Научная статья на тему 'Пути повышения конкурентоспособности организации: тенденции и перспективы'

Пути повышения конкурентоспособности организации: тенденции и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
956
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИКА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ / MANAGEMENT / ECONOMY / COMPETITIVENESS / ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Совцов Владимир Иванович

Высокая конкурентоспособность организации становится сегодня ключевым понятием предпринимательской сферы, современные условия рыночной экономики характеризуются динамичностью, и отдельные изменения могут даже вступать в противоречие друг с другом. Поэтому предприятия вынуждены быстро и энергично адаптироваться к сегодняшней довольно суровой и требовательной бизнес-среде. Целью данной статьи является выявление тенденций и перспектив повышения конкурентоспособности организации. В данной статье рассмотрены элементы и факторы конкурентоспособности организации; определены направления повышения конкурентоспособности организации в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO IMPROVE THE COMPETITIVENESS OF THE ORGANIZATION: TRENDS AND PROSPECTS

High competitiveness of the organization becomes today a key concept of the business sphere, modern conditions of market economy are characterized by constant dynamics, and separate changes can even come into conflict with each other. Therefore, enterprises are forced to quickly and vigorously adapt to today's rather harsh and demanding business environment. The purpose of this article is to identify trends and prospects of ways to improve the competitiveness of the organization. In this article the elements and factors of competitiveness of the organization are considered; the directions of increase of competitiveness of the organization in modern conditions are defined.

Текст научной работы на тему «Пути повышения конкурентоспособности организации: тенденции и перспективы»

Совцов В.И.

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ:

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. Высокая конкурентоспособность организации становится сегодня ключевым понятием предпринимательской сферы, современные условия рыночной экономики характеризуются динамичностью, и отдельные изменения могут даже вступать в противоречие друг с другом. Поэтому предприятия вынуждены быстро и энергично адаптироваться к сегодняшней довольно суровой и требовательной бизнес-среде. Целью данной статьи является выявление тенденций и перспектив повышения конкурентоспособности организации. В данной статье рассмотрены элементы и факторы конкурентоспособности организации; определены направления повышения конкурентоспособности организации в современных условиях.

Ключевые слова. Управление, экономика, конкурентоспособность, организация.

Sovtsov V.I.

WAYS TO IMPROVE THE COMPETITIVENESS OF THE ORGANIZATION:

TRENDS AND PROSPECTS

Abstract. High competitiveness of the organization becomes today a key concept of the business sphere, modern conditions of market economy are characterized by constant dynamics, and separate changes can even come into conflict with each other. Therefore, enterprises are forced to quickly and vigorously adapt to today's rather harsh and demanding business environment. The purpose of this article is to identify trends and prospects of ways to improve the competitiveness of the organization. In this article the elements and factors of competitiveness of the organization are considered; the directions of increase of competitiveness of the organization in modern conditions are defined.

Keywords. Management, economy, competitiveness, organization.

Поиск путей повышения конкурентоспособности организации, обусловленный постоянным притоком на рынок новых продавцов, ростом поставок и дифференциацией продукции и услуг, внедрением новых технологий и т.д. - одна из главных задач любого предприятия, требующая непрерывного решения. Это процесс, требующий, с одной стороны, вдумчивого аналитического подхода, с другой - умения быстро реагировать на необходимость оперативного внедрения чего-то нового. Чтобы поддерживать должный уровень конкурентоспособности, предприятию необходим постоянный тщательный прогноз своей деятельности и грамотное принятие решений по своему хозяйственному портфелю - какие товары и услуги следует из него исключить, не дожидаясь стадии их полного упадка, а какие включить, вовремя рассмотрев их соответствие новым потребностям.

Таким образом, любому предприятию, рассчитывающему на благоприятное положение в сегодняшних сложных экономических обстоятельствах, необходимо выстраивать высокоэффективную систему управления, своевременно отвечающую вызовам внутренней и внешней бизнес-среды.

ГРНТИ 06.39.41 © Совцов В.И., 2019

Владимир Иванович Совцов - кандидат военных наук, доцент, старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева (г. Санкт-Петербург).

Контактные данные для связи с автором: 190000, Санкт-Петербург, наб. Макарова, 8 (Russia, St. Petersburg, Makarova emb., 8). Тел.: 8-952-376-65-70. E-mail: sovtsov1307@mail.ru.

Конечно, для этого предприятие должно обладать существенными конкурентными преимуществами, соответствующими профилю организации и позволяющими не только «держаться на плаву» сейчас, но и обеспечивать устойчивое положение на рынке в перспективе. Вышеуказанные обстоятельства определяют актуальность темы исследования.

Обеспечение должного уровня конкурентоспособности предприятия должно идти с учетом всех составляющих конкурентоспособности и необходимых факторов ее развития. Рассмотрим подходы современных исследователей к определению понятия «конкурентоспособность». Так, в соответствии с определением А.А. Сергеева, конкурентоспособность - это комплексная характеристика организации, отражающая ее «потенциальные и реальные возможности обеспечивать свои конкурентные преимущества на рынке в условиях постоянно меняющейся внутренней и внешней среды» [10, с. 71]. Схожее определение конкурентоспособности мы находим у Д.С. Белоусовой -«комплексная характеристика предприятия, характеризующая его возможность в любой момент времени обеспечивать свои конкурентные преимущества и прибыльность, а также адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды» [3, с. 73].

Некоторые авторы делают акцент на определенных аспектах рассматриваемого понятия: например, В.В. Тимофеев подходит к пониманию конкурентоспособности как к возможности «эффективно распоряжаться собственными и заемными ресурсами в условиях турбулентности рынка» [11, с. 56], а М.А. Фролов рассматривает конкурентоспособность как «совокупность показателей, характеризующую способность организации разрабатывать в процессе постоянного изменения внешней среды новые конкурентные преимущества и сохранять свою рентабельность на высоком уровне» [12, с. 70]. В трактовке Е.А. Волковой «конкурентоспособность предприятия представляет собой способность ведения эффективной хозяйственной деятельности в условиях изменяющейся внешней среды путем рационального использования имеющихся ресурсов, среди которых приоритетным выступает рабочая сила» [1, с. 26].

Рассматривая факторы роста конкурентоспособности организаций в условиях рыночной экономики, С.Ю. Андреев приходит к выводу, что конкурентоспособность может быть определена только реакцией потребителей (т.е. спросом) на продукцию или услуги предприятия [2, с. 8-9]. Наконец, наиболее краткая и упрощенная трактовка конкурентоспособности встречается у Т.И. Марченко - «способность реализовывать конкурентоспособные товары (услуги), противостоять конкурентам и держать стабильную успешную позицию на рынке» [7, с. 144]. Таким образом, мы видим, что разные авторы подходят к трактовке понятия «конкурентоспособность» с различных позиций, либо выделяя те или иные отдельные составляющие рассматриваемого понятия, либо интерпретируя содержание конкурентоспособности с определенных точек зрения.

Анализируя содержательную часть конкурентоспособности, следует выделить три уровня управления ею в организации: стратегический (управляемость бизнеса, инвестиционная привлекательность), тактический (адаптивность системы управления, финансовая прозрачность), оперативный (платежеспособность, прибыльность). Каждый из уровней предполагает решение определенных, возрастающих по сложности задач, обусловливающих то, насколько эффективной будет деятельность организации при условии грамотного использования как внешних ресурсов бизнес-среды, так и внутренних ресурсов самой организации [1, с. 28].

Важнейшие факторы, воздействующие на конкурентоспособность организации, это - элементы ее конкурентной макросреды, которая, в свою очередь, объединяет в себе аспекты следующих государственных сфер: экономика; социум; политика; право; культура; экология; демография; наука и технологии [1, с. 29]. Что касается конкурентной микросреды, то ее функционирование определяется аспектами ближайшего окружения организации, к которым относятся: потребители; инвесторы; поставщики; предприятия-конкуренты; финансовые институты [1, с. 30].

Отметим также и внутреннюю микросреду, деятельность которой определяется объединенными функциональными силами организации, направленными на решение бизнес-задач по укреплению конкурентоспособности [1, с. 30]. Анализ конкурентоспособности организации предполагает построение четырехуровневой иерархической структуры: уровень 1 - макро- и микроокружение организации, т.е. факторы внешней среды; уровень 2 - стратегические приоритеты, цели, миссия, организационные стратегии в принятии решений; уровень 3 - финансово-экономическая ситуация, качество трудовых ресурсов, состояние мощностей производства и сбыта, уровень инновационной

активности, т.е. совокупность внутренних факторов организации; уровень 4 - положение организации на рынке, определяемое результатом управления.

Таким образом, конкурентоспособность организации можно назвать условием экономического выживания хозяйствующего субъекта. Анализ конкурентов является важным аспектом маркетинговой стратегии и ориентации на рынок [8, с. 71]. При этом обобщающим показателем жизнестойкости предприятия является востребованность продукции, а также максимально тщательный подход к использованию производственно-трудового, финансового, научного и технологического потенциала организации.

Управление конкурентоспособностью организации осуществляется путем формирования, сохранения и наращения конкурентных преимуществ. Их можно определить как концентрированное проявление превосходства над предприятиями-конкурентами в следующих сферах: экономическая; техническая; организационная [5, с. 18]. Эти сферы представляют собой фундамент, на котором строятся финансовые и стратегические показатели деятельности предприятия. А особенности, определяющие конкурентные преимущества организации, если рассматривать ее как объект управления, можно охарактеризовать следующим образом: положение организации относительно лидирующего на рынке предприятия-конкурента; проявление результатов деятельности организации на рынках, определяемых географически, на протяжении конкретного временного промежутка; степень, в которой предприятие зависит от различных факторов организационной среды [5, с. 18].

На сегодняшний день перспективы формирования конкурентных преимуществ предприятия в значительной степени зависят от множества особенностей, к числу которых можно отнести: производственно-хозяйственные аспекты - технологические, кадровые, финансовые и др.; факторы бизнес-среды - предприятия-конкуренты и их потенциал, состояние отраслевого рынка и т.д. Элементы воздействия на развитие у предприятия конкурентных преимуществ разделяются на группы внешних и внутренних факторов. На внешние факторы предприятие в целом не может оказывать существенного влияния, и они в основном характеризуются некоторой неизвестностью и даже непредсказуемостью, но при тщательном подходе к анализу внешней бизнес-среды организация может использовать их в реализации своих стратегических целей. Содержание, значение и потенциал внутренних факторов предприятия зависят от деятельности руководства, а их эффективность - от работы персонала [6, с. 12].

Выделим важную, по нашему мнению, современную тенденцию повышения конкурентоспособности организации: выбор таких путей, основой которых является единовременное создание конкурентных преимуществ и их использование с разной продолжительностью жизненного цикла (табл. 1). При этом данный подход дополняется мониторингом изменений в потребительском поведении, предвидением появления новых потребностей, поддержанием стратегической гибкости и высокой скорости адаптации бизнеса к меняющейся среде.

Таблица 1

Факторы краткосрочного и долгосрочного конкурентного преимущества_

Факторы Детальное содержание факторов

Создающие временное конкурентное преимущество Наличие доступа к качественному недорогому сырью, стабильность поставок, благоприятное законодательство, эффективный GR

Создающие долгосрочное конкурентное преимущество Интенсификация использования внутренних ресурсов (операционная эффективность, уровень автоматизации производства и управления, применение ресурсосберегающих технологий), неповторимость и новаторство (в производственных процессах, представлении продукта на рынок, методах управления)

Специфика и последовательность конкретных действий по управлению конкурентоустойчиво-стью бизнес-структуры в каждом случае уникальна, но, тем не менее, целесообразно выделить основные пути (системный, процессный, инновационный, интеграционный, стратегический, ситуационный) формирования и развития конкурентных преимуществ и повышения конкурентоспособности организаций [10, с. 74] (табл. 2).

Современные перспективы повышения конкурентоспособности организации и ее успешного долговременного функционирования включают необходимость грамотно управлять жизненными

циклами конкурентных преимуществ предприятия, решая задачу увеличения длительности жизненных циклов и их сбалансированности. Увеличить жизненный цикл возможно, если будет обеспечен рост количества формируемых конкурентных преимуществ. Также немаловажным является и повышение их качества, определяющей характеристикой которого можно назвать устойчивость; она, в свою очередь, зависит от того, насколько сложным является конкурентное преимущество, возможно ли его полное или частичное воспроизведение предприятиями-конкурентами. Таким образом, устойчивые конкурентные преимущества можно назвать необходимым фактором выживания организации в современной бизнес-среде. Отдельно следует отметить неочевидные внутренние конкурентные преимущества, поскольку их скопировать особенно трудно. В качестве их примера можно привести инновационную организационную культуру предприятия [4, с. 9].

Таблица 2

Подходы к выбору путей управления конкурентоспособностью организации_

Концепции и их содержание Использование подходов к управлению конкурентоспособностью организации

Системный подход: система - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и с внешней средой, образующих определенную целостность и единство Используя в практике управления конкурентоспособностью системный подход, руководители в первую очередь рассматривают организацию как совокупность связанных между собой элементов, таких как: люди, структура организации, цели, технологии, с помощью которых выполняются поставленные задачи

Процессный подход: конкурентоспособность организации, процесс достижения конкурентоспособности на оперативном, тактическом и стратегическом уровне Использование основных методов и инструментов системы оперативного тактического и стратегического управления. Возможность управления предприятием через установления нормативных значений каждого процесса

Инновационный подход: основной акцент делается на внедрение инноваций, позволяющих коренным образом менять политику предприятия Инновационная деятельность, заключающаяся в совершении технологических прорывов, научных открытий, создании новых управленческих технологий, новых рынков и новых потребностей становится центральным путем повышения конкурентоспособности

Интеграционный подход: усиление сотрудничества субъектов управления, объединение и углубление взаимодействия и взаимосвязи между ними Акцент на принятии эффективных, согласованных и еди-нонаправленных управленческих, маркетинговых, производственных, инвестиционных и финансовых решений

Стратегический подход: управление строится на основе формирования и реализации стратегий, обеспечивающих достижение заявленных (гипотетических) целевых установок Обеспечение стратегической конкурентоспособности на основе прогнозирования и стратегического планирования развития организации. Выработка системы целей управления конкурентоспособностью и формирование адекватных стратегий реализации поставленных целей

Отметим также, что, учитывая нынешнюю высокую неопределенность внешней бизнес-среды, значительно влияющую на деятельность предприятий (это приводит к необходимости использовать различные варианты развития конкурентных преимуществ), наибольшей перспективностью обладает превентивный сценарный подход к управлению конкурентными преимуществами, приходящий на смену традиционному ситуационному подходу. Суть сценарного подхода - спланировать несколько альтернативных вариантов, имеющих отличия в составе и значении внешнего и внутреннего потенциала конкурентных преимуществ [9, с. 142].

Итак, в сегодняшней рыночной экономике любому предприятию для успешного функционирования необходима эффективно выстроенная система управления конкурентоспособностью. Построение этой системы следует вести с тщательным учетом всех внешних и внутренних факторов конкурентоспособности организации, особенностей ее макро- и микроокружения, а также факторов, определяющих краткосрочность и долгосрочность конкурентных преимуществ.

Таким образом, по итогам рассмотрения тенденций и перспектив повышения конкурентоспособности организации можно сделать следующие выводы:

• понятие «конкурентоспособность организации» характеризуется многообразием подходов и трактовок и включает в себя множество различных свойств и аспектов устойчивого положения предприятия на рынке. Соответственно, единого общепринятого определения конкурентоспособности предприятия не существует и вряд ли может существовать, ведь данное понятие действительно требует многогранного рассмотрения с точек зрения различных направлений экономической и маркетинговой мысли;

• на конкурентоспособность организации постоянно оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы, что обусловливает ее динамичность как показателя. Каждый элемент, из которого складывается показатель конкурентоспособности предприятия, сфокусирован на определенных аспектах понятия «конкурентоспособность», которые, в свою очередь, имеют отношение к какому-либо уровню управления конкурентоспособностью - стратегическому, тактическому и оперативному;

• хотя последовательность конкретных действий по управлению конкурентоустойчивостью бизнес-структуры в каждом случае уникальна, основными подходами к формированию и развитию конкурентных преимуществ и повышению конкурентоспособности организаций являются системный, процессный, инновационный, интеграционный, стратегический, ситуационный. При этом, в условиях высокой динамичности внешней среды все большую практическую значимость приобретает использование сценарного подхода к управлению конкурентными преимуществами организации;

• в сложившейся на сегодняшний день ситуации на рынке, организация, рассчитывающая на устойчивое положение и уверенное развитие, должна придерживаться следующей стратегии конкурентной борьбы: максимальное выявление своих возможностей и учет даже тех из них, которые кажутся пока не самыми важными; внимательное изучение слабых сторон и точек уязвимости предприятий-конкурентов; построение эффективной системы управляющего воздействия на собственную конкурентоспособность;

• можно сказать, что основным смыслом эффективности развития экономики страны и главной идеей устойчивого положения в мировом экономическом сообществе должно стать повышение уровня конкурентоспособности предприятий (и, как следствие, всей экономики) с учетом сегодняшних требований и условий бизнес-среды. К ним, прежде всего, следует отнести усиливающуюся цифровизацию предпринимательской сферы, появление качественно новых запросов на инновационные и даже необычные товары и услуги, внедрение на рынок новых, ранее не свойственных традиционной экономике, решений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волкова Е.А., Калинникова, Е.В. Повышение конкурентоспособности предприятия на основе совершенствования качества рабочей силы. Ульяновск: УлГТУ, 2010. 229 с.

2. Андреев С.Ю., Варюха А.О., Апанащенко А.А. Пути повышения конкурентоспособности предприятий / В сб.: Современная наука: теоретический и практический взгляд. Уфа: Омега Сайнс, 2015. С. 8-11.

3. Белоусова Д.С. Понятие и сущность конкурентоспособности. Факторы, влияющие на конкурентоспособность // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2016. № 15-2. С. 72-76.

4. Блохин М.Д. Основные направления повышения конкурентоспособности // Студенческий форум. 2019. № 17-2 (68). С. 9-12.

5. Жукова М.А., Шаламова М.М. Теоретические и методические аспекты управления конкурентными преимуществами организации // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2017. № 5. С. 16-20.

6. Конарева Е.С., Шевченко Ю.С. Анализ конкурентоспособности организации и пути ее повышения // Colloquium-journal. 2019. № 11-5 (35). С. 12-14.

7. Марченко Т.И., Чечко Н.А., Миловидова О.А. Уровневое управление конкурентоспособностью предприятия // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2014. № 6. С. 144-146.

8. Маркетинг / А.А. Волкова, Ю.А. Никитин, В.Я. Серба, А.Л. Михайлов. СПб.: Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева, 2019. 174 с.

9. Николаева И.И., Андреева Н.А. Пути повышения конкурентоспособности организации / В сб.: Современный менеджмент: новые подходы и технологии. Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2019. С. 141-144.

10. Сергеев А.А. Стратегический подход и методология управления конкурентоспособностью организации // Знание. 2016. № 5-2 (34). С. 70-76.

11. Тимофеев В.В. Управление конкурентоспособностью предприятия в условиях новой экономической реальности // Факторы успеха. 2016. № 1 (6). С. 56-59.

12. Фролов М.А. Определение конкурентных преимуществ компании // Вопросы науки и образования. 2017. № 6 (7). С. 70-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.