ISSN 1997-Û8Û3 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2Û12 ♦ 2 (46) март-апрель ^
СУ СУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЙ В РЕГИОНЕ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ ГОРОДА МОСКВЫ
О. И. Кононов
Московский государственный университет культуры и искусств
На сегодняшний день для совершенствования экономических методов управления культурой в регионе необходимо формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения доступа различным группам граждан к культурным ценностям и информационным ресурсам, создание условий для сохранения и развития культурного потенциала, развития международного сотрудничества и укрепления межкультурных связей, обеспечение адаптации максимального количества видов деятельности сферы культуры к рыночным условиям.
Ключевые слова: экономические методы, управление культурой, культурный потенциал, культурное наследие, учреждение культуры, культурная деятельность.
For today for perfection of economic management methods by culture in region formation of uniform cultural space, creation of conditions for maintenance of alignment of access to cultural values and information resources of various groups of citizens, creation of conditions for preservation and development of cultural potential, developments of the international cooperation, strengthenings of a world cultural contact and maintenance of adaptation of the maximum quantity of kinds of cultural activity of sphere of culture to market conditions is necessary.
Key words: economic methods, management of culture, cultural potential, a cultural heritage, culture establishment, cultural activity.
Развитие экономических методов управления культурой неразрывно связано с развитием и укреплением системы местного управления и самоуправления, которая может выступать как форма культурной организации и деятельности граждан и предназначена для самостоятельного решения социально-экономических проблем в сфере культуры с учетом интересов населения, особенностей регионов и городов.
Необходимо учитывать важную роль местных органов в реализации функций управления культурой. На сегодняшний день в Российской Федерации создана развитая система местных органов управления и самоуправления, которая, опираясь на до-
статочно разработанную законодательную основу, способна решать вопросы экономического развития сферы культуры и повышения значимости данной сферы среди населения.
В связи с многообразием и сложностью развития общества, регионов и городов, формированием новой модели государственного устройства, изменением экономических способов хозяйствования, в том числе и в сфере культуры, необходимо совершенствование нормативной и правовой базы, организации и механизма экономических методов управления.
За последние годы в Москве произошли существенные изменения в сфере культуры:
1ÛÛ 1997-Û8Û3 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (46) март-апрель 2Û12 1ÛÛ-1Û3
J
значительно возросла доля негосударственного сектора, изменились пропорции в производственной и непроизводственной сфере занятости населения, получила развитие рыночная инфраструктура.
Многие виды культурной деятельности не могут нормально осуществляться, если рассчитывать лишь на механизм платежеспособного спроса и предложения. С целью улучшения качественных параметров развития сферы культуры Министерством культуры Российской Федерации реализована Федеральная целевая программа «Культура России 2006-2011», которая была направлена на комплексное решение проблем сохранения и развития культурного потенциала страны, сохранения и эффективного использования культурного наследия народов Российской Федерации.
В настоящее время разработана новая Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2016 годы)». В данной программе уделяется внимание обеспечению возможности сохранения культурного наследия Российской Федерации на региональном уровне.
На сегодняшний день для совершенствования экономических методов управления культурой в регионе необходимо формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения доступа различным группам граждан к культурным ценностям и информационным ресурсам, создание условий для сохранения и развития культурного потенциала, развития международного сотрудничества и укрепления межкультурных связей, обеспечение адаптации максимального количества видов деятельности сферы культуры к рыночным условиям.
В Москве 19 марта 2010 года была утверждена концепция городской целевой комплексной программы «Культура Москвы (2011-2013 гг.)». Она основывается на системном анализе социальных и экономических процессов, происходящих в стране и в мире, исследованиях реальных проблем в социально-культурной сфере Москвы, удовлетворенности и запросов населения, социологических исследованиях результатов
^ Социально-культурная деятельность
реализации предыдущих программ развития культуры столичного мегаполиса. Согласно вышеуказанной концепции, условия развития культуры, формирования системы деятельности учреждений и организаций культуры Москвы определяются двумя основными группами факторов.
Внешние факторы:
• уникальность Москвы как столицы Российского государства и крупнейшего политического, экономического и культурного центра международного значения;
• положение Москвы как центра массового притяжения населения России, ближнего и дальнего зарубежья;
• влияние глобализации культуры, оказывающей разнонаправленное воздействие на развитие культуры в Москве и России.
Внутренние факторы:
• специфика социально-демографической структуры населения, которая определяется высоким уровнем его концентрации;
• сложность, многообразие многонационального, поликультурного состава населения;
• высокий культурный потенциал столицы, многочисленность культурных объектов, разнообразие культурных предложений и образцов.
Москва располагает большим числом как уникальных объектов культуры и искусства мирового значения, так и учреждений культуры массового спроса. Причем численность их постоянно растет (см. табл. 1).
Проанализировав данные таблицы, можно понять, что Москва нуждается в создании дополнительных культурных учреждений.
По результатам социологических исследований 72% москвичей не знают о том, какие культурно-досуговые услуги предоставляют культурно-досуговые учреждения их района, 51% - округа, 38% - Москвы в целом.
В связи с недостаточностью финансирования фактически отсутствует реклама культурных учреждений, вместо этого в СМИ пропагандируются бездуховные, примитивные, антикультурные формы досуга для наиболее активной части населения -подростков и молодежи.
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 2 (46) март-апрель ^
Таблица 1
Плотность населения и распределения учреждений культуры в административных округах города Москвы на 01.01.2012 год
Название округа Площадь округа (кв.м) Население округа (тыс.чел и в % от общей численности) Количество учреждений в округе Количество учреждений на 100 тыс. чел.
Восточный 151,0 1381,8 (13,4%) 97 7
Западный 132,8 1029,0 (9,9%) 121 12
Зеленоградский 37,0 215,7 (2,1%) 21 10
Северный 87,3 1112,9 (10,8%) 87 8
СевероВосточный 102,3 1240,0 (12,0%) 83 7
СевероЗападный 106,9 780,0 (7,5%) 68 9
Центральный 64,1 701,4 (6,8%) 217 31
Юго-Восточный 126,0 1109,1 (10,7%) 80 7
Юго-Западный 107,7 1179,2 (11,4%) 59 5
Южный 130,5 1593,1 (15,4%) 91 6
Всего по Москве 1045,6 10342,2 (100%) 924 9
Для совершенствования экономических методов управления культурой Москве необходимо направить силы на реализацию государственной политики в сфере культуры с учетом динамики социально-экономической и культурной ситуации в Москве и в России, ориентироваться на обеспечение оптимальных условий для гармоничного, всестороннего, комплексного развития культурного потенциала столичного мегаполиса. Для более динамичного развития отрасли культуры необходимы разработки и внедрение финансовых программ и проектов в муниципальных округах для государственных учреждений культуры и досуга.
Во многих муниципальных центрах культуры существуют любительские творческие коллективы и клубы по интересам.
Существуют всевозможные курсы и мастер-классы, где можно научиться или обменяться нужной информацией. Все эти и многие другие примеры складывают единую сеть всей культурной деятельности региона. У руководителей данных объединений, как правило, нет профильного образования, в связи с чем появляется проблема - низкий уровень посещаемости культурно-массовых мероприятий, недостаточное финансирование, нехватка творческих идей и методов их воплощения.
Итак, необходимо более активно привлекать профессиональных специалистов, которые смогли бы реализовать внедряемые экономические программы для развития сферы культуры при поддержке и контроле государственных органов.
^ Социально-культурная деятельность
Примечания
1. Зуев, Д. С. Вопросы регулирования государственных долговых обязательств в условиях финансового кризиса / Д.С. Зуев // Сборник материалов научно-практической конференции Московского городского университета управления Правительства Москвы. - М.: Моск. городск. ун-т управления Правительства Москвы, - 2010.
2. Лаптева, Г. Я. Культурные индустрии: от ресурсов к политике / Г.Я. Лаптева // Экология культуры: [инф. бюллетень]. - Архангельск, 2008
3. Методические рекомендации к разработке прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации / Министерство экономического развития и торговли РФ. - М., 2011.
4. Мокрый, В. С. Социально-экономическое развитие муниципальных образований в условиях реформы местного самоуправления / В.С. Мокрый // Государственная власть и местное самоуправление. - 2010. - № 5.
5. Социально-экономическое положение России. - 2011. - № 8.
6. Чичканов, А. В. Социальные отношения в современном российском обществе (социологический анализ): дис. ... доктора социологических наук / А.В. Чичканов. - М., 2008.
7. Шишкин, С. В. Экономика социальной сферы / С.В. Шишкин // Комплексная целевая программа «Культура Москвы (2011-2013 гг.)». - М.: ГУ ВШЭ, 2003.
ОДЕЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ШОУ-ПРОГРАММ
К. И. Олешкевич
Московский государственный университет культуры и искусств
Актуальность эстетического развития детей младшего школьного возраста средствами шоу-программ определяется социальной значимостью вопросов гуманизации, важностью задач по эстетическому развитию личности, способной к саморазвитию и эстетическому самосовершенствованию, необходимых для полноценного развития общества.
Ключевые слова: эстетическое развитие, дети младшего школьного возраста, детские шоу-программы, художественно-педагогические технологии.
The relevance of the aesthetic development of children of primary school age by means of show-programs is determined by the social significance of the issues of humanization, the importance of the tasks on the aesthetic development of personality, capable of self-development and aesthetic self-improvement necessary for full development of society.
Key words: aesthetic development, children of primary school age, children's shows, artistic and educational technology.
Актуальность эстетического развития детей младшего школьного возраста средствами шоу-программ определяется социальной значимостью вопросов гуманизации, важ-
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (46) март-ап
ностью задач по эстетическому развитию личности, способной к саморазвитию и эстетическому самосовершенствованию. Анализ философских, культурологи-
1ь 2012 103-106 103