- формирование и закрепление стартового уровня компетентности (организаторской, коммуникативной, производственно-технологической);
- развитие и закрепление умений саморегуляции.
Основными показателями того, что студент успешно прошел адаптацию в ходе практики, являются:
- его активное включение в деятельность по выполнению возложенных обязанностей, снижение нервно-психического напряжения;
- успешное вхождение в трудовой коллектив;
- гуманистическая направленность осуществляемых действий.
Как показало исследование, в ходе этих двух этапов закладывается гуманистическая направленность будущего специалиста, осваиваются способы культурологического освоения действительности, формируется стартовый уровень профессионального мастерства и готовности студента не только к эффективной реализации приобретенного в вузе опыта, но и к успешному самосовершенствованию. Продуктивность данных этапов зависит прежде всего от качества образовательного процесса.
М.А. Ермолина*, B.C. Олейников**
Пути повышения эффективности формирования мотивации профессионального самообразования у студентов юридического вуза
Данная публикация посвящена вопросам повышения эффективности формирования мотивации самообразования. В статье представлены основные пути повышения эффективности формирования мотивации профессионального самообразования. Определены направления деятельности профессорско-преподавательского состава, а также самих студентов, направленные на улучшение качества подготовки будущих специалистов.
This article is dedicated the questions to the forming of a self-education’s motivation. In the article there are some ways of the improvement of a vocational self-education and its effectiveness forming. There are defined the main trends of the professional and teaching staff’s activities and the activities of the students, directed to improvement of the quality training for future specialists(experts).
На протяжении жизни люди вступают в различные общественные отношения, наиболее важными и характерными из которых являются отношения и взаимодействия, направленные на формирование мотивационной сферы. Человек постоянно подвергается тотальному и организованному давлению со стороны других людей и социальных институтов, преследующему цели обучения и воспитания и предписывающему принимать одни и отвергать другие ценности, нормы, идеалы и т.п.
Первое воздействие исходит от ближайшего окружения. Далее, по мере вхождения человека в социум источники воздействия становятся более разнообразными. Наиболее значимыми из них являются учебные заведения, средства массовой информации, искусства, трудовые коллективы, общественные организации.
Однако, являясь объектом воздействия по формированию мотивации, человек не остается пассивным существом, безропотно впитывающим все, что содержится в созданной вокруг него воспитательной атмосфере. Наоборот, он - активно действующий субъект, который принимает одни и отвергает другие воздействия. Следовательно, человек, с одной стороны, пытается скорректировать мотивацию других людей, сообразно своим представлениям и жизненным целям, а с другой, одновременно сам является постоянной мишенью для множества воздействий извне. По этой причине сложившуюся мотивационную сферу взрослого человека следует представлять как динамическое образование. Кроме того, необходимо отметить, что мотивация формируется не только специально организованными воздействиями, но и условиями жизни и деятельности, наблюдаемыми в них примерами.
* Аспирант Санкт-Петербургской Юридической академии, старший лейтенант милиции.
** Заслуженный работник высшей школы, доктор педагогических наук, профессор.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России М 3 (39) 2008
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008
Проблема мотивации является актуальной и для организации педагогического процесса в юридическом вузе, решающего задачи обучения, воспитания, развития и всесторонней подготовки будущих специалистов.
Для анализа деятельности по формированию мотивации профессионального самообразования студентов необходимо обратить внимание на то, что:
1) важным условием повышения эффективности педагогического процесса является наличие устойчивой мотивации профессионального самообразования студентов;
2) мотивация самообразования формируется и развивается вследствие целенаправленных воздействий. Эта задача является одной из главных, решаемых в ходе учебно-воспитательной работы;
3) в ходе педагогического процесса студент выступает одновременно и как объект воздействий, и как активный субъект данного процесса;
4) мотивация самообразования формируется не только специально организованными воздействиями, но и условиями деятельности в вузе.
Перед рассмотрением деятельности профессорско-преподавательского состава вуза по формированию мотивации самообразования следует отметить несколько общих положений, которые необходимо учесть в процессе практической работы.
Во-первых, изучение мотивации - это выявление ее исходного уровня, реального состояния и возможных перспектив развития. Результаты изучения являются основой для планирования процесса формирования. В ходе формирования мотивации самообразования выявляются новые факторы, влияющие на нее. Поэтому подлинное изучение и диагностика должны проводиться именно в процессе формирования. Предметом изучения и анализа должны стать все компоненты мотивационной сферы
- мотивы, цели, эмоции. Следовательно, изучение и формирование мотивации самообразования студентов - это две стороны одного и того же процесса.
Во-вторых, формирование мотивации самообразования - не преподнесение студенту готовых, извне задаваемых мотивов и целей, а создание условий и ситуаций, в которых бы желательные мотивы и цели складывались, осознавались и развивались с учетом имеющегося опыта и индивидуальности объекта воздействий. Все это должно стимулировать студента на саморазвитие, самосовершенствование, таким образом превращая его из объекта в активно действующего субъекта педагогического процесса.
В-третьих, процесс формирования мотивации самообразования студентов предполагает согласованную, спланированную работу всех участников педагогического процесса.
Деятельность студента как во время обучения в вузе, так и в дальнейшем предопределяется сформированной у него системой мотивов образования (самообразования) как основного вида деятельности. Следовательно, одной из важнейших составляющих проводимой профессорско-преподавательским составом учебно-воспитательной работы является формирование у студентов устойчивой мотивации именно профессионального самообразования.
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что деятельность педагогического коллектива по формированию устойчивой мотивации профессионального самообразования у студентов должна включать становление и развитие всех основных компонентов мотивационной сферы и умения учиться. Таким образом, в работу профессорско-преподавательского состава необходимо включить следующие взаимосвязанные направления:
- формирование профессиональных мотивов и их динамических характеристик;
- формирование профессиональных целей самообразования у студентов;
- формирование положительного отношения как к избранной профессии, так и к процессу обучения;
- формирование умения учиться, овладение студентами эффективными методами, способами и приемами получения знаний, умений и навыков.
К основным методам, способам и приемам, способствующим формированию мотивации профессионального самообразования можно отнести:
1. Создание общей атмосферы увлеченности и совместного творчества в ходе занятий.
2. Убеждение студентов в значимости знаний, навыков и умений как для будущей профессиональной деятельности, так и жизни в целом.
3. Личный пример и авторитет преподавателя.
4. Создание атмосферы сотрудничества и помощи во взаимоотношении преподавателей и студентов.
5. Применение методов поощрения и порицания.
6. Занимательные, необычные формы проведения занятий.
7. Включение обучаемых в различные виды учебной деятельности.
8. Создание на лекциях и семинарах ситуаций дискуссий, спора с вовлечением всех обучаемых.
9. Постоянное увязывание изучаемого материала с будущей профессиональной деятельностью.
10. Привлечение обучаемых к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки.
11. Постановка студентов в ситуации выбора, в которых они формируют умение взвесить все «за» и «против», сопоставить и соподчинить различные мотивы.
12. Формирование у студентов адекватной самооценки через разрешение максимально трудных профессиональных проблемных ситуаций. При этом важно направить переживания обучаемого не столько на внешние обстоятельства (трудности), а на внутренние причины - свои знания, приложенные усилия и их оценку.
Однако профессорско-преподавательскому составу при организации работы по формированию мотивации профессионального самообразования у студентов необходимо иметь ввиду, что суть данной работы не в «закладывании» в объект педагогического процесса готовых профессиональных мотивов и целей, положительных эмоций, а в создании таких условий совместной деятельности, в которых обучаемый осуществлял бы активную работу по формированию у себя профессиональной мотивации, позитивного отношения к будущей профессии и процессу обучения.
Личность преподавателя, его авторитет, уровень педагогической культуры, которые в значительной степени определяют отношение обучаемых к учебным предметам, также играют значительную роль в формировании профессиональной мотивации самообразования у студентов. Влияние преподавателя на студентов в значительной степени зависит от того, какое впечатление он производит на последних. Авторитет преподавателя как форма добровольного высокого признания обучающимися личности своего учителя и его влияния на них складывается на основе оценок и отношений студентов к преподавателю. Наличие или отсутствие авторитета преподавателя является важным условием, при котором его педагогическая деятельность протекает с большей или с меньшей эффективностью с точки зрения формирования у студентов профессиональной направленности, профессионально важных качеств личности. Практика свидетельствует, что авторитет преподавателя, прекрасное преподавание отдельных учебных предметов в совокупности становятся фактором формирования устойчивой мотивации профессионального самообразования.
Целесообразный отбор и построение учебной информации является необходимым условием формирования позитивного отношения к учебным предметам, процессу обучения в целом и, в конечном итоге, мотивации профессионального самообразования. Исходным здесь является принцип соотнесения ее с конечной целью обучения - подготовкой юриста-профессионала.
Информация, получаемая студентами в процессе обучения, должна быть направлена прежде всего на достижение конечной цели обучения, т.е. должна быть профессионально значима. Профессиональная значимость того или иного учебного предмета должна осознаваться самим студентом. При изучении какого-либо предмета у студента неизбежно должен возникнуть вопрос: для чего мне необходимы конкретные знания?
Особое внимание преподавателям при планировании и построении занятий необходимо уделять и межпредметной значимости учебной информации, т.е. профессорско-преподавательский состав должен иметь четкое представление о специальности, по которой ведется подготовка студентов, чтобы преподаваемые знания, формируемые навыки и умения соответствовали развитию профессионально важных качеств выпускника, повышению качества подготовки специалиста.
Уровень подготовки и психологические особенности обучаемых также имеют немаловажное значение при построении учебной информации. Выбор учебного материала и планирование хода учебных занятий должны предполагать учет степени трудности усвоения студентами различных разделов учебного курса, количества и сложности предполагаемых учебных задач.
Отбор и построение учебной информации предусматривают выбор формы ее представления, т.к. она является существенным фактором, обеспечивающим восприятие информации, ее понимание и усвоение. Важная роль в обеспечении понимания учебной информации принадлежит нагляднообразной форме ее восприятия. Наглядность - это способ предъявления информации об объектах, явлениях и процессах, при котором они усваиваются как нечто целое, в совокупности их существенных свойств и связей. Многими исследованиями доказано, что чем более абстрактна информация, подлежащая усвоению, тем больше требуется опоры на наглядные формы ее отображения.
Использование преподавателями в ходе учебных занятий технических средств обучения также оказывает активное влияние на формирование мотивации профессионального самообразования у студентов.
Проведенный анализ литературных источников показывает, что технические средства обучения в значительной степени расширяют возможности преподавателя по повышению качества усвоения обучающимися учебного материала, а также повышению эффективности обучения в целом. Педагогически целесообразное и методически грамотное использование звукового материала увеличивает объем усваиваемой формации на 15%, визуального - на 25%. Совместное использование звуковой и визуальной техники увеличивает объем усваиваемой учебной информации до 65 %.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008
В качестве особого вида деятельности следует, на наш взгляд, рассматривать деятельность преподавателей по оценке учебной деятельности будущих юристов. Педагогическая оценка выполняет две главные функции: ориентирующую и стимулирующую. Ориентирующая функция оценки
- показатель результатов, которых добился обучаемый. Стимулирующая функция оценки -побуждение студента к самооценке, изменениям в мотивации учения, поведении, способах учебной деятельности. Преподаватель посредством оценок должен показывать обучаемому его возможности, перспективы развития, цели, которых студент может и должен достичь.
Выставленная преподавателем оценка должна вызывать у студента чувство уверенности в будущих успехах, основываться на оптимистической стратегии. Таким образом, оценивая студента, преподаватель должен объяснить, почему именно поставлен такой балл, и что нужно предпринять для его исправления (в случае необходимости). Только такое оценивание вызовет у студента осознанное стремление к активизации учебной деятельности, углублению знаний. При получении положительной оценки обучаемый будет стремиться улучшить знание. В противоположном случае он будет испытывать подавленность, неудовлетворение собственной деятельностью и стремление преодолеть неудачу.
На старших курсах актуально привлечение преподавателями к оценочной деятельности студентов, что позволит обучить их проведению оценки знаний, навыков, умений будущих подчиненных, т.е. сформировать практические основы одного из направлений предстоящей профессиональной деятельности. Предшествующим этапом включения студентов в оценочную деятельность должна стать самооценка собственной учебной работы.
После этапа самооценки представляется целесообразным перейти к взаимоконтролю и взаимооценке студентов в ходе занятий, проводимых групповыми формами обучения. Только при понимании и осознании всеми студентами единых норм и требований к оценке можно переходить к третьему этапу - привлечению к оценке знаний своих товарищей.
Вопрос организации работы профессорско-преподавательского состава по формированию мотивации профессионального самообразования у студентов в ходе отдельного учебного занятия требует самостоятельного рассмотрения.
В процессе формирования мотивации профессионального самообразования многое зависит от самих студентов. Преподаватели дают студентам необходимые знания, навыки и умения, создают необходимые условия для формирования профессиональных мотивов, но решения принимает сам студент, сам формирует модель собственной личности.
Формирование мотивации профессионального самообразования - это осознанная, целенаправленная, активная деятельность студента, направленная на формирование у него профессиональных побуждений к учебной деятельности, постановку профессиональных целей, развитие качеств личности в соответствии с общественными и профессиональными требованиями.
Существует ряд условий, под влиянием которых студент начинает процесс самоформирования. К внешним условиям относятся:
1) целенаправленная и эффективная работа преподавателей по формированию у студентов мотивации профессионального самообразования;
2) условия деятельности в учебном заведении;
3) сформированность студенческих коллективов;
4) руководство самообразованием студентов преподавателями.
К внутренним (личностным) условиям необходимо отнести:
1) наличие профессиональных мотивов и целей образования (самообразования);
2) уровень развития воли и привычек волевого саморегулирования;
3) развитие самосознания и способность к объективной самооценки своей деятельности, самокритике;
4) наличие психолого-педагогических знаний и умений для самосовершенствования.
Процесс самоформирования мотивации профессионального самообразования студента можно
разделить на четыре взаимосвязанных блока. Первый блок - самопознание, который включает в себя: самоизучение, самоосознание, самоанализ и самооценку. Второй блок - самопланирование, включающий определение целей, постановку задач и установление правил, выработку программы действий. Третий блок - целенаправленная деятельность по самоформированию, состоящая из самообязательств, самоорганизации, самоубеждения, самовнушения, самопринуждения. Четвертый блок - самоконтроль, самооценка, самокорректирование.
Познание студентом самого себя осуществляется в процессе учебной деятельности, общения, активного взаимодействия с преподавателями и сокурсниками (другими студентами). Оно направлено на осмысление и самосознание имеющихся мотивов образования (самообразования), целей, которые поставил себе обучаемый как на период обучения в учебном заведении, так и на дальнейшую перспективу. По сути, самопознание приводит студента и объективному ответу на вопросы: кто есть «я», зачем поступил в учебное заведение? Это помогает ему сопоставить имеющиеся у него мотивы,
цели, отношение к работе юриста и процессу обучения с требованиями, предъявляемыми к нему с позиции будущей профессиональной деятельности, оценить свое соответствие данным требованиям. Самопознание подготавливает студента к сложной и напряженной внутренней деятельности -целеустремленному самосовершенствованию. Оно позволяет студенту определить свои возможности и перспективы и играет большую роль в процессе самоформирования. Ведь от того, как он оценивает себя, во многом зависят его деятельность, поведение, настроение, принятие многих важных решений. Правильное отношение к себе, реалистическая оценка своих возможностей помогает разумно распределять силы, ставить перед собой выполнимые задачи, сохранить душевное равновесие.
Процесс формирования мотивации профессионального самообразования студента условно подразделяется на два уровня. Первый уровень - преодоление отрицательных сторон, выявленных в процессе самопознания. Второй уровень характеризуется стремлением к развитию имеющихся профессиональных мотивов, целей, положительного отношения к будущей работе юриста. Выделение названных уровней формирования не противопоставляет их друг другу, они реализуются на основе единых приемов и способов формирования.
Самопланирование особенно актуально для студентов, у которых в системе мотивов обучения ведущими являются другие (не профессиональные) побуждения. Определение студентом для себя профессиональных целей учебно-познавательной деятельности, как далеких, так и близких, постановка задач и установление правил их решения и, как итог, разработка программы действий самим студентом позволяют ему последовательно, шаг за шагом, выработать у себя устойчивую мотивацию профессионального самообразования. Кроме того, плановость этой работы дает возможность студенту эффективно контролировать самоформирование.
Особое значение в формировании мотивации профессионального самообразования студентов занимает самовнушение, сущность которого заключается в укреплении веры в собственные силы, способности преодолеть все трудности на пути к поставленной цели в процессе обучения. Техника самовнушения студентов основывается на принципах аутогенной тренировки и состоит из словесных предписаний, представляющих собой лаконичные, утвердительные фразы, значимые слова, включая: «я должен», «я могу», «я хочу», «я стал», «я стану». Фразы должны повторяться студентами перед сном по несколько раз с интервалами. По словам студентов, уже через два-три месяца самовнушение может оказывать значительное влияние на эффективность формирования мотивации профессионального самообразования.
Активно может использоваться студентами в процессе самоформирования и такой прием, как самопринуждение в виде самозапрещения и самоприказа. Этот прием используется тогда, когда у обучаемых возникает желание отклониться от намеченной программы, облегчить себе учебную деятельность. Однако следует отметить, что практическая реализация данного приема взывает значительные трудности в связи с тем, что в недостаточной степени могут быть развиты волевые качества.
Эффективность самопринуждения во многом зависит от убежденности студента. Если самопринуждение соответствует поставленным самим студентом профессиональным целям обучения, его убеждению в необходимости овладения профессиональными знаниями, навыками и умениями, то оно осуществляется более эффективно. В связи с этим самозапрещение и самоприказ должен сопровождаться самоубеждением, т.е. подкрепляться различными аргументами. В свою очередь, самоубеждение может завершаться принятием какого-либо решения, в т.ч. выраженного в самоприказе его выполнить.
Проводимые студентом действия, используемые в формировании мотивации профессионального самообразования приемы обязательно должны сопровождаться самоконтролем выполнения самообязательств, самооценкой достигнутых результатов. Самооценка представляет собой сопоставление уровня сформированности мотивации профессионального самообразования, достигнутых целей с требованиями к юристу-профессионалу.
Залогом успеха в формировании мотивации профессионального самообразования у студентов является осуществление воздействий преподавателей и процесс самоформирования студентов в комплексе. В этом случае воздействие субъектов педагогического процесса побуждают студента работать над собой, а сам студент содействует результативности внешних воздействий, трансформируется в активно действующий субъект учебно-воспитательной работы. Исходя из данного условия, преподавательскому составу необходимо осуществлять руководство самоформированием. Оно может осуществляться по следующим направлениям:
- изучение особенностей личности студентов;
- обучение студентов методам и приемам работы над собой;
- создание необходимых условий для самоформирования;
- формирование в коллективе соответствующей морально-психологической атмосферы;
- продуманное планирование индивидуальной работы со студентами;
- постановка целей и задач по самосовершенствованию;
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008
- включение студентов в различные виды деятельности;
- ознакомление с передовым опытом самосовершенствования;
- стимулирование деятельности студентов по самоформированию мотивации профессионального самообразования;
- постоянное оказание помощи студентам в организации процесса самоформирования.
Таким образом, формирование мотивации профессионального самообразования наряду с
деятельностью преподавателей предполагает в первую очередь и активную работу самих студентов по самоформированию профессиональных побуждений в учебной деятельности. Она включает четыре взаимосвязанных элемента: самопознание, самопланирование, целенаправленную деятельность по самоформированию, самоконтроль и самооценку.
Список литературы
1. Журавлева Т.Л. Активизация профессионального саморазвития слушателей в вузах МВД России: Дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 1998. - 237 с.
2. Закирьянов К.К. Методологические и педагогические основы процесса профессионального становления студентов университета в условиях многоступенчатой системы образования: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. - Алматы, 1995. - 46 с.
3. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М.: Наука, 1988. - 192 с.
4. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного
обучения. - М., 1990. - 119 с.
5. Медведев В.П. Особенности влияния комплексного применения технических средств обучения на результативность учебно-познавательной деятельности студентов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1979.
УДК 796.0 Л.В. Никулин*
Применение средств дистанционного обучения в физической подготовке офицеров старших возрастных групп и офицеров, находящихся в запасе
Данная статья посвящена проблеме применения средств дистанционного обучения в физической подготовке офицеров старших возрастных групп и офицеров, находящихся в запасе. Самостоятельная физическая подготовка протекает более полноценно при наличии прямой и обратной связи с руководителем занятий. Этому помогают дистанционные средства обучения. Физическая подготовка офицеров старшего возраста, носящая оздоровительную направленность, помогает им поддерживать себя в хорошей форме и полноценно выполнять свои функциональные обязанности.
The summary the given clause is devoted to a problem of application of means of remote training in physical preparation of reserve officers of engineering specialties.
Independent physical preparation of the given category of military men proceeds is more high-grade at presence of a straight line and a feedback with the head of employment. To it helps remote means of training. Physical preparation of officers of advanced age, carrying an improving orientation helps them to support itself in the good form and is high-grade to carry out the functional duties.
Введение
Анализ геополитической обстановки в мире, прогнозы военных аналитиков, дипломатов и ученых свидетельствуют о том, что угроза крупномасштабной войны с применением оружия
* Доцент кафедры физической культуры и прикладных единоборств Санкт-Петербурского университета МВД России, кандидат педагогических наук.