Научная статья на тему 'Пути повышения эффективности конфликтологической подготовки иностранных студентов в процессе изучения основ конфликтологии в вузе'

Пути повышения эффективности конфликтологической подготовки иностранных студентов в процессе изучения основ конфликтологии в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / ФАКТОРЫ / ДИНАМИКА И МЕХАНИЗМ КОНФЛИКТА / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНЕДЖЕР / УПРАВЛЯЮЩИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трушина Е. В.

Раскрывается актуальность преподавания учебной дисциплины«Конфликтология» студентам факультета иностранных учащихся, обосновываются факторы, подтверждающие насущную необходимость для руководителей любого уровня различных стран и регионов умения распознавать объективную и субъективную природу конфликтов, их непосредственные причины и мотивы, ориентироваться в том, в каких формах протекают конфликты и какими путями они разрешаются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF CONFLICTOLOGICAL TRAINING FOR FOREIGN STUDENTS IN SUBJECT - ORIENTED ACTIVITY IN HIGHER SCHOOL : WAYS OF IMPROVIN

This article expands the relevance of teaching discipline, "ConflictManagement" for students of the Department of Foreign students, ubstantiates the factors, confirming the need and importance of ability to recognize the objective and subjective nature of the conflict, its immediate reasons and motives and navigate in the ways how conflicts occur and could be resolved for all kinds of leaders in various countries and regions.

Текст научной работы на тему «Пути повышения эффективности конфликтологической подготовки иностранных студентов в процессе изучения основ конфликтологии в вузе»

2. Бланк И.А. Основы инвестиционного менеджмента: в 2 т. Спб.: Ника- Центр, 2009.

3. Бочаров В.В. Инвестиции. СПб: Питер, 2010.

4. Валинурова Л.С., Казакова О.Б. Управление инвестиционной деятельностью: Учебник. М.: КНОРУС, 2005.

5. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ: учебник для вузов. 2-е изд., доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

6. Зазыкин В.Г. Акмеологические проблемы профессионализма. М., 2011.

Trushina E.V.

PEDAGOGICAL CONFLICT AS AN INSTRUMENT OF IMPROVEMENT THE EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER SCHOOL

This article deals with the essence of teaching conflict at high school, the practice of using conflicts in the learning process, justifies the factors proving the urgent need for managers and supervisors of any skill level to identify the objective and subjective nature of the conflict, its immediate causes and motives to navigate in the ways howconflicts occur and how to resolve them to master the art of management.

Key words: social conflict, factors, dynamics and mechanism of conflict management, an effective manager, managing of human resources

Получено 30.10.2011 г.

УДК 378.016:338.24:316.485.

Е.В. Трушина, ассистент, советник РАЕН, (4872)-35-34-46, twm007@rambler.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ КОНФЛИКТОЛОГИИ В ВУЗЕ

Раскрывается актуальность преподавания учебной дисциплины ««Конфликтология» студентам факультета иностранных учащихся, обосновываются факторы, подтверждающие насущную необходимость для руководителей любого уровня различных стран и регионов умения распознавать объективную и субъективную природу конфликтов, их непосредственные причины и мотивы, ориентироваться в том, в каких формах протекают конфликты и какими путями они разрешаются.

Ключевые слова: социальный конфликт, факторы, динамика и механизм конфликта, управленческое решение, эффективный менеджер, управляющий человеческими ресурсами.

Новые реалии современного общества, перед которыми большинство людей оказались совершенно беспомощными, неумение цивилизованными способами разрешать многие конфликтные ситуации привели к тому, что в

социумах различных форм управления и экономической модели, обществах, переполненных противоречиями современного периода, часто происходят неконтролируемые вспышки насилия, демонстрируя бессилие властных структур в урегулировании столкновений интересов индивидов и социальных групп.

Требованиям общества и профессиональных структур на данный момент отвечает человек не только «набравший» определённую сумму знаний, но и реализовавший личностный потенциал в достаточно высокой степени, т.е. имеющий навыки работы в стрессовых ситуациях, ситуациях личностного и делового прессинга; умеющий руководить, организовывать производственный процесс и разрешать конфликтные ситуации.

Возникает потребность в создании определённых условий для приобретения студентами специфического опыта, обеспечивающего достижение ими полного и гармоничного интеллектуально-социального развития, высокого уровня культуры. В настоящее время предпринимаются попытки создания соответствующих педагогических стратегий и технологий, отвечающих идее гуманизации образовательного процесса и, в частности, отношений его участников. Совершенствуются объяснительно-репродуктивные методы, разрабатываются концепции развивающего обучения, имеет место организация обучения посредством разработки системы проблемных ситуаций в зоне ближайшего развития учащихся, что создаёт создание условий для их активной самостоятельной деятельности.

Учебная дисциплина «Конфликтология», основы которой изучаются студентами различных факультетов, в частности студентами факультета иностранных учащихся, в ТулГУ, носит не только теоретический, но и в значительной мере прикладной характер. Ее цель состоит не только в том, чтобы помочь студентам овладеть основами психологической науки, но и в том, чтобы сформировать у будущих высококвалифицированных специалистов навыки анализа как собственных душевных состояний, так и психики других людей в целях повышения эффективности своей управленческой деятельности.

Эта задача особенно важна и актуальна при обучении иностранных специалистов, которым предстоит стать менеджерами, руководителями любого уровня в своих странах и регионах. Национально-этнические общности — большие социальные группы с характерными признаками (культура, язык, общая территория, религия, особенности психологического склада и др.). Такие признаки можно отнести к объективным индикаторам этничности. Этническое самосознание является субъективным индикатором этничности. В повседневной жизни человек, как правило, не акцентирует внимание на этнической принадлежности. В условиях дискомфорта, чувствуя себя ущемленным, обделенным, обиженным, он сознательно или подсознательно (в поисках

поддержки и защиты) идентифицирует себя с определенными социальными группами и общностями этноса.

Возникновение, развитие и разрешение межэтнических конфликтов в любой сфере жизнедеятельности общества и на любом уровне имеет свою специфику. Наиболее болезненны и эмоционально насыщенны конфликты, возникающие в результате ущемления ценности этноса. Ценностные конфликты могут иметь место в любой сфере жизнедеятельности общества. На бытовом уровне могут возникнуть этнические конфликты, вызванные социально-психологическими факторами — общей подсознательной неприязнью к представителям определенного этноса.

К особенностям межэтнического взаимодействия также можно отнести завышенную самооценку «своих» и необъективно низкую оценку «чужих»; двойной стандарт в подходах к «своим» и «чужим» (то, что позволительно «своим», непозволительно «чужим»). Деление на «своих» и «чужих» свойственно любому социальному конфликту. Но этническая принадлежность является одной из древнейших и наиболее устойчивой. Большинство особенностей в этнических конфликтах носит социокультурный характер. Например, различия в языке, религии, нормах, ценностях, обычаях, традициях, стереотипах, национальных символах, способах мышления и поведения и т. д. Каждое из этих различий при кризисном состоянии общества может стать поводом или причиной возникновения межэтнического конфликта.

Согласно обязательному требованию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, действующих в Российской Федерации, в программы высших профессиональных учебных заведений кроме блока собственно профессиональных дисциплин включается еще и комплекс социально-гуманитарных дисциплин, куда входят психология, конфликтология, деловое общение и др., освоение которых формирует молодых специалистов нового поколения по направлениям экономики и управления.

Новые учебные планы нацеливают подготовку российских специалистов в области экономики и управления, а также студентов иностранных государств, проходящих обучение в российских вузах, на обеспечение прочных знаний в области психологии, конфликтологии, прежде всего умения разбираться в собственном внутреннем мире, в особенностях психологии других людей, а также умения регулировать морально-психологический климат в рабочей группе, в организации.

Для иностранных студентов, обучающихся по направлению «Экономика», будущим управленцам необходимо научиться правильно вести себя в конфликтных ситуациях, уметь управлять конфликтами. Студенты должны почувствовать себя персоналом большой организации, воспринимать свои учебные обязанности как выполнение ответственной и

серьезной работы, от которой зависит в принципе их положение в вузе и в какой-то мере их дальнейшая судьба. Преподаватель выступает в роли менеджера, управляющего персоналом, или, как сегодня принято говорить, управляющего человеческими ресурсами. Сами по себе этнические особенности не являются постоянным дестабилизирующим фактором в обществе.

Разумеется, разные типы конфликтных столкновений, проявления в них избыточной социальной напряженности изучаются для того, чтобы овладеть методами (приемами и правилами) профилактики и урегулирования конфликтов, получить конкретное представление о примирительных процедурах, позволяющих привести к согласию участников трудовых споров, имущественных тяжб, других социальных конфликтов. Важно быть готовым к характеристике и оценке соответствующих стилей конфликтного поведения, созданию правил культуры общения, взаимопонимания и сотрудничества, функционального и социального партнерства.

В связи с этим целью нашей исследовательской работы, которая осуществлялась в процессе обучения группы иностранных учащихся, являлась:

- разработка методических рекомендаций для формирования у будущих специалистов навыков по предупреждению и разрешению различного вида конфликтных ситуаций в целях повышения эффективности своей деятельности;

- осуществление и практическое внедрение разработанной методики в процессе преподавания дисциплины «Конфликтология» в группе иностранных учащихся в ФГБОУ ВПО ТулГУ.

Предметом исследования являлись условия возникновения и способы разрешения социальных конфликтов в группе иностранных учащихся.

Гипотеза, выдвинутая нашим исследованием, утверждает, что процесс формирования знаний и навыков по предупреждению и разрешению разного вида конфликтов у студентов - будущих специалистов будет более эффективным, если овладеть методиками, разработанными в процессе изучения дисциплины «Конфликтология», научиться применять их в своей профессиональной деятельности.

Для достижения этой цели в работе последовательно была поставлены следующие задачи:

- изучить условия развития конфликтных ситуаций, состояние взаимодействия в условиях конфликта, позитивного выхода из состояния конфронтации;

- объединить уже имеющийся научный материал и информации и разработать методические рекомендации по предупреждению и позитивному разрешению конфликтных ситуаций;

- применить полученные знания и методики в практике преподавания дисциплины «Конфликтология» иностранным студентам в вузе.

В контексте решения первой задачи были проанализированы и обобщены характеристики, раскрывающие условия возникновения конфликтной ситуации в группе, состоящей из иностранных студентов (6 франкоговорящих африканских студентов из Анголы и Конго, 6 студентов из Китайской Народной Республики).

В ходе исследовательской работы были обобщены результаты некоторых этапов научных исследований, объединённых методическим курсором «этнический регулятор», проведенных в группе методом тестирования, анкетирования, информационных сообщений

Полученные результаты, которые мы определили как «этнический регулятор», показывают, что ведущий тип культуры студентов из Китайской Народной Республики - «высокая дистанция власти/коллективизм»; а африканские студенты соотносят себя с ведущим типом культуры «низкая дистанция власти/индивидуализм».

Полученные результаты идентифицировались с помощью статистического анализа (факторного анализа) и теоретических рассуждений. Переменными являлись средние значения или процентные соотношения ответов на различные вопросы о ценностях.

В процессе научной и практической работы нами были выявлены и изучены Основные виды причин конфликтности в межнациональных группах студентов, а именно: социально-демографические, социально-психологические, индивидуально-психологические, частные причины.

Полученные результаты наглядно показали, какие цели должен «преследовать» учебный процесс по формированию квалифицированного в своей области специалиста и какие методы должны использоваться в процессе преподавания дисциплины, чтобы подготовить интеллектуально и творчески развитого, владеющего методиками разрешения социальных, межличностных и различного вида конфликтов - специалиста. Для того, чтобы выработать стратегию управления этническими отношениями, необходимо найти общие взаимоприемлемые ценности и нормы и выработать общие правила существования, которые, с одной стороны, были бы достаточно универсальными, чтобы охватить ценностно-нормативным полем все многоэтническое общество, а с другой — не ущемляли бы частных традиций, обычаев, ценностей и интересов, входящих в пространство этносов.

Для проверки эффективности разработанных методических рекомендаций была организована опытно-экспериментальная работа (КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП-2010г)

На первом, сравнительно небольшом по времени, этапе дисциплина преподавалась традиционным - репродуктивным методом с

предъявлением готового материала, на практических занятиях решались стандартные задачи и рассматривались стандартные ситуации конфликтологического содержания. Как показала практика, этот метод обучения имеет недостаточную эффективность, так как не учитывает многие уже заявленные специфические условия (напр. различные психологические характеристики иностранных студентов).

Проведенный анализ конкретных ситуаций, планомерное и многостороннее влияние на участников конфликтного взаимодействия выявил необходимость практического применения новых методик по урегулированию уровня конфликтности в межнациональной группе студентов.

В контексте решения второй поставленной задачи были разработаны: конфликтологический мониторинг для выявления конфликтных ситуаций на ранней стадии развития и соответствующие методические рекомендации, основанные на сравнении различных методов разрешения конфликтных ситуаций и использовании выработанного АЛГОРИТМА РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА.

Несмотря на выявленные различия типов культуры, доминирующих у иностранных студентов (китайские - африканские студенты) и выявленные виды конфликтности в межэтнической группе, были использованы комбинированные методы формирования

конфликтологической культуры,(которые мы назвали в своей работе «ШАГИ») а именно: внесены изменения, позволяющие как можно полнее ликвидировать ЧАСТНЫЕ причины, вызывающие конфликтность межэтнической группы - предложены:

- тактические действия преподавателя по предупреждению конфликта: удовлетворительные коммуникации: четкая формулировка учебных требований с установленными границами требований;

- формирование смешанных микрогрупп студентов с функцией Сменного лидера (осуществляющих функции руководства группой на различных этапах работы - т.е. методические действия, которые мы назвали «Лестница элементов»; и в некоторых случаях с отклонением от принятого ранее Принципа межличностной совместимости;

- переговоры; формирование такой модели посреднической деятельности в переговорном процессе, которую мы охарактеризовали как «Товарищеский арбитраж»;

- диалог: как цель взаимодействия и как средство достижения цели; осуществляющийся ПОЭТАПНО, формирующий готовность к всестороннему обсуждению проблемы;

- создание атмосферы взаимного доверия и совместная деятельность всех оппонентов для чего использовался методический приём, который мы назвали «Горизонтальной цепочкой взаимодействия «Ты - человек и Я - человек»;

- тренинги различной направленности; наиболее успешные результаты в межэтнической группе показал предложенный нами тренинг «Алгоритмы позитивного поведения» в конфликтной ситуации.

Использованные исследовательские методы, методические виды практической деятельности, психологические тренинги, ролевые ситуации, познавательные игры, презентации использовались на формирующем этапе в конце 2010г.

В практику преподавания дисциплины «Конфликтология» были введены наряду с обычными лекционными и практическими занятиями-проблемные лекции, семинары-обсуждения, обобщающие лекции, познавательные ситуационные игры с моделированием межличностных и производственных ситуаций, семинарские занятия, имитирующие деятельность специалистов по обучаемой специальности в рамках изучаемой дисциплины.

Параллельно с внедрением новых рекомендаций осуществлялся контроль успеваемости и остаточных знаний студентов по данной дисциплине, который показал следующие результаты: в 2010г. - только 25 % от общего числа студентов получили отличную оценку на предварительном зачете; в 2011г. успеваемость повысилась в 2 раза по сравнению с прошедшим 2010г. (РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ ЭТАП).

Проводимая через полгода после изучения дисциплины проверка остаточных знаний в 2011г. выявила, что дисциплина оказалась достаточно хорошо усвоенной и составила 65% , что почти в 3 раза превышает исходный результат.

Принимая во внимание полученные данные, можно констатировать рост показателей эксперимента, характеризующий возросший уровень усвоения методических знаний, полученных иностранными студентами по дисциплине «Конфликтология».

Рассмотрев представленную научно-исследовательскую информацию, можно констатировать следующее:

- современные требования вызывают необходимость пересмотра привычной стратегии обучения;

- решение этой задачи предполагает внесение серьезных изменений в подготовку молодых кадров по специальностям, изучаемым в высшей школе.

Список литературы

1. Зотова И.В. Престиж организации в представлениях различных

социальных и этнических групп. М., 2010.

2. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами: преобразующее лидерство. М., 2008.

3. Мерлин В.С. Психология этнической индивидуальности. Москва;

Воронеж, 2011.

4. Серван-Шрейбер Ж.-Л. Ремесло предпринимателя. Москва; Париж.2009.

5. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие, реализации. М., 2010.

6. Шарп У.Ф., Александер Г.Д., Бейли Д.В. Инвестиции / пер с англ. М.: ИНФРА-М, 1997.

Trushina E.V.

EFFICIENCY OF CONFLICTOLOGICAL TRAINING FOR FOREIGN STUDENTS IN SUBJECT-ORIENTED ACTIVITY IN HIGHER SCHOOL : WAYS OF IMPROVIN.

This article expands the relevance of teaching discipline, "ConflictManagement" for students of the Department of Foreign students, ubstantiates the factors, confirming the need and importance of ability to recognize the objective and subjective nature of the conflict, its immediate reasons and motives and navigate in the ways how conflicts occur and could be resolved for all kinds of leaders in various countries and regions.

Key words: social conflict, factors, dynamics and mechanism of conflict solution, an effective manager, management of human resources

Получено 30.10.2011 г.

УДК 378.147.

О.В.Филимонова, ассистент, (4872)33-25-28, odesire@mail.ru (Россия,Тула,ТулГУ).

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ КИБЕРНЕТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Рассмотрены условия формирования компетенций у студентов кибернетических специальностей в процессе изучения иностранного языка. Приведены примеры реализации профессионально-ориентированного обучения на практических занятиях.

Ключевые слова: компетенция, иностранный язык, профессионально-ориентированное обучение.

Одним из важнейших требований, предъявляемых к современному специалисту, является его умение участвовать в устной и письменной коммуникации в профессиональной сфере. Характер и содержание этой компетенции предопределены особенностями предметной деятельности, в восприятии и продуцировании которой будет участвовать специалист. Основной целью обучения иностранному языку в вузе становится

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.