ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ
Л.Н. Дробышевская, д-р экон. наук, профессор А.С. Чурбанова, магистрант Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)
DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10776
Аннотация. В статье проанализированы специфика функционирования корпораций отрасли телекоммуникаций и связи, а также основные тенденции в отрасли в условиях пандемии. В результате анализа выявлены проблемы, с которыми столкнулись компании в условиях ограниченности ресурсов, а также предложены меры, направленные на стабилизацию ситуации в сфере инвестирования компаний телеком отрасли.
Ключевые слова: телекоммуникационная отрасль, корпорации, пандемия, финансовый результат, инвестиции.
Актуальность темы исследования обусловлена нестабильной экономической ситуацией не только в России, но и на международном рынке, связанной с пандемией коронавируса. В условиях неопределенности, вызванной карантинными мерами, закрытием многих компаний, для ряда отраслей открылись новые горизонты возможностей в связи с переходом пользователей в онлайн среду. Кроме возможностей, бизнес также столкнулся и с ограниченностью ресурсов, когда спрос на услуги многократно превышает предложение. Стремительное развитие «карантинного сценария» заставило компании в ускоренном режиме пересмотреть существующую инвестиционную политику и политику развития компании.
Одним из важнейших секторов любой экономики является отрасль телекоммуни-
каций и связи, обладающая огромным потенциалом для долгосрочного развития посредством расширения цифровой экос-реды.
Отрасль телекоммуникаций и связи является инфраструктурной. Оказывая непосредственное влияние на процессы инновационного развития в стране, она определяет темпы роста национальной экономики, путем развитие производственной инфраструктуры других отраслей. По данным за 2019 г., удельный вес отрасли составил 2,2% ВВП. Объем рынка телекоммуникаций в 2019 г. достиг 1,73 трлн руб., что на 3,4% больше, чем в 2018 г. [1]. На рисунке представлены основные показатели на рынке широкополосного доступа в Интернет за 2015 г. - 2 квартал 2020 г. в разрезе крупных игроков рынка.
Рис. Основные показатели рынка широкополосного доступа в Интернет [2]
Как видно из рисунка, имеет место миграция абонентов в сегменте В2С от локальных провайдеров к лидерам рынка. База абонентов прочих операторов сократилась на 5%, в то время как по ведущим провайдерам наблюдается тенденция роста данного показателя. Приток новых абонентов, готовых платить за качественные услуги связи, спровоцировал и рост выручки ведущих провайдеров. Снижение показателя наблюдается лишь по провайдеру VEON (ранее Вымпелком), вызванное оттоком абонентов из-за снижения пропускной способности каналов связи.
В сегменте В2В наблюдается более стабильная динамика как по выручке, так и по абонентской базе. Прирост пользователей наблюдается у компании
ПАО «Ростелеком», что может быть связано с введением льготных периодов по оплате услуг связи в период пандемии и выводом на рынок новых тарифов для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Проанализировав финансовую отчетность ведущих игроков рынка телекоммуникаций и связи, можно отметить, что за 2014-2019 гг. темп роста выручки составил 35%, а чистой прибыли - 44%. Пандемия коронавируса, с одной стороны, открыла новые перспективы и новые возможности
для корпораций, поскольку выросли объемы потребления трафика, но с другой стороны, это привело к дополнительному инвестированию для поддержания качества оказываемых услуг связи. Также нельзя не отметить и падение уровня доходов населения, нулевой роуминг и закрытие розничных салонов.
В целом прирост числа абонентов ТТТПД во втором квартале 2020 г. можно оценить как «больше, чем в первом, но меньше, чем ожидалось». По данным информационно-аналитического агентства TelecomDaily, количество новых абонентов ШПД в России составило 290 тыс. новых абонентов за квартал - общее их число достигло 33,8 млн чел. Прирост относительно первого квартала составил 0,9%. Для сравнения: за первые три месяца отрасль приросла на 0,5% новых абонентов [3].
По данным опроса «Мегаплан», более половины опрошенных представителей малого и среднего бизнеса считают, что телекоммуникационная отрасль легче всего переживает кризис, связанный с пандемией коронавируса [4]. Проанализируем финансовые результаты компаний за 1-е полугодие 2020 г. и сравним их с аналогичным периодом 2019 г. (таблица).
Таблица. Финансовые 2020 г., тыс. руб. [5, 6, 7]
результаты ведущих провайдеров по итогам 6 месяцев 2019-
Показатель МТС Вымпелком Ростелеком
30.06.2020 30.06.2019 30.06.2020 30.06.2019 30.06.2020 30.06.2019
Выручка 173 737 817 166 245 785 133 001 101 141 287 272 155 368 868 147 645 729
Себестоимость 83 949 896 79 454 513 66 284 787 65 178 639 147 979 606 138 774 257
Валовая прибыль 89 787 921 86 791 272 66 716 314 76 108 633 7 389 262 8 871 472
Коммерческие расходы 24 658 509 23 142 584 7 603 476 8 542 185 0 0
Управленческие расходы 17 814 496 15 992 223 40 216 058 39 780 948 0 0
Прибыль от продаж 47 314 916 47 656 465 18 896 780 27 785 500 7 389 262 8 871 472
Проценты к получению 14 125 428 13 444 433 1 459614 966 942 2 383 905 1 814 249
Проценты к уплате 22 806 818 23 838 428 9 226 753 9 476 366 9 900 552 8 293 090
Прочие доходы 7 857 599 12 330 007 10 076 367 17 576 165 13 980 304 13 420 074
Прочие расходы 15 673 500 5 472312 13 311 543 22 042 749 8 602 616 11 376 295
Прибыль до налогообложения 30 817 625 44 120 165 7 894 465 14 809 492 5 250 303 4 436 410
Налог на прибыль 4 644 183 8 266 945 1 221 728 3 017 463 3 334 208 3 268 328
Прочее 198 856 -73 331 -2 071 629 -84 879 2 426 621 2 285 739
Чистая прибыль 26 372 298 35 779 889 4 601 108 11 707 150 4 342 716 3 453 821
Данные, приведенные в таблице, свидетельствуют о том, что рост чистой прибыли по итогам полугодия 2020 г. наблюда-
ется только
ПАО «Ростелеком», деров наблюдается
у компании
у остальных провай-отрицательная дина-
шика данного показателя. Наибольшие потери понесла компания ПАО «Вымпелком», которая не сумела в кратчайшие сроки адаптироваться к изменившимся условиям игры на рынке связи. Рост спроса на телекоммуникационные услуги заставил компании нести дополнительные расходы на обслуживание сетей, увеличение мощностей, минимизацию рисков в области поставок и операционной деятельности. Также стоит отметить, что в период введения ограничительных мер, названная отрасль потеряла часть выручки из-за нулевого роуминга, прекращения работы розницы и в связи с отказом от услуг связи со стороны малого бизнеса.
По экспертным оценкам, рынок телекоммуникационных услуг может существенно сократиться на 2,5-3% в 2021 году, если не будет принят ряд экстренных мер. Во время пандемии катастрофически обрушился сегмент международного и внутреннего роуминга, на 33% снизился объем реализации товаров в мобильном ритейле. Кроме того, резко возросли расходы на содержание сети из-за высоких нагрузок, у ряда операторов они выросли до 80% [8]. В связи с оттоком абонентов от локальных игроков к гигантам телеком отрасли, также возросла и финансовая нагрузка на местных провайдеров, в том числе расходы на исполнение требований закона Яровой, что требует наличия и обслуживания специализированного и дорогостоящего оборудования. Также на текущий момент рассматривается проект, предусматривающий получение доступа к инфраструктуре дома для размещения сетей только через управляющие компании и только на платной основе. Все это вполне может привести к уходу части операторов в так называемый «серый» сегмент.
Что касается инвестиционного планирования в отрасли телекоммуникаций и связи, можно отметить два противоположно направленных потока СБ. С одной стороны, наблюдается сокращение инвестиций в развитие розницы в связи с низкой рентабельностью в период пандемии (в Краснодарском филиале
ПАО «Ростелеком» вследствие реализации политики оптимизации розничной сети
количество центров продаж и обслуживания к февралю 2021 г. сократится более чем в 2 раза относительно начала 2020 г.). С другой стороны, наблюдается активизация инвестиционных проектов по строительству технической инфраструктуры для расширения зоны охвата домохозяйств высокоскоростным Интернетом. Практически все инвестиционные проекты по строительству линий, запланированные на 2021 г., уже перенесены на 3-4 квартал 2020 г.
Таким образом, можно рассматривать влияние пандемии коронавируса на отрасль телекоммуникаций и связи в трех аспектах:
- спрос: с одной стороны, клиенты телекоммуникационных компаний сокращают издержки, в частности, на покупку смартфонов и услуги роуминга, в связи с чем у компаний могут быть проблемы с ликвидностью и задержки выплат; а с другой стороны - снижается стремление клиентов сменить провайдера, в то же время уровень потребления услуг остается высоким;
- операционная деятельность: вследствие высоких нагрузок на сеть средний срок эксплуатации оборудования существенно сократится, что приведет к росту инвестиций на устранение неисправностей и обеспечение бесперебойной работы сети;
- основы бизнеса: главный ресурс любой компании - люди, коронавирусный кризис несет значительные риски для благополучия и здоровья сотрудников, особенно тех, кто в соответствии с регламентом не может работать в режиме хоум офиса [9].
Ключевой перспективой на рынке телекоммуникаций и связи является внедрение новых продуктов, в этой связи для развития отрасли необходимо ускорить внедрение новых методов операционной деятельности: роботизированной автоматизации процессов, электронного обслуживания, использование дополненной и виртуальной реальности в продуктовых предложениях для обслуживания клиентов и т.п.
Развитие дистанционных каналов продаж - один из основных векторов, получивших новый толчок в период пандемии.
Именно web площадки являлись лидерами ждены пересмотреть размер дивидендов продаж среди остальных каналов сбыта из-за последствий пандемии, однако летом весной 2020 г. Digital направление прояви- 2020 г. ряд крупных операторов выступило себя как никогда лучше, продемонстри- ли с заявлением о сохранении дивиденд-ровав двукратный рост в объемах продаж. ных обязательств перед акционерами.
Отрасль телекоммуникаций и связи, Данное заявление может констатировать оказавшаяся одним из самых востребован- тот факт, что отрасль телекоммуникаций и ных секторов экономики в период панде- связи сохраняет свое устойчивое развитие, мии, должна также развиваться и в на- несмотря на условия неопределенности. правлении онлайн образования различных По мнению TelecomDaily, пандемия
уровней подготовки кадров. действительно смогла взбодрить рынок
Проанализировав финансовые показа- проводного широкополосного доступа в тели крупных игроков рынка, отметим не- Интернет и прочих цифровых услуг и ус-обходимость пересмотра финансового луг связи. Однако не все участники рынка планирования с учетом сокращающихся видят в самоизоляции только положитель-объемов чистой прибыли. Также немало- ные моменты. Пандемия оказала абсолют-важным направлением является и диви- но противоположное влияние на два сег-дендная политика компаний. Учитывая мента рынка: B2C и B2B, еще раз проде-финансовые результаты компаний за пер- монстрировав необходимость мгновенно вое полугодие 2020 г., разумно было бы подстраиваться под динамично происхо-предположить, что компании будут выну- дящие изменения среды.
Библиографический список
1. ТМТ Консалтинг. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://telesputnik.ru/materials/tekhnika-i-tekhnologii/news/tmt-konsalting-rynok-telekommunikatsiy-v-2019-godu-vyrastet-do-1 -73-trln-rub-tempy-rosta-snizhayutsya/
2. Новые возможности в цифровом мире. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.company.rt.ru/ir/results_and_presentations/presentations/2020-08_Investor_presentation_RU.pdf.
3. Туров Ф. «Меньше, чем ожидали, но больше, чем думали год назад» - как коронави-рус на время оживил рынок интернет-доступа // 21 августа 2020 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ksonline.ru/382088/menshe-chem-ozhidali-no-bolshe-chem-dumali-god-nazad-kak-koronavirus-na-vremya-ozhivil-rynok-internet-dostupa/
4. Григорьев М. Опрос: телеком-отрасль легче всего переживает пандемию // TGroup 18 мая 2020 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://telesputnik.ru/materials/tsifrovoe-televidenie/news/opros-telekom-otrasl-legche-vsego-perezhivaet-pandemiyu/
5. Годовая отчетность ПАО МТС. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kuban.mts .ru/about/investoram -i-akcioneram/korporativnoe-upravlenie/raskriti e-informacii/godovaya-otchetnost
6. Ежеквартальные отчеты ПАО Вымпелком. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moskva.beeline.ru/about/about-beeline/disclosure/quarterly-reports/
7. Финансовая отчетность ПАО Ростелеком. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.company.rt.ru/ir/results_and_presentations/financials/RAS/2020/2/
8. Коммерсантъ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4365947
9. Раймпель М. Как телеком-компании действовать во время и после пандемии // РБК 22 мая 2020 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pro.rbc.ru/news/5ebb87109a7947c6beb23b02
IMPACT OF THE PANDEMIC ON THE TELECOMMUNICATIONS COMPANIESS
FINANCIAL RESULTS
L.N. Drobyshevskaya, Doctor of Economic Sciences, Professor A.S. Churbanova, Graduate Student Kuban State University (Russia, Krasnodar)
Abstract. The article analyzes the specifics of the functioning of corporations in the telecommunications and communications industry, as well as the main trends in the industry in the context of a pandemic. As a result of the analysis, the problems faced by companies in conditions of limited resources are identified, and measures are proposed to stabilize the situation in the field of investment of Telecom companies.
Keywords: telecommunications industry, corporations, pandemic, financial result, investments.