Научная статья на тему 'ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ОПЕРАТОРА СВЯЗИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ОПЕРАТОРА СВЯЗИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
253
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОПЕРАТОР СВЯЗИ / СОТОВАЯ СВЯЗЬ / СЕБЕСТОИМОСТЬ / ПРИБЫЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слуцкий М. Г., Макаров В. В., Волкова Е. Г.

Целью деятельности любой телекоммуникационной компании является оказание услуг установленного объема и качества в определенные сроки. В условиях цифровой экономики спектр услуг, предоставляемых компанией, постоянно расширяется. Причём, следует исходить не только из общегосударственных и индивидуальных потребностей в данных услугах, но и из необходимости учитывать достижение максимального уровня эффективности работы самого оператора связи. Главным условием повышения эффективности является увеличение предпринимательского дохода и прибыли. Исходя из этого, авторами, на примере ПАО «Ростелеком», предложены организационно-управленческие мероприятия, которые будут способствовать снижению себестоимости услуг и/или росту доходов телекоммуникационной компании, а значит увеличению прибыли и повышению эффективности работы предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO INCREASE THE EFFICIENCY OF A COMMUNICATION OPERATOR IN THE CONDITIONS OF THE DIGITAL ECONOMY

The purpose of any telecommunications company is to provide services of a specified volume and quality within a certain timeframe. In the digital economy, the range of services provided by the company is constantly expanding. Moreover, one should proceed not only from the national and individual needs for these services, but also from the need to take into account the achievement of the maximum level of efficiency of the telecom operator itself. The main condition for increasing efficiency is to increase entrepreneurial income and profits. Based on this, the authors, using the example of PJSC Rostelecom, proposed organizational and managerial measures that will help reduce the cost of services and / or increase the income of a telecommunications company, which means increasing profits and improving the efficiency of the enterprise.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ОПЕРАТОРА СВЯЗИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ОПЕРАТОРА СВЯЗИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

М.Г. Слуцкий, канд. экон. наук, доцент В.В. Макаров, д-р экон. наук, профессор Е.Г. Волкова, студент

Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-9-206-209

Аннотация. Целью деятельности любой телекоммуникационной компании является оказание услуг установленного объема и качества в определенные сроки. В условиях цифровой экономики спектр услуг, предоставляемых компанией, постоянно расширяется. Причём, следует исходить не только из общегосударственных и индивидуальных потребностей в данных услугах, но и из необходимости учитывать достижение максимального уровня эффективности работы самого оператора связи. Главным условием повышения эффективности является увеличение предпринимательского дохода и прибыли. Исходя из этого, авторами, на примере ПАО«Ростелеком», предложены организационно-управленческие мероприятия, которые будут способствовать снижению себестоимости услуг и/или росту доходов телекоммуникационной компании, а значит увеличению прибыли и повышению эффективности работы предприятия.

Ключевые слова: телекоммуникации, экономическая эффективность, оператор связи, сотовая связь, себестоимость, прибыль.

Целью деятельности любой телекоммуникационной компании является оказание услуг установленного объема и качества в определенные сроки. Расширение рынка традиционных и новых видов телекоммуникационных услуг, повышение их качества делают отрасль привлекательной для потребителей и инвесторов [1, с. 6]. В условиях цифровой экономики спектр услуг, предоставляемых компанией, постоянно расширяется. Но, при установлении масштабов производства следует исходить не только из общегосударственных и индивидуальных потребностей в данных услугах, но и из необходимости учитывать достижение максимального уровня эффективности работы самого оператора связи. Вышеизложенное вызывает необходимость совершенствования количественных и качественных аспектов измерения показателей оценки работы оператора связи в условиях цифровой экономики [2]. Поэтому оценивать результаты работы организации следует, прежде всего, посредством определения экономической эффективности.

ПАО «Ростелеком» является крупнейшей компанией, осуществляющей различные виды деятельности в области связи, среднесписочная численность сотрудников превышает 130 тыс. чел. На основании анализа производственно-хозяйственной деятельности ПАО «Ростелеком» была выявлена необходимость проведения мероприятий по повышению экономической эффективности деятельности предприятия [3]. Эффективность - это важнейшая качественная характеристика управления на всех уровнях. Под экономической эффективностью понимается уровень использования производственного потенциала, который определяется соотношением результатов и затрат общественного производства.

Экономическая эффективность отражает результат хозяйственной деятельности предприятия во всей совокупности и взаимодействии его элементов. Критерии оценки экономической эффективности представляют собой систему показателей абсолютной, относительной и динамической эффективности, которые дают воз-

можность оценить действенность методов и инструментов обеспечения экономической эффективности, используемых на предприятии [4, с. 427].

Повышение экономической эффективности одна из ключевых проблем экономики предприятия и экономики страны в целом. Главным условием повышения эффективности предприятия, является получение предпринимательского дохода и увеличение прибыли. Исходя из этого, можно раскрыть основные направления повышения эффективности предприятия. Так как прибыль, это разница между выручкой предприятия и себестоимостью, то увеличить прибыль, возможно или за счёт увеличения выручки, или путём снижения себестоимости, или за счёт того и другого одновременно. Выручка зависит от объёма продаж и от стоимости услуг, поэтому увеличение выручки возможно в случае увеличения объёма продаж и/или, изменения стоимости услуг. Себестоимость предприятия складывается из сумм переменных и постоянных затрат на весь объём услуг. В свою очередь переменные издержки определяются путём произведения удельных переменных затрат и объёма оказываемых услуг, а постоянные затраты не зависят от объёма продаж. Поэтому снизить себестоимость возможно за счёт удельных переменных затрат или постоянных затрат на весь объём продаж.

Таким образом, можно выделить 4 основных направления повышения эффективности предприятия:

- увеличение объёма продаж;

- изменение стоимости услуг;

- снижение удельных переменных издержек;

- уменьшение суммы постоянных издержек.

Снижение удельных переменных издержек может происходить за счёт проведения мероприятий по снижению трудовых затрат, уменьшению материальных затрат, снижению переменных расходов на содержание и эксплуатацию оборудования.

Снижение постоянных затрат может достигаться путём проведения мероприя-

тий по уменьшению управленческих и коммерческих расходов.

Результат анализа производственно-хозяйственной деятельности оператора связи ПАО Ростелеком за 2020 гг. [5] показал, что компания за анализируемые периоды не имела чистой прибыли, показатели валовой прибыли находятся ниже среднеотраслевых значений, показатели финансовой устойчивости, деловой активности, рентабельности, также находятся ниже среднеотраслевых значений, и почти все показатели эффективности работы компании имеют отрицательную динамику, что говорит о неэффективной работе предприятия и снижении его эффективности. Для стабилизации положения компании ПАО «Ростелеком» предложены пути повышения экономической эффективности работы оператора связи.

Телекоммуникации - один из ведущих экономических секторов, благодаря ему происходит обеспечение стратегического развития и функционирования других хозяйственных отраслей. Главная цель предприятий в сфере телекоммуникаций заключается в удовлетворении потребностей пользователей в передаче различного рода информации. Одним из видов передачи информации является сотовая связь. Объем услуг сотовой связи характеризует степень удовлетворения производственных, социальных, общественных и личных потребностей в передаче информации по беспроводным каналам [6, с. 49].

Внедрение и совершенствование услуг сотовой связи являются важными факторами повышения эффективности деятельности в сфере телекоммуникаций. На сегодняшний день компаниям сотовой связи недостаточно использовать только эффективную сбытовую и тарифную политику. С каждым годом пользователи мобильной связи предъявляют более высокие требования к основным и дополнительным услугам, а также к качеству не только самой связи, но и обслуживания потребителей. Благодаря постоянному развитию услуг сотовой связи и удовлетворению требований потребителей этих услуг, компания может повысить качество всей цепочки предоставления услуг и лояльность

абонентов, а значит и увеличить свои доходы, что приведет к повышению эффективности ее деятельности [7].

На сегодняшний день Ростелеком удерживает лидирующие позиции во многих сегментах рынка инфокоммуникаций, таких как: широкополосный доступ в интернет и фиксированная связь, ИТ услуги и сервисы, цифровые сервисы, фиксированная телефония, платное ТУ и другие. Но некоторые направления и сегменты рынка в компании остаются слабо развитыми. Поэтому в таких сегментах, как: информационная безопасность, цифровая медицина, центры обработки данных, облачные технологии необходимо усиливать свои позиции и увеличивать долю рынка [8].

Рассматривая возможности увеличения выручки компании, стоит обратить внимание на неэффективное использование основных фондов, показатель фондоотдачи на конец 2020 года меньше единицы, и имеет отклонение от среднеотраслевого показателя -1,33, что свидетельствует об использовании фондов не на 100% мощности. Необходим аудит основных производственных фондов, с целью более рационального их использования, вывод из эксплуатации старого оборудования, его утилизация и получение дополнительных доходов, в том числе от продажи медной инфраструктуры.

Наибольшую долю в себестоимости занимают затраты на оплату труда, снижение себестоимости производства возможно за счёт оптимизации трудовых ресурсов и повышения производительности труда, сокращения уровней управления. Рассматривая пути снижения затрат, коммерческих и управленческих, необходим пересмотр и упрощение бизнес-процессов,

Режим экономии, как фактор повышения эффективности производства предприятий, невероятно важен. Экономисты считают, что решающим источником удовлетворения растущего спроса на энергоресурсы, топливо и материалы, должно стать ресурсосбережение. Предприятиям необходимо улучшать собственный потенциал, беречь накопленные ресурсы и, что не менее важно, правильно ими распоряжаться, оптимизировать потребление и, тем самым, сдерживать эксплуатационные расходы на топливно-энергетические ресурсы. К таким мерам относятся: контроль за расходованием, переход на оптимальные тарифы энергопотребления в зависимости от профиля потребления на каждом конкретном объекте, замена или модернизация устаревшего энергооборудования с низким КПД, оптимизация расходов теплоресурсов и горюче-смазочных материалов.

По итогам анализа показателей эффективности за 2020 г. было выявлено, что у компании имеется пассивное сальдо по дебиторской и кредиторской задолженности, что также оказывает негативное влияние на чистую прибыль компании. Необходимы мероприятия по повышению собираемости дебиторской задолженности, например, проверка финансового состояния потенциальных контрагентов и выявление негативных факторов, ввод системы начисления пеней, своевременное начисление резервов по сомнительным долгам с просрочкой более 180 дней.

Вышеизложенные мероприятия будут способствовать снижению себестоимости или росту доходов телекоммуникационной компании, а значит увеличению прибыли и повышению эффективности работы предприятия.

внедрение новых управленческих моделей.

Библиографический список

1. Макаров В.В., Цатурова Р.Г., Мазурова М.М., Горбачев В.Л. Менеджмент в телекоммуникациях. Санкт-Петербург, 2011. (2-е изд., перераб. и доп.).

2. Блатова Т.А., Макаров В.В., Шувал-Сергеева Н.С. Количественные и качественные аспекты измерения цифровой экономики // Радиопромышленность. - 2019. - № 4. - С. 6372.

3. Официальный сайт ПАО Ростелеком. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.company.rt.ru (дата обращения: 18.09.2022).

4. Оборина, О.Е. Экономическая эффективность: понятие и сущность / О.Е. Оборина // Молодой учёный. - 2020. - №23 (313). - С. 427-429.

5. Годовой отчёт ПАО «Ростелеком» 2020 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.company.rt.ru/ir/results_and_presentations/ar/ (дата обращения: 18.09.2022).

6. Трепаков, А.С. Оценка и анализ состояния и тенденций развития рынка сотовой связи России (2015-2016 годы) // Экономика, предпринимательство и право. - 2017. - Т. 7. №1. - С. 49-64.

7. Макаров В.В., Галков И.М. Интегральная оценка качества продаж услуг мобильной связи // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). - 2013. -№ 2. - С. 83-84.

8. Слуцкий М.Г., Синица С.А., Макаров В.В. Анализ состояния и тенденции развития рынка инфокоммуникаций // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - № 1-3 (64). - С. 152-155.

WAYS TO INCREASE THE EFFICIENCY OF A COMMUNICATION OPERATOR IN THE CONDITIONS OF THE DIGITAL ECONOMY

M.G. Slutsky, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor V.V. Makarov, Doctor of Economics Sciences, Professor E.G. Volkova, Student

The Bonch-Bruevich Saint Petersburg State University of Telecommunications (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The purpose of any telecommunications company is to provide services of a specified volume and quality within a certain timeframe. In the digital economy, the range of services provided by the company is constantly expanding. Moreover, one should proceed not only from the national and individual needs for these services, but also from the need to take into account the achievement of the maximum level of efficiency of the telecom operator itself. The main condition for increasing efficiency is to increase entrepreneurial income and profits. Based on this, the authors, using the example of PJSC Rostelecom, proposed organizational and managerial measures that will help reduce the cost of services and / or increase the income of a telecommunications company, which means increasing profits and improving the efficiency of the enterprise.

Keywords: telecommunications, economic efficiency, telecom operator, cellular communication, prime cost, profit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.