Научная статья на тему 'Пути повышения прибыли на предприятии'

Пути повышения прибыли на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
779
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
трудовые ресурсы / кадровая политика / аттестация / квалификация / результативность. / profit / enterprise / investments / center for financial responsibility / a new type of product / retraining of personnel

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цугленок Ольга Михайловна

К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Достаточная обеспеченность предприятий трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF INCREASE REVENUE IN THE ENTERPRISE

the indicator of profit growth can be characterized as quantifiable opportunities to increase the income base. The key indicators in this case are the growth of sales, reduction of production costs, minimization of non-operating costs, as well as the systematic improvement of production methods.

Текст научной работы на тему «Пути повышения прибыли на предприятии»

2. Ермолович, Л.Л. Анализ хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта [Текст]: учебное пособие.-Мн.:Экоперспектива,2014-359 с.

3. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: конспект лекций / В.В. Ковалев. - М.: Проспект, 2014. - 263 с.

4. Трудовой кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая.

УДК 33

DOI 10.24411/2409-3203-2018-11641

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Цугленок Ольга Михайловна

старший преподаватель кафедры Экономики и управления АПК ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Ачинский филиал Россия, г. Ачинск

Аннотация: К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Достаточная обеспеченность предприятий трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства.

Ключевые слова: трудовые ресурсы, кадровая политика, аттестация, квалификация, результативность.

WAYS OF INCREASE REVENUE IN THE ENTERPRISE

Tsuglenok Michael Olga

Senior Lecturer of the Department of Economics and Management of the AIC Krasnoyarsk State Agrarian University of Achinsk Branch Russia, Achinsk

Abstract: the indicator of profit growth can be characterized as quantifiable opportunities to increase the income base. The key indicators in this case are the growth of sales, reduction of production costs, minimization of non-operating costs, as well as the systematic improvement of production methods.

Key words: profit, enterprise, investments, center for financial responsibility, a new type of product, retraining of personnel.

Тенденция к повышению цены товара при условии резкого замедления инфляционных процессов и насыщением рынка сходными по потребительским характеристикам товарами в настоящее время теряет свою актуальность. Особые экономические условия диктуют новые правила ценообразования, где ключевым фактором выступает снижение затрат. Практическая реализация этого принципа предполагает использование различных способов снижения себестоимости продукции.

Не последнюю роль в рассматриваемой деятельности играет и экономия топливных и сырьевых ресурсов, оптимизация материальных, трудовых и текущих затрат при

147

реализации политики снижения удельного веса амортизационных отчислений. Все это в сочетании с тенденцией к минимизации административных расходов позволяет выделить следующие направления в деятельности по росту прибыли на анализируемом предприятии:

Существует объективная необходимость пересмотра основных затрат предприятия в разрезе производственных статей себестоимости.

Выявление причин возникновения чрезмерного расхода доступных финансовых ресурсов, увеличение доли управленческих и коммерческих расходов в общей массе затрат предприятия обуславливает необходимость проведения анализа рационального использования бюджетных средств.

Проведенный финансово-экономический анализ предприятия позволяет сделать вывод о наличии реальной необходимости и фактической возможности освоения новой технологии производства, которая будет рассматриваться в качестве инструмента сокращения производственных издержек.

Как показывает проведенное исследование, на предприятии существует возможность создания собственного кадрового резерва. Такой подход в сочетании со стремлением руководства повысить квалификацию работников будет рассматриваться в качестве ключевого фактора роста производительности и минимизации затрат.

Принятие на предприятии эффективной и разветвленной системы материального стимулирования, которая основана на производительности труда и общих результатах хозяйственной деятельности компании, позволит рационально использовать доступные финансовые ресурсы.

Интеграция системы депремирования, базирующейся на отказе в выплате материальных поощрений для работников, нарушающих трудовую дисциплину - это шаг к созданию условий для устойчивого финансово-экономического состояния предприятия.

Создание уникальной системы контроля над условиями и хранением исходного сырья на складах предприятия позволит оперативно реализовывать доступный инфраструктурный потенциал.

Введение обновленных правил и норм расходования материалов - это возможность качественного снижения себестоимости продукции в долгосрочной перспективе.

Управляющие несут ответственность за утвержденную величину расходов и должны обеспечить выполнение запланированных показателей.

Центр финансовой ответственности (ЦФО) - подразделение компании, менеджер которого контролирует определенные ресурсы (затраты, прибыль, инвестиции) и несет персональную ответственность за выполнение бюджетных показателей. По объему полномочий их руководителей и обязанностей - это центры затрат, продаж, дохода, прибыли, капитальных вложений, инвестиций, контроля и управления.

Анализ представленных данных позволяет сделать вывод о необходимости определения для каждого персонального центра ответственности конкретных задач и целей, которые носили бы учетный характер. Наличие актуальной информации относительно периодичности и персонализации её предоставления позволит оптимизировать затраты предприятия.

Так, система внутреннего производственного учета включает в себя данные о текущих затратах предприятия. Они рассматриваются в качестве ключевого элемента объекта учеты, что позволяет сгруппировать издержки с учетом времени их возникновения и общему объему. С учетом организационно-правовой формы предприятия управление издержками осуществляется при активном влиянии рабочего персонала.

Таким образом, можно сформулировать понятие центра ответственности, что представляет собой ключевой структурный элемент предприятия, рассматривающийся в качестве экономического субъекта, в пределах которого сотрудник отвечает за целесообразность расходования корпоративных средств.

В текущих экономических условиях центры ответственность могут рассматриваться в качестве индикаторов возникновения корпоративных затрат при условии, что издержки возникли в результате влияния рассматриваемого центра ответственности на производственные отношения.

Исходя из этого, регламентация деятельности по контролю и калькулированию себестоимости продукции должна осуществляться с учетом группировки центров ответственности по носителям.

В рассматриваемом случае носитель затрат - это конкретный вид продукции или полуфабрикат, степень готовности которого определяется пределами, стадиями, фазами, отдельными процессами. В эту категорию включаются также работу и услуги предприятия, которые, так или иначе, имеют потребительскую стоимость, т.е. они предназначены для их реализации в условиях рыночных отношений.

С этой точки зрения центры затрат играют роль первичных производственных и обслуживающих единиц. Они дифференцируются в зависимости от их реализуемых предприятием функций, а также с учетом специфики отдельных производственных операций. На это влияет уровень технической оснащенности предприятия, особенность и характер организации труда, т.к. это ключевые целевые затратные направления.

Не существует четкой классификации центров ответственности. В зависимости от текущей производственной потребности они могут выполнять функции центров затрат, доходов, прибыли, капитальных вложений. В отдельных случаях они играют роль центров инвестиций или продаж.

Особое внимание в деятельности по снижению себестоимости продукции уделяется центрам продаж. Их можно рассматривать в качестве второстепенных подразделений маркетингового отдела. Они ответственны за выручку, которую получило предприятие в результате сбыта товаров, а также аккумулируют в себе затраты, обусловленные издержками предприятия при организации продаж.

Это своеобразный индикатор спроса на конкретные услуги или товары. Об изменении структуры центра продаж можно судить о конкурентоспособности отдельных единиц продукции. На основании этой информации принимаются управленческие решения в сферах производства и сбыта. В результате происходит оценка эффективности конкретных подразделений предприятия с учетом текущей величины издержек на управленческие расходы.

Под центрами дохода следует понимать ключевую структурную единицу предприятия. Руководитель такого отдела несет персональную ответственность только за одно направление деятельности предприятия - его доходную базу. Важно учитывать, что промежуточные руководители не в состоянии оказывать влияния на прибыль при условии, что центр реализации результатов не находится в их прямой компетентности.

Кроме того, руководители центров дохода производят мониторинг собственных затрат и соотносят их с результатами предпринимательской деятельности. На практике эту функцию могут выполнять, как объединения в составе компании, так и её филиалы, дочерние организации.

Особое внимание при формировании политики снижения себестоимости продукции уделяется центрам капитальных вложений. Они представляют собой особые подразделения, основная деятельность которых сопряжена с контроля над затратами и результатами использования капитальных вложений. Такой особый характер их деятельности обусловлен тем фактом, что сметная стоимость текущих капиталовложений - это нормативный и финансовый показатель, который предполагает организацию процесса управления затратами и результатами финансовой деятельности путем внесения изменений в операционный бюджет.

Под центрами инвестиций понимаются экономически обособленные подразделения предприятия, где полномочные лица осуществляют контроль над планомерным и эффективным расходованием доступных финансовых ресурсов. Специфика процесса инвестирования напрямую связана с тенденцией к увеличению объема функционирующего капитала, что сказывается и на увеличении его акционерной стоимости. Центр инвестиций позволяет в условиях изменяющихся рыночных отношений достичь максимальной рентабельности капитала и обеспечить его быструю окупаемость. Основное отличие рассматриваемого центра от вложений в капитальные активы состоит в том, что вложение средств в сферу капиталовложений не позволяет оперативно получить прибыль в краткосрочном периоде, чего нельзя сказать о деятельности по инвестированию в отдельные отрасли экономики.

Таким образом, общее влияние центров финансовой ответственность на эффективность производственного учета и контроля можно охарактеризовать как реализацию плановой политики внедрения системы управления с учетом набора новых специалистов или повышения квалификации уже действующих сотрудников, на которых возлагается ответственность за организацию учетной деятельности.

С учетом проведенного анализа предлагается реализовать на предприятии следующие мероприятия:

- выявить рентабельные виды продукции и обновить существующий ассортимент. Это необходимость напрямую связана с понятием жизненного цикла предприятия. Начиная с проектирования, освоения и запуска производства, заканчивая сбытом продукции, происходит насыщения рынка конкретным продуктом. В течение этого срока наблюдается физическое и моральное устаревание продукции, что сдерживает темы роста её рентабельности. Это провоцируется сокращение объемов выпуска, а освоение новых видов продукции рассматривается в качестве эффективных мер роста прибыли в среднесрочной перспективе.

- принять меры к реализации эффективной ценовой политики, основанной на дифференцированном подходе к конкретной категории покупателей.

- организовать контроль над работоспособностью оборудования с целью минимизации вероятности его поломки и предотвращения выхода с линии бракованной продукции.

- Провести профессиональную переподготовку кадров при вводе нового оборудования в эксплуатацию. Это позволит эффективно использовать доступные ресурсы и не допустить поломку ценного агрегата в связи с недостаточным уровнем квалификации отдельных работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.