Научная статья на тему 'Пути повышения эффективности подготовки в футболе'

Пути повышения эффективности подготовки в футболе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2141
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУТБОЛ / FOOTBALL / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PHYSICAL TRAINING / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / TECHNICAL TRAINING / ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / SPORT TRAINING / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PSYCHOLOGICAL PREPARATION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / PEDAGOGIC PROCESS / СПОРТИВЕАЯ ТРЕНИРОВКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Денисенко Ю.П.

Широкий научный поиск путей повышения эффективности подготовки футболистов ведётся одновременно в разных наиболее важных и перспективных направлениях. Прежде всего, это разработка эффективных средств и методов общей и специальной физической подготовки и повышения физической работоспособности футболистов на всех этапах становления спортивного мастерства (Зонин Г.С., 1975; Кириллов А.А., 1978; Верхошанский Ю.В., 1988; Селуянов В., Сарсания К., 1999; Зайцев А., Левин В., 2000; Шамардин В.Н., 2000; Люкшинов Н.М., 2003 и др.). Большинство специалистов пришли к единому мнению, что уровень достижений в футболе зависит от физической, технической, тактической и психологической подготовленности. Такое понимание способствует созданию относительно четких представлений об основных составляющих спортивных достижений, позволяет определить основные направления совершенствования, систематизировать методы и средства воздействия на организм спортсмена. Однако эти задачи не могут быть решены до тех пор, пока структура подготовленности спортсменов будет анализироваться только на основе таких понятий, как техническая, тактическая, физическая и т. д. подготовленность. Дело в том, что ни одна из этих сторон не проявляется и не может быть измерена и учтена в чистом виде (Платонов В.Н., 1975, 1997).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WAYS OF TRAINING AFFECTIVITY INCREASING IN FOOTBALL

The wide science research of the ways of affective football players preparation increasing goes in different most important and perspective directions. First of all it is the development of affective devices and methods of general and physical training and increasing the physical workability of football players during all steps of master class formation. Most specialists have the same conclusion that the level of achievement in football depends on physical, technical, tactical, psychological training. Such conclusion gives the opportunity to build the neatly definition about the main components of sport achievements, lets define the main directions of improvement, systematizes methods and devices of sportsman body influence.

Текст научной работы на тему «Пути повышения эффективности подготовки в футболе»

УДК 796.332

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ В ФУТБОЛЕ

Кандидат биологических наук, доцент Ю.П.Денисенко, Камский государственный институт физической культуры

г. Набережные Челны

THE WAYS OF TRAINING AFFECTTVITY INCREASING IN FOOTBALL U.P. Denisenko, Ph.D., Associate Professor

Kama State Institute Of Physical Culture,

Naberezhnye Chelny

Ключевые слова: футбол, физическая подготовка, техническая подготовка, тактическая подготовка, психологическая подготовка, педагогический процесс, спортивеая тренировка. Аннотация: Широкий научный поиск путей повышения эффективности подготовки футболистов ведётся одновременно в разных наиболее важных и перспективных направлениях. Прежде всего, это разработка эффективных средств и методов общей и специальной физической подготовки и повышения физической работоспособности футболистов на всех этапах становления спортивного мастерства (Зонин Г. С., 1975; Кириллов А.А., 1978; Верхошанский Ю.В., 1988; Селуянов В., Сар-сания К., 1999; Зайцев А., Левин В., 2000; Шамардин В.Н., 2000; Люкшинов Н.М., 2003 и др.). Большинство специалистов пришли к единому мнению, что уровень достижений в футболе зависит от физической, технической, тактической и психологической подготовленности. Такое понимание способствует созданию относительно четких представлений об основных составляющих спортивных достижений, позволяет определить основные направления совершенствования, систематизировать методы и средства воздействия на организм спортсмена. Однако эти задачи не могут быть решены до тех пор, пока структура подготовленности спортсменов будет анализироваться

только на основе таких понятий, как техническая, тактическая, физическая и т. д. подготовленность. Дело в том, что ни одна из этих сторон не проявляется и не может быть измерена и учтена в чистом виде (Платонов В.Н., 1975, 1997).

Key words: Football, Physical training, technical training, psychological preparation, pedagogic process, sport training

Summary: The wide science research of the ways of affective football players preparation increasing goes in different most important and perspective directions. First of all it is the development of affective devices and methods of general and physical training and increasing the physical workability offootball players during all steps of master class formation. Most specialists have the same conclusion that the level of achievement in football depends on physical, technical, tactical, psychological training. Such conclusion gives the opportunity to build the neatly definition about the main components of sport achievements, lets define the main directions of improvement, systematizes methods and devices of sportsman body influence.

Футбол, как известно, является одним из самых эмоциональных и сложных видов спортивной деятельности. С физиологической точки зрения он представляет собой преимущественно динамическую работу переменной интенсивности. Во время игры в различной последовательности и соотношении с разными интервалами чередуются упражнения, отличные по характеру, мощности и продолжительности. Непрерывная борьба за мяч сопряжена с самыми разнообразными движениями (ходьба, бег разной интенсивности с резкими остановками, рывками, ускорениями, прыжки, удары по мячу, различные силовые и акробатические приемы). Одной из характерных черт футбола является неравномерность нагрузки на протяжении игры, что зависит от складывающейся игровой ситуации, соотношения сил соревнующихся команд, уровня подготовленности футболистов. Интенсивность физической нагрузки во время игры колеблется от умеренной до максимальной. Для футбола характерно постоянное сочетание активных действий с кратковременными периодами относительного отдыха. Основную часть нагрузки футболиста составляет работа скоростно-силового характера достаточно большой мощности, требующая проявления высокого уровня общей, скоростной и специальной выносливости (Граевская Н.Д., 1969; Шамардин А.И. и др., 2000; Сологуб Е.Б., 2003; Люкшинов Н.М., 2003). При этом выполнение физических нагрузок в футболе всегда проходит в усложненных условиях с наличием большого количества неблагоприятных и сбивающих факторов (противодействие соперников, единоборство с соперником, отбор мяча, ведение мяча, метеорологические условия и т.д.).

В зависимости от ситуаций, складывающихся в процессе игры, перед спортсменом возникают разнообразные двигательные задачи, которые он должен решать оперативно, и от степени быстроты и правильности решения той или иной задачи будет зависеть успешность действий. Весьма

часто сложившаяся обстановка требует абсолютно нового решения задачи, "изобретения" движения, ранее спортсмену неизвестного (Фарфель В.С., 1975). Характер действий футболиста, прежде всего, определяется взаимодействиями с противником или партнерами, не регламентируется заранее и изменяется в соответствии с действиями партнеров и соперника. Вместе с тем в ходе игры действия футболиста могут быть в определенные моменты до известной степени стереотипными, циклическими. Однако в основе действий футболистов лежит, прежде всего, реагирование на изменение ситуации, условий спортивной борьбы.

В соответствии с принятой в физиологии спорта классификацией В. С. Фарфеля (1970) футбол относится к группе нестандартных или ситуационных упражнений. Здесь ход событий заранее не известен футболисту и действовать приходится в зависимости от ситуации, а не по определённым программам. Ситуационный характер двигательной деятельности в футболе обусловливает ведущее значение функций нервной системы, сенсорных систем и двигательного аппарата (Сологуб Е.Б., 2003).

При всем разнообразии форм проявлений, действия футболиста постоянно связаны с решением ситуационных двигательных задач, требующих использования механизмов экстраполяции. Экстраполяция (своеобразное предвидение будущих, предстоящих событий на базе уже имеющейся в памяти информации) - важнейший механизм функционирования нервной системы футболиста. Экстраполяция позволяет спортсмену эффективно разрешать сложные ситуации, возникающие в быстро изменяющейся обстановке игры. Способность футболиста к экстраполяции в большой степени зависит от его спортивного опыта (Галочкин Ю.Г., 1986; Сологуб Е.Б., 2003). Высокая сложность соревновательной деятельности футболиста предъявляет большие требования ко всем сторонам подготовленности спортсмена: действуя в условиях жесткого единоборства, находясь в нестандартных ситуациях при дефиците времени и пространства, футболист должен надежно и эффективно решать постоянно возникающие технические и тактические задачи. Ему необходимо быстро и правильно оценивать постоянно меняющуюся обстановку, создавать выгодную ситуацию и реагировать эффективными действиями в соответствии с тактической обстановкой. Умение футболистов делать с мячом в данный момент то, что диктует игровая ситуация, составляет основу так называемого игрового стиля (Терентьев В.Ф., 1995; Тарханов А.Ф., 2000).

Игровая и тренировочная деятельность оказывают комплексное и разностороннее воздействие на организм занимающихся, развивают основные физические качества- силу, быстроту, выносливость, ловкость, повышают функциональные возможности организма, формируют различные двигательные навыки. Поэтому футболист кроме физической подготовленности и работоспособности, должен обладать высоким уровнем психофункционального состояния, координационных способностей, технико-тактического мастерства, психологической устойчивости и стресс-

устойчивости. Необходимость развития и совершенствования всего этого набора качеств как раз и составляет главную сложность организации и проведения тренировочного процесса в футболе.

В футболе, как и во всех других видах спорта, главным критерием эффективности той или иной системы подготовки считается конечный спортивный результат или успешность соревновательной деятельности. Спортивный результат зависит от множества факторов: от уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовленности спортсмена и команды в целом; то есть является обобщённым (интегральным) показателем функционального состояния и функциональных возможностей организма, определяемых, в свою очередь, состоянием центральной нервной, нервно-мышечной, нейроэндокринной, иммунной, энергообес-печивающей, сердечно-сосудистой, дыхательной, анализаторной, а также пищеварительной, выделительной и кроветворной систем.

В нашей стране к середине 80-х годов была разработана и сформулирована научная концепция многолетней подготовки спортсменов от новичков до мастеров спорта международного класса как единого процесса, подчиняющегося определённым закономерностям, как сложной специфической системы со свойственными ей особенностями и путями развития (Набатникова М.Я., 1982; Платонов В.Н., 1986; Филин В.П., 1987; Сучилин А.А., 1997; Золотарёв А.П., 1997, 2000 и др.). Современный футбол отличается неуклонным ростом напряжённости тренировочной и соревновательной деятельности (Шестаков М.М., 1995; Сучилин А.А., 1997; Тюленьков С.Ю., 1997; Шамардин В.Н., 1998; Шамардин А.И. и др., 2000; Люкшинов Н.М., 2003). В этой связи, а также в связи со слабыми выступлениями наших футбольных команд на международной спортивной арене, повышается потребность в коренном улучшении качества подготовки футболистов, которая диктует необходимость поиска и внедрения в практику более эффективных организационных форм, средств и методов спортивной тренировки (Золотарёв А.П., 1997, Морозов Ю.А., 2003).

Широкий научный поиск путей повышения эффективности подготовки футболистов ведётся одновременно в разных наиболее важных и перспективных направлениях. Прежде всего, это разработка эффективных средств и методов общей и специальной физической подготовки и повышения физической работоспособности футболистов на всех этапах становления спортивного мастерства (Зонин Г.С., 1975; Кириллов А.А., 1978; Верхошанский Ю.В., 1988; Селуянов В., Сарсания К., 1999; Зайцев А., Левин В., 2000; Шамардин В.Н., 2000; Люкшинов Н.М., 2003 и др.). Большинство специалистов пришли к единому мнению, что уровень достижений в футболе зависит от физической, технической, тактической и психологической подготовленности. Такое понимание способствует созданию относительно четких представлений об основных составляющих спортивных достижений, позволяет определить основные направления совершенствования, систематизировать методы и средства воздействия на организм спортсмена. Однако эти задачи не могут быть решены до тех пор, пока структура подготовленности спортсменов будет анализироваться только на основе таких понятий,

как техническая, тактическая, физическая и т. д. подготовленность. Дело в том, что ни одна из этих сторон не проявляется и не может быть измерена и учтена в чистом виде (Платонов В.Н., 1975, 1997).

Например, многократно показано, что овладение рациональной техникой движений невозможно без соответствующего развития основных двигательных качеств таких, как сила, быстрота, гибкость, ловкость и выносливость. Уровень развития указанных качеств определяет рациональную форму и координацию движений, адекватную им степень приложения усилий, быстроту овладения двигательным навыком, его устойчивость и приспособляемость к изменяющимся условиям. С другой стороны, высокий уровень развития физических качеств, возможности важнейших функциональных систем сами по себе не обеспечат высоких достижений, если они не базируются на прочной технической основе: рациональной по форме и координационной структуре, экономной технике (Платонов В.Н., 1975; Сучилин А. А, 1997).

В целом можно говорить о том, что широко распространенное подразделение структуры подготовленности спортсменов носит во многом схематический характер. Любое качество или свойство организма, относящееся к тому или иному разделу подготовленности, может проявляться лишь в сложном сочетании с рядом других качеств, во многом зависит от них, обусловливается ими и, в свою очередь, определяет их уровень (Платонов В.Н., 1975).

Физическая подготовка

Основными задачами физической подготовки являются повышение морфофункциональных возможностей, развитие и совершенствование наиболее важных для футболистов двигательных навыков и физических качеств.

1). Силы и скоростно-силовых качеств, которые определяются способностью футболиста выполнять движения, связанные с силовым сопротивлением в минимальный отрезок времени (Кузнецов В.В., 1970; Верхошанский Ю.В., 1988; Верхошанский Ю.В. и др., 1990; Полишкис М.С. и др., 1999).

2). Быстроты и скоростных возможностей, которые обусловлены комплексным проявлением форм быстроты в игровой деятельности. В футболе быстрота это не только скорость передвижения на поле, но и быстрота мышления, и быстрота работы с мячом. Все формы проявления играют свою роль в игровой деятельности (Каратаев М.И., 1984; Кириллов А.А., 1984; 1992; Лалаков Г.С., 1998 и др.).

3). Общей, скоростной, силовой и специальной выносливости. Поскольку двигательная деятельность футболистов во время матча весьма разнообразна как по технике, так и по интенсивности передвижения, то эти способности будут определяться аэробными, аэробно-анаэробными и анаэробными возможностями организма (Иванов В.В., 1989; Танев Т.С., 1995; Лалаков Г.С., 1995; Варюшин В В., Лопачёв Р.Ю., 1999).

4). Ловкости и координационных способностей, проявляющихся прежде всего в действиях с мячом и без мяча в постоянно меняющихся игровых ситуациях. Особенно значимы эти способности для повышения эффективности технико-тактических действий футболиста (Алов В. А., 1973; Смирнов А. А., 1988; Сотников И.В., 1991; Валынко В.В., Лебедев В.М., 1992; Невмянов Н.А., 1998).

5). Гибкости и подвижности в суставах, которая проявляется, прежде всего, при выполнения сложных технических приемов (Цехтин М.И., 1986; Исянов Р.З., Акрамов Р.А., 1988; Рабинович П.Н., 1990; Антипов Е., 1999 и др.).

Вышесказанное безусловно определяет точность выполнения двигательных действий, которая является одной из особенностей проявления двигательных навыков футболистов, т.к. игрок, выполняя те или иные приемы, регулирует свои движения и мышечные усилия в зависимости от складывающейся игровой обстановки на поле. Это требует выработки очень точных и дифференцированных пространственных восприятий выполняемых движений (Каратаев М.И., 1984; Блащак И.М., 1991; Голомазов С., Чирва Б., 1998; Губа В. и др., 2002; Романов В., 2003 и др.).

Эффективность выполнения физического упражнения определяется согласованностью двигательных и вегетативных функций, степенью выработки условно-рефлекторного торможения. Точность выполнения движения характеризуется соответствием его программы функциональным возможностям мышц и обеспечивающих этот процесс физиологических систем. Функциональная изменчивость соматических и вегетативных органов связана со своевременным поступлением в нервные центры необходимой информации, что обеспечивает программу эффективного выполнения двигательного задания (Назаренко Л.Д., 2003). Рассогласование в деятельности двигательных и вегетативных функций может наступить при нарушениях принципа постепенности и последовательности увеличения нагрузки, из-за нерегулярности занятий. Отставание в приросте точности свидетельствует о недостатках в организации учебно-тренировочного процесса (Яруллин Р.Х., 1999).

Необходимо также отметить, что быстрая смена одних двигательных действий другими в ходе игровой деятельности требует от игроков и быстрого переключения от одних технико-тактических действий к другим, поэтому способность проявлять быстроту и точность при выполнения действий с мячом и без мяча есть непременное условие подготовки футболистов. Отмеченное, безусловно, предъявляет высокие требования к центральной нервной системе.

Недооценка развития хотя бы одной структурной единицы физической подготовки приводит к недостаточному уровню функционирования и рассогласованию действующей системы. В результате качество деятельности значительно снижается или сохраняется, но ценой гораздо большего напряжения. Так, быстрая утомляемость и ухудшение работоспособности- свидетельство снижения ряда качественных параметров двигательной деятельности (Бальсевич В.К., 2000).

Физическая подготовка спортсменов является одним из важнейших компонентов функциональной подготовленности (Платонов В.Н., 1984), которая рассматривается как ее

интегральный показатель. Физическая работоспособность является важным условием для развития всех основных физических качеств, основой способности организма к перенесению высоких специфических нагрузок, возможности реализовать функциональные потенциалы к интенсивному протеканию восстановления во всех видах спорта (Артамонов В.Н., 1989;) и во многом определяет спортивный результат практически на всех основных этапах многолетней тренировки (Золотарев А.П., 1996; Шамардин А.И. и др., 1999; Морозов Ю.А., 2003). Несомненно, высокий уровень физической подготовки определяет и эффективность других сторон подготовки футболистов и наоборот.

Техническая подготовка Техника футбола представляет собой совокупность специальных приёмов, используемых в игре в различных сочетаниях для достижения поставленной цели. Технические приёмы- это средства ведения игры. От того, насколько полно владеет футболист всем многообразием этих средств, как умело и эффективно применяет их в рамках правил для решения конкретных тактических задач в вариативных условиях игровой деятельности, при противодействии игроков команды соперника, а часто и прогрессирующем утомлении, во многом зависит возможность достижения высоких спортивных результатов. Искусное владение техникой- неотъемлемая часть всесторонней подготовки и гармоничного развития футболистов (Полишкис М.С., Вышгин В.А., 1999; Люкшинов Н.М., 2003). На всех этапах многолетней тренировки идёт непрерывный процесс обучения технике футбола и её совершенствования. При этом основными задачами технической подготовки являются: прочное освоение всего многообразия рациональной техники, разностороннее владение техникой и умение сочетать в разной последовательности технические приёмы, способы и разновидности, эффективное и надёжное использование технических приёмов в сложных условиях соревновательной деятельности (Зонин Г.С., 1975; Смирнов А.А., 1988; Суворов В.В., 1996; Чирва Б.Г., 1998; Лалаков Г.С., 1998; Полишкис М.С., Вышгин В. А., 1999; Голомазов С., Чирва Б., 2000 и др.).

Техника влияет на все разделы подготовки футболистов. Физиологической основой техники являются координационные способности (Морозов Ю.А., 2003). Между техникой, с одной стороны, и развитием двигательных качеств, морфофункциональными и психологическими особенностями футболистов, с другой, существует органическая взаимосвязь. Чем выше уровень развития физических качеств, тем больше возможностей для совершенного овладения техникой и её реализации, и, наоборот, чем выше техническое мастерство, тем лучше реализуются физические и другие качества (Полишкис М.С., Вышгин В. А., 1999).

Тактическая подготовка Тактическая деятельность футболистов - это решение оперативных задач, возникающих в процессе взаимодействия с партнёром и противником. Тактическая подготовка - это педагогиче-

ский процесс, направленный на достижение эффективного применения технических приёмов на фоне непрерывных изменений игровых условий с помощью тактических действий, которые представляют собой рациональную форму организации деятельности футболистов в игре для обеспечения победы над соперником. Понятие «тактическая подготовка» шире понятия «обучение тактике». Можно хорошо изучить тактику футбола теоретически, но в игре в тактическом плане действовать малоэффективно. Изучения даже всех тактических действий (индивидуальных, групповых и командных) недостаточно для высокой эффективности в игре. В процессе обучения тактике необходимо добиваться органического единства тактики и техники (Аркадьев Б.А., 1950; Апухтин Б.Т., 1961; Бэтти Э., 1974; Качалин Г.Д., 1986; Лисенчук Г.А. и др., 1991; Лалаков Г.С., 1998; Полозов А. А., 1998; Полишкис М.С., Вышгин В. А., 1999; Тунис М., 2000;).

Совершенствование тактической подготовки невозможно без высокого уровня технической подготовки, степень овладения которой влияет на эффективность первой и структуру игровой деятельности. Обе стороны подготовки трудно отделить одну от другой, поэтому специалисты все чаще говорят о технико-тактической подготовке, с чем трудно не согласиться. Важность этой стороны подготовки футболистов трудно переоценить, выше мы отмечали связь технической и физической сторон подготовки. Отсюда особенно велика взаимосвязь технико-тактической подготовки с морфофункциональными особенностями организма, психологической и функциональной подготовленностью.

Психологическая подготовка Современному футболу нужны игроки, готовые к трудным испытаниям. Поэтому тренировку следует рассматривать не только как физическую, техническую, тактическую, функциональную подготовку к состязанию. Она должна быть направлена на улучшение и укрепление психической формы футболиста, силы воли, уверенности в себе (Волков И.П., 2003; Люкшинов Н.М., 2003). Психологическая подготовка подразделяется на общую и предсоревновательную, которые тесно взаимосвязаны. Психологическая подготовка в каждой игре является продолжением общего процесса. Целью психологической подготовки является достижение средствами спортивной тренировки и психовоспитательными действиями такого уровня психических возможностей, который позволяет эффективно тренироваться и добиваться высоких результатов в игре. Психологическая подготовка включает в себя пять основных сторон: психодвигательная подготовка, интеллектуальная подготовка, эмоциональная подготовка, волевая подготовка, развитие компонентов личности. Следует учесть, что все пять сторон психологической подготовки взаимосвязаны. Процесс психического развития зависит от возраста, уровня требований к футболистам, квалификации тренера и климата в команде (Волков И.П., 2003).

Успешная деятельность в футболе определяется эффективностью выполнения технико-тактической деятельности, которая в условиях лимита времени и скоротечности игровых ситуаций во многом зависит от психофизиологических и психических качеств игроков. Психологическая подготовка содействует ускорению естественных процессов развития наиболее важных для спортсмена психических качеств и свойств личности, от которых зависит совершенное и надежное выполнение спортивной деятельности в экстремальных условиях тренировочной и соревновательной деятельности (Медведев В.В., Полишкис М.С., 1988). При этом психологическая подготовка не должна рассматриваться как какой-то самостоятельный процесс, проходящий параллельно с другими видами подготовки футболистов.

При рассмотрении вопросов психологической подготовки внимание часто сосредотачивается на психическом состоянии игроков и на его игровой деятельности (Новиков Б. И., 1970). Но при совершенствовании технико-тактических взаимодействий и при определении тактики на конкретную игру большое значение приобретают психические особенности личности (Аркадьев Б.А., 1962; Полишкис М.С., 1977). Оперативное мышление, индивидуально-типологические свойства в значительной мере определяют индивидуальную и групповую тактику, а также успешность их взаимопереключений (Каликинский Ю.А., 1970; Тунис М., 2000), что, в конечном итоге, определяет эффективность игровой деятельности и соревновательного результата.

Особенность групповых тактических действий заключается в том, что игровые комбинации носят вариативный характер, а успешность деятельности, отличающейся вариативностью, зависит от психодинамических свойств,т.е. от свойств темперамента (Тунис М., 2000). Однако при прочих равных условиях, чем слабее нервная система, тем сильнее у игрока процессы возбуждения. И в определенных случаях возбуждение может превысить допустимый уровень, а значит привести к повышению тонуса мышц, ограничению кровоснабжения мышц и, как следствие, к снижению точности и эффективности двигательных действий.

В играх равных по классу команд примерно одинаковой подготовленности игроков в техническом и физическом отношениях важное значение приобретает тактика выполнения индивидуальных действий, а именно быстрота и целесообразность принятия игроками решений в тех или иных эпизодах игры (Аркадьев Б.А., 1962; Каликинский Ю.А., 1970; Полишкис М.С., 1977; Люкшинов Н.М., 2003). Эффективность же выполнения технико-тактических действий (как индивидуальных, так и групповых) связана с показателями, характеризующими Физическую подготовленность и психофункциональное состояние футболистов (Тунис М., 2000). Последнее же может определяться, с одной стороны, как уровнем тренированности, так и быть консервативным- с другой (Голомазов С., Чирва Б., 1998; Полишкис, 1977). В этой связи представляют интерес результаты исследования А. Брагинского (2001), который показал, что у футболистов с высокой эффективностью выполнения технико-тактических действий отмечаются и лучшие показатели устойчивости и переключения

внимания, способности к узнаванию и ориентировке в различных ситуациях, быстроты оперативного мышления, способности к построению плана действий. Поэтому можно предполагать, что эффективность выполнения футболистами групповых тактических действий может определяться индивидуальными типологическими свойствами игрока, так как в этих случаях определенную роль могут играть коммуникативные особенности (Тунис М., 2000; Брагинский А., 2001б).

Несомненно, вышесказанное необходимо учитывать при прогнозоровании спортивных результатов. Так как одним из факторов, который может препятствовать или способствовать достижению высоких результатов в спорте, является функциональное состояние различных уровней психофизиологической организации (Березанцев А., Давыдов Д., 2002), а также возможность прогнозирования своих возможностей успешно выполнять двигательные действия, что важно для комплектования команды (Голомазов С. и др., 2003). Каждому тренеру и специалисту хорошо известны случаи когда команда, например, выигрывает у более сильного противника или проигрывает более слабому. Это объясняется тем, что помимо основных, легко учитываемых факторов, определяющих теоретически силу команды (физическая подготовленность игроков, их техническое и тактическое мастерство, общая сыгранность), в каждом матче играют важную роль психологические факторы, под влиянием которых сила команды проявляется в той или иной степени (Волков И.П., 2003).

Функциональное состояние и морфофункциональные особенности

Под функциональным состоянием организма понимают совокупность характеристик его физиологических функций и психофизиологических качеств, которые несут наибольшую нагрузку в обеспечении профессиональной деятельности человека. В связи с этим представление о функциональном состоянии не может быть создано на основе изучения одного или нескольких показателей и требует интегральной оценки целого ряда функций организма, прямо или косвенно обусловливающих эффективное выполнение тренировочной и соревновательной деятельности футболистов (Солодков А.С., 2003).

В футболе, как и в любом другом виде спорта, уровень достижения спортивного мастерства связан с определенными морфофункциональными изменениями, причем, надо отметить, что отдельные морфофункциональные показатели могут быть как наследственного характера, так и приобретенного (Антипов Е., 1999). Систематические занятия футболом, как и другими видами спорта, способствуют укреплению организма, повышению уровня его физического развития и работоспособности, это сопровождается специфическими морфофункциональными изменениями основных систем организма, значительным расширением их функциональных возможностей, совершенствованием их регуляторных механизмов, увеличением диапозона компесаторно-адаптационных реакций (Граевская Н.Н., 1969; Солопов И.Н., Герасименко А.П., 1998; Сологуб Е.Б., 2003; Солодков А.С., 2003).

Показатели функциональной подготовленности тренированных футболистов имеют чёткие особенности. В деятельности ЦНС отмечается высокий уровень лабильности нервных центров, оптимальная возбудимость и хорошая подвижность основных нервных процессов, высокая скорость восприятия и переработки информации (Солодков А.С., 2003). Современный футбол отличается не только повышенными физическими нагрузками, но большой эмоциональной и психоэмоциональной напряжённостью. Высокий уровень эмоциональных реакций при игре в футбол не только активирует кору больших полушарий, но и способствует мобилизации двигательного аппарата и вегетативных функций. Активно включаются в эти реакции гормоны гипофиза и надпочечников (адренокортикотропный гормон, адреналин, норадреналин, кортикоиды). По мере нарастания тренированности футболиста происходят изменения в обоих отделах вегетативной нервной системы. Возникает преобладание тонуса симпатической нервной системы над тонусом паросим-патической системы. Это помогает быстрее включать в работу моторную систему, дыхание, кровообращение и другие функции. При этом повышенный тонус симпатической системы у ряда футболистов сохраняется и в состоянии покоя, вызывая повышение кровяного давления, усиливая взбудимость нервной системы (повышенная раздражительность, вспыльчивость, дрожание век и пальцев рук, повышенное проявление сухожильных рефлексов). Однако, чем уравновешеннее состояние нервной системы и чем выше уровень подготовленности футболиста, тем меньше выражены эти явления (Сологуб Е.Б., 2003).

Существенные изменения происходят в нервно-мышечной системе. Двигательный аппарат тренированных футболистов отличается большей толщиной и прочностью костей, выраженной гипертрофией мышц, их повышенной лабильностью и возбудимостью, большей скоростью проведения возбуждения по нервным и мышечным волокнам, повышенными запасами мышечного гликогена, высокой активностью ферментов. У футболистов увеличено число нервно-мышечных синапсов, они имеют также более высокие показатели произвольного напряжения и расслабления мышц (Солодков А.С., 2003).

Существенно улучшается подвижность в суставах, которая, по мнению Е. Антипова (1999), зависит от эластичности связок и от координации работы мышц. Если координация работы мышц недостаточна, то подвижность в суставах будет тормозиться напряжением мышц. А о значимости гибкости и подвижности в суставах и их роли в повышении координационных способностей и точности выполнения двигательных действий в изменяющихся ситуациях игровой деятельности мы уже говорили выше.

У футболистов отмечается увеличение объема мышц нижних конечностей и их сила, которая значительно превышает средние для спортсменов нормы, причем в ряде случаев отмечается их функциональная ассиметрия (Граевская Н.Д., 1969). Здесь следует отметить, что чрезмерное развитие силы мышц может быть одной из причин их излишней закрепощенности. Это нарушает чет-

кую координацию напряжения и расслабления мышц (Антипов Е., 1999). В специальных исследованиях (Гаибов Р.Г. и др., 1983) изучали взаимосвязь специальной деятельности футболистов с функциональным состоянием нервно-мышечной системы, которое оценивали по показателю упругости (тонуса) прямой мышцы бедра. В результате авторами выявлена высокая корреляционная зависимость технико-тактических действий в игре с физической работоспособностью и показателями тонуса мышц.

Отличительной особенностью футболистов является высокий уровень развитие сенсорных систем и существенное улучшение их функционирования по мере роста тренированности. Это связано с огромным количеством получаемой в условиях соревнований информации и необходимостью её быстрой и эффективной обработки в условиях постоянно и быстро меняющейся обстановки на поле. Конечно, в первую очередь, совершенствуется зрительный аппарат. Существенные изменения происходят и в вестибулярном анализаторе, которые связаны с необходимостью его адаптации к специфике игровой деятельности (Галочкин Ю.Г., 1986). В процессе совершенствования деятельности сенсорных систем у футболистов возникает «чувство мяча», в основе которого лежит тонкая и точная дифференциация раздражителей, поступающих в анализаторы футболиста при перемещениях и выполнении двигательных и технических действий с мячом (Солопов И. Н., Герасименко А.П., 1998).

Значительные изменения происходят в дыхательной и сердечно-сосудистой системах, обеспечивающих энергетические потребности и в известной степени, зависящих от игрового амплуа игроков (Кириллов А.А., 1985; Шамардин А.И. и др., 1999; Солодков А.С., 2003). Во всех игровых видах спорта, в том числе и в футболе, существует проблема игрового амплуа, которая в силу специфичности своей технико-тактической деятельности определяет соответствующие изменения в морфофункциональных показателях, а значит имеют и разную структуру функциональной подготовленности и различный уровень ее основных компонентов (Сучилин А. А., 1997; Шамардин В.Н, 1998; Шамардин А.А. и др., 1999). В свою очередь, возраст и морфофункциональные особенности игроков предполагают индивидуальную склонность к выполнению тех или иных игровых функций (Шестаков М.М., 1984; Савастьянова Е.Б., 1997; Антипов Е., 1999). Часто возникают вопросы о том, кто из игроков в большей мере соответствует тому или иному игровому амплуа и какие параметры можно использовать в профессиональном отборе (Шестаков М.М., 1992; Шамардин В., 2000; Борисенков М., Губа В., 2002). Футболисты разных игровых амплуа, выполняющие в определенной степени различную специфическую работу, имеют и разную структуру физической подготовленности, и различный уровень развития ее основных компонентов (Савин С.А., 1975; Сучилин А.А., 1997; Шамардин В.Н., 1998; Шамардин А.И. и др., 2000). Так, установлены различия в уровне общей физической работоспособности (Кирилов А.А., 1978; Шамардин А.И. и др., 2000), в уровне основных механизмов энергообеспечения (Годик М.А., Скоморохов Е.В., 1981; Муравьева Л.Ф. и др., 1984;

Иорданская Ф.А., 1997), в развитии основных двигательных качеств (Шамардин В.Н., Савченко В.Г., 1997), в показателях психомоторики (Шамардин А.И., 1976; Сучилин А.А., 1997), в особенностях реакций системы кровообращения и сенсорных систем (Иорданская Ф.А. и др., 1984).

На современном этапе развития футбола одним из главных условий эффективной тренировочной и соревновательной деятельности является индивидуализация подготовки футболистов при обязательном учете таких факторов, как возраст, квалификация, игровое амплуа, которые оказывают значительное влияние на специальную физическую работоспособность (Кириллов А. А., 1985; Шестаков М.М., 1995; Золотарев А.П., 1996; Ищенко В., Лисенчук Г., 2003). Отсюда следует, что функциональная подготовка футболистов разных амплуа и квалификации должна планироваться и реализовываться в соответствии со спецификой их технико-тактической деятельности.

Педагогический и медико-биологический контроль

Учитывая огромную физическую и психологическую напряжённость тренировочной и особенно соревновательной деятельности футболистов, во время которой предъявляются повышенные требования ко всем системам организма и ко всем видам подготовленности спортсменов, рациональное планирование, а тем более повышение эффективности тренировочного процесса невозможно без высоко информативного педагогического контроля (Бубе Х. и др. 1968; Парамонов В Н. и др., 1994; Аверьянов А.Н., 1999; Зайцев А., Левин В., 2000; Шамардин В.Н., 2000 и др.), медико-биологического контроля (Граевская Н.Д., 1960; Климин В.П., Разумовский Е.А., 1982; Иорданская Ф.А. и др., 1986, 1993; Карпман В.Л. и др., 1988; Шамардин В.Н., 1998; Солопов И.Н., Герасименко А.П., 1998; Антипов Е., 1999; и др.) и психологического контроля (Гагаева Г.М., 1969, 1980; Медведев В.В., Полишкис М.С., 1988; Тунис М., 2000 и др.) за функциональным состоянием футболистов и уровнем их подго- товленности. Эффективное управление подготовкой футболистов подразумевает рациональное планирование и постоянное осуществление коррекции учебно-тренировочного процесса на основании систематически поступающей информации о состоянии морально-волевой, технико-тактической, физической и функ циональной подготовленности.

Одной из главных задач научного управления спортивной тренировкой является регулирование нагрузки адекватно постоянно изменяющимся возможностям организма. Вследствие этого особое значение приобретает такое звено управления, как система комплексного контроля, которая позволяет оценить эффективность избранной направленности тренировочной работы и включает в себя педагогический, медико-биологический и психологический разделы (Набатникова М.Я. и др., 1982). Известно, что успешное осуществление подготовки спортсмена во многом определяется своевременностью и объективностью средств контроля, что в свою очередь, определяет необходимость нахождения информативных и надежных показателей, характеризующих различные стороны деятельности спортсменов (Kirkendall D.T., 1991; Шамардин А.И. др., 1999).

Контроль функционального состояния имеет крайне важное, ключевое значение при управлении тренировочным процессом. Как известно, управление- это контроль хода тренировочного процесса и коррекция его в случае необходимости в соответствии с критериями его эффективности (Сучилин А. А., Лаптев А.П, 1978; Верхошанский Ю.В., 1985).

Оптимальное развитие функциональной подготовленности может быть обеспечено только при эффективной системе контроля, являющегося неотъемлемой частью процесса управления. Контроль и оценка функциональной подготовленности как многофакторной системы должны осуществляться комплексно по всем основным компонентам, ее составляющих: двигательному (физические качества, определяющие и лимитирующие работоспособность); энергетическому (анаэробная и аэробная производительность); нейродинамическому (параметры сенсомоторики) и психическому (восприятие, экстраполяция, оперативное мышление и тактическое мышление, волевые качества и др.). Как интегральные показатели нейродинамического и двигательного компонентов необходимо оценивать технико-тактическую подготовленность и координационные способности. Непременным условием объективной оценки функциональной подготовленности является определение спортивной результативности (Фомин В.С., 1984).

Как известно, в спортивных играх вообще и в футболе в частности, оценка собственно спортивного результата затруднена, так как здесь результат есть интегральное выражение подготовленности команды в целом и эффективности действий каждого игрока, степени командного взаимодействия. Вследствие этого, возрастает роль такого показателя как физическая работоспособность, являющегося интегральным показателем функциональной подготовленности спортсмена, в том числе и футболиста (Кириллов А. А., 1978). Отмечается, что в футболе определение работоспособности является необходимым и информативным при углубленном комплексном обследовании (Карпман В.Л. и др., 1977; Шамардин В.Н., Савченко В.Г., 1997). Это обусловлено тем, что у квалифицированных футболистов отмечается прямая зависимость технико-тактического мастерства (объема и качества технико-тактических действий) от уровня физической работоспособности (Шамардин А.И., 2000; Новокщенов И.Н., 2000).

Особая важность контрольных испытаний и обследований заключается в том, что они позволяют получать объективную информацию об эффективности той или иной методики тренировки и вносить соответствующие коррективы в тренировочный процесс на любом отрезке недельного, месячного, годичного или многолетнего тренировочного цикла, т.е. оперативно управлять тренировочным процессом (Губа В. И др., 2003). Однако следует отметить, что эффективность оперативного управления тренировочным процессом во многом зависит от информативности выбранных методов исследований и набора контрольных тестов. Glossary:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.