Научная статья на тему 'Основные принципы и факторы, определяющие конкурентоспособность промышленности РФ'

Основные принципы и факторы, определяющие конкурентоспособность промышленности РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1279
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КЛИМАТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васяйчева В.А.

В данной статье на базе анализа основных принципов и факторов, оказывающих влияние на формирование конкурентоспособности предприятий российских отраслей промышленности, авторы предлагают концепцию повышения эффективности их функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные принципы и факторы, определяющие конкурентоспособность промышленности РФ»

Васяйчева В.А.

Основные принципы и факторы, определяющие конкурентоспособность промышленности РФ// Вестник Самарского государственного упиве^итета. Серия «Экономика и утравление». 2015. № 9/1 (131). С. 107-114 107

УДК 334

В.А. Васяйчева*

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РФ

В данной статье на базе анализа основных принципов и факторов, оказывающих влияние на формирование конкурентоспособности предприятий российских отраслей промышленности, авторы предлагают концепцию повышения эффективности их функционирования.

Ключевые слова: конкурентоспособность, климат конкурентоспособности, эффективность, инновации, управление персоналом.

Проблемы, с которыми сталкиваются в настоящее время предприятия, осуществляя борьбу за завоевание рынка и новых клиентов, во многом схожи [1; 3]. Расчет оптимальных параметров их деятельности является основой поддержания конкурентоспособности.

Условия функционирования предприятий отрасли (состояние внешней среды и оптимизация использования внутренних ресурсов) определяют уровень их конкурентоспособности. Нестабильность внешних условий диктует необходимость совершенствования менеджмента и корректировки управленческих решений на основе научно обоснованных методов анализа производственных показателей, внедрения НИТ, НИОКР.

Умение строго следовать основным принципам сохранения конкурентоспособности, оценивать факторы, влияющие на нее, своевременно реагировать на сложившуюся экономическую ситуацию и корректировать организационно-управленческую политику на основе современных аналитических методов и НИТ снижает риски потерь и возможность банкротства.

Факторы, способствующие повышению эффективности производства, характеризуются значительным числом прямых и обратных связей, что приводит к необходимости рассматривать их как единое образование, характеризующееся определенными социально-экономическими показателями. На рис. 1 представлены факторы, влияющие на уровень национальной конкурентоспособности РФ.

Использование современных методов анализа факторов повышения конкурентоспособности, прогнозирования и долговременного планирования деятельности в условиях ограниченности капиталовложений часто недооценивается руководством промышленных предприятий. Лишь 10—12 % существующих методов прогнозирования используется их аналитическими отделами.

Как правило, уровень конкурентоспособности рассчитывается на основе ряда критериев, характеризующих качественные и количественные аспекты деятельности предприятия с той или иной стороны: производство, ресурсы, сбыт и продвижение. Целостное представление о том или ином уровне конкурентоспособности предприятия складывается из так называемого обобщенного (комплексного) критерия, который

* © Васяйчева В.А., 2015

Васяйчева Вера Ансаровна (VeraAVasyaycheva@yandex.ru), кафедра общего и стратегического менеджмента, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

заключает в себе усредненную характеристику некоторого набора факторов, отражающих объективную оценку работы всех подразделений и служб организации. С целью повышения значения данного показателя необходимо проведение ряда мер, направленных не только на модернизацию производственного процесса, а также изменение системы управления предприятием, но и на интеграцию проводимых мероприятий со стратегическими целями и конкурентными преимуществами.

Рис. 1. Факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности РФ

Методы оценки уровня конкурентоспособности предприятия, предлагаемые рядом зарубежных авторов, отличает более глубокая проработанность и широта области применения. Приведем некоторые из них.

1. Методы, основанные на теории равновесия и теории факторов производства. Анализируется такая стадия функционирования предприятия, когда нет стимулов для изменения текущего положения. В подобной ситуации все производственные факторы используются с постоянной и одновременно наибольшей производительностью. Вероятность роста объема производства становится максимальной в случае неоптимального расходования ресурсов. Наличие на предприятии подобных факторов и их использование с лучшей, чем у конкурентов, производительностью определяют высокий уровень конкурентоспособности.

2. Методы, основанные на теории эффективной конкуренции, отражающей наиболее важные аспекты хозяйственной деятельности предприятия. В настоящее время особую актуальность приобретает стоимостной подход к оценке уровня конкурентоспособности предприятий. Научно обоснованные процессы оценки и управления стоимостью хозяйствующего субъекта заключают в себе основные аспекты обеспечения высокого уровня конкурентоспособности. Прежде всего это связано с применением точно определенных методов, основанных на использовании целого ряда критериев. То есть основным параметром повышения уровня конкурентоспособности предприятия является увеличение его стоимости.

3. Методы, основанные на показателях качества готовой продукции предприятия. Конкурентоспособность предприятия в данном случае находится в прямой зависимости от конкурентоспособности его продукции. В свою очередь, уровень

конкурентоспособности продукции будет тем выше, чем больше разница между ее потребительской ценностью и ценой.

4. Матричный метод, предполагающий изучение процессов конкуренции в динамике. Здесь основным принципом является построение матрицы сравнения темпов роста емкости рынка и относительной доли продуцента. Соответственно, высоким уровнем конкурентоспособности будут обладать те параметры, которые имеют наибольшую долю на быстрорастущем рынке.

Существование большого количества разнообразных методов и методик оценки уровня конкурентоспособности сводится к тому, что в целом данная категория определяется как совокупность взаимосвязанных факторов, оказывающих прямое воздействие на эффективность экономической деятельности организации и регулируемых посредством стратегической модели ее развития, созданной на базе управления конкурентоспособностью готовой продукции.

Уровень конкурентоспособности зависит как от воздействия конкурентных сил, так и от сложившихся внешних условий, в которых происходит прямое или косвенное взаимодействие хозяйствующего субъекта с прочими элементами экономической системы: влияние одних субъектов на деятельность других; условия, созданные в результате прямого государственного воздействия; ситуация, не поддающаяся регулированию как со стороны государства, так и со стороны хозяйствующих субъектов.

Таким образом, в зависимости от степени преобладания одних факторов внешней среды над другими происходит изменение уровня конкурентоспособности субъекта хозяйственной деятельности. Причем если их влияние способствует улучшению конкурентных преимуществ предприятия относительно его конкурентов, то имеет место положительная динамика изменения конкурентоспособности. В противном случае следует говорить об ухудшении либо неизменном уровне конкурентоспособности (проявление конкурентных слабостей).

Формирование эффективной концепции конкурентоспособности отраслей промышленности зависит не только от потенциальных возможностей входящих в них предприятий, условий реализации стратегических планов и решения задач оптимального использования ресурсов (в том числе и кадровых), но и от создания эффективной модели менеджмента. В сложившихся экономических условиях данная проблема проработана на недостаточно высоком уровне. В связи с этим особую актуальность приобретает дальнейшее совершенствование принципов, форм и методов развития инновационных предложений и практических рекомендаций для формирования и реализации стратегии управления конкурентоспособностью промышленных отраслей [1; 4; 10].

Конкурентоспособность отраслевого предприятия заключается в его способности формировать, использовать и развивать устойчивые конкурентные преимущества и минимизировать конкурентные слабости (неопределенность действий конкурентов и контрагентов). Последние могут проявляться в качестве предпринимательских рисков, которые нуждаются в объективной оценке (методология риск-менеджмента).

Современные экономисты выделяют основные внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие конкурентных преимуществ промышленных отраслей.

Внешние факторы оказывают непосредственное воздействие на хозяйственную деятельность отраслевых предприятий (высокий уровень интеграции страны в мировую экономику, открытость внутреннего и динамика внешнего рынка, соответствие национальных стандартов мировым, высокая доля экспортируемой высокотехнологичной продукции предприятий страны, состояние фирм-конкурентов, поставщики, инвесторы, условия глобализации, инфраструктура, уровень бюджетного финансирования и пр.). Среди них можно выделить факторы косвенного

действия, т. е. не вызывающие немедленного изменения, но отражающиеся в перспективе на деятельности субъектов хозяйствования (общее состояние национальной экономики, уровень развития научно-технического прогресса, политическая ситуация, международные отношения и пр.).

К внутренним факторам относятся, например: организационная структура предприятий, качество менеджмента, уровень профессионализма сотрудников, кадровый потенциал, корпоративная культура, действие эффекта масштаба, использование инновационных процессов и технологий, инвестиционная привлекательность, техническая и технологическая оснащенность, наличие системы управления и мониторинга конкурентоспособности, ресурсная база, уровень материально-технической обеспеченности, политика ценообразования, качество продукции и пр.

Степень влияния вышеперечисленных факторов на функционирование отраслевых предприятий различная. Главным образом она зависит от индивидуальных свойств, характеристик и особенностей организаций, определяемых их производственной направленностью, потребностями рынка, выпуском готовой продукции пр. Их комплексный анализ и мониторинг необходимы для выявления внешних возможностей и внутренних резервов повышения уровня конкурентоспособности, а также для разработки эффективной стратегии развития промышленных предприятий, направленной на сохранение и повышение их конкурентных преимуществ.

Формированию и реализации концепции эффективного управления конкурентоспособностью отрасли промышленности способствует создание на предприятиях отрасли так называемого климата конкурентоспособности, означающего наличие благоприятных условий для ее стабильного развития: формирование и укрепление объединений с зарубежными компаниями; привлечение инвестиционного капитала в НИОКР, в том числе и от зарубежных партнеров; инновационное развитие на внутреннем рынке и выход на внешние рынки.

По мнению автора, климат конкурентоспособности отрасли промышленности представляет собой комплекс взаимосвязанных процессов, протекающих на фоне активизации инновационной деятельности компаний отрасли при условии оптимизации финансово-экономических, экологических, ресурсно-сырьевых, производственных, трудовых и инфраструктурных рисков, а также отражающих перспективные возможности предприятий к развитию и расширению конкурентных преимуществ, характеризующих ее конкурентный потенциал, создающий предпосылки для производства конкурентоспособной продукции, отвечающей запросам потребителей (рис. 2).

Постоянный мониторинг состояния климата конкурентоспособности с опорой на целевые индикаторы конкурентного потенциала

Рис. 2. Основные процессы управления конкурентоспособностью отрасли промышленности

Рассматривая конкурентоспособность отрасли, структурированной в виде кластера, можно оценить конкурентные преимущества предприятий в рамках этого кластера:

• расширение возможностей доступа к специализированным производственным ресурсам по сравнению с отдельными локальными предприятиями (оборудование, ресурсы и пр.) по относительно низким закупочным ценам;

• формирование эффективной маркетинговой, информационной и технологической базы, которая лучше организована и требует меньших затрат внутри кластера;

• повышение эффективности использования ресурсов посредством реализации новых технологий и продуктов, формирования стратегического потенциала предприятий отрасли, определяющего результаты их деятельности на перспективу.

Для сохранения достигнутого уровня конкурентоспособности отдельных предприятий в критических условиях необходимы разработка отечественных инновационных пакетов управления и комплексный подход к оценке основных принципов и факторов, оказывающих влияние на формирование конкурентоспособности предприятий. В настоящее время Россия заметно отстает от ведущих стран мира по показателю использования новых технологий и вложений в инновационные разработки, она занимает 30-е место по доле затрат на исследования и разработки в ВВП. Число международных патентных заявок, поданных Россией, например, в 7 раз меньше, чем подано Кореей, и в 70 раз меньше, чем США. Российские предприятия отстают как от западных корпораций (как по объемам оборота, так и по капитализации), так и от ведущих компаний развивающихся стран. Лишь 2 % из них рассматривает российские компании как угрозу для своих конкурентных позиций.

Основой конкурентоспособной экономики является, как известно, машиностроение. Воздействие необдуманных решений, принятых в 1990—2000 гг., и переориентация спроса с отечественной продукции на импортную технику привели к упадку и в этой отрасли: к возврату к устаревшим технологиям, замещению производства высокотехнологичной продукции, невозможности обеспечения отечественной качественной техникой производственных процессов, потере квалифицированных кадров. Для повышения инновационной и технологической конкурентоспособности РФ необходимо устранить проблемы неэффективности и повышения конкурентоспособности промышленной отрасли, начиная с отдельных организаций, с предприятий, играющих первостепенное значение в экономике [2; 5; 6; 8].

Необходимы детальный анализ и оценка деятельности каждого промышленного предприятия:

— определение реального положения предприятия на рынке в рейтинге ведущих компаний отрасли;

— разработка методологических основ эффективного достижения стратегических и тактических целей предприятия;

— выбор надежных партнеров для воплощения синергетического подхода в реализации стратегических и тактических целей предприятия;

— привлечение средств в перспективное производство на базе новых информационных технологий и др.

Однако в существующих условиях развития экономики нашей страны необходим рост не любого предприятия и за любые средства, а только конкурентоспособного. В решении вопросов подобного рода должно принимать активное участие государство.

Предприятия отраслей промышленности России функционируют в сложной экономической ситуации: техника и производственные технологии постепенно устаревают, давление со стороны финансовых структур возрастает, инвестицион-

ная и инновационная активность находится на низком уровне, внедрение новых информационных технологий происходит медленно и пр. [9; 11; 12]. Конкурентные преимущества промышленных предприятий из-за нестабильности внутренних и внешних условий функционирования, несоответствия продукции мировым стандартам, низкой доли экспортной продукции, низкой интеграции страны в мировую экономику имеют тенденцию к снижению, уровень убыточности предприятий превысил 40%-ный рубеж.

Проблема развития концепции конкурентоспособности промышленной отрасли должна базироваться, с одной стороны, на факторах, характеризующих, во-первых, состояние подобных предприятий мировой экономики, во-вторых, технологические возможности отечественных предприятий, и на научно-аналитическом подходе к способам интенсификации деятельности предприятия и высокой компетентности персонала — с другой.

Необходимы разработка четкого механизма взаимодействия государства и отрасли и корректировка на его основе стратегии развития предприятий в целом. Важным инструментом при формировании подобного механизма являются инновационные программы крупных предприятий государственного сектора, усовершенствованная технологическая база и сотрудничество с ведущими международными компаниями.

Основное внимание в данном случае должно быть направлено на [3; 7]:

— государственное содействие в создании и внедрении новых информационных технологий, в выпуске современных видов продуктов;

— снижение производственных рисков и потерь;

— повышение экологической безопасности производства, а также степени переработки и утилизации отходов;

— использование инновационных видов ресурсов, источников энергии и др.

Считаем, что в современных условиях технологического и технического отставания экономики РФ от экономики ведущих стран мира необходим систематизированный подход, позволяющий, моделировать оптимальную стратегию повышения конкурентоспособности отрасли промышленности на основе методов эконо-метрического анализа, теории технодинамического развития отраслей промышленности и взаимодействия «организация — инвестор», «организация — персонал».

Еще одним эффективным способом преодоления экономического разрыва, по нашему мнению, является «стратегическое клонирование» передовых технологий и решений с учетом современных тенденций [13].

Это даст возможность региональным институтам сформировать, а в дальнейшем и развивать банк информационных технологий, позволяющих переносить технологии и технологические решения из одной сферы хозяйственной деятельности в другие, перенаправить вектор управления конкурентоспособностью на прогрессивную динамику развития предприятий.

Клонирование и доработка технологических решений под национальные условия позволят качественно изменить отечественные предприятия, повысить высо-котехнологичность отечественной продукции и выйти на международные рынки.

Библиографический список

1. Васяйчева В.А. Онтологические аспекты формирования стратегии управления конкурентоспособностью предприятий // Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 4 (105). С. 121-125.

2. Васяйчева В.А., Сахабиева Г.А., Сахабиев В.А. К вопросу о повышении конкурентоспособности промышленных предприятий // Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 10 (111). С. 13-18.

3. Васяйчева В.А., Сахабиев В.А., Сахабиева Г.А. О подходах к управлению конкурентоспособностью промышленных предприятий // Вестник Самарского государственного университета. 2014. № 4 (115). С. 16—21.

4. Васяйчева В.А. Предпосылки возникновения и развития стратегии управления конкурентоспособностью предприятий топливной промышленности // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 16. С. 21—28.

5. Васяйчева В.А., Сахабиева Г.А., Сахабиев В.А. Совершенствование управления организацией // Вестник Самарского муниципального института управления. 2012. № 4 (23). С. 22-30.

6. Васяйчева В.А., Сахабиев В.А., Сахабиева Г.А. Стратегия оптимального развития экономики региона // Основы экономики, управления и права. 2013. № 1 (7). С. 80-82.

7. Васяйчева В.А. Управление конкурентоспособностью предприятий топливной промышленности // Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 1 (102). С. 27-31.

8. Васяйчева В.А., Сахабиев В.А. О кластерном подходе к территориальной организации производства региона // Управленческий учет. 2015. № 3. С. 3-10.

9. Васяйчева В.А., Татарских Б.Я. Маркетинговое исследование рынка отечественного транспортного машиностроения // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 5 (127). С. 21-32.

10. Васяйчева В.А. Исследование экономического содержания категории «конкурентоспособность отрасли промышленности» // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 5 (127). С. 80-88.

11. Васяйчева В.А., Ряжева Ю.И. Совершенствование маркетинговой деятельности промышленного предприятия // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 5 (127). С. 33-38.

12. Васяйчева В.А., Сахабиева Г.А. Анализ отрасли транспортного машиностроения РФ // Вестник Самарского муниципального института управления. 2015. № 2. С. 81-93.

13. Васяйчева В.А. Об использовании методов математического моделирования для повышения конкурентоспособности предприятия // Математика, экономика и управление. 2015. Т. 1. № 1. С. 45-49.

References

1. Vasyaycheva V.A. Ontological aspects of formation of the strategy of management by competitiveness of enterprises. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2013, no.4(105), pp. 121-125 [in Russian].

2. Vasyaycheva V.A., Sakhabieva G.A., Sakhabiev V.A. On the question of increasing of competitiveness of industrial enterprises. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2013, no. 10(111), pp. 13-18 [in Russian].

3. Vasyaycheva V.A., Sakhabiev V.A., Sakhabiev G.A. On approaches to the management by competitiveness of industrial enterprises. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2014, no. 4(115), pp. 16-21 [in Russian].

4. Vasyaycheva V.A. Conditions of the rise and development of the strategy of management by competiveness of enterprises of fuel industry. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniia) [Vestnik of University (State University of Management)], 2013, no. 16, pp. 2128 [in Russian].

5. Vasyaycheva V.A., Sakhabieva G.A., Sakhabiev V.A. Improvement of management by an organization. Vestnik Samarskogo munitsipal'nogo instituta upravleniia [Vestnik of Samara Municipal Institute of Management], 2012, no. 4(23), pp. 22-30 [in Russian].

6. Vasyaycheva V.A., Sakhabiev V.A., Sakhabiev G.A. Strategy of optimal development of economy of the region. Osnovy ekonomiki, upravleniia i prava [Foundations of Economics, Management and Right], 2013, no. 1(7), pp. 80-82 [in Russian].

7. Vasyaycheva V.A. Management by competitiveness of enterprises of fuel industry. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2013, no. 1(102), pp. 27-31 [in Russian].

8. Vasyaycheva V.A., Sakhabiev V.A. On cluster approach to the territorial organization of production of the region. Upravlencheskii uchet [Management accounting], 2015, no. 3, pp. 3-10 [in Russian].

9. Vasyaycheva V.A., Tatarskikh B.Ya. Marketing research of the market of domestic transport engineering. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2015, no. 5(127), pp. 21-32 [in Russian].

10. Vasyaycheva V.A. Research of the economic content of the category «competitiveness of a branch of industry». Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2015, no. 5(127), pp. 80-88 [in Russian]

11. Vasyaycheva V.A., Ryazheva Yu.I. Improvement of marketing activity of an industrial enterprise. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2015, no. 5(127), pp. 33-38 [in Russian].

12. Vasyaycheva V.A., Sakhabieva G.A. Analysis of the branch of transport engineering of the Russian Federation. Vestnik Samarskogo munitsipal'nogo instituta upravleniia [Vestnik of Samara Municipal Institute of Management], 2015, no. 2, pp. 81-93 [in Russian].

13. Vasyaycheva V.A. On using methods of mathematical modeling for the increasing of competitiveness of an enterprise. Matematika, ekonomika i upravlenie [Mathematics, Economics and Management], 2015, Vol. 1, no. 1, pp. 45-49 [in Russian].

V.A. Vasyaycheva*

BASIC PRINCIPLES AND FACTORS DETERMINING COMPETITIVEVENESS OF INDUSTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION

In this article, based on the analysis of the basic principles and factors that influence the formation of competitiveness of Russian industries, the authors propose a concept to improve their efficiency.

Key words: competitiveness, climate of competitiveness, efficiency, innovations, human resource management.

Статья поступила в редакцию 30/VI/2015. The article received 30/VI/2015.

* Vasyaycheva Vera Ansarovna (VeraAVasyaycheva@yandex.ru), Department of General and Strategic Management, Samara State University, 1, Acad. Pavlov Street, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.