УДК 330.3
М.И. Луганский
Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ (г. Краснодар)
M.I. Luganskiy
master 1kursa Academy of marketing and social information technologies-IMSIT (Krasnodar) ([email protected])
н.р.: Н.В. Елисеева, д.г.н., профессор,
Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ (г. Краснодар)
N. V. Eliseeva professor, dr. of science Academy of marketing and social information technologies-IMSIT (Krasnodar) (e-mail:[email protected])
АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РЫНКА ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ ПАО «РОСТЕЛЕКОМ»
Аннотация. В статье проведен анализ рынка телекоммуникаций, который стремительно растет, поэтому трудно удерживать лидерство. ПАО «Ростелеком» носит универсальный характер. Его успешность, конкурентоспособность и эффективность зависит от ряда факторов - успешной плодотворной внутренней работы предприятия, а также общего окружения на рынке. Телекоммуникационной компании, на данный момент удается занимать доминирующее положение на рынке услуг телекоммуникационной связи в России. Главным критерием эффективности её работы является своевременное использование новых технологий услуг связи, которые удовлетворяют желание потребителей. Организация с годами нарабатывала свое положение в стране, тем не менее, спустя 10 лет, начала терять свои позиции на рынке связи и предоставления доступа широкополосной связи. Предлагается провести поиск и анализ причин, вызывающих спад на рынке телекоммуникаций, и найти выход из сложившийся ситуации.
Annotation. The telecommunications market is growing rapidly so it is difficult to maintain leadership. PJSC "Rostelecom" has a universal character. Its success, competitiveness and efficiency depends on a number of factors - successful fruitful internal work of the enterprise, as well as the general environment in the market. The telecommunications company, at the moment, manages to occupy a dominant position in the market of telecommunications services in Russia. The main criterion for the effectiveness of its work is the timely use of new communication services technologies that satisfy the desire of consumers. The organization has developed its position over the years, and yet, after 10 years, began to lose its position in the communications market and providing broadband access. Therefore, it is necessary to conduct a search and analysis of the causes of the slowdown in the telecommunications market and find a way out of this situation.
Ключевые слова: Ростелеком, телекоммуникации, мобильная связь, рынок.
Key words: Rostelecom, telecommunications, mobile communications, market.
В настоящее время ПАО «Ростелеком» является крупнейшей организацией в России, ее деятельность нацелена на предоставление услуг широкополосной и телекоммуникационной связи населению. Бизнес - модель «Ростелеком» осуществляет предоставление качественных и своевременных телекоммуникационных услуг своим клиентам. Она полностью соответствует корпоративной страте-
гии, направленной на преобразование в интегрированного поставщика цифровых услуг. В дополнение к основной операционной деятельности компания уделяет большое внимание вопросам устойчивого развития - созданию условий для экономического роста страны и балансу интересов ключевых заинтересованных сторон. «Ростелеком» не только строит успешный бизнес на благо акционеров, но и создает ценность для общества, а также улучшает качество жизни своих клиентов по всей стране.
История развития телефонной связи в России берет начало с 1882 года, когда была запущена первая услуга на коммерческой основе. В первый год работы телефона в Санкт-Петербурге услугами нового вида связи пользовались 338 абонентов, а в Москве - 224 абонента. В 1929 году 20 века введена в эксплуатацию первая в СССР автоматическая телефонная станция. Началось массовое развитие сетей связи в СССР на базе Наркомсвязи СССР и впоследствии - минсвязи СССР. На базе министерства связи в 1990 году было образовано акционерное общество Совтелеком, взявшее на себя функции эксплуатации и развития сети междугородней и международной связи на территории союза. В 1991 году организация Совтелеком была преобразована в международное акционерное общество Интертелеком, а год спустя в «Ростелеком». В 2011 году, под инициативой государства посредством реформ по объединению государственных активов в области связи, завершился первый этап реорганизации «Ростелеком» а: к компании присоединился МРК(Межрегиональные компании связи). В 2013 был завершен второй этап реорганизации, связьинвест и её 20 дочерних компаний объединились в «Ростелеком», образовав единое юридическое лицо.
Объем российского рынка телекоммуникаций в 2016 году достиг значения 1.6 трлн рублей, показав прирост к 2015 году на уровне 0.5%. Замедление темпа роста связано, прежде всего, с сокращением доходов от услуг мобильной связи (0,3%) в условиях насыщения рынка и усиливающейся конкуренции. Среди драйверов роста рынка выделяются сегменты ТТТПД (широкополосный доступ в интернет) и платного ТВ, которые по доходам выросли за 2016 год на 4 и 10% соответственно. [1], [2]
В условиях насыщения рынка телекоммуникационных услуг операторы активно развивают смежные направления - продажу оборудования, системную интеграцию, ИТ, медийные и другие сервисы. Региональная структура рынка в отчетном году стабилизировалась: Москва и Московская область совместно формируют около одной трети рынка. Сегмент В2С (Business-to-consumer) формирует около двух третей совокупного объема российского телекоммуникационного рынка. На долю корпоративных и государственного сектора приходится около четверти, остальное - межоператорский сегмент. Физические лица доминируют по числу абонентов и доходов в ключевых сегментах. Мобильная связь - 89% доходов от слуги, интернет-доступ - 69%, платное тв - свыше 95%, фиксированная телефонная связь - 54%. Сегмент частных пользователей увеличил свой удельный вес на фоне отрицательной динамики остальных регионов. Телекоммуникационная отрасль в России представляет собой привлекательный сегмент экономики как для долгосрочных, так и краткосрочных инвесторов. При этом «Ростелеком» обладает положительными конкурентными преимуществами позволяющими обеспечить стабильный денежный поток и демонстрировать достойные операционные результаты даже в непростых макроэкономических условиях, дополненных быстрой сменой технологий и предпочтений клиентов.
Рассмотрим элементы рынка телекоммуникаций, цифровых и контентных услуг. [1]
1) В сегменте ТТТПД при проникновении 56% к концу 2016 года рынок вступил в стадию зрелости и насыщения не только в крупных, но и в большинстве
средних городов. За отчетный период количество частных пользователей выросло на 4%, практически на столько же увеличились доходы. Остававшийся стабильным на протяжении нескольких лет ARRU по моно-услуге ТТТПД в 2016 продемонстрировал незначительное снижение. Этому способствовало эволюция пакетных предложений предоставляемых операторами. Основные факторы, оказывающие влияние на рынок ТТТПД-
- Насыщение рынка в крупных и средних городах- проникновение услуги в подавляющем большинстве городов с населением более 50 тыс. человек превышает 50%.
- Развитие оптических технологий доступа
- Усиление влияние беспроводной связи, расширение зон доступа 4g/LTE
сетей.
- Спрос на высокоскоростные тарифные планы, вызванный стремительным увеличением подключаемых к сети интернет устройств, включая smartTV, а так же тенденций к утяжелению контента.
- Доля абонентов цифрового ТВ продолжала расти в отчетном году и по итогам года составила 68% (против 65% в 2015) Лидером по темпам роста вновь стал сегмент IPTV. Быстрый рост продолжает демонстрировать и цифровое КТВ. Однако высокая динамика подключений в этом сегменте не компенсирует оттока аналоговых абонента- в целом число КТВ снизилось за 2016 год на 0.4%. Вдвое замедлился рост числа спутниковых подключений- по итогам 2016 года темпы роста 2.9% в то время как годом ранее 5,8%.[2]
3) Услуги онлайн-видео сервисов характеризуются тем, что сервис может предоставлять любому интернет-пользователю, не зависимо от того, к какому оператору платного ТВ\ШПД он подключен. По прогнозам, рынок ОТТ-Видеосервисов продолжит активно развиваться, а его рост будет происходить в основном за счет платных сервисов. Ожидается, что к 2020 году обьем рынка ОТТ-Видеосервисов составит 9.6 млрд рублей, а на доходы от платных сервисов будет приходиться примерно 2\3 выручки операторов. Оставшуюся долю составят продажи рекламы.
4) Рынок дата центров (ЦОД)Цифровая экономика развивается стремительно, объем данных и запрос на их хранение и обработку становится все более востребованы. В России, как и во всем мире, широкое распространение получило предоставлению мест в аренду под размещение серверов-клиентов серверного оборудования. Помимо этого, рост популярности на облачные сервисы растет, и спрос на системы виртуального хранения данных. Для подробного ознакомления с динамикой рынка дата центров и облачных технологий, необходимо рассмотреть таблицу 1.
5) Облачные услуги хранения данных. Не смотря на пребывающий в стагнации рынок ИТ, сегмент облачного хранения данных продолжает показывать высокие темпы своего развития. Желание улучшить эффективность работы своих предприятия и понизить затраты, многие организации стремятся использовать именно облачные хранилища для своих персональных данных. Дополнительным катализатором развития облачных услуг хранения данных является широкое развитие ТТТПД и 4G сетей. По данным CHEWS, в настоящее время, около 80% выручки облачных провайдеров приходится на крупные компании и только 20% на компанию малого и среднего бизнеса.
Таблица 1 - динамика рынков ЦОД и облачных услуг.
Показатель/год 2014 2015 2016 2017 2020 (прогноз)
Рынок ЦОД (Млрд руб) 12 15.8 22.6 28 48.3
Облачные услуги (Млрд руб) 11.9 13.8 15 30 75
6) Рынок индустриального интернета, ключевым двигателем для которого является повышение эффективности существующих производственных и технологических процессов. Внедрение решений, связанных с индустриальным интернетом, оказывают значительное влияние на экономику отдельных компаний и страны в целом. Сервисная модель экономики, которая создается в процессе этого перехода, основывается на цифровизации и производства.
7) К геоданным относят облачные сервисы, позволяющие решить целый спектр прикладных задач, связанных с использованием пространственных данных в сфере экономики, строительства, защиты окружающей среды, планирования территорий, оказание государственных услуг.Таблица - Динамика рынка геоданных.
8) Выручка от услуг мобильной связи, традиционного рынца, формирующего доход 55% доходов отрасли, второй год подряд демонстрирует отрицательную динамику. Для подробного анализа динамики доходов и числа абонентов мобильной связи, можно просмотреть таблицу 2. 2016 год стал периодом возрождения интереса к MVNO, как со стороны операторов, так и со стороны крупных компаний.
Таблица 2 - Динамика доходов и числа абонентов рынка мобильной связи России в 2015-2021(прогноз)_
Показатель/год 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Доходы (Млн) 885 882 881 884 897 892 898
Число абонен-тов(Чел) 251 259 264 268 272 276 278
Для ознакомления долей и структуры рынка телекоммуникаций рассмотрим таблицу 3. В качестве ключевой долгосрочной задачи компании можно обозначить повышение уровня удовлетворенности клиентов за счет расширения спектра предоставляемых контентных и цифровых услуг и перехода к модели интегрированного провайдера цифровых сервисов. По итогам 2016 года «Ростелеком» стал лидером по показателю абонентского прироста в абсолютных значениях, увеличив за год количество частных пользователей на 638 тыс. на рынке ТТТПД Основная часть этого прироста пришлась на регионы, однако и на московском рынке компания показала положительную динамику, обеспечив себе устойчивую конкурентную позицию. Так, на столичном рынке ТТТПД «Ростелеком» занимает долю 19%, превосходя по этому показателю большинство игроков региона. Начав с нуля работу в Москве, компания смогла за несколько лет стать одним из лидеров высококонкурентного рынка ТТТПД и продолжает успешно развиваться в нем.
Таблица 3 - Доли рынка телекоммуникаций
Показатель/организация МТС Мегафон «Ростелеком» Вымпелком Теле2
Структура рынка теле- 24% 18% 17% 16% 7%
коммуникаций (%)
Структура рынка шпд в 31% 19% 16% 14% 10%
Москве (%)
Структура рынка 1РТУ (%) 7% 63% 16%
В 2016 были приняты поправки в ФЗ, согласно которым абоненты пользователю услуг связи получили возможность пополнять свой лицевой счет через личный кабинет и использовать остаток средств для оплаты услуг сторонних организаций. Ожидается, что данная законодательная инициатива будет способствовать увеличению уровня использования населением современных телекоммуникационных технологий и сервисов для оплаты различных товаров и услуг благодаря существенному упрощению процесса транзакций. Поправки в федеральном законе о связи в части дополнительных мер противодействия терроризму. 7 апреля 2016 года депутат гос. Думы РФ Ирина Яровая и член совета Федерации РФ
виктор озеров внесли на рассмотрение государственной думы законопроект который содержал поправки в законы об связи об информации и информационных технологиях.
Ожидается, что новый прорыв на телекоммуникационном рынке будет связан с развитием новых направлений, в том числе с технологией 5G, однако её коммерческое внедрение произойдет не раньше 2020 года. Ряд сегментов теле-коммуникацонного рынка будут демонстрировать относительно более высокие показатели роста в ближайшие пять лет, а именно:
1) Рынок мобильного и фиксированного интернет доступа
2) Рынок 1оТ/М2М
3) Рынок аренды международных каналов
4) Рынок ОТТ-ТВ и прочих ОТТ сервисов
Операторы связи продолжают осваивать традиционно не включаемые в телекоммуникационный рынок инновационные услуги в смежных областях, наимоблее перспективные из которых услуги дата-центров, облачных сервисов и услуг связанных с большими данными. С точки зрения географической структуры, ожидается что общий вес Москвы к 2021 году должен снизиться, за счет увеличения влияния в регионах. Так, изменением географической структуры рынка будет определяться: Дальнейшее распространение технологий 3 и 4G в областях, для роста, выходом в столицу четвертого федерального игрока, продолжающимся ростом проникновения услуг интернет-доступа и платного ТВ в небольших городах. В фиксированном сегменте, который является для организации ПАО «Ростелеком» основным с точки зрения доходов и имеющихся данных, компания ставит своей задачей соблюсти баланс качественных предоставлений услуг с одновременным повышением внутренней эффективности операций. Основной задачей оператора на ближайшие несколько лет является переход к модели интегрированного провайдера цифровых услуг, предлагающему рынку платформы с собственными и сторонними цифровыми средствами. В мобильном сегменте компания приняла решение развиваться в формате совместного предприятия с Те1е2, с перспективой формирования ведущего федерального мобильного оператора. [1]
Из всего выше перечисленного следует, что для сохранения конкурентоспособности ПАО «Ростелеком» необходимо своевременно реагировать на потенциальный спрос потребителей, с поддержанием баланса быстрого технологического обновления, как и уже существующих на вооружении услуг, так и новых, еще не охвативших широкую базу клиентов, но имеющих этот потенциал. С точки зрения диверсификации деятельности, организация должна продолжить свое сотрудничество с Те1е2, для захвата рынка мобильной связи. Источники:
1. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: учебник / под ред. проф. В.Я. Позднякова. - Москва: ИНФРА - М, 2014. - 617 с.
2. Баланс предприятия ПАО «Ростелеком» за 2016 г.