продукции составляет более 60 %, а уровень товарности составляет 40 %. Удельный вес ячменя и овса в структуре реализации зерновых культур составляет примерно по 15 %.
Формирование региональной цены на зерно находится под воздействием определенного диктата предприятий и организаций по переработке зерна. Необходимо отметить, что до 2003 г. свободная продажа зерна на рынке была не самой эффективной в сравнении с другими каналами сбыта. Но за период 2004-2007 гг. здесь сложились самые высокие цены реализации -3565 рублей за тонну, хотя и значительно сократился уровень рентабельности. В области действует система гарантированных цен на зерно, существует система авансов под закупки, развита система дотирования, компенсации затрат и субсидирования. Так, заключив договор на поставку зерна с одним из двух крупнейших перерабатывающих предприятий Иркутской области - ЗАО «Иркутский хлебозавод» или ОАО «Каравай», сельскохозяйственные производители получают субсидию в размере 1500 рублей за каждую тонну.
Сложившуюся ситуацию на зерновом рынке региона необходимо стабилизировать путем совместного участия как самих товаропроизводителей, так и государства через меры поддержки развития отрасли и регулирования зернового рынка.
Во-первых, необходимо обеспечить расширенное производство зерна путем увеличения посевных площадей, применения современной техники, элитных семян, создания резервных
фондов зерна в объеме не менее 40 тыс. тонн, а также развития биржевой торговли. Данные меры позволят расширить кормовую базу, повысить переходящие запасы, наращивать товарные ресурсы высококачественного зерна (а не фуражной пшеницы). Это предложение подтверждают результаты деятельности предприятий клуба «АГРО-300», в состав которого входят и пять сельскохозяйственных предприятий Иркутской области (СХОАО «Белореченское», СХПК «Усольский свинокомплекс», СПК «Окин-ский», ОАО «Саянский бройлер», ОАО «Ангарская птицефабрика»).
Во-вторых, ориентировать развитие зернового производства на крупные хозяйства, так как именно они имеют больше возможностей применения интенсивных технологий, диверсификации производства, привлечения инвестиций и выступают основными поставщиками товарного зерна на рынок, что связано не только с большими объемами его производства, но и высоким уровнем товарности. Так, в 2006 г. в Иркутской области на долю сельскохозяйственных предприятий с площадью зернового клина более 3000 га (14 % от общей численности зернопро-изводящих хозяйств) приходилось половина валового сбора зерновых культур. В-третьих, стабилизировать цены на зерно посредством своевременного проведения государственными органами интервенционных операций, формирования организованных каналов сбыта, налаживания объективной системы учета зерна и исключения теневого оборота.
Таблица 1
Динамика цен, себестоимости и эффективности производства зерна на сельскохозяйственных предприятиях Иркутской области за период 1995-2006 гг. [1, с. 55]
Годы Показатель
Себестоимость 1 ц, руб. Средняя цена реализации 1 ц, руб. Прибыль на 1 ц, руб. Уровень рентабельности (убыточности), % Урожайность, ц/га
1995 27 36 9 33,3 13,0
1996 56 62 6 10,7 10,6
1997 71 74 3 4,2 11,8
1998 74 69 -5 -6,8 12,6
1999 90 119 29 32,2 13,8
2000 128 189 61 47,7 12,7
2001 160 209 49 30,6 12,7
2002 180 213 33 18,3 10,0
2003 195 222 27 13,8 9,2
2004 269 342 73 27,1 13,6
2005 239 313 74 31,0 15,7
2006 306 344 38 12,4 16,1
2006 в % к 1995 11 р. 9 р. 4 р. 37 124
2006 в % к 2005 128 110 51 40 103
Таблица 2
Характеристика каналов реализации зерна в Иркутской области по потребителям за 2001 - 2006 гг. [2, с. 11]
Показатель Реализация зерна по потребителям
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2006 в % к 2001
Реализовано (всего), т 198341 177378 179172 163693 176831 162736 82,0
Себестоимость 1 т, руб. 1298 1805 1952 2694 2595 2996 230,8
Цена реализации, руб. за т 2138 2131 2409 3421 3133 3437 160,8
Рентабельность, % 65 18 23 27 21 15 22,7
в т.ч. предприятиям и организациям, осуществляющим закупки для государственных нужд
Реализовано (всего), т 14034 15808 36668 28013 - - -
Себестоимость 1 т, руб. 1298 1805 1952 2694 - - -
Цена реализации, руб. за т 2274 2556 2508 3357 - - -
Рентабельность, % 75 42 28 25 - - -
перерабатывающим предприятиям, не наделенным функциями заготовителя, на рынке через собственные магазины
Реализовано (всего), т 58816 51322 77240 74989 111932 108397 184,3
Себестоимость 1 т, руб. 1363 1895 2050 2829 2604 3145,8 230,8
Цена реализации, руб. за т 2308 2180 2452 3878 3333 3565 154,5
Рентабельность, % 69 15 20 37 28 13 19,2
населению через систему общественного питания, включая продажу и выдачу в счет оплаты труда
Реализовано (всего), т 59053 67097 40833 37408 47373 39806 67,4
Себестоимость 1 т, руб. 1194 1661 1796 2478 2408 2756 230,8
Цена реализации, руб. за т 1922 1939 2287 2850 2778 3106 161,6
Рентабельность, % 61 17 27 15 15 13 20,8
по бартерным сделкам (обменным операциям)
Реализовано (всего), т 66427 43024 24430 23270 17510 14528 21,87
Себестоимость 1 т, руб. 1376 1913 2069 2856 2741 3175,8 230,8
Цена реализации, руб. за т 2151 2218 2326 2939 2815 3384 157,3
Рентабельность, % 56 16 12 3 3 7 11,6
Библиографический список
1. Сельское хозяйство Иркутской области: ста-тистич. сб. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области. - Иркутск, 2007. - 132 с.
2. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций: статистич. Бюллетень. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области. - Иркутск, 2007. - 78 с.
УДК 338
АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОДДЕРЖКУ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Н.Э.Эльгерт1
Иркутская государственная сельскохозяйственная академия, 664038, г. Иркутск, Молодежный поселок
Подняты проблемы аудита эффективности использования бюджетных средств, выделенных на поддержку сельскохозяйственного производства. Определены основные этапы подготовительной совместной работы распорядителей бюджетных средств, бюджетополучателей и аудиторских служб при разработке механизма оценки эффективности использования средств финансовой государственной поддержки сельского хозяйства. Ключевые слова: аудит, государственная поддержка, сельское хозяйство, Иркутская государственная сельскохозяйственная академия. Библиогр. 3 назв.
AUDIT OF EMPLOYMENT EFFICIENCY OF BUDGETARY FUNDS APPROPRIATED FOR GOVERNMENTAL SUPPORT OF AGRICULTURAL PRODUCTION
Elgert N.E.
Irkutsk State Agricultural Academy Molodezhniy Settlement, Irkutsk, 664038
The author touches the questions of audit of employment efficiency of budgetary funds appropriated to support agricultural production. He determines the basic stages of a preparatory joint work of budgetary funds managers, budget recipients and audit services when developing the estimation mechanism of funds employment efficiency of the financial governmental support of agriculture. Key words: audit, government support, agriculture, Irkutsk State Agricultural Academy 3 sources.
Основные направления федеральной государственной политики в части государственной поддержки сельского хозяйства на 2008 - 2012 годы, подкрепленные достаточно интересными и льготными для сельских производителей всех форм организации труда мерами государственной поддержки, позволяют сделать однозначный вывод: сельскохозяйственный комплекс России получил действенные организационно - финансовые инструменты по повышению эффективности работы отрасли, способные улучшить работу сельского хозяйства. Достаточно отметить, что прогноз суммарного ресурсного обеспечения отрасли, намеченный Государственной программой развития сельского хозяйства на 2008 - 2012 годы, составляет 551 млрд. рублей. Кроме этого, региональным законодательством (а это, как правило, соответствующие Программы развития сельского хозяйства на 2008 - 2012 годы) также предусмотрены серьезные меры финансовой государственной поддержки региональных сельскохозяйственных производителей.
Именно в этой связи все большее значение приобретают вопросы организации контроля за эффективностью и целевым использованием значительных объемов государственных бюджетных средств, запланированных и предназначенных для реализации основных целей Государственной программы на 2008 - 2012 годы.
Аудит эффективности расходования государственных средств, выделяемых и направляемых на поддержку сельского хозяйства, может и должен стать одним из инструментов, способных привести к выполнению намеченных целей Государственных программ развития сельского хозяйства как федерального, так и региональных уровней. Функции организатора и исполнителя данной работы в регионах возложены на Контрольно - счетные палаты, деятельность которых определяется соответствующим региональным законодательством. Как правило, им является Закон соответствующего региона «О Контрольно - счетной палате». Функции внешнего государственного финансового контроля со
1
Эльгерт Николай Эдуардович, доцент кафедры экономики, заместитель генерального директора СХОАО «Белоречье», тел.: 8 (3954) 32-26-63, 8 (3954) 35-06-18.
Elgert Nikolay Eduardovitch, a senior lecturer of the Chair of Economics, a deputy general director of Agricultural Public Corporation "Belorechje". Tel. 8 (3954) 32-26-63, 8 (3954) 35-06-18.
стороны Контрольно - счетных палат в соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса РФ должны в обязательном порядке включать в себя как анализ эффективности деятельности бюджетополучателей, так и анализ эффективности основных направлений государственной бюджетной политики. Такой подход отвечает одному из основополагающих принципов бюджетной политики, определенному статьей 34 Бюджетного кодекса РФ, - принципу эффективности и экономности использования бюджетных средств.
Принципиально важным в условиях необходимости организации аудита эффективности использования средств финансовой государственной поддержки сельского хозяйства является понимание как со стороны сельскохозяйственных производителей, так и, в первую очередь, аудиторов региональных Контрольно - счетных палат реальных проблем, с которыми сталкиваются получатели средств финансовой государственной поддержки. В этих условиях разработка и применение методики оценки эффективности использования средств финансовой государственной поддержки, в том числе обязательно включающей в себя соответствующие поправочные коэффициенты, учитывающие изменение рыночной конъюнктуры в сопряженных с сельским хозяйством народнохозяйственных отраслях, является принципиально важной задачей всех заинтересованных предприятий, организаций и государственных служащих. Важно получение достоверной информации о состоянии дел в сельском хозяйстве. Анализ актов соответствующих Контрольно - счетных палат Иркутской области, Республики Бурятия, Красноярского Края, составленных по итогам проверок эффективности использования средств государственной поддержки, выделяемых соответствующими бюджетами на поддержку сельского хозяйства в 2005, 2006 годах, и объяснительных, подготовленных соответствующими региональными органами управления сельским хозяйством, подтверждает наличие значительных расхождений в оценке фактов эффективного (неэффективного) использования средств государственной поддержки. Как следствие, бюджетополучатели и распорядители бюджетных средств не могут воспользоваться в полном объеме собранным региональными Контрольно - счетными палатами аналитическим материалом, способным стать реальным инструментом в работе по повышению эффективности и целевого использования средств государственной поддержки.
Автор статьи полагает, что главной причиной этого является отсутствие взаимопонимания между Контрольно - счетными палатами и региональными бюджетополучателями. Именно в этой связи рекомендации региональных Контрольно - счетных палат по устранению обнаруженных их аудиторами в ходе проверок фактов неэффективного (нецелевого) использования средств государственной поддержки сельского хозяйства оспариваются ее получателями и не принимаются в полной мере к исполнению. Лишним доказательством наличия в значительном большинстве актов соответствующих проверок ряда региональных Контрольно - счетных палат довольно поверхностных выводов о выявленных фактах неэффективного (нецелевого) использования средств государственной поддержки является отказ (как правило) органов прокурорского надзора от проведения дальнейших соответствующих разбирательств по предложенным выводам региональных Контрольно - счетных палат. В основу механизма оценки эффективности использования средств государственной бюджетной поддержки могут быть положены опыт и разработки, в частности Счетной палаты РФ (Методика проведения аудита эффективности использования государственных средств), «Руководство по проведению аудита эффективности расходования государственных средств» Управления Главного Аудитора Канады, ряда регионов РФ, имеющих достаточно эффективные механизмы формы оказания государственной поддержки сельскому хозяйству.
При разработке механизма оценки эффективности использования средств финансовой государственной поддержки сельского хозяйства, взаимосогласованного между распорядителями средств государственной поддержки сельского хозяйства, их получателями и органами, осуществляющими впоследствии контроль за их эффективным использованием, предполагается возможным и необходимым определить и разграничить по временным параметрам и очередности выполнения следующие этапы данной работы.
Первый этап. Предварительное изучение соответствующего федерального и регионального законодательства о принципах, формах и методах, объемах оказания государственной финансовой поддержки отрасли во взаимосвязи с задачами федерального и регионального уровней, поставленными перед отраслью в целом, ее структурными производственными и социальными составляющими.
Второй этап. Сбор, оценка достоверной информации об основных сравнимых инфраструктурных показателях деятельности предприятий сельского хозяйства (всех форм организации сельскохозяйственного производства, получателей бюджетных средств) с целью последующей экспертной оценки реальности выполнения задач федерального и регионального уровней, поставленных перед отраслью в целом, ее структурными составляющими с учетом текущей и перспективно изменяющейся рыночной конъюнктуры. Важным на этом этапе является разработка оценочной шкалы производственно - финансовой результативности того или иного субъекта аудиторской проверки. Как правило, в абсолютно равных природно - климатических условиях, при наличии на всех участников регионального сельскохозяйственного процесса единого экономического и юридического пространства, предопреде-