Научная статья на тему 'Пути повышения эффективности социального управления профессиональной интеграцией ветеранов военной службы в организационную среду предприятий'

Пути повышения эффективности социального управления профессиональной интеграцией ветеранов военной службы в организационную среду предприятий Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
236
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути повышения эффективности социального управления профессиональной интеграцией ветеранов военной службы в организационную среду предприятий»

Слободенюк Э.В., Тюриков А.Г.

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИЕЙ ВЕТЕРАНОВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В ОРГАНИЗАЦИОННУЮ СРЕДУ ПРЕДПРИЯТИЙ

Эффективная деятельность любой системы, включающей человеческий фактор в виде отдельных исполнителей или групп людей, возможна лишь при наличии определенного организующего начала, направляющего и регулирующего активность этого компонента системы, управляющего им.

Результатом экономической эффективности1 является экономический эффект, отражающийся на росте прибыли, снижении издержек, повышении качества и т.д. Результатом социальной эффективности является социальный эффект. Он заключается в повышении удовлетворенности работников от выполняемой работы, улучшении условий труда, повышении благосостояния работников [6, с. 40-41].

Взаимосвязь между экономической эффективностью и эффективностью социального управления интеграции ветеранов военной службы в организационную среду предприятий очень тесная. Зачастую при улучшении экономической обстановки улучшается и социальная удовлетворенность, и наоборот - при повышении социальной удовлетворенности повышается экономическая эффективность. Повышение прибыльности предприятия приводит к увеличению заработной платы (осуществлению материального стимулирования) и, как следствие, к удовлетворенности работников. Повышение социальной удовлетворенности, в свою очередь, способствует повышению производительности и улучшению качества и, как следствие, увеличивает прибыльность и т.д. Но следует отметить, что мероприятия социальной направленности могут принести свои плоды лишь в

1 В современной научной литературе существуют различные подходы к трактовке определения «эффективность». Среди них наиболее употребляемыми являются следующие: а) уровень соответствия результатов какой-либо деятельности поставленным задачам; б) отношение полезного результата (эффекта) к затратам на его получение (т.е. эффективность отражает планомерную взаимообусловленность затрат общественного труда и получаемого обществом конечного результата); в) показатель вклада или объема труда, вложенного в организацию работником [1; 3; 5]. - Прим. авт.

отдаленном будущем, поэтому подобные действия следует дополнительно сопоставлять со стратегическими и тактическими планами.

Среди факторов, повышающих эффективность управления социальной интеграцией ветеранов военной службы в организационную среду предприятий можно выделить взаимодействие в системе управления и оптимальное использование времени [8, с. 132].

Следует отметить, что необходимость разработки вопросов управления профессиональной интеграцией ветеранов военной службы в организационную среду предприятий обусловлена несоответствием принципов рыночного регулирования социальных отношений реальным запросам населения в сфере профессиональной интеграции, включающим в себя не только критерии выгодности и эффективности, но и социальной защищенности, обеспеченности гарантированных конституционными нормами прав и свобод.

Анри Файоль с соавторами писали, что для того, чтобы осуществлять управленческую деятельность, надо опираться на принципы, т. е. на признанные истины, считающиеся доказанными [9, с. 48-50].

Направлениями формирования социального управления профессиональной интеграцией ветеранов военной службы в организационную среду предприятий, исходя из принципов структурно-функционального анализа, являются:

- преобразование и интериоризация норм и ценностей социального управления профессиональной интеграцией ветеранов военной службы для специфической военно-профессиональной деятельности (функция поддержания нормы в системе);

- введение критериев для целеполагания военно-политического руководства и органов военного управления по вопросам социального управления профессиональной интеграцией ветеранов военной службы (функция целедостиже-ния во внешней ориентации системы);

- повышение эффективности деятельности по формированию управления профессиональной интеграцией ветеранов военной службы (функция интеграции);

- всестороннее обеспечение деятельности по формированию управления профессиональной интеграцией ветеранов военной службы (функция адаптации) [2, с. 17-24].

Социальное управление профессиональной интеграцией ветеранов военной службы в организационную среду предприятий рассматривается как вспомога-

тельный процесс насыщения субъектов, управляющих социальными проектами общественных объединений ветеранов военной службы, социальной информацией, необходимой для учета особенностей данных общественных объединений при принятии управленческих решений по эффективной реализации социальных проектов.

Успешное развитие системы социального управления профессиональной интеграцией исследуется на базе инновационного проекта общественных объединений ветеранов военной службы, которое связано с созданием реабилитационных учреждений.

Эффективное функционирование проектов, связанных с профессиональной интеграцией ветеранов на базе специализированных учреждений, возможно только при соблюдении определенных условий.

Важнейшее из них - организация в виде системы, в которой реализуются функции поддержки управления специализированным учреждением. В зависимости от размеров организации состав подразделений будет меняться: в мелких организациях одно подразделение может выполнить функции нескольких подсистем, а в крупных функции каждой подсистемы, как правило, выполняет отдельное подразделение.

Также важным условием успешного развития социального управления профессиональной интеграцией ветеранов военной службы в организационную среду предприятий является технологизация данного вида обеспечения.

Современная модель социального управления профессиональной интеграцией нуждается в инновационных технологиях его осуществления. Данные технологии группируются по этапам управленческого процесса и включают в себя методики диагностики, технологии экспертизы и социального проектирования управленческой деятельности.

В рамках современной социологической науки социальные технологии являются разновидностью, конкретной формой всеобщего процесса технологиза-ции, «необходимым продолжением ... производственной (технической) технологии, определяющей требования к человеку и коллективу путем приведения их социально-профессиональных, социально-демографических и психофизиологических характеристик и социокультурных потребностей в соответствии с изменяющейся техникой, технологическими процессами и качеством выпускаемой продукции» [7, с. 177].

Технологии социологического обеспечения социального управления про-

фессиональной интеграции опираются на теоретико-методологические наработки в рамках так называемой количественной школы, часто называемой управленческой. Базисом ее возникновения является начало использования в управлении компьютеров и математики. Представители этого направления рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. В 60-е годы начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений управленцев [4, с. 54-56].

Для совершенствования технологий социологического обеспечения управления профессиональной интеграцией субъектам его управления необходимо реализовать ряд взаимосвязанных процедур [10, с. 27-29].

Прежде всего, требуется разработка пакета по теоретическому обоснованию технологии социологического обеспечения. Ее содержание составляет поиск концепции конкретной технологии, выдвижение гипотез ее осуществления, предложение версий возможного достижения замысла и окончательный вариант технологического процесса в системе мер социологического обеспечения управления на базе специализированного учреждения профессиональной интеграции ветеранов военной службы.

Далее производится разработка пакета технологических процедур в системе социологического обеспечения. В содержание этой процедуры входит определение этапов технологического воздействия на процесс управления специализированным учреждением профессиональной интеграции ветеранов посредством разбиения технологизируемого процесса на этапы. Данные этапы должны совпадать с этапами управленческого процесса.

В последующем необходимо провести разработку технологического инструментария, который представляет научно обоснованный выбор соответствующих инструментальных средств технологического воздействия на процесс социологического обеспечения в конкретной ситуации управления на базе специализированного учреждения профессиональной интеграции ветеранов.

С этим этапом тесно связана процедура разработки совокупности критериев и методов замера результатов реализации технологического замысла. В ходе реализации этой процедуры определяются критерии и методы замера эффективности социально-технологического воздействия на процесс управления.

В рамках деятельности по повышению эффективности социологического обеспечения профессиональной интеграции в специализированном учреждении важно использовать систему индикаторов, которые объективизируют показатели данного процесса. Достаточно релевантным в этом смысле является интегральный показатель «управляемость». Данный показатель означает степень контроля управляющей подсистемы какого-либо организационного целого по отношению к управляемой, а также ту степень автономии, которую управляемая подсистема сохраняет по отношению к управляющей. Наиболее адекватным критерием управляемости процесса социологического обеспечения является осуществляе-мость управленческих решений. Повышение управляемости обеспечивается за счет улучшения качества управляющих воздействий, усиления социальной интеграции сотрудников, укрепления системы социального контроля.

На последующей стадии ресурсно-экономического обеспечения формулируется комплекс мероприятий по охране здоровья, достоинства и прав ветерана военной службы, достижения его высокой интегрированности в период нахождения на базе специализированных учреждений.

В контексте рассматриваемой научной задачи важно проанализировать процесс внедренческой деятельности технологий совершенствования социологического обеспечения управления интеграционной деятельности.

На первом этапе проводится полная инвентаризация всей проектной документации, проверка наличия условий для осуществления выбранного технологического варианта совершенствования социологического обеспечения.

На втором этапе происходит конструирование исходной ситуации, ее практическая проработка. Далее конструируется и прорабатывается ситуация управления, связанная с индивидуальным процессом профессиональной интеграции ветерана военной службы.

Наиболее важен третий этап, на котором достигаются фиксированные результаты, свидетельствующие об освобождении субъектов управления специализированным учреждением от нежелательных стереотипов, ориентаций, мотивов в сфере применения социологических методов в своей деятельности.

Четвертый этап посвящен закреплению достигнутых результатов. В данный период нормативно закрепляются процесс социологического обеспечения.

На пятом этапе происходит самоконтроль субъектами управления эффективности технологического воздействия. В частности, происходит выборочный

контроль изменившихся технологических операций, осуществляется экспертиза положительных и отрицательных последствий внедрения инноваций.

В свою очередь, шестой этап - внедрение новых технологий социологического обеспечения социального управления профессиональной интеграции - посвящен подведению итогов внедрения технологии.

Основными путями повышения эффективности управления, по мнению авторов, являются:

- разработка проблем управления и способов их разрешения;

- постоянное улучшение технологического и информационного обеспечения управления;

- совершенствование систем и методов управления;

- регулярная переподготовка как руководящего состава, так и рядовых сотрудников;

- повышение внимания к процедуре подбора кадров.

Исследование проблемы, обозначенной в данной статье, позволило авторам сделать некоторые выводы.

Во-первых, современный процесс управления профессиональной интеграцией ветеранов военной службы в организационную среду предприятий в целом позволяет обеспечить социализацию данной категории граждан в новых условиях жизни в целом и трудовой деятельности, в частности.

Во-вторых, механизм социального управления процессом профессиональной интеграции ветеранов военной службы включает ряд взаимосвязанных процессов. Среди них: формирование и реализация комплекса средств и способов информационного воздействия на сознание личности и на структуру нормативно-правовой базы в ее формальном и неформальном выражении, которая регулирует внешние и внутренние социальные связи и отношения организации, в целях формирования благоприятной, социализирующей среды. А также учет в управленческой практике показателей социально-аксиологического реагирования ветеранов на информационное, в том числе управляющее воздействие, представленное ценностными ориентациями, интересами, мотивами.

В-третьих, социальное управление профессиональной интеграции ветеранов военной службы в организационную среду предприятий детерминируется группой факторов. Данные факторы влияют на формирование у ветеранов установок на освоение и принятие ценностно-нормативных основ и организационных технологий выполнения трудовых операций новой для них профессиональной

деятельности. Одновременно процесс профессиональной интеграции детерминирует группа организационно-технологических факторов, которые влияют на оптимизацию структуры профессиональной деятельности, управления, а также специфических социально-профессиональных качеств субъектов управления, которые непосредственно руководят процессом социальной интеграции.

* * *

1. Анурин В.Ф. Общая социология: учеб. пос. для вузов. М.: Академический Проект, 2007.

2. Атаманчук Г.В. Управление - фактор развития (размышление об управлении). М., 2002.

3. Большой энциклопедический словарь / изд-во второе, перераб. и доп. М.: «Большая Российская энциклопедия», 2010.

4. Гвишиани Д.М. Организация и управление. М., 1972.

5. Киплен К. Вопросы управления / пер. с англ. М., 1967.

6. Одегов Ю. Экономика и социология труда. М., 2002.

7. Патрушев В.И. Социальная технология как социологическая категория // Современные социальные технологии. М., 2009. Ч. 2.

8. Смирнов Э.А. Управленческие решения. М.: ИНФРА-М, 2001.

9. Управление — это наука и искусство / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд / пер. с англ. М., 1992.

10. Ядов В.Я. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.