УДК 378.14
13.00.00 Педагогические науки
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ
Долгополова Анна Федоровна к.э.н., доцент SPIN-код 8191-8922
ФГБОУ ВПО «Ставропольский Государственный Аграрный Университет», Ставрополь, Россия 355017, Ставрополь, пер. Зоотехнический 12, email: [email protected]
Шмалько Светлана Петровна к. п. н.
SPIN-код 1511-7343
НАН ЧОУВО «Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ», г. Краснодар, Россия
350010, Краснодар, ул. Зиповская, 5, e-mail: shmalko_sis@mail. ru
Одним из факторов стабилизации экономики и роста индекса промышленного производства является вливание молодых качественно подготовленных специалистов в приоритетные направления модернизации и технологического развития российской экономики. Ежегодно государство тратит колоссальные финансовые средства на обеспечение бюджетных мест востребованных российской экономикой специальностей и направлений вузов. Тем не менее, как показывают мониторинги, проводимые на разных уровнях, порядка 75% выпускников по разным причинам не имеют возможности интегрироваться в производственный процесс. В связи с чем вектором стратегий современных реформ образования должно являться создание предпосылок и условий для повышения эффективности данной системы на основе комплексного внедрения инновационных механизмов управления организационно-экономической деятельностью образовательных учреждений. А также сокращение и, в перспективе, полное устранение разрыва между потребностями экономики в качественно подготовленных кадрах и системой современного профессионального образования. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с условиями подготовки квалифицированных кадров для региональной экономики в современных условиях, основные пути интеграции молодых высококвалифицированных специалистов в промышленные предприятия различных отраслей экономики. Это возможно при
UDC 378.14 Pedagogical sciences
WAYS OF IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION AMONG STUDENTS OF ECONOMIC DEPARTMENTS
Dolgopolova Anna Fedorovna Cand.Econ.Sci., associate professor SPIN-code 8191-8922
FSBEU HPE «Stavropol State Agrarian University», Stavropol, Russia
st. Zootechnical 12, 355017, Stavropol, e-mail: [email protected]
Shmalko Svetlana Petrovna Cand.Ped.Sci. SPIN-code 1511-7343
NSN PEU HE "Academy of Marketing and Social Information Technologies- IMSIT ", Krasnodar, Russia
350010, Krasnodar, st. Zipovskaya, 5, e-mail: shmalko_sis@mail. ru
One of the factors for economic stabilization and growth of the industrial production index is appearing young high quality trained professionals in prior areas of modernization and technological development of the Russian economy. Every year the state spends huge financial resources to ensure the budget places for the Russian economy demanded specialties and departments of universities. However, as shown by monitoring carried out at different levels, about 75% of graduates are not able to integrate into the production process for various reasons In connection with the vector of strategies of modern education reforms should be the creation of prerequisites and conditions for the effectiveness of the system based on a comprehensive implementation of innovative mechanisms of organizational and economic activity of educational institutions. As well as the reduction and, in the future, complete elimination of the gap between the needs of the economy to a qualitatively trained staff and modern system of vocational education. This article discusses issues related to the conditions for the training of qualified personnel for the regional economy in the current conditions, the main ways of integration of young highly qualified specialists in various industry sectors. This is possible with the implementation mechanisms of public-private partnerships in education, which allows combining the interests of universities, large and medium-sized businesses, and in the future accession and small businesses. We determined priority directions and synergistic interaction and the
реализации механизмов частно-государственного партнерства в сфере образования, которые позволяют объединить интересы вузов, крупного и среднего бизнеса, а в перспективе присоединение и малого бизнеса. Определены приоритетные направления синергетического и кластерного подходов к взаимодействию государственной политики, бизнеса и вуза на пути восстановления потерянных позиций «взращивания» кадрового потенциала, соответствующего по критериям качества запросам работодателей, ориентированных не только на теоретическую подготовку, но и на наличие практического опыта у выпускника вуза
cluster approach to public policy, business and university towards the restoration of the lost positions "nurturing" human capacity for the relevant quality criteria demands of employers, focused not only on theoretical knowledge but also on practical experience of the high school graduate
Ключевые слова: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ,
ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ЭКОНОМИКА, КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ, РАБОТОДАТЕЛЬ, СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ И КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОДЫ, ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО
Keywords: VOCATIONAL TRAINING, PRACTICE ORIENTED EDUCATION, ECONOMY, SKILLED WORKERS, EMPLOYERS, SYNERGETIC AND CLUSTER APPROACH, PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS
Современные методы хозяйствования последние 25 лет показали несостоятельность системы подготовки выпускников экономических направлений многими вузами страны. Галопирующее развитие потребительского общества России, лозунгами которого стали «деньги, власть, удовольствия», отбросили экономику страны на десятилетия назад.
К нерешенным проблемам современного этапа развития высшей школы можно отнести: отсутствие качественного мониторинга рынка труда на постоянной основе и системы государственного заказа на подготовку квалифицированных кадров для региональной экономики, а также общих требований к методике высшего, дополнительного и послевузовского образования (технологий, средств и форм обучения); несовершенные образовательные стандарты ВПО [5].
Известно, что если страна не производит высокотехнологической продукции, то уровень жизни ее населения снижается. Что мы и констатируем в современной России. В настоящее время в сложившейся политико-экономической ситуации наблюдается колоссальная востребованность в собственном производстве, как промышленного, так и
http://ej .kubagro.ru/2016/02/pdf/16.pdf
сельскохозяйственного направления. Данная ситуация выдвигает на первый план проблему нехватки высоко квалифицированных кадров экономического направления [4]. Последние годы в связи со снижением востребованности специалистов этих направлений большая часть выпускников не имела возможности получить практический опыт работы на производственных предприятиях.
Для повышения качества подготовки профессионала высокого класса, готового работать в новых условиях, необходим синергетический подход к интересам государственной политики, вуза и работодателя. Действенным способом вывода педагогических систем из кризиса, включающих сложные взаимодействия различных подсистем, является переход системы в качественно иное состояние, что достигается за счет перевода естественного развития в скачкообразный рост на базе синергетических эффектов. Такая модель самоорганизации предлагает новые нетрадиционные подходы к решению многих проблем, что может способствовать синергетической интеграции образовательных структур и производства, открывать дополнительные источники финансирования для обновления материально-технической базы образовательных учреждений
[3].
Так же уместно рассмотреть вопрос кластерного подхода трех составляющих: государственной политики, вуза и работодателя, интегрирующих студента-выпускника с высоким уровнем подготовки в реальную экономическую среду. Кластерный подход позволяет выявить потенциальных участников экономических связок, а также наиболее целесообразные формы взаимоотношений внутри них. Близкое расположение и неофициальные локальные связи участников обусловливают большую гибкость и эффективность функционирования кластерных образований. Как правило, взаимосвязи и обмен в кластере сильнее влияют на рост производительности, чем масштабы работ
отдельных фирм. Участники кластера находятся в реальной взаимозависимости, так, неэффективное функционирование одних участников может стать следствием отрицательной динамики развития других. К числу важнейших преимуществ, создаваемых кластером, входит доступность для фирм и местных организаций внутри кластера информации по маркетингу, технологиям, текущим потребностям покупателей, которая может быть лучше организована и требует меньших затрат, что позволяет компаниям работать более продуктивно и выходить на передовой уровень производительности.
Мировой опыт развитых стран в сфере кластеризации основан на том, что образовательный кластер представляет собой интегративную группу взаимосвязанных компаний, в которую входят: базовое предприятие, предприятия - поставщики оборудования, комплектующих и специализированных услуг; обслуживающие предприятия, инфраструктурные организации, транспортные компании; головной (профильный) ВУЗ и подчиненная ему сеть образовательных учреждений (др. вузы, колледжи, профессиональные училища, учебные центры и т.д.); научно-исследовательские институты и др. организации, взаимодополняющие друг друга и усиливающие конкурентные преимущества, как отдельных компаний - участников, так и кластера в целом, обеспечивающие конкурентоспособность базовой отрасли.
Данные Росстата констатируют, что доля безработной молодежи в возрасте до 25 лет составляет 26% (1,04 млн. чел.). В том числе, 15% (то есть более 600 тыс. чел.) составляют молодые люди без опыта работы в возрасте 20-24 лет. Это является показателем того, что выпускники, не имеющие опыта работы, входят в группу риска с точки зрения трудоустройства по профессии. Несомненно, однозначного ответа на вопрос: «почему на сегодняшний день сложилась подобная ситуация», нет.
Можно с уверенностью констатировать, что одним из факторов создания «группы риска» из выпускников вузов, является наличие диплома бакалавра. Непринятие работодателем полноценности четырехлетнего образования, безусловно, выражается в приоритете трудоустройства выпускника с дипломом специалиста. Выравнивание данного дисбаланса это вопрос времени. Несомненно, что вопрос качества подготовки бакалавров должен быть приоритетным для любого вуза. В связи, с чем необходима более глубокая интеграция действий вуза и работодателя реального сектора экономики в плане уточнения компетенций, которыми должен обладать конкурентоспособный на рынке труда выпускник.
Тем не менее, следует отметить, что на сегодняшний день негативная тенденция на рынке труда уже взяла вектор на изменение курса. Частично данные вопросы уже получили общественный резонанс и обсуждения вышли на уровень руководства ведущих промышленных предприятий и правительства РФ. Так, общероссийская молодежная общественная организация «Студенты России» внесла предложение освободить работодателей, нанимающих молодых специалистов от пенсионных отчислений в течение двух лет. По предварительным расчетам реализация этой инициативы позволит повысить на 840 тыс. трудоустроенных выпускников вузов в год [6], что составит 20%. Это положительно скажется на внутреннем валовом продукте страны, так как приведет к увеличению налогооблагаемой базы. Данные меры позволят снизить расходы на переквалификацию безработных и их трудоустройство, на выплату пособий по безработице.
Предложенные меры положительно скажутся и на деятельности промышленных предприятий, поскольку они получат источник свежих инновационных решений и омолодят кадровый состав. Для студентов эти меры существенно повысят мотивацию к достижению более высоких
результатов в учебе. Таким образом, внедрение данного предложения будет выгодно обоим контрагентам и укрепит связи между ними.
В настоящее время значительная часть образовательных организаций внедряет практикоориентированное направление в образовании [1,2] и, как показатель, повышение их конкурентоспособности на рынке труда. Повышение эффективности образования возможно только в том случае, когда прямым заказчиком становится бизнес, так как работодатель заинтересован в высоком уровне качества подготовки выпускников вузов.
В то же время следует отметить, что для повышения устойчивости и конкурентоспособности бизнеса необходимо развивать малый и средний бизнес. Основным фактором подобного развития является решение кадровых проблем. В связи с этим, предложения, сформулированные активистами организации «Студенты России», могли бы стать отправной точкой для возможности внесения поправок в закон о взносах в негосударственные страховые фонды.
Поскольку проблема трудоустройства молодых специалистов носит комплексный характер, очевидно, что и решение возможно только лишь при совместном взаимодействии государства, бизнеса в лице крупных и средних промышленных предприятий и российского союза ректоров. Необходимо активно повышать уровень преподавания в профильных вузов, что положительно скажется на квалификации выпускников учебных заведений, позволит получить им практические навыки во время прохождения производственных практик.
Помогать своевременному и эффективному реагированию на изменения рынка труда учреждений профессионального образования способна особая система частно-государственного партнерства. Она представляет собой взаимодействия, направленные на реализацию и максимальное согласование интересов учреждений профессионального образования с субъектами и институтами рынка труда, а также
различными органами и организациями. В настоящее время, именно предприятия, представители бизнеса все чаще демонстрируют свою заинтересованность в сотрудничестве с системой образования, как на уровне органов власти, так и непосредственно с образовательными организациями высшего образования.
В соответствии с вышеизложенным мы выделили ряд предложений, способных усилить мотивацию студента в получении высокой профессиональной подготовки путем воздействия элементов государственной политики в области высшего профессионального образования в симбиозе с заинтересованностью работодателя. Для этого необходимо:
- в области государственной политики:
- рассмотреть вопрос более рационального выделения бюджетных мест вузам, готовящим специалистов по разным отраслям экономики с учетом запросов работодателей;
- усовершенствовать практику выделения целевых мест вузам на условиях полной компенсации затрат на обучение заказчиком, тем самым снижая бремя финансовых расходов из государственного бюджета;
- рассмотреть возможность возврата системы распределения выпускников применительно к наиболее успешным студентам вуза;
- мотивировать работодателей в трудоустройстве молодых специалистов путем предоставления адресных льгот;
- в области политики бизнеса:
- предоставить возможность студентам получения практических навыков работы путем прохождения практик и стажировок, начиная с первого курса обучения;
- определить направление научной работы вуза с целью повышения экономической эффективности предприятия и его конкурентоспособности в жестких реалиях современной экономики;
- обеспечить возможность трудоустройства молодых специалистов соответствующей квалификации.
- в области политики вуза:
- проводить мониторинг на постоянной основе на соответствие вуза требованиям государственного образовательного стандарта;
- создавать благоприятные условия для развития науки в вузе на базе конкретных секторов экономики, активно привлекать к научной деятельности студентов;
- активизировать взаимодействие вуза с работодателями конкретных секторов экономики, максимально внедрять в учебный процесс передовые технологии;
- продумать организацию практических лабораторий на экономических направлениях с целью формирования у студентов навыков работы в бизнесе;
- адаптировать учебный процесс в форме стажировки к условиям вуза по некоторым направлениям подготовки экономистов.
В связи с этим возникает закономерное предложение вузам проводить соответствующую работу с потенциальными работодателями задолго до выпуска путем интеграции студента в информационное поле и трудовой коллектив организаций и предприятий соответствующего профиля. Так лучшие студенты - финансисты Академии маркетинга и социально-информационных технологий (ИМСИТ г. Краснодар) вот уже несколько лет посещают в Законодательном собрании края публичные слушания по годовым отчетам об исполнении краевого бюджета. Сама обстановка, изучение и анализ представленного в краткой, доступной и наглядной форме материала, а также выступления независимых экспертов дают им возможность разобраться, как формируется бюджет региона, как Краснодарский край выполняет принятые обязательства, на какие статьи и
в каком объеме направляются бюджетные средства, провести анализ эффективности расходов бюджета края.
Подобная работа возможна путем заключения срочных договоров потенциальных работодателей со студентами, предоставления вузами возможности совмещать работу соответствующего профиля с обучением. Такой комплексный подход способствует выработке умений и навыков работы в информационном поле соответствующего профиля, совместной работы в трудовом коллективе, где задержка выполнения одной работы может негативно сказаться на результате деятельности всего коллектива.
Примером подобной практики симбиоза работодателя и вуза является Калужский филиал РАНХиГС. Срочные трудовые договора, заключенные между студентами президентской академии г. Калуги и региональным представительством компании «Земля-Сервис, Группа компаний» позволили студентам, которые занимают наиболее активную жизненную позицию, на льготных условиях пройти обучение в этой системе, тем самым интегрироваться в правовое информационное поле, получить возможность встретиться со своими потенциальными работодателями, но не в качестве молодого неопытного выпускника, а в качестве сотрудника крупной компании.
На сегодняшний день работодатели недостаточно активно принимают участие в решении некоторых основных вопросов профессионального образования, например, в формировании заказов образовательным организациям на подготовку специалистов нужного уровня, в совершенствовании федеральных государственных образовательных стандартов с учетом потребности экономики, в контрактной подготовке персонала предприятий и организаций. В связи с этим главным эффектом развития частно-государственного партнёрства учреждений профессионального образования и бизнеса должно являться создание качественно новых связей для получения профессионального образования,
адекватных современным требованиям. Для работодателей это, прежде всего, повышение гибкости и инвестиционной привлекательности учреждений, осуществляющих подготовку квалифицированных специалистов на качественно новом уровне. Вектором стратегий современных реформ образования должно являться создание предпосылок и условий для повышения эффективности данной системы на основе комплексного внедрения инновационных механизмов управления организационно-экономической деятельностью образовательных учреждений, а также сокращения и в перспективе полное устранение разрыва между потребностями экономики и системой современного профессионального образования.
Список использованных источников и литературы:
1 Гавриленко Е.Н. Поиск новых образовательных подходов. // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 1-7. С. 16-19.
2 Грушевский С.П., Шмалько, С.П. Формирование профессионально-значимых качеств личности студентов экономических направлений в процессе математической подготовки [Текст] // Теория и практика общественного развития. 2011. №3. С. 157-162.
3 Гулай Т.А., Долгополова А.Ф., Литвин Д.Б. Анализ и оценка приоритетности разделов математических дисциплин, изучаемых студентами экономических специальностей аграрных вузов. // Вестник АПК Ставрополья. 2013. № 1(9). С. 6-10.
4 Мамаев И.И., Долгополова А.Ф. Профессиональная направленность в обучении студентов математическим дисциплинам // Аграрная наука, творчество, рост. 2013. С. 278-280.
5 Микерова Г.Ж. Организационно-методическое обеспечение разработки основной образовательной программы высшего профессионального образования. // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. № 4. С. 77-82.
6 «Студенты России» предложили меры по повышению трудоустройства выпускников [Электронный ресурс] Режим доступа: // студроссия.рф / инициатива-по-трудоустройству/.
References
1 Gavrilenko E.N. Poisk novyh obrazovatel'nyh podhodov. // Sovremennye tendencii razvitija nauki i tehnologij. 2015. № 1-7. S. 16-19.
2 Grushevskij S.P., Shmal'ko S.P. Formirovanie professional'no-znachimyh kachestv lichosti studentov jekonomicheskih napravlenij v processe matematicheskoj podgotovki [Tekst] // Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. 2011. №3. S. 157-162.
3 Gulaj T.A., Dolgopolova A.F., Litvin D.B. Analiz i ocenka prioritetnosti razdelov matematicheskih discipline, izuchaemyh studentami jekonomicheskih special'nostej agramyh vuzov. // Vestnik APK Stavropol'ja. 2013. №1(9). S. 6-10.
4 Машаеу 1.1., Бо^оро1оуа Л.Б. Professional'naja napravlennost' V obuchenii studentov шateшaticheskiш discip1inaш // Лgraшaja nauka, tvorchestvo, rost. 2013. Б. 278280.
5 Mikerova G.Zh. Organizacionno-шetodicheskoe obespechenie razrabotki osnovnoj obrazovate1'noj prograшшy vysshego professiona1'nogo obrazovanija. // Istoricheskaja i socia1'no-obrazovate1'naja шys1'. 2011. №4. Б. 77-82.