Научная статья на тему 'Пути повышения экономического потенциала регионального санаторно-курортного комплекса'

Пути повышения экономического потенциала регионального санаторно-курортного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
393
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
экономический потенциал регионального санаторно-курорт-ного комплекса / системы финансирования и налогообложения / система стратегического управления / составляющие экономического потенциала / ресурсный потенциал / economic capacity of the regional health resort complex / system of financing and taxation / system of strategic management / components of economic potential / resource potential

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богомолова Елена Сергеевна, Меретукова Сусана Касеевна

В данной статье описываются основные механизмы повышения экономического потенциала регионального санаторно-курортного комплекса. Особое внимание уделяется системе стратегического управления СКК региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Богомолова Елена Сергеевна, Меретукова Сусана Касеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO INCREASE ECONOMIC CAPACITY OF THE REGIONAL HEALTH RESORT COMPLEX

In this article the main mechanisms of increase economic capacity of the regional health resort complex are described. Special attention is paid to the system of strategic management of HRC of the region.

Текст научной работы на тему «Пути повышения экономического потенциала регионального санаторно-курортного комплекса»

УДК 615.834:332.1 ББК 75.81 Б-74

Богомолова Елена Сергеевна, доктор экономических наук, профессор кафедры организации и управления транспортными процессами ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», тел.: 8(928)4655164,

e-mail: kurs56@ mail.ru;

Меретукова Сусана Касеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры информационной безопасности и прикладной информатики ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», тел.: 8(960)4367713,

e-mail: postforsusana@yandex.ru.

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНАЛЬНОГО САНАТОРНО-КУРОРТНОГО КОМПЛЕКСА

(рецензирована)

В данной статье описываются основные механизмы повышения экономического потенциала регионального санаторно-курортного комплекса. Особое внимание уделяется системе стратегического управления СККрегиона.

Ключевые слова: экономический потенциал регионального санаторно-курорт-ного комплекса, системы финансирования и налогообложения, система стратегического

управления, составляющие экономического потенциала, ресурсный потенциал.

Bogomolova Elena Sergeyevna, Doctor of Economics, professor of the Department of Organization and Management of Transport Processes of FSBEI HE «Maikop state technological university», tel.: 8(928)4655164, e-mail: kurs56@ mail.ru;

Meretukova Susana Kaseevna, Candidate of Economics, associate professor of the Department of Information Safety and Applied Computer Science of FSBEI HE «Maikop state technological university», tel.: 8(960)4367713, e-mail:_postforsusana@yandex.ru.

WAYS TO INCREASE ECONOMIC CAPACITY OF THE REGIONAL HEALTH RESORT COMPLEX

(reviewed)

In this article the main mechanisms of increase economic capacity of the regional health resort complex are described. Special attention is paid to the system of strategic management of HRC of the region.

Keywords: economic capacity of the regional health resort complex, system of financing and taxation, system of strategic management, components of economic potential, resource potential.

Современное развитие экономического потенциала регионального санаторнокурортного комплекса (СКК) носит системный характер в связи с охватом всех его структурных составляющих элементов (социально-демографический, производственный, трудовой, ресурсный, инновационный, организационный потенциалы и потенциал инфраструктуры), которые участвуют в достижении обоснованных социальноэкономических ориентиров эффективности развития санаторно-курортного комплекса региона. Для повышения экономического потенциала СКК региона следует выделить следующие направления [1]:

- усиление роли государства в процессе регулирования рынка санаторнооздоровительных услуг на основе совершенствования механизма их предоставления;

- оптимизация системы финансирования и налогообложения, влияющих на финансовые результаты санаторно-курортных организаций;

- применение экономических рычагов по повышению эффективности использования трудовых, финансовых, информационных и природных лечебных ресурсов, участвующих в формировании и реализации стратегических целей развития санаторно-курортного комплекса региона с учетом его внешних и внутренних изменений.

При усилении роли государства, прежде всего, необходимо обращать внимание на нормативы обеспечения санаторно-курортной помощи для различных слоев населения; на критерии, с помощью которых формируется государственный заказ на профилактику и лечение; на предельную стоимость социальных путевок; на критерии получения лицензии на предоставление медицинских услуг, на процедуру прохождения аккредитации санаторно-курортных организаций на основе системы обязательной сертификации санаторно-оздоровительных услуг; на совершенствование системы управления природопользованием региональных курортов.

Если рассмотреть второй путь повышения экономического потенциала СКК, то система финансирования осуществляется не только за счет бюджета государства (фонд социального страхования), но и за счет фондов организаций СКК. Организации санаторнокурортного комплекса привлекают внебюджетные средства на покрытие текущих расходов, что сдерживает расширение обслуживаемого контингента через систему фонда социального страхования, поэтому и путевки реализуются на коммерческой основе через агентскую сеть. Источники финансирования санаторно-курортных организаций и аспекты самофинансирования тесно связаны между собой. При самофинансировании главными источниками выступают прибыль и амортизационные отчисления, формирование которых способствует обновлению основных средств организаций регионального санаторнокурортного комплекса, гибкому реагированию профильных предприятий на потребительский спрос.

Следует отметить, что фактором, способствующим сбалансированности системы финансирования организаций СКК, будет являться рассмотрение и принятие федерального закона о целевом использовании финансовых ресурсов при санаторно-курортном обеспечении. На финансовые результаты санаторно-курортных организаций и их финансовое состояние также влияют изменения системы налогообложения, связанные с освобождением организаций СКК от налога на имущество, земельного налога независимо от организационно-правовой формы.

Если рассматривать третий путь повышения экономического потенциала СКК, то развитие экономического потенциала и формирование системы его стратегического управления, позволяющей регулировать рост социально-экономи-ческой результативности функционирования санаторно-курортного комплекса региона, неразрывно взаимосвязаны. Процесс стратегического управления экономическим потенциалом СКК региона, основываясь на стратегиях управления его компонентами, состоит из следующих блоков:

- стратегический анализ внешней и внутренней среды комплекса;

- формирование, оценка и выбор стратегии развития из нескольких возможных вариантов;

- реализация выбранной стратегии с учетом располагаемых возможностей и экономических ресурсов.

Стратегический анализ внешней среды отражает значимость влияния внешней среды санаторно-курортного комплекса региона на позицию организаций этого комплекса в плане экономики, их специализацию, профиль оздоровительной, реабилитационной и иной

деятельности. Процесс стратегического управления обязательно включает анализ внешней среды регионального СКК, результаты которого будут влиять на изменения (дополнения) действующих стратегий или в разработке новых стратегий составляющих его экономического потенциала (рис. 1).

Рисунок 1. Процесс стратегического управления экономическим потенциалом организаций санаторно-курортного комплекса региона

Важная задача стратегического управления СКК - это совершенствование организационной структуры в соответствии с изменившимися условиями развития. Серьезные организационные преобразования осуществляются при наличии весомых причин, которые вызывают их необходимость.

К таким причинам следует отнести: функционирование регионального СКК, увеличение масштаба деятельности и разнообразия санаторно-оздоровительных услуг, предоставляемых профильными предприятиями, изменение форм и технологий управления, изменение внешней экономической ситуации. Каждая из перечисленных причин может привести к изменениям структуры управления санаторно-курортного комплекса и может указывать на то, что необходимо пересмотреть стратегии составляющих экономического потенциала санаторнокурортного комплекса региона [2].

Разработка, принятие стратегий основных компонентов экономического потенциала санаторно-курортного комплекса, а также определение текущего и оперативного управления экономическим потенциалом организаций СКК зависит от формирования и приоритета целей.

Генеральную цель можно сформировать исходя из стратегического видения и миссии развития санаторно-курортного комплекса на определенный период - от 5 до 15 лет. Исходя из этой цели и определяются общие и специальные стратегические цели.

Такая цель выражает общее движение стратегических процессов в СКК региона, которое зависит от таких факторов как имеющиеся специфические природные условия, достигнутый уровень социально-экономического развития, наличие ресурсов и других факторов. Своеобразие проблем, присущих региону, определяет особенности формирования целей и наполнение их реальным содержанием, и все это должно быть конкретным, контролируемым и иметь количественную характеристику.

Например, структура целей стратегического управления экономическим потенциалом СКК Республики Адыгея представлена в таблице 1. Результатом стратегического управления является принятие к реализации одного из вариантов прогноза. К Республике Адыгея можно применить следующие варианты сценариев развития экономического потенциала санаторно-курортного комплекса: низкий (пессимистический), средний (вероятностный) и высокий (оптимистический).

Таблица 1 - Цели стратегического управления экономическим потенциалом санаторно-курортного комплекса Республики Адыгея

Генеральная цель Общие цели Специальные цели

Расширить предоставление высококачественных конкурирующих санаторнооздоровительных услуг на базе совершенствования производственнотехнической базы регионального санаторно-курортного комплекса 1. Улучшить условия для реабилитации, профилактики заболеваний населения 1. Расширить заказы на оздоровление отдельных групп населения с учетом профильности организаций санаторно-курортного комплекса республики

2. Улучшить демографические показатели развития региона 2. Нормализовать экологическую обстановку в регионе

3. Расширить сферы действия инновационных технологий 3. Повысить деловую активность и рекламирование имиджа организаций санаторно-курортного комплекса Республики Адыгея

4. Совершенствовать региональную рекреационную инфраструктуру 4. Повысить конкурентный статус организаций СКК РА

5. Повысить рост эффективности использования ресурсной базы санаторнокурортного комплекса региона 5. Совершенствовать методы курортного лечения

В современных условиях немаловажное значение имеет задача создания в регионе организационно-управленческих структур, которые связаны с управлением нововведений и обеспечивают наилучшее использование его региональных факторов, надежную координацию исследований, которые необходимы, и полную загрузку научного потенциала региона. Следует рассмотреть такую составляющую экономического потенциала регионального СКК как ресурсный потенциал, который нуждается в сохранении, эффективном использовании и воспроизводстве. Решить эту задачу можно, если все ресурсы находятся в распоряжении единого исполнительного органа, перед которым все другие несут экономическую и административную ответственность.

Но эти хозяйствующие субъекты не отвечают за сохранение местных лечебных ресурсов и в большинстве случаев стараются действовать только в своих интересах, забывая об интересах региона.

Для того чтобы сочетать региональные интересы и интересы хозяйствующих субъектов необходимо предоставлять налоговые льготы в части местных налогов, благоприятствовать организациям, оказывающие активную помощь в соблюдении экономических интересов. Ограниченные финансовые ресурсы менеджмента санаторнокурортных организаций не позволяют отвлекать средства на выполнение таких задач как преумножение мощностей, применение резервов для повышения прибыли, повышение специализации за счет сужения направлений стратегической деятельности.

Также немалую роль играет стратегическое планирование, которое состоит из разработок стратегических решений в разных формах: прогнозы, планы и перспективные программы развития, предусматривающие выдвижение целей и стратегий поведения соответствующих объектов управления СКК. Разработка стратегических прогнозов должна проводиться в рамках стратегического прогнозирования, которое предполагает научное предвидение состояния рассматриваемого комплекса, которое исследуется и базируется на оценке и диагностике тенденций его развития за соответствующий период в прошлом и экстраполировании этих тенденций на перспективу [3].

Одним из инструментов стратегического управления повышения экономического потенциала регионального СКК является разработка и реализация целевой программы развития комплекса. Усиление роли целевых программ как одного из основных методов государственного регулирования связано с тем, что в условиях директивно-плановой экономики были государственные планы, которые имели силу закона. В настоящий момент программы остаются одним из наиболее значимых средств государственного регулирования прямого действия.

В том случае, если мероприятия федеральной целевой программы попадают в бюджет, то соответствующие положения программы приобретают силу закона [4].

Следовательно, система стратегического управления экономическим потенциалом СКК региона выполняет роль инструментария, влияющего на повышение и интеграцию составляющих компонентов экономического потенциала комплекса, что объективно позволяет органам управления регионального санаторно-курортного комплекса поддерживать рост экономической, инвестиционной, инновационной активности и результативности организации комплекса на довольно длительный период функционирования, что в свою очередь также связано с достижением стратегических целей развития данного комплекса.

Литература:

1. Меретукова С.К. О составе экономического потенциала регионального

санаторно-курортного комплекса // Проблемы и перспективы развития экономического и управленческого потенциала в XXI веке: материалы VI Всероссийской научно-

практической конференции. Пенза, 2008. С. 53-57.

2. Меретукова С.К. Система стратегического управления экономическим потенциалом регионального санаторно-курортного комплекса // Перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной научнопрактической конференции. Часть II. (1 июля 2014 г.). Москва: АР-Консалт, 2014. С. 77-79.

3. Богомолова Е.С. Туризм и планирование его развития // Эволюция научной мысли: сборник статей Международной научно-практической конференции (25 марта 2015 г.). Часть 1. Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С. 55-59.

4. Экономика отрасли туризма / Е.И. Богданов [и др.]. Москва: ИНФРА-М, 2013.

318 с.

References:

1. Meretukova S. K. On the structure of economic capacity of the regional health resort complex //Problems and prospects of development of economic and administrative potential in the XXI century: materials of the VI Russian scientific and practical conference. Penza, 2008. P. 53-57.

2. Meretukova S. K. System of strategic management of the economic capacity of regional health resort complex //Prospects of development of science and education: collection of scientific works on the materials of the International scientific and practical conference. Part II. (July 1, 2014). Moscow: AR-Consult, 2014. P. 77-79.

3. Bogomolova E.S. Tourism and planning of its development//Evolution of scientific thought: collection of articles of the International scientific and practical conference (March 25, 2015). Part 1. Ufa: AETERNA, 2015. P. 55-59.

4. Economy of the tourism branch/ E.I. Bogdanov [etc.]. Moscow: INFRA-M, 2013. 318 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.