Научная статья на тему 'Исследование экономического содержания категории «Конкурентоспособность отрасли промышленности»'

Исследование экономического содержания категории «Конкурентоспособность отрасли промышленности» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1007
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КЛАСТЕРЫ / ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васяйчева В. А.

Данная статья посвящена анализу экономического содержания категории «конкурентоспособность» и выработке рекомендаций для формирования концепции повышения конкурентоспособности отрасли промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of economic content of the category of «competitivenessof a branch of an industry»

This article analyzes the economic content of the category«competitiveness» and there are also recommendations for the formation of the concept of improving competitiveness of a branch of industry.

Текст научной работы на тему «Исследование экономического содержания категории «Конкурентоспособность отрасли промышленности»»

Васяйчева В.А.

Исследование экономического содержания категории «конкурентоспособность отрасли промышленно-80 сти» // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 5 (127). С. 80—88

УДК 658.5

В.А. Васяйчева*

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КАТЕГОРИИ «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

Данная статья посвящена анализу экономического содержания категории «конкурентоспособность» и выработке рекомендаций для формирования концепции повышения конкурентоспособности отрасли промышленности.

Ключевые слова: конкурентоспособность, кластеры, инновации, инвестиции, эффективность.

В отечественной экономической науке до недавнего времени понятие конкурентоспособности относилось к слабо проработанной категории. Во-первых, потому, что в дореформенных условиях функционирования хозяйствующих субъектов не было необходимости обращения к данной категории, а перестройка национальной хозяйственной системы оказалась настолько стремительной и кардинальной, что наука не успевала трансформироваться под новые тенденции. Вначале осуществлялось внедрение большого числа нововведений в производство, а затем их теоретическое осмысление и оценка полученных результатов. Впоследствии наступил переломный момент в развитии подобной экономической системы и возник интерес к более теоретизированным подходам. Кроме того, многие авторы отождествляли конкурентоспособность с понятием эффективности, что изначально было неверным, т. к. в отличие от последней понятие конкурентоспособности заключает в себе более сложные взаимосвязи отдельных параметров субъектов хозяйственной деятельности.

В сложившихся условиях хозяйствования все большее значение начинает приобретать конкурентоспособность экономических субъектов как на микро-, так и на макроуровне. Конкурентоспособность страны в целом определяется как совокупность конкурентных преимуществ, которые создаются органами государственной власти для эффективного функционирования государственных, предпринимательских и общественных структур с целью повышения качественного уровня жизни населения, а кроме того, как совокупность предпосылок, гарантирующих стране лидирующие позиции на мировом уровне [9; 11].

В настоящее время происходит бесперебойная борьба экономических субъектов за лидерство на внутреннем и внешнем рынках, которая сменяется периодическими кризисными ситуациями и разработкой соответствующих стратегий для выживания. Управление конкурентоспособностью в подобных случаях позволяет расширять или поддерживать занимаемые позиции на определенном, достаточно высоком уровне.

По нашему мнению, конкурентоспособность заключается в формировании и развитии совокупности взаимосвязанных факторов внутри каждой организации,

* © Васяйчева В.А., 2015

Васяйчева Вера Ансаровна ([email protected]), кафедра общего и стратегического менеджмента, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

противостоящих воздействию множества кризисных ситуаций, посредством создания банка информационных технологий, позволяющего на ранних стадиях принятия управленческих решений образовывать опорные институциональные структуры будущего кластера [1], способствующие переходу от количественных аспектов планирования будущего состояния организаций к качественным, визуализировать прогрессивные или регрессивные тренды промышленной динамики, а также задать вектор развития предприятий в соответствии со спецификой отрасли.

Способность отраслевых предприятий оперативно адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях рынка, функционировать в критических ситуациях с высокой рентабельностью, активно используя при этом инновации, — главная особенность нашего видения данной категории. В настоящее время значение инновационного фактора в функционировании многих отраслей промышленности относительно невысоко. Необходима разработка отечественных инновационных пакетов управления предприятиями и комплексного подхода к работе с новыми информационными технологиями с целью выработки наукоемкой продукции, способствующей повышению конкурентоспособности.

В первую очередь конкурентоспособность определяется той долей продукции, в процессе производства которой использовались инновации. Однако в реальности инновационная активность современной промышленности находится на довольно низком уровне, что связано с несовершенством существующей системы подготовки и переподготовки специалистов, а также недостаточной эффективностью государственной политики в сфере развития субъектов экономики. Россия заметно отстает от ведущих стран мира по показателю использования новых технологий в деятельности промышленных предприятий. В первую очередь это связано с отсутствием необходимых стимулов со стороны государства. Наши крупные предприятия заметно уступают зарубежным компаниям как по абсолютным, так и по относительным расходам на развитие конкурентоспособности посредством внедрения инноваций. Этот процесс осложняется тем, что пока новация из концепции превратится в коммерческий продукт, проходит от 3 до 10 и более лет в зависимости от уровня ее научно-прикладной значимости. Практика показывает, что изменения за это время и спроса, и конъюнктуры трудно предсказуемы.

Нововведения являются важнейшим средством обеспечения экономического развития и конкурентоспособности отраслей промышленности. Но нужно заметить, что любые изменения, тем более нововведения, влекут за собой рост неопределенности и в производственном процессе, и в управлении. Это усугубляет ситуации риска и вызывает появление новых направлений, подлежащих контролю по риску. Усугубляются, соответственно, и традиционные задачи управления: обеспечение конкурентоспособности предприятия, несмотря на рыночные неожиданности и коллизии; совершенствование организации труда на основе новых методов управления и стимулирование более эффективной деятельности каждого работника; определение более прицельной ориентации интересов предприятия, исходя из запросов рынка; наработка умения идти в разумных пределах на риск и в то же время быть способным уменьшить воздействие рисковых ситуаций на организацию, производство и финансовое положение предприятия.

Главным источником финансирования развития отраслей по-прежнему остается государство. Общий объем выделяемых средств недостаточен для обеспечения необходимого уровня конкурентоспособности. Следует обратить внимание и на тот факт, что многие предприниматели неэффективно расходуют государственные средства, выделенные на освоение и внедрение новых технологий. Низкий уровень стимулирования заинтересованности в последнем является причиной сниже-

ния уровня инновационной активности промышленных предприятий и его отставания от уровня лидирующих стран мира.

К стратегическим задачам развития российских отраслей промышленности относится также привлечение иностранного капитала [6]. Важную роль в этом процессе играют прямые иностранные инвестиции, которые, во-первых, обеспечивают доступ к современным технологиям, инновационным услугам и товарам, управленческим навыкам, во-вторых, способствуют повышению конкурентоспособности предприятий и, в-третьих, влияют на улучшение уровня жизни населения. Поэтому увеличение притока средств от иностранных инвесторов — одно из приоритетных направлений государственной политики. Однако в первую очередь необходимо принятие комплекса мер для стабилизации экономической обстановки с целью устранения наиболее сдерживающих факторов иностранного инвестирования: уменьшить произвол коррупции, создать реальные механизмы защиты частной собственности, модернизировать инфраструктуру, провести институциональные и структурные реформы в экономике, изменить потребительское, спекулятивное отношение к ней.

Отметим еще одну актуальную проблему, влияющую на конкурентоспособность отраслей промышленности РФ, — проблему повышения уровня профессионализма персонала. Некомпетентность административного аппарата, отсутствие материальных последствий за формализм и интуитивный подход к принятию решений и недостаточная квалификация рядовых работников, а также отсутствие у последних заинтересованности в повышении эффективности производства становятся одной из основных причин отставания отечественных организаций от конкурентов на мировом уровне [2—4].

Конкурентоспособная экономика базируется на эффективной деятельности успешных предприятий, а они, в свою очередь, становятся такими только благодаря наличию высококвалифицированного персонала. С другой стороны, отдельно взятый работник конкурентоспособен, если об этом заботится предприятие, а необходимые предпосылки для этого обеспечивает государство, олицетворяющее национальную экономику в целом. Решение проблем устранения неэффективности и повышения конкурентоспособности экономики страны в целом и отраслей промышленности, по нашему мнению, следует начинать с отдельных организаций, в частности с предприятий, играющих первостепенное значение [9].

Конкурентоспособность промышленной отрасли можно определить, оценив следующие показатели: инновационно-инвестиционный потенциал развития; степень адаптивности к различным вариантам развития экономики; способность создавать возрастающий объем добавленной стоимости на основе повышения эффективности использования факторов производства; долю рынка, занимаемую ведущими компаниями отрасли; ликвидность и рентабельность предприятий; наличие технических, экономических и организационных условий для производства продукции высокого качества, удовлетворяющей требованиям рынка и потребностям покупателей; наличие прогрессивной системы НИОКР; инфраструктуру отрасли; уровень информатизации; квалификацию, профессионализм и уровень трудового потенциала (конкурентоспособность) персонала предприятий отрасли; степень экспортной ориентации или импортной зависимости; соответствие уровня развития отрасли общему уровню развития национального хозяйства; степень использования продукции в различных отраслях народного хозяйства [10].

Для формирования концепции управления конкурентоспособностью отрасли необходим анализ природы конкурентных преимуществ. В настоящее время имеется достаточно небольшое количество исследований зарубежных и отечественных экономистов, посвященных данной тематике.

Наша концепция конкурентных преимуществ отрасли основывается на идентификации климата конкурентоспособности отрасли как комплекса взаимосвязанных процессов, формирующих отраслевые конкурентные преимущества и слабости, а также на определении сущности и степени влияния их отдельных элементов на вектор изменения и насыщения последних.

Конкурентные преимущества отражают наличие совокупности каких-либо эксклюзивных ценностей, дающих определенное превосходство над конкурентами и возможность более эффективного распоряжения имеющимися ресурсами.

Что касается конкурентных слабостей — они являются полной противоположностью конкурентным преимуществам и характеризуют наличие каких-либо внутренних характеристик у конкурентов, обеспечивающих их превосходство на конкретном рынке в рассматриваемый период времени.

То есть процесс формирования концепции конкурентоспособности отрасли должен базироваться на усилении конкурентных преимуществ, активизации отраслевых конкурентных резервов и оптимальной ликвидации конкурентных слабостей. Положительным эффектом от реализации подобной концепции станет образование благоприятного климата конкурентоспособности, который повлияет на рост национальной экономики и укрепление конкурентных позиций всех субъектов отраслевого рынка.

Первым шагом формирования концепции конкурентоспособности отрасли является проведение комплексного исследования отраслевой конкурентоспособности, ведущее место в котором занимает системный анализ. Отметим, что при детальном исследовании конкурентоспособности отраслей промышленности получается весьма неоднородная, абстрактная характеристика (см. рис.). Ввиду высокой концентрации производства отрасль представляет собой единый, работающий на относительно однородном рынке механизм с определенным числом отраслевых предприятий. Однако последние, как правило, объединены в компании, которые представляют подавляющее большинство отраслевого объема выпускаемой продукции.

В таблице приведена классификация отраслей промышленности по уровню их конкурентоспособности (экспертная оценка).

Конкурентоспособность отрасли

Позиционирование на мировом рынке —► Доля экспортной продукции и динамика ее продаж

Позиционирование на внутреннем рынке —► Доля импортной продукции и динамика ее продаж

Технологический уровень развития Производственные мощности, уровень инновационно-инвестиционной активности

Уровень концентрации на рынке —► Наличие крупных эффективно развивающихся компаний

Степень развитости кооперационных связей, зависимость «потребитель -производитель»

Обеспеченность сырьевой базой

Рис. Факторы, влияющие на конкурентоспособность отрасли

Таблица

Классификация отраслей промышленности по уровню конкурентоспособности

Уровень Характеристика Отрасли Конкурентные преимущества / слабости Инвестиционная привлекательность

Лидеры Численность занятых: 40 % от общей численности занятых, в этих отраслях создается 75 % добавленной стоимости Топливная, химическая, производство минеральных удобрений, смол и пластмасс, продуктов основного оргсинтеза, целлюлозно-бумажная, металлургия, тяжелое машиностроение; кондитерская, пивоваренная, плодоовощная, масложировая, макаронная, мясомолочная, производство слабоалкогольных и безалкогольных напитков, пищевых концентратов и полуфабрикатов, тары и упаковки: производство бытовой техники, отделочных стройматериалов и строительного стекла, бытовой химии, парфюмерии и косметики, табачных изделий; отдельные сегменты оборонно-промышленного комплекса: военная авиация, системы ПВО, судостроение Благоприятная конъюнктура мировых рынков: обеспеченность запасами природных ресурсов; высокая концентрация производства; эффективная система менеджмента: модернизация производств; привязанность потребителей к отечественной продукции; высокая материалоемкость производства, обеспечивающая конкурентные преимущества для географически близких производств и стимулирующая создание совместных предприятий с иностранными компаниями; высокий уровень добавленной стоимости Значительные масштабы, стабильность на рынке, импортозамещение, относительно малые объемы и сроки окупаемости инвестиционных проектов, эффективная корпоративная структура

Середняки Численность занятых: 41 % от общей численности занятых, в этих отраслях создается 18 % добавленной стоимости Энергетическое и сельскохозяйственное машиностроение, электротехника, приборостроение, производство строительно-дорожной техники, автомобилестроение; производство базовых строительных материалов н металлоконструкций, отдельные сегменты химии и нефтехимии (промышленность синтетических красителей, лакокрасочная, производство волокон н нитей химических и т.п.; хлебопекарная II мукомольно-крупяная промышленность, ряд сырьевых пищевых производств (дрожжевая, соляная и т. п.); лесозаготовка и деревообработка, ликероводочная и рыбная промышленность Низкий уровень текущего спроса; наличие сильных конкурентов на мировом рынке; неудовлетворительные эксплуатационные характеристики продукции; отсталые технологии и устаревшее оборудование, требующее для модернизации значительных объемов инвестиций; низкие стимулы к модернизации из-за естественной закрытости рынков от конкурирующего импорта Высокие риски обусловливают низкую инвестиционную привлекательность этих отраслей

Аутсайдеры Численность занятых: 19% от общей численности занятых, в этих отраслях создается 7 % добавленной стоимости Производство инвестиционной техники и оборудования: станкостроение, химическое, нефтяное, металлургическое машиностроение; легкая промышленность, фармацевтика; производство высокотехнологичной бытовой радиоэлектроники Существенное технологическое отставание от иностранных конкурентов; низкое качество менеджмента; нехватка финансовых ресурсов для освоения новых стандартов ведения бизнеса; постепенный прнход на российский рынок сервисных иностранных компаний, ориентированных на использование импортного оборудования Высокие риски обусловливают низкую инвестиционную привлекательность этих отраслей

Интегрированное объединение отраслей-лидеров мы предлагаем называть кластером конкурентоспособности. Одним словом, это группа географически близких, взаимосвязанных компаний (поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг инфраструктуры, НИИ, вузов и пр.), взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества как отдельных компаний, так и кластера в целом.

Современные тенденции развития экономики диктуют необходимость обновления процессов ее организации с акцентом на усиление экономического эффекта от функционирующих и появляющихся кластерных структур. Одной из наиболее эффективных форм территориальной организации производства, успешно функционирующих в странах с передовой экономикой, считается кластерная форма. Известные мировые модели кластерного развития строились в 50—70-х годах прошлого столетия (возраст некоторых из них доходит до 100 лет).

Кластеризация создает условия для интенсивного, менее затратного развития современной экономики и является преимущественным направлением построения крупнейших промышленных производств. Проблема построения кластеров в нашей стране сравнительно нова: начало практического использования кластерного подхода можно отнести к концу ХХ столетия. Теоретико-методологические исследования кластерной формы организации экономики, предназначенной для повышения конкурентоспособности как российской социально-экономической системы в целом, так и отдельных ее отраслей, пока недостаточно разработаны и требуют глубокого осмысления и адаптации к условиям нашей страны.

В развивающейся экономике, какую представляет собой экономика современной России, при отсутствии контроля со стороны государства, при неподготовленности или некомпетентности управляющих кадров кластеры оказываются неспособными на радикальное повышение инновационной активности, технологическую модернизацию промышленности в рамках собственных инициатив и разработок, стимулирование опережающего развития производства. Часто они зависят от иностранных компаний, поставляющих компоненты и технологии. В таких условиях их успешное функционирование весьма неустойчиво.

Анализируя принципы организации экономических структур в целом, следует подчеркнуть, что развитие «дикого» капиталистического общества, его «идеалы» глубоко чужды российскому человеку. Общественные и бизнес-скрепы России исходят из гуманистической концепции и связаны с философией соучастия и солидарности. В связи с этим мы считаем, что изменение положения возможно лишь на основе корпорации независимых частных производителей, основанной на примате интересов народа и суверенитете труда, ведущих к созданию сплоченных компаний, базирующихся на солидарности с сильным социальным аспектом и не пренебрегающих качеством [6; 8]. Добавив к этому общность миссии, корпоративных ценностей и политики, основанных на принципах открытого доступа, демократической организации, суверенитета труда, инструментальном и подчиненном характере капитала, участия в управлении, солидарности в оплате, многостороннем сотрудничестве, универсальности и образовании, мы получим высокоорганизованные, конкурентные формы производства, отвечающие требованиям современности. Это новый вид общественно-экономической формации рабочих-собственников и власти, основывающийся на принципе «один человек — один голос».

Предлагаемый процесс формирования концепции отраслевой конкурентоспособности вовлечет все субъекты деятельности региона, такие как образование, наука, производство, транспорт, инфраструктура, здравоохранение, страхование, культура и т. д., и даст мощный импульс развитию экономики с уходом от практики

государственного финансирования абстрактных программ. Запуск такого проекта потребует на начальном этапе максимального взаимодействия с региональными органами власти. Руководитель корпорации, по нашему мнению, должен иметь ранг заместителя губернатора или министра Правительства Самарской области. Наделение полномочиями позволит ему укрепить авторитет организации при обсуждении вопросов, связанных с лоббированием интересов предпринимателей региона, проведении изменений в региональное законодательство, распределении ответственностей по направлениям экономического развития [5; 7].

Завершение эпохи «кластерных инициатив» должно быть полным и всеобъемлющим, что обеспечит отсутствие «преемственности» как по линии персонала (особо отличившихся активистов необходимо подвергнуть процедуре люстрации), так и по линии действующих структур (существующие структуры должны быть закрыты). В подобных «фазовых переходах» наибольшую опасность представляет синергия между новыми и старыми подходами, рождающая худшие формы организации и заводящая в тупик, в том числе и за счет скрытого саботажа «5-х колонн».

Отличительной особенностью предлагаемой структуры является объединение большинства отраслей народного хозяйства в рамках одной организации, целью которой будет, с одной стороны, представление сервисов, направленных на увеличение конкурентоспособности предприятий области, а с другой — поддержка реализации произведенной продукции. Организация должна существовать в рамках бюджета, сформированного за счет членских взносов участников, деятельность вестись по направлениям: финансы, промышленность, сельское хозяйство, розничная торговля и знания.

Региональная корпорация не должна оказывать существенного влияния на деятельность компаний-участников, но умеренность и минимизация затрат, оптимальный штат сотрудников с разделением по продуктовому принципу должны стать основами ее деятельности. Возможно, данный аспект не устроит региональных «успешных менеджеров», привыкших эксплуатировать подобные структуры как собственные вотчины, но примеры существующих европейских структур, близких по сути к предлагаемой, говорят об эффективности подобного подхода к организации производства в регионе.

Эффективность формирования концепции конкурентоспособности отрасли зависит, прежде всего, от достоверной оценки реальной обстановки и разработки новых методологических подходов к пониманию конкурентоспособности экономической системы и механизма управления ею.

Библиографический список

1. Дворцин М.Д. Что такое кластеры и как их создавать // Восток: альманах. 2007. № 1. С. 12-15.

2. Васяйчева В.А. Онтологические аспекты формирования стратегии управления конкурентоспособностью предприятий // Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 4 (105). С. 121-125.

3. Васяйчева В.А. Предпосылки возникновения и развития стратегии управления конкурентоспособностью предприятий топливной промышленности // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 16. С. 21-28.

4. Васяйчева В.А. Управление конкурентоспособностью предприятий топливной промышленности // Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 1 (102). С. 27-31.

5. Васяйчева В.А., Сахабиева Г.А., Сахабиев В.А. Совершенствование управления организацией // Вестник Самарского муниципального института управления. 2012. № 4 (23). С. 22-30.

6. Васяйчева В.А., Сахабиев В.А., Сахабиева Г.А. Стратегия оптимального развития экономики региона // Основы экономики, управления и права. 2013. № 1 (7). С. 80—82.

7. Васяйчева В.А., Сахабиева Г.А., Сахабиев В.А. К вопросу о повышении конкурентоспособности промышленных предприятий // Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 10 (111). С. 13-18.

8. Васяйчева В.А., Сахабиев В.А., Сахабиева Г.А. О подходах к управлению конкурентоспособностью промышленных предприятий // Вестник Самарского государственного университета. 2014. № 4 (115). С. 16-21.

9. Васяйчева В.А., Сахабиев В.А. О кластерном подходе к территориальной организации производства региона // Управленческий учет. 2015. № 3. С. 3-10.

10. Кутикова И.Н., Османкин Н.Н. Методы анализа факторов конкуренции и самофинансирования в организации развития высокотехнологичных предприятий в условиях глобализации // Вестник Самарского государственного университета. 2007. № 3 (53). С. 132-137.

11. Фатхутдинов Р. А. Глобальная конкурентоспособность. На стол современному руководителю. М.: Стандарты и качество, 2009. 464 с.

References

1. Dvortsin M.D. What are clusters and how to create them? Al'manakh «Vostok» [Almanac «East»], 2007, no. 1, pp. 12-15 [in Russian].

2. Vasyaycheva V.A. Ontological aspects of formation of the strategy of management by the competitiveness of enterprises. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2013, no. 4 (105), pp. 121-125 [in Russian].

3. Vasyaycheva V.A. Prerequisites of origin and developmnent of the strategy of management by competititveness of enterprises of oil industry. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniia) [Vestnik of University (State University of Management)], 2013, no. 16, pp. 21-28 [in Russian].

4. Vasyaycheva V.A. Management by competitiveness of enterrprises of oil industry. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2013, no. 1 (102), pp. 27-31 [in Russian]

5. Vasyaycheva V.A., Sakhabieva G.A., Sakhabiev V.A. Modernization of management by an organization. Vestnik Samarskogo munitsipal'nogo instituta upravleniia [Vestnik of Samara Municipal Institute of Management], 2012, no. 4 (23), pp. 22-30 [in Russian].

6. Vasyaycheva V.A., Sakhabiev V.A., Sakhabieva G.A. Strategy of optimal development of economics of the region. Osnovy ekonomiki, upravleniia i prava [Foundations of Economics, Management and Law], 2013, no. 1 (7), pp. 80-82 [in Russian].

7. Vasyaycheva V.A., Sakhabieva G.A., Sakhabiev V.A. On the question of increasing competitiveness of industrial enterprises. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2013, no. 10 (111), pp. 13-18 [in Russian].

8. Vasyaycheva V.A., Sakhabiev V.A., Sakhabieva G.A. On approaches to the management by competitiveness of industrial enterprises. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2014, no. 4 (115), pp. 16-21 [in Russian].

9. Vasyaycheva V.A., Sakhabiev V.A. On claster approach to the territorial organization of production of the region. Upravlencheskii uchet [Management accounting], 2015, no. 3, pp. 3-10 [in Russian].

10. Kutikova I.N., Osmankin N.N. Methods of analysis of factors of competitiveness and self-financing in the organization of development of hi tech enterprises in the conditions of globalization. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2007, no. 3 (53), pp. 132-137.

11. Fathutdinov R.A. Global competitiveness. For a table of modern manager. M., RIA «Standarty i kachestvo», 2009, 464 p. [in Russian].

88

BacHÜHeea B.A.

V.A. Vasyaycheva*

STUDY OF ECONOMIC CONTENT OF THE CATEGORY «COMPETITIVENESS

OF A BRANCH OF INDUSTRY»

This article analyzes the economic content of the category «competitiveness» and there are also recommendations for the formation of the concept of improving competitiveness of a branch of industry.

Key words: competitiveness, clusters, innovations, investments, efficiency.

* Vasyaycheva Vera Ansarovna ([email protected]), Department of General and Strategic Management, Samara State University, 1, Acad. Pavlov Street, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.