Научная статья на тему 'ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТНОГО ПОТЕНЦИАЛА КОРПОРАЦИИ ИТ-ОТРАСЛИ'

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТНОГО ПОТЕНЦИАЛА КОРПОРАЦИИ ИТ-ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИТ-ОТРАСЛЬ / КОРПОРАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щеглакова Александра Викторовна, Гаврилова Элеонора Николаевна

В статье исследуются вопросы эффективного управления конкурентным потенциалом корпораций ИТ-отрасли. Отмечается, что конкурентный потенциал является одной из важнейших задач совершенствования механизмов конкурентоспособности предприятий ИТ-отрасли, которые осуществляют влияние на деятельность всех субъектов хозяйствования экономики государства. Анализируется проблема развития конкурентоспособности корпораций ИТ-отрасли, связанная с недостаточными правительственными стратегиями, которые рассматривают только отдельные задачи, решаемые с помощью информационных технологий. Обращается внимание на ключевые этапы формирования механизма управления потенциалом корпорации ИТ-отрасли. Целью статьи является обоснование основных направлений повышения конкурентного потенциала корпорации ИТотрасли. Основные результаты: в статье обозначены пути повышения конкурентного потенциала корпорации ИТ-отрасли. В исследовании делается вывод о том, что основная цель повышения конкурентного потенциала заключается в выявлении и анализе составляющих конкурентоспособности, разработке методов управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO INCREASE COMPETITIVE POTENTIAL OF IT CORPORATION

The article examines the issues of eff management of the competitive potential of corporations in the IT industry. It is noted that the competitive potential is one of the most important tasks of improving the mechanisms of competitiveness of enterprises in the IT industry, which infl the activities of all economic entities of the state. The problem of the development of the competitiveness of corporations in the IT industry is analyzed, which is associated with insuffi government strategies, which consider only individual tasks that are solved with the help of information technologies. Attention is drawn to the key stages of the formation of the mechanism for managing the potential of the IT industry corporation. The purpose of the article is to substantiate the main directions of increasing the competitive potential of the IT industry corporation. Main results: the article outlines the main ways to increase the competitive potential of the IT industry corporation. The study concludes that the main goal of increasing competitive potential is to identify and analyze the components of competitiveness, to develop management methods.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТНОГО ПОТЕНЦИАЛА КОРПОРАЦИИ ИТ-ОТРАСЛИ»

УДК 336.153.11

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТНОГО ПОТЕНЦИАЛА КОРПОРАЦИИ ИТ-ОТРАСЛИ

Щеглакова Александра Викторовна,

магистрант 1-го курса факультета экономики и финансов, e-mail: alexshegl@mail.ru, Московский университет им. С.Ю. Витте, г. Москва,

Гаврилова Элеонора Николаевна,

канд. экон. наук, доцент кафедры финансов и кредита,

e-mail: gavrilovaelja@mail.ru, Московский университет им. С.Ю. Витте, г. Москва

В статье исследуются вопросы эффективного управления конкурентным потенциалом корпораций ИТ-отрасли. Отмечается, что конкурентный потенциал является одной из важнейших задач совершенствования механизмов конкурентоспособности предприятий ИТ-отрасли, которые осуществляют влияние на деятельность всех субъектов хозяйствования экономики государства. Анализируется проблема развития конкурентоспособности корпораций ИТ-отрасли, связанная с недостаточными правительственными стратегиями, которые рассматривают только отдельные задачи, решаемые с помощью информационных технологий. Обращается внимание на ключевые этапы формирования механизма управления потенциалом корпорации ИТ-отрасли. Целью статьи является обоснование основных направлений повышения конкурентного потенциала корпорации ИТ-отрасли. Основные результаты: в статье обозначены пути повышения конкурентного потенциала корпорации ИТ-отрасли. В исследовании делается вывод о том, что основная цель повышения конкурентного потенциала заключается в выявлении и анализе составляющих конкурентоспособности, разработке методов управления. Ключевые слова: конкурентоспособность, ИТ-отрасль, корпорация, эффективность, конкурентный потенциал

WAYS TO INCREASE COMPETITIVE POTENTIAL OF IT CORPORATION

Shcheglakova A.V.,

1st year undergraduate student of the faculty of economics and finance, e-mail: alexshegl@mail.ru, Moscow Witte University, Moscow,

Gavrilova E.N.,

candidate of economic sciences, associate professor offinance and credit, e-mail: gavrilovaelja@mail.ru, Moscow Witte University, Moscow

The article examines the issues ofeffective management of the competitive potential ofcorporations in the IT industry. It is noted that the competitive potential is one ofthe most important tasks ofimproving the mechanisms ofcompetitiveness of enterprises in the IT industry, which influence the activities of all economic entities of the state. The problem of the development of the competitiveness of corporations in the IT industry is analyzed, which is associated with insufficient government strategies, which consider only individual tasks that are solved with the help of information technologies. Attention is drawn to the key stages of the formation of the mechanism for managing the potential of the IT industry corporation. The purpose of the article is to substantiate the main directions of increasing the competitive potential of the IT industry corporation. Main results: the article outlines the main ways to increase the competitive potential of the IT industry corporation. The study concludes that the main goal of increasing competitive potential is to identify and analyze the components of competitiveness, to develop management methods. Keywords: competitiveness, IT industry, corporation, efficiency, competitive potential

DOI 10.21777/2587-554X-2021-2-104-109

Введение

Проблема поиска путей повышения эффективного управления конкурентным потенциалом корпораций ИТ-отрасли приобретает особую актуальность, учитывая последние тенденции развития рынка, сложную геополитическую обстановку, введение ограничительных экономических мер по отношению к России, а также экономические кризисы и пандемию коронавируса в 2019-2020 годах. Конкурентный потенциал является одной из важнейших задач совершенствования механизмов конкурентоспособности. Предприятия ИТ-отрасли осуществляют влияние на деятельность всех субъектов хозяйствования экономики государства. Однако не все отечественные ИТ-корпорации способны к формированию эффективного конкурентного потенциала и ведению конкурентной борьбы. В таких условиях для каждого ИТ-предприятия возникает необходимость разработки и формирования механизмов повышения собственного конкурентного потенциала, а также совершенствования путей его активизации. Следовательно, вопрос оценки, формирования и реализации механизмов повышения конкурентоспособности корпораций ИТ-отрасли необходимо считать актуальным и своевременным. Цель исследования заключается в разработке основных механизмов и путей повышения конкурентного потенциала корпорации ИТ-отрасли.

Этапы управления конкурентным потенциалом

Анализ публикаций по вопросам формирования и реализации конкурентного потенциала ИТ-предприятий подтверждает значительный интерес ученых к совершенствованию сущности понятия «конкурентный потенциал», его структуры и состава, раскрытия методов оценки, путей увеличения. Данному аспекту посвящены фундаментальные работы многих отечественных исследователей. Система управления потенциалом в современной экономике рассматривается в исследованиях И.П. Богомолова [1], Н.А. Кулагина [2], А.А. Лебедева [3], Г. Островского [4]. Необходимость использования предприятиями стратегического менеджмента обосновывали в своих исследованиях такие ученые, как М.А. Петрова [5], А.И. Рыбак [6], И.В. Шевченко [7], В.Н. Шувалов [8] и другие.

Конкурентный потенциал представляет собой организационно-экономическую структуру, которая включает совокупность маркетинговых производственно-технических, инновационно-инвестиционных, трудовых, организационных, финансовых возможностей и ресурсов ИТ-предприятия для достижения конкурентных преимуществ на внешних рынках. В современных условиях хозяйствования он формируется под влиянием конкуренции и зависит от организационных, экономических и социальных факторов. Как сложная экономическая система отношений конкурентный потенциал содержит большое количество взаимосогласованных элементов. Анализ результатов зависит от целей и задач функционирования предприятия, которые определяются с помощью количественных и качественных характеристик [1, с. 116]. Одной из сфер, в которой в современных условиях наблюдается высокий уровень конкуренции, связанный с комплексом рассмотренных факторов, является ИТ-отрасль.

Согласно данным Европейской комиссии, в последние десятилетия инвестиции в корпорации ИТ-отрасли, как правило, обеспечивают ежегодный рост ВВП от 0,3 до 0,8 %, учитывая средний европейский рост ВВП примерно в 2 %, что является значительным вкладом в общий экономический рост. Передовые страны имеют достаточно мощную ИТ-отрасль, которая оказывает значительное влияние на рост ВВП (в Корее, Ирландии и Финляндии: около 1 % в год). ИТ-отрасль с 1995 года обуславливает 25 % экономического роста США [4].

На повышение конкурентного потенциала корпорации ИТ-отрасли влияют потребительские свойства товара, опыт, квалификация и профессионализм персонала, успех на рынке. Рассмотренные факторы влияют на прибыльность бизнеса и являются ключевыми показателями успеха в отрасли, которые содержат как сильные, так и слабые стороны по отдельным функциональным составляющим конкурентного потенциала.

На сегодняшний день для ИТ-предприятий необходимо осуществлять поиск путей выживания в условиях рынка и новых факторов функционирования в конкурентной среде. Важнейшим фактором успешного выживания является стратегическое управление, хотя в действиях предприятий различных отраслей можно наблюдать отсутствие в механизмах повышения конкурентного потенциала стратегич-

ности. Основные этапы формирования механизма управления потенциалом корпорации ИТ-отрасли представлены на рисунке 1.

Этапы формирования механизма управления конкурентным

потенциалом корпорации ИТ-отрасли

-> Этап 1. Определение миссии корпорации ИТ-отрасли и задач повышения конкурентоспособности

Этап 2. Формулирование целей повышения конкурентного потенциала корпорации ИТ-отрасли

—> Этап 3. Анализ внешней среды и оценка необходимости деятельности предприятия

-> Этап 4. Анализ имеющегося потенциала ИТ-предприятия, перспектив его развития

-> Этап 5. Выбор необходимого механизма повышения той или иной составляющей конкурентного потенциала предприятия

Этап 6. Разработка функциональных и ресурсных мероприятий

Этап 7. Внедрение, контроль и оценка результатов внедренного механизма

Рисунок 1 - Этапы формирования механизма управления конкурентным потенциалом корпорации ИТ-отрасли (составлено авторами на основе работы А.А. Лебедева [3])

Следовательно, разработка конкурентного потенциала в системе эффективного управления корпорацией ИТ-отрасли характеризуется, в первую очередь, продукцией: качеством товара (услуги) и ассортиментной структурой продажи. Это важнейший элемент, поскольку конкурентоспособность товара - понятие относительное и оценивается только на рынке при сопоставлении аналогичных товаров, которые производятся конкурирующими предприятиями. Производитель при осуществлении оценки товара должен использовать имеющиеся ресурсы, которые в комплексе представляют собой конкурентный потенциал [5].

Сегодня в России проблемы развития конкурентоспособности корпораций ИТ-отрасли остаются без внимания. Так, например, правительственные стратегии рассматривают только отдельные задачи развития, решаемые с помощью информационных технологий. Соответствующий Закон РФ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. от 20.03.2021 г.) ограничивается перечнем целей и задач и не содержит финансовых механизмов для их достижения. При этом отмечается:

- отсутствие координации усилий государственного и частного секторов экономики с целью использования эффективных финансовых, материальных, кадровых ресурсов, направленных на информатизацию и внедрение ИТ в социально-экономической сфере;

- отставание во внедрении информационных технологий в бизнес;

- недостаточное развитие нормативно-правовой базы информационной сферы;

- слабость инфра предоставления информационных услуг;

- недостаточность государственной поддержки производства товаров и услуг ИТ, что не обеспечивает всех потребностей экономики и общественной жизни необходимым уровнем информационных технологий;

- неравномерность обеспечения доступа населения к компьютерным и телекоммуникационным средствам;

- недостаточное решение вопроса защиты авторских прав на компьютерные программы.

Вместе с этим, кроме понимания важности плодотворной работы в данных направлениях, не определены приоритеты политики развития ИТ-отрасли. Сегодня Россия занимает 38-е место из 66 стран выборки согласно индексу конкурентоспособности корпораций ИТ-отрасли. Следовательно, несмотря на положительную тенденцию, отставание России от европейских стран очевидно, что требует наращивания конкурентоспособности ИТ-отрасли. Одним из обобщающих показателей, определяющих развитие корпораций ИТ-отрасли в стране, является уровень затрат на ИТ. Они включают расходы на:

- компьютерное оборудование;

- программное обеспечение;

- компьютерные услуги (консалтинг в области информационных технологий, компьютерная и сетевая системная интеграция, веб-хостинг, услуги по обработке данных) и услуги связи (услуги голосовой и информационной связи), проводное и беспроводное коммуникационное оборудование.

Инновационный путь развития в повышении конкурентного потенциала

Одно из важных мест в системе формирования конкурентного потенциала корпорации ИТ-отрасли принадлежит именно инновационному потенциалу. Он органично входит во все составляющие конкурентного потенциала, и ИТ-предприятию необходимо в инновационном направлении совершенствовать, улучшать, адаптировать к современным условиям каждую из этих составляющих (маркетинговую, производственную, финансовую, научно-исследовательскую, кадровую, информационную) [8].

Следовательно, отечественным ИТ-предприятиям для достижения успеха необходимо становиться на инновационный путь развития и эффективно формировать собственный внутренний и внешний конкурентный потенциал для достижения конкурентного преимущества. Только инновационно-активные предприятия в современных условиях развития рынка могут быть конкурентоспособными, следовательно, успешными. Именно поэтому инновационное наполнение конкурентоспособного потенциала ИТ-предприятий является необходимым условием функционирования организации. Вместе с тем, важнейшей проблемой для предприятий на современном этапе является проблема их выживания и обеспечения дальнейшего развития. Основой ее эффективного решения является формирование и реализация конкурентных преимуществ [7].

Современный процесс создания инновационных продуктов (и, следовательно, миллионов рабочих мест) может удовлетворить требования населения стран с развивающейся экономикой, таких как Индия, Бразилия, Китай. В Азии, особенно в Китае и Гонконге, малый бизнес развивается в сторону ИТ-технологий. Его поддерживает государство [2]. По нашему мнению, мероприятия по повышению конкурентного потенциала в системе эффективного управления ИТ-предприятиями должны включать следующие элементы:

- определение состояния внешней среды;

- совершенствование организационной структуры;

- определение рисков успешного выполнения производственных программ;

- направление экономии трудовых и материальных ресурсов для разработки и реализации программ повышения конкурентного потенциала корпорации ИТ-отрасли. В системе эффективного управления ИТ-предприятиями на повышение конкурентного потенциала влияет также разработка стратегий инновационного наполнения.

Заключение

Таким образом, для решения выявленных проблем конкурентного потенциала ИТ-предприятий целесообразно разрабатывать специфические формы организации деятельности. Это связано с необходимостью объединения финансового капитала и профессиональной составляющей. По нашему мнению, основными путями повышения конкурентного потенциала в системе эффективного управления корпорацией ИТ-отрасли должны быть:

- наличие четких конкурентных целей и постоянный пересмотр портфеля конкурентных маркетинговых стратегий, основанных на специфике конкурентной среды и на желании получить конкурентные преимущества в конечном итоге;

- планирование, то есть перспективное видение, нацеленное на выявление будущего успеха;

- активное продвижение продукции и осуществление ее реализации с целью получения устойчивого дохода;

- применение конкурентных стратегий, эффективное использование имеющихся ресурсов и возможностей предприятия;

- концентрация главных усилий в нужном месте и в нужное время;

- преобразование существующего потенциала в факторы успеха, организационное развитие;

- гибкость стратегического поведения, что обеспечивает использование имеющихся ресурсов ИТ-предприятия для достижения результата;

- контроль, то есть проверка эффективности осуществления планов и решений, контроль над достижением адекватной конкурентной позиции, которая обеспечивает положительные результаты деятельности;

- скоординированный порядок действий руководства и персонала, управление трудовыми ресурсами (проблема рационального использования ресурсов на предприятии решается с учетом требований порядка, упорядоченности отношений внутри предприятия).

Следовательно, конкурентный потенциал корпорации ИТ-отрасли является важным условием получения прибыли в долгосрочном периоде с обеспечением повышения уровня конкурентоспособности. Механизмы повышения должны учитывать дестабилизирующее влияние внешней среды. Таким образом, основной задачей в системе управления конкурентоспособностью ИТ-предприятия является создание механизмов повышения собственного конкурентного потенциала с ориентацией на международный рынок. Ситуация, которая сложилась в области информационных и коммуникационных технологий в России, требует разработки специальных мероприятий, в первую очередь, экономической политики, что позволило бы преодолеть диспропорции ее развития и повысить до необходимого уровня роль в социально-экономическом росте страны.

Список литературы

1. Богомолова И.П. Анализ формирования категории конкурентоспособность как фактора рыночного превосходства экономических объектов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2018. - № 1. -С.116.

2. Кулагина Н.А. Способы оценки конкурентоспособности продукции (работы услуги) как фактор роста эффективности производства. Проблемы статистики и рыночных отношений // Маркетинг в России и за рубежом. - 2017. - № 2. - С. 21, 22.

3. Лебедев А.А. Конкурентоспособность информационных технологий на мировом рынке // Российский внешнеэкономический вестник. - 2016. - № 11. - С. 28-35.

4. Островский Г. Конкурентоспособность предприятия как объект управления // Консультант директора. - 2017. - № 20. - С. 34-36.

5. Петрова М.А. Конкурентоспособность компании как ее жизнеспособность // Российское предпринимательство. - 2016. - № 5, ч. 1. - С. 29-33.

6. Рыбак А.И. Использование маркетинговой стратегии в товарно-инновационной политике организации // Восточно-Европейский журнал передовых технологий. - 2017. - № 10. - С. 30-33.

7. Шевченко И.В. Проблемы повышения конкурентоспособности предприятий с позиции мирового опыта // Финансы и кредит. - 2015. - № 10. - С. 6-10.

8. Шувалов В.Н. Влияние инновационной активности на повышение конкурентоспособности предприятия // Российское предпринимательство. - 2015. - № 10. - С. 28-31.

References

1. Bogomolova I.P. Analiz formirovaniya kategorii konkurentosposobnost' kak faktora rynochnogo prevoskhodstva ekonomicheskih ob»ektov // Marketing v Rossii i za rubezhom. - 2018. - № 1. - S. 116.

2. Kulagina N.A. Sposoby ocenki konkurentosposobnosti produkcii (raboty uslugi) kak faktor rosta effektivnosti proizvodstva. Problemy statistiki i rynochnyh otnoshenij // Marketing v Rossii i za rubezhom. - 2017. - № 2. -S. 21, 22.

3. Lebedev А.А. Konkurentosposobnost' informacюnnyh tekhnologij па mirovom гупке // Rossijskij vneshneekonomicheskij vestnik. - 2016. - № 11. - S. 28-35.

4. Ostrovskij G. Konkurentosposobnost' predpriyatiya как оЬ»ек upravleniya // Ко^и1Чай direktora. -2017. - № 20. - S. 34-36.

5. PetrovaМ.А. Konkurentosposobnost' kompanii как ее zhiznesposobnost' // Rossijskoe predprinimatel'stvo. -2016. - № 5, ск 1. - S. 29-33.

6. ЦуЬакА.1. Ispol'zovanie marketingovoj strategii v tovarno-innovacionnoj роШке organizacii // ^^ОСЬПО-Evropejskij zhurnal peredovyh tekhnologij. - 2017. - № 10. - S. 30-33.

7. Shevchenкo 1.У Problemy povysheniya konkurentosposobnosti predpriyatij s pozicii mirovogo opyta // Finansy i кгеай. - 2015. - № 10. - S. 6-10.

8. Shuvalov У.Ы. Vliyanie innovacionnoj aktivnosti ш povyshenie konkurentosposobnosti predpriyatiya // Rossijskoe predprinimatel'stvo. - 2015. - № 10. - S. 28-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.