Научная статья на тему 'Пути повышения конкурентоспособности дорожного строительства в рыночных условиях'

Пути повышения конкурентоспособности дорожного строительства в рыночных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сханова С.Э., Медрес Е.Е.

A competitive environment makes it imperative to continuously improve the products being manufactured because it is impossible to keep one's market share unless the best economic results possible are achieved in manufacturing, and the products are of high quality. The problem can be solved using organizational and managerial methods; in particular, road builders can take advantage of a practical tool to boost their performance, such as a certified quality management system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сханова С.Э., Медрес Е.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways to Boost the Performance of Road Construction in a Market Environment

A competitive environment makes it imperative to continuously improve the products being manufactured because it is impossible to keep one's market share unless the best economic results possible are achieved in manufacturing, and the products are of high quality. The problem can be solved using organizational and managerial methods; in particular, road builders can take advantage of a practical tool to boost their performance, such as a certified quality management system.

Текст научной работы на тему «Пути повышения конкурентоспособности дорожного строительства в рыночных условиях»

у России две проблемы...

пути повышения конкурентоспособности дорожного строительства

в рыночных условиях

Конкурентное поле, в котором вынуждены действовать современные предприятия, заставляет их постоянно совершенствовать производство выпускаемой продукции. Решение этой проблемы возможно с помощью широкого использования организационных методов управления. Практическим инструментом повышения конкурентоспособности, в частности предприятий дорожно-строительного комплекса, может служить сертифицированная

система менеджмента качества.

Экономические условия, сложившиеся в России, характеризуются высокими темпами развития как рыночных отношений, так и интеграционных процессов, в том числе на международном уровне, что предполагает рост конкуренции в ведущих отраслях экономики, к которым, в частности, относится дорожное строительство. К особенностям конкурентной среды в данном сегменте рынка относятся региональный характер конкурентной борьбы и преобладание отраслевой ценовой конкуренции, проявляющейся в процедуре подрядных торгов. Государственная политика в области дорожного строительства позволяет говорить об ожидаемой инвестиционной привлекательности ее объектов, в том числе для иностранных подрядчиков, что, безусловно, обострит проблему повышения конкурентоспособности отечественных предприятий и вызовет необходимость роста качества выполняемых работ и услуг как основных факторов конкурентоспособности, обеспечивающих рост экономической эффективности их деятельности. Однако, вопросы повышения конкурентоспособности предприятий отечественного

Сханова С.Э.

канд. экон. наук, доцент

Медрес Е.Е.

соискатель

Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет

менеджмент к

Ъобл

государственная

политика

в области

дорожного

строительства

позволяет

говорить

об ожидаемой

инвестиционном

привлекательности

дорожно-строительного комплекса, в том числе, осуществляющих технический надзор за строительством с учетом специфики этой области в условиях усиливающейся конкурентной среды остаются недостаточно изученными.

Сегодня на рынке инжиниринговых услуг Северо-западного региона представлено 10 крупных компаний. На наш взгляд, конкурентоспособность предприятий дорожно-строительного комплекса, осуществляющих технический надзор за строительством, отличается их способностью предоставлять такие услуги по технадзору, совокупность потребительских свойств которых характеризует их отличие от услуг конкурента по степени соответствия конкретным потребностям рынка с учетом затрат на их удовлетворение, соотношения стоимости подряда и потребительских качеств услуги. С экономической точки зрения повышение конкурентоспособности предприятия сводится к максимальному повышению качества надзора при минимальных расходах.

В нашем исследовании был выбран социально-экономический подход, определяющий эффективность производства как отношение между суммой произведенных потребительных стоимостей и суммой всего использованного для этого труда (живого и овеществленного). На практике для количественного измерения разных потребительных стоимостей не существует общего показателя и определение эффективности сводится к отношению результата к затратам или ресурсам. Эффективность деятельности предприятия находит отражение в стоимости его оферты 1 на подрядных торгах. Выявлено, что на этапе оценки конкурсных предложений фактор стоимости является решающим в определе-

его объектов

1 Оферта - письменное или устное предложение одного лица (оферента), сделанное другому лицу (акцептанту), содержащее сообщение о желании заключить с ним договор.

нии победителя и составляет 50-70% в ряду других факторов. В настоящее время вопросы повышения эффективности в строительстве по сравнению с проблемами обеспечения качества теоретически проработаны в большей степени.

В развитие теории управления конкурентоспособностью сформулировано определение качества законченных строительством дорог (совокупность свойств пусковых комплексов, очередей строительства и объектов, обуславливающая их пригодность удовлетворять потребности народного хозяйства в грузовых и пассажирских перевозках с заданными скоростями, нагрузками и интенсивностью в соответствии с назначением дороги в конкретных условиях эксплуатации). Низкое качество приводит к преждевременному износу и разрушению дорог. Вследствие этого сокращаются сроки службы, появляется необходимость проведения работ по их усилению и внеплановому ремонту. Анализ динамики финансирования, направленного на содержание, текущий и капитальный ремонт федеральных автомобильных дорог показал, что эти расходы при тенденции снижения общих объемов финансирования в автомобильные дороги выросли практически в два раза: с 18804 млн. руб. в 2000 году до 35409 млн. руб. в 2006 году (в сопоставимых ценах 2006 года).

По результатам анализа отечественного и зарубежного опыта в области управления качеством основной тенденцией в этой области является переход от концепции оптимального качества к концепции системы управления качеством на основе Международных стандартов качества. То есть к построению работы всего предприятия по системе менеджмента качества (СМК) в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001. В процессе формирования требуемого уровня качества на протяжении всего жизненного цикла дороги (от маркетинговых исследований до эксплуатации) основные проблемы обеспечения качества проявляются на стадии

с экономической точки зрения повышение конкурентоспособности предприятия сводится к максимальному повышению качества надзора при минимальных расходах

менеджмент

строительства, в частности, сегодня отсутствуют СМК на предприятиях, осуществляющих технический надзор.

На основе результатов проведенного исследования в соответствии с требованиями международных стандартов серии ISO 9001:2000, нами разработаны методические рекомендации по формированию СМК инжиниринговых компаний основных заказчиков и надзорных организаций (табл.1)

Таблица 1

Этапы формирования и внедрения системы менеджмента качества инжиниринговых компаний

Этап Содержание Срок*

I Заявление о намерениях Высшее руководство предприятия решительно будет следовать стратегии «Управление предприятием посредством управления качеством» 1-3 мес.

II Подготовка к введению Обучение персонала новым методам Планирование разработки документации по управлению качеством в центральном офисе и в отделах, подразделениях Разработка документов, описывающих систему качества Выявление и описание ключевых процессов Первые экспертные оценки и самооценки уровня качества предприятия по экспресс - методикам по модели менеджмента качества TQM — Тоlal Quality Mmanagement 3-4 мес.

III Введение Активная разработка документации по менеджменту качества в центральном офисе и подготовка к описанию процессов в отделах и цехах Около года

IV Продвижение Окончание разработки руководства по качеству и основных процедур** Внутренние аудиты качества Аудиты со стороны заказчиков и потребителей Аудиты у поставщиков Система готова к сертификации - сертификация Год и больше

V Развитие Оптимизации ключевых процессов Совершенствование документации системы качества на основе полученного опыта Самооценка - мониторинг, определение тенденций - выделение областей совершенствования Год и больше

VI Успехи и прогресс Разработка и внедрение методик экономической эффективности управления качеством Организация обмена деловой информацией сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали Обмен опытом между подразделениями, цехами, а также смежными и родственными предприятиями (бенчмаркинг) Создание собственной сферы управления качеством, в которую входят постоянные и перспективные заказчики, потребители и поставщики, а также государственные и общественные контрольные органы и службы Разработка цели, задач и программы действий для следующего витка большого цикла Деминга Около года

* обрисованные этапы не имеют резких границ и в существенной мере могут перекрываться в зависимости от реальной обстановки на предприятии

** далее они будут совершенствоваться и дополняться (на определенных этапах может происходить и коренная их переработка)

СМК представляет собой совокупность специализированных подразделений, функций, методов и средств управления, направленных на обеспечение необходимого технического уровня и качества продукции предприятия на всех стадиях ее создания. Исполнительная часть включает в себя производственные, вспомогательные и функциональные подразделения, которые необходимы для создания продукции требуемого качества. Апробация методических рекомендаций проведена в течение трех лет в ОАО «Нева-Дорсервис». СМК представлена в виде следующего комплекта документов:

- положения о структурных подразделениях;

- должностных инструкций сотрудников предприятия;

- руководства по качеству предприятия

- стандарты предприятия на все необходимые процессы по его деятельности и функционированию системы менеджмента качества. СМК распространяется на деятельность всех подразделений и сотрудников предприятия, за которыми закреплены определенные функции в этой системе.

В результате проведенного исследования за счет создания службы качества предложена усовершенствованная оргструктура предприятия. Опыт показал, что на разработку и внедрение СМК оказывает влияние ряд факторов, характерных для конкретного предприятия, но не противоречащих предлагаемым методическим рекомендациям. С учетом внесенных изменений в систему управления качеством инжиниринговой компании установлены более четкие взаимодействия внутри предприятия, повысилась квалификация всех сотрудников и, соответственно, выросло качество проводимых работ.

Экономический эффект от внедрения СМК за первые три года ее действия рассчитывался как разница между величиной увеличения прибыли предприятия от снижения себестоимости выполнения работ и затратами на создание системы, который составил 1080 тыс.руб.

в развитие теории управления конкурентоспособностью сформулировано определение качества законченных строительством дорог

менеджмент качества

система менеджмента качества представляет собой совокупность специализированных

_подразделений,

_функций,

методов и средств управления

Внедрение системы привело к значительному росту эффективности организации, в частности, значительно вырос показатель рентабельности. Таким образом, СМК оказала положительное влияние на оба фактора конкурентоспособности ОАО «Нева-Дорсервис»..

Литература

1. Володина Е.В. Формирование и жизненный цикл развития логистической системы в конкурентных условиях регионального продовольственного рынка : автореф. дисс. ... д.э.н. -Ростов на Дону : РГСУ, 2007.

2. Домке Э.Р., Бажанов А.П., Ширшиков А.С. Управление качеством дорог. - Ростов на Дону : Феникс, 2006.

3. Международный стандарт ИСО 9001. Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании качества. - введен 1994. - М.: Издательство стандартов, 1995.

Ye.Ye. Medres,

PhD. researcher, St Petersburg University of Building and Architecture; S.E. Skhanova,

PhD. in Economics, Associated Professor

Ways to Boost the Performance of Road Construction in a Market Environment

A competitive environment makes it imperative to continuously improve the products being manufactured because it is impossible to keep one's market share unless the best economic results possible are achieved in manufacturing, and the products are of high quality. The problem can be solved using organizational and managerial methods; in particular, road builders can take advantage of a practical tool to boost their performance, such as a certified quality management system.

российское предпринимательство, 2007, № 10 (2)

Отпечатано в типографии ООО «Баллада РПК». Тираж 4000 экз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.