-Хеми в дозировке 100 мкг в сутки. Параллельно проводилась оценка эффективности профилактики.

Все количественные характеристики были подвергнуты статистическому анализу с применением пакета прикладных программ АДАН и 1пБ1а1 2. Определяли среднюю арифметическую (М), среднее квадратическое отклонение (± 8), ^критерий Стью-дента, проводили парный корреляционный анализ, построение вариационного ряда при нормальном распределении.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Гигиеническая оценка учебной нагрузки имела более высокий уровень, чем в предыдущие годы — нарушены требования к составлению расписания уроков, завышено количество учебных часов, домашние задания были большого объема, снижен уровень двигательной активности детей.

Оценено состояние щитовидной железы и йодного обмена. Выявлено, что 36 % школьников имели диффузное увеличение щитовидной железы различной степени (в 1-й группе — 33,9 %, во 2-й — 35,1 %, в 3-й — 41 %). Дефицит йода в моче выявлен у 77,8 % детей (в 1-й группе — 69,9 %, во 2-й —

78,0 %, в 3-й — 85,4 %). Эти данные свидетельствуют о наличии в г. Новокузнецке зобной эндемии легкой степени тяжести и высокой распространенности.

Одним из показателей, характеризующих психоэмоциональное состояние детей, является «тревожность». Состояние тревоги, испытываемое ребенком по отношению к определенной ситуации, зависит от отрицательного эмоционального опыта. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека имеется свой оптимальный уровень тревожности, так называемая полезная тревожность [12].

Изучение тревожности показало, что только 34,8 % школьников имели оптимальный уровень тревожности, а у 65,2 % учащихся отмечались отклонения по уровню тревожности — низкая или высокая (диаграмма). Низкий уровень тревожности, так же как и высокий, негативным образом влияет на течение многих процессов, в том числе, на учебную деятельность [13].

Диагностика тревожности выявила ее различный уровень во всех группах исследования. Самый оптимальный уровень тревожности имели учащиеся пятых классов. По литературным данным, в возрасте 10-11 лет дети равнодушно относятся к учебе и оценкам, состояние высокой тревожности наблюдается в межличностных отношениях школьников [10].

Схожая ситуация по уровню тревожности выявлена в 1-й и 3-й группах исследования. В младшем школьном возрасте преобладали страхи, обусловленные инстинктом самосохранения и ответственным отношением к учебе (оценкам), а в подростковом возрасте превалировали социальные страхи как угроза благополучию индивида в контексте его отношений с окружающими людьми [14].

В возрасте 15-16 лет высокая тревожность отмечалась у 55,9 % школьников. По сравнению с литературными данными (высокая тревожность — у 34,3 %), это выше средних показателей по стране [15].

Для объективной оценки психоэмоционального состояния школьников изучены следующие показатели: «уровень бодрствования», «настроение», «мотивация», «оценка успешности». Полученные результаты представлены в таблице 1, из которой видно, что во всех группах исследования уровень бодрствования находился ниже нормы (от 3,77 баллов во 2-й группе до 4,26 баллов в 3-й группе), как до, так и после уроков.

Показатель «настроение» во всех группах находился в пределах нормы (4,0-5,3 баллов). Показатель «мотивация» в группах, аналогично настроению, соответствовал норме (3,9-5,5 балла). Колеба-

■ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЛИЯНИЯ ЙОДСОДЕРЖАЩИХ ПРЕПАРАТОВ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Диаграмма

Распределение школьников по уровню тревожности (в %)

50

40

44,6

28.4 25 7 28.4

4^-5-

30,1 30,1

7 8 лет

1011

1516 лет

все

Н низкий

ГЛ оптимальный

] повышенный

] высокий

ния этих показателей до и после уроков незначительны.

Показатель «оценка успеха» во всех группах был различным: в 1-й группе — находился в пределах нормы, причем, к концу дня незначительно повышался (от 4,92 до 5,03 баллов). Во 2-й группе оценка успеха детей так же соответствовала норме (до уроков — 4,89 баллов, после уроков — 4,52), но к концу учебного дня статистически значимо снижалась (р < 0,05). В 3-й группе до уроков оценка успеха была несколько завышена и находилась в пределах 5,88 баллов. Однако после уроков значение этого показателя опускалось до нормальных цифр (5,1 баллов).

Сопоставление полученных значений показателей — «уровень бодрствования», «настроение», «мотивация», «оценка успешности» — у школьников 1-й, 2-й и 3-й групп, в целом, показало незначительные различия только в баллах, но не в диапазоне нормативной шкалы. Полученные результаты указывают на сниженный уровень бодрствования и пониженный или завышенный уровень тревожности школьников, проживающих на йоддефицитной территории.

Для улучшения психоэмоционального состояния детей была разработана и внедрена программа профилактики, которая включала коррекцию питания и прием йодсодер-жащих препаратов, повышение компетентности учителей, подготовку и распространение информационных материалов для детей и родителей,

проведение лекций и бесед по проблеме йодного дефицита и его последствий.

В результате проведения этой программы число детей с диффузным увеличением щитовидной железы снизилось: в 1-й группе — с 35 % до 10 %, во 2-й группе — с 37 % до 15 %, в 3-й группе — с 39 % до 23 % (р < 0,05). Экскреция йода с мочой нормализовалась у 20,6 % детей 1-й группы, у 21,3 % детей 2-й группы и у 9,7 % детей 3-й группы (р < 0,05).

Наблюдалась положительная динамика по показателям психоэмоционального состояния. В группах воздействия, после проведения профилактической работы, число детей с отклонениями по показателю «тревожность» уменьшилось. Сравнительные данные о распределении школьников в основной и контрольной группах по уровню тревожности представлены в таблице 2.

Таблица 2

Распределение школьников основной и контрольной групп

по уровню тревожности (в %)

Группы школьников

Уровень тревожности (в баллах)

оптимальным

очень высоким

А Б А Б А Б А Б

7-8 1 28,2 28,6 26,2* 25,2 28,2 28,6 17,4 17,6

2 22,8 29,7 44,6** 25,3 20,6 28,6 12,0 16,4

10-11 1 15,4 15,0 44,5* 44,7 23,0 21,9 17,1 18,4

2 12,0 14,9 53,0** 45,6 19,7 21,9 15,3 17,6

15-16 1 14,5 13,2 29,0* 31,1 29,0 31,1 27,4 24,6

2 9,7 14,8 50,0** 31,1 22,6 29,5 17,7 24,6

Примечание: 1 - до профилактики, 2 - после профилактики;А - группа воздействия, Б - группа контроля;* - достоверные различия в группе до и после профилактики, ** - достоверные различия с контрольной группой (р < 0,05)

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ |

После профилактики число детей с допустимым уровнем тревожности увеличилось: в 1-й группе — в 1,7 раза (до проведения профилактики средний уровень тревожности наблюдался у 26,2 % детей, после — у 44,6 %), во 2-й группе — в 1,2 раза (44,5 % и 53,0 %, соответственно), в 3-й группе — в 1,7 раза (29 % и 50 %, соответственно), р < 0,05.

В контрольной группе (все возрастные группы) к концу года число лиц с высокой и низкой тревожностью практически не изменилось.

Таблица 3 отражает динамику показателей психоэмоционального состояния у детей 1-й группы.

В основной и контрольной группах школьников 7-8 лет до начала занятий показатели «уровень бодрствования», «настроение» и «оценка успеха» существенно не различались. После окончания уроков в основной группе эти показатели были более благоприятными, чем в контрольной (р < 0,01).

Показатели «уровень бодрствования» и «настроение» в основной группе после уроков были на 0,3 балла выше, чем в контрольной. «Мотивация» в основной группе до уро

(4,7 баллов) в обеих группах. После профилактики ситуация изменилась еще более выраженно: как до, так и после уроков настроение учащихся в группе воздействия было выше, чем у школьников контрольной группы. Мотивация во 2А группе стала выше, чем во 2Б группе, только в конце года и после уроков (на 0,7 баллов).

В группе подростков состояние психоэмоциональных показателей в течение всего исследования варьировало незначительно (табл. 5). В группе воздействия школьников 15-16 лет наблюдалось улучшение значений показателей в конце учебного года (р > 0,05). В то же время, в контрольной группе подростков показатели либо не изменились, либо несколько снизились. При этом, статистически значимых различий, как в основной, так и в контрольной группах школьников 15-16 лет не выявлено.

Таким образом, после проведения профилактических мероприятий, направленных на преодоление йодного дефицита, по психоэмоциональным показателям «тревожность», «уровень бодрствова-

ков была выше на 1 балл, после уроков — на 0,4 балла, оставаясь при этом в диапазоне нормы (р < 0,01).

Во 2-й группе на исходном уровне значения психоэмоциональных показателей были ниже, чем в 1-й группе (р < 0,01). Это отражено в таблице 4.

Статистически значимое повышение показателей наблюдалось только в основной группе школьников 10-11 лет. Причем, в середине проведения профилактики значение показателей «настроение», «мотивация», «оценка успеха» после уроков снизилось, а после профилактики — повысилось.

Статистически значимые различия между группами отмечались только по показателям «настроение» и «мотивация». В группе воздействия, по сравнению с контрольной, показатель «настроение» до уроков повысилось уже во время проведения профилактики (5,1 баллов во 2А группе и 4,9 баллов во 2Б группе), хотя после уроков было средним

Таблица 3

Показатели психоэмоционального состояния школьников 7-8 лет (в баллах)

Показатели

Период изучения Группы Уровень бодрствования Настроение Мотивация Оценка успеха

До После До После До После До После

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

уроков уроков уроков уроков уроков уроков уроков уроков

До проведения А 4,1 4,0 4,8 5,1* 5,0 5,3 4,9 5,1

профилактики Б 4,2 4,0 5,2 5,3 5,1 5,0 4,8 4,9

Во время А 4,2 4,5 5,1 5,2 5,4 5,1 5,2 4,6

профилактики Б 4,4 4,3 5,2 5,2 5,2 4,9 5,1 4,8

После А 4,3 4,4** 5,2 5,3** 5,2** 5,1** 5,1 5,2**

профилактики Б 4,2 4,1 5,0 5,0 4,2 4,1 5,0 4,8

Норма 4,2-5,4 4,2-5,4 4,2-5,8 4,0-5,5

Примечание: А - группа воздействия, Б - группа контроля; * - достоверность различий показателя до уроков и после уроков; ** - достоверность различий с контрольной группой (р < 0,01)

Таблица 4

Показатели психоэмоционального состояния школьников 10-11 лет (в баллах)

Показатели

Период изучения Группы Уровень бодрствования Настроение Мотивация Оценка успеха

До После До После До После До После

уроков уроков уроков уроков уроков уроков уроков уроков

До проведения А 3,7 4,0* 4,8 4,8 4,7 4,7 4,9 4,5*

профилактики Б 3,8 4,0 4,8 4,5* 4,7 4,4* 4,8 4,5*

Во время А 3,9 4,1 5,1*** 4,7 5,0 4,7* 5,1 4,3*

профилактики Б 3,8 4,0 4,9 4,7 4,7 4,5 5,0 4,3*

После А 3,9 4,2* 5,0*** 5,2** 4,7 5,1*** 4,7 4,9

профилактики Б 3,9 4,0 4,7 4,6 4,5 4,4 4,7 4,5

Норма 4,2-5,4 4,2-5,4 4,2-5,8 4,0-5,5

Примечание: А - группа воздействия, Б - группа контроля;

* - достоверность различий показателя до и после уроков; ** - достоверность различий показателя с контрольной группой, *** - достоверность различий показателя до уроков, после уроков и с контрольной группой (р < 0,01)

■ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЛИЯНИЯ ЙОДСОДЕРЖАЩИХ ПРЕПАРАТОВ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Таблица 5

Показатели психоэмоционального состояния школьников 15-16 лет (в баллах)

Показатели

Период изучения Группы Уровень бодрствования Настроение Мотивация Оценка успеха

До После До После До После До После

уроков уроков уроков уроков уроков уроков уроков уроков

До проведения А 4,1 4,0 5,3 5,3 5,0 5,1 5,0 5,0

профилактики Б 4,3 4,0 5,0 5,0 5,1 5,1 5,2 5,1

Во время А 4,1 4,1 5,2 5,1 5,2 5,3 5,1 5,0

профилактики Б 4,2 4,0 5,2 5,0 5,2 5,3 5,2 5,0

После А 4,2 4,1 5,3 5,3 5,1 5,2 4,9 4,8

профилактики Б 4,2 4,0 5,3 5,2 5,1 5,3 5,0 4,9

Норма 4,2-5,4 4,2-5,4 4,2 ■5,8 4,0-5,5

Примечание: А - ■ группа воздействия, Б - группа контроля

ния», «настроение» и «мотивация» отмечено улучшение, но только в группах воздействия школьников 7-8 лет и 10-11 лет. В основной группе школьников 15-16 лет улучшение данных показателей после профилактики не значительно. В контрольных группах школьников психоэмоциональные показатели не улучшились.

Проведенное исследование показало, что путем целенаправленных профилактических мероприятий возможно существенно улучшить психоэмоциональное состояние школьников, проживающих в условиях йодного дефицита. Профилактические мероприятия необходимо проводить в более раннем возрасте, так как наилучший эффект отмечен у детей 7-8 лет и 10-11 лет с нормальными размерами щитовидной железы.

ВЫВОДЫ:

1. Проведенное исследование у 36 % школьников выявило наличие диффузного увеличения щитовидной железы, у 76,9 % школьников — снижение показателей йодурии, что свидетельствует о наличии в г. Новокузнецке легкой по степени тяжести и высокой по уровню распространенности зобной эндемии.

2. Допустимый уровень тревожности наблюдался только у 34,8 % школьников. Уровень бодрствования был низким у всех исследуемых школьников. Показатели «настроение», «мотивация» и «оценка успеха» находились в пределах нормы.

3. После проведения профилактики, у 21 % детей размеры щитовидной железы нормализовались. Показатели йодурии повысились у 9,7-21,3 % учащихся (р < 00,5).

4. Уровень тревожности нормализовался у 14,7 % учащихся. Состояние показателей «уровень бодрствования», «настроение» и «мотивация» улучшилось у школьников 7-8 лет и 10-11 лет (р < 00,5). Профилактическое воздействие более значимо повлияло на состояние психоэмоциональных по-

11.

14.

казателеи детей младших классов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Зинчук, С.Ф. Обеспеченность йодом и распространенность зоба среди детей организованных коллективов г. Кемерово /С.Ф. Зинчук, Г.А. Горе-ликова, Л.А. Маюрникова //Вопросы питания. - 1999. -№ 3. - С. 28-30.

2. Кафтанова, Е.Ф. Эндемический зоб у школьников города Новокузнецка /Е.Ф. Кафтанова: Автореф. дис. ... канд. мед.

наук. - Челябинск, 1971. - 22 с.

Касаткина, Э.П. Йоддефицитные заболевания у детей и подростков /Э.П. Касаткина //Пробл. эндокринол. - 1997. - Т. 43, № 3. -С. 3-5.

Артемова, Т.А. Психологические и психофизиологические особенности высокотревожных детей младшего школьного возраста /Т.А. Артемова, А.В. Ковалева //Школа здоровья. -1998. -№ 3-4. - С. 148-159.

Безруких, М.М. Школьные факторы риска /М.М. Безруких //Охрана психического здоровья детей и подростков: Материалы IV конгресса педиатров России. - М., 1998. - С. 57. Орлова, Л.В. Что такое интеллектуальная пассивность? /Л.В. Орлова //Начальная школа - 1996. - № 7. - С. 26-29. Крылов, Д.Н. Роль наследственных факторов и факторов среды в изменчивости нейрофизиологических показателей в онтогенезе /Д.Н. Крылов //Физиология человека. - 1981. - Т. 7, № 5. -С. 846-856.

Щеплягина, Л.А. Йод и интеллектуальное развитие ребенка /Л.А. Щеплягина, Н.Д. Макулова, О.Н. Маслова //Рус. мед. журнал. - 2002. - Т. 10, № 7. - С. 358-363.

Delange, F. Towards the Eradication of Endemic Goiter, Cretinism and Iodine Deficiency /F. Delange, S. Bastany, M. Benmiloud. - Washington, 1986. - P. 376-383.

Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика: Уч. пособие /А.М. Прихожан. - М., Воронеж, 2000. - 304 с.

Чирков, В.И. Методы оценки психического компонента функционального состояния в учебной и трудовой деятельности /В.И. Чирков //Методики исследования и диагностики функционального состояния и работоспособности человека-оператора в экстремальных условиях. - М., 1989. - С. 16-39.

Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. -СПб., 1999. - 712 с.

Лукасин, А.В. Взаимосвязь самостоятельности познавательной деятельности и тревожности личности /А.В. Лукасин: Автореф. дис. . канд. мед. наук. - М., 2000. - 19 с.

Захаров, А.И. Как преодолеть страхи у детей /А.И. Захаров. - М., 1986. - 112 с.

Великанова, Л.П. Психологический скрининг изучения состояния психического и соматического здоровья у детей и подростков /Л.П. Великанова //Охрана психического здоровья детей и подростков: Материалы IV конгресса педиатров России. - М., 1998. - С. 20.

3

4.

7

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.