Научная статья на тему 'Самосовершенствование стиля педагогической деятельности педагога'

Самосовершенствование стиля педагогической деятельности педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2272
525
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дарузе Е. Е.

Данная тема обусловлена необходимостью рассмотрения основных результатов проведенного педагогического эксперимента. В содержании статьи обоснованы основные пути совершенствования процесса профессиональной самореабилитации педагога в учебно-воспитательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The given theme is caused by necessity of consideration of the basic results of the spent pedagogical experiment. In article maintenance the basic ways of perfection of process of professional independent rehabilitation of the teacher to teaching and educational process are proved.

Текст научной работы на тему «Самосовершенствование стиля педагогической деятельности педагога»

САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ДАРУЗЕ Е.Е.

Данная тема обусловлена необходимостью рассмотрения основных результатов проведенного педагогического эксперимента. В содержании статьи обоснованы основные пути совершенствования процесса профессиональной самореабилитации педагога в учебно-воспитательном процессе.

The given theme is caused by necessity of consideration of the basic results of the spent pedagogical experiment. In article maintenance the basic ways of perfection of process of professional independent rehabilitation of the teacher to teaching and educational process are proved.

Среди пути совершенствования процесса профессиональной самореабилитации педагога в учебновоспитательном процессе выделяются:

- повышение уровня профессиональной культуры педагогов-руководителей на основе реабилитационного подхода;

- самосовершенствование стиля педагогической деятельности педагога.

Решение этой целевой установки исследования осуществлялось методами:

- изучения специальных и литературных источников;

- моделирования;

- конструирования;

- педагогического эксперимента;

- изучения результатов деятельности;

- изучения и обобщения передового опыта и др.

Замысел педагогического исследования заключался в изучении и обобщении основных путей совершенствования процесса профессиональной самореабилитации педагога в учебно-воспитательном процессе.

Профессиональное развитие личности педагога представляет собой процесс формирования педагогически значимых качеств, которые выражают целостную структуру и обусловливают особенности педагогической деятельности индивидуально-психологическими свойствами. Процесс самоформирования стиля педагогической деятельности педагога происходит путем преломления детерминации социальной среды через внутренние условия развития его личности. Исходную базу для самосовершенствования стиля педагогической деятельности образуют осознание профессиональной роли, осмысление возможных педагогических решений и их последствий, обобщение своей профессиональной деятельности и прогнозирование ее перспектив, способность к самоконтролю.

Исследование свидетельствует, что условиями самосовершенствования стиля педагогической деятельности педагога являются:

- совершенствование последовательности освоения новых видов деятельности;

- изменение доминирующей направленности педагогической деятельности педагога;

- изменения условий педагогической деятельности, приводящие к необходимости согласования с ними индивидуальности педагога;

- акцентирование усилий педагога на решении задач определенного типа (познавательных, коммуникативных, трудовых, ценностно-смысловых и т.д.) в целях устранения неравномерности развития и формирования профессионально значимых качеств.

Профессионально значимые качества личности педагога с одной стороны развиваются посредством «перевода» общественного в индивидуальное, с другой - индивидуальное проявляется в особенностях осуществления профессиональной деятельности. Необходимо отметить, что педагог, овладев основами педагогической деятельности, может прекратить свое прогрессивное развитие. В этом случае возможно наступление стагнации. Фактором, который, как правило, приводит к стагнации является замкнутость педагогической системы на учебно-воспитательном процессе. Преодоление стагнации возможно при переориентации преподавателя с учебного процесса на личность не только обучаемых, но и свою собственную. Это приводит к совершенствованию стиля педагогической деятельности.

Для этого существуют значительные резервы. Беседы с педагогами показали, что большинство из них видят главную проблему затруднений формирования и развития стиля педагогической деятельности

в нехватке времени. Действительно, педагоги с самого первого дня практической деятельности часто перегружены работой. Учитывая, что изменения в организации труда педагога маловероятны (наоборот, существует тенденция к ужесточению условий педагогической деятельности и увеличению объема служебной нагрузки), в процессе исследования проанализированы перспективы самосовершенствования стиля педагогической деятельности педагога с позиции его личной культуры.

Опыт показывает, что наиболее эффективный способ экономии времени и одновременно один из определяющих показателей стиля педагогической деятельности педагога - это планомерность в работе. Для выявления резерва времени необходимо привыкнуть к самооценке того, что произошло за день и при планировании работы на следующий день учесть те потери, которые выявлены накануне3.

Другой способ совершенствования своего стиля педагогической деятельности заключается в обосновании выбора того, что и зачем мы предпочитаем делать вечером. Выбор велик - от книги до телевизора, но результаты выбора позволяют судить о доминирующей социальной направленности педагога.

Самосовершенствование стиля педагогической деятельности является следствием результатов самообразования и самовоспитания педагога. Занимаясь самообразованием он переводит личность на качественно новый уровень самоорганизации, когда преобладающими становятся высшие духовные потребности и интересы.

Со стороны руководящих субъектов учебно-воспитательного процесса школы необходимо создать такую ситуацию, которая неизбежно будет формировать положительную психологическую установку на педагогическую деятельность в учебном заведении и способствовать постоянному совершенствованию стиля педагогической деятельности педагогов.

Профессиональное самообразование определяется как опосредованное потребностями практики расширение полученных знаний, творческое освоение социальных групповых ролей с целью их адекватной реализации в деятельности4.

Формирующий эксперимент показал, что процесс самообразования, школьного педагога требует организованности. Сложность проблемы организации педагогического самообразования заключается в том, что она представлена как объективно-субъективный процесс. Следовательно, в управлении системой участвуют как элементы внешней управляющей системы, так и индивидуальное сознание конкретного педагога.

Система самообразования включат следующие компоненты: установку; педагогический самоанализ; цели и задачи; содержание; методы; эффективность обучения и воспитания. Управляющим элементом системы является установка на самообразование.

Самообразование педагогов осуществляется согласно ряду принципов. Во-первых, принцип формирования установки на самообразование, предполагающей воздействие на сознание педагога комплекса факторов, которые приведут к появлению потребности совершенствования своей педагогической компетентности, а, значит, и стиля педагогической деятельности педагога. Будучи сформированной, установка на самообразование выступает в качестве управляющего механизма самостоятельной деятельности конкретного педагога. Он получает информацию относительно меры своего воздействия на обучаемых. В процессе переработки данной информации он принимает решение на совершенствование определенных аспектов своей профессиональной деятельности. На основе обратной связи педагог получает новую информацию о системе своих влияний и самосовершенствует эту систему. В результате, при наличии установки на самообразование вместе с изменением определенных характеристик деятельности педагог совершенствует все составляющие своего стиля педагогической деятельности.

Во-вторых, принцип педагогического самоанализа, предполагающий постоянный анализ педагогом своей профессиональной квалификации и деятельности с целью выявления элементов, требующих совершенствования. Педагогический самоанализ осуществляется на основе уровня владения педагогом предметом, замечаний и оценок руководства и коллег, реакции обучаемых на качество педагогического взаимодействия.

В-третьих, принцип планирования самостоятельной работы, который предусматривает учет бюджета свободного времени, учет материальной базы самообразования. По мнению социологов, нормой в современных условиях может считаться 18-20 часов в неделю5.

В-четвертых, принцип комплексности, предполагающий формирование стиля педагогической деятельности в системе, которая отражает все аспекты профессиональной деятельности педагога. Следует отметить, что заниматься совершенствованием собственных знаний и умений по преподаваемой дис-

3 См.: Гончаров Т.М., Гончаров И.Ф. Когда учитель - властитель дум. - М., 1991. - С. 164-166.

4 См.: Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. - М., 1994. -С. 133.

5 См.: Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. - М., 1994. -С. 139.

циплине требуется постоянно, независимо от продолжительности педагогического стажа. Исследование показало, что стиль педагогической деятельности в данном аспекте отражается в выборе последовательности и тематики самостоятельной работы, которая определяется степенью актуальности для личности педагога и выясняется путем самоанализа.

В-пятых, принцип контроля и самоконтроля самообразования необходим для получения информации о качественном состоянии самообразовательной работы и ее эффективности. Данный принцип предполагает разрешение определенных проблем личностного плана. С одной стороны, деятельность по самосовершенствованию детерминируется в соответствии с мотивами педагога и его личными желаниями, с другой - педагогическая деятельность является социально значимой сферой человеческого взаимодействия, а значит, нуждается в контроле со стороны субъектов образовательного процесса. Особенно важно видеть динамику личностного развития, а значит и динамику влияния самообразования на характеристики стиля педагогической деятельности педагога.

Приведенные принципы позволяют сформулировать задачи организации самообразования педагогов в части формирования и совершенствования стиля педагогической деятельности:

- формирование установки на постоянное самосовершенствование своей педагогической деятельности путем расширения научного и методического кругозора;

- упорядочение и приведение в систему своей деятельности по самосовершенствованию профессионально значимых качеств, оптимизация на данной основе стиля своей профессиональной деятельности.

Сформулированные задачи требуют конкретизации в части работы по самосовершенствованию стиля педагогической деятельности на основе самообразования:

- формирование установки на использование вновь получаемых знаний для совершенствования своего педагогического мастерства;

- совершенствование методики самоанализа для самодиагностики своего стиля педагогической деятельности;

- согласование условий самообразования с индивидуальностью и требованиями педагогической деятельности.

В определении конкретного содержания самообразования некоторую помощь могли бы оказать программы самообразования. Если у педагога уже сформирована установка на самообразование, то в такой программе он мог бы найти перечень актуальных вопросов по различным аспектам профессиональной деятельности. Тем не менее, в государственных образовательных учреждениях не удалось найти ни одной подобной программы, хотя в специализированных частных лицеях и школах они хоть и в небольшом количестве, но встречаются. Не смотря на такую ситуацию, представляется, что создание подобных документов в государственных учреждениях вряд ли целесообразно ввиду того, что разработка будет вестись формально. Как показывает практика, обычно материалы, разрабатываемые без личной заинтересованности тех, кого они касаются, неэффективны.

Кроме указанной выше проблемы, установлено, что почти все педагоги, пытавшиеся воспользоваться программами самообразования, не удовлетворены их содержанием. Следовательно, целесообразнее организовывать работу по самообразованию на основании личного плана, который не регламентирован самостоятельно, не входит в противоречие с индивидуальностью педагога и личностно для него значим.

В контексте настоящего исследования рассматривается на столько вопрос самообразования как таковой, сколько педагогические аспекты самосовершенствования стиля профессиональной деятельности на основе самообразования. Как показало исследование, самообразование оказывает следующее влияние на стиль педагогической деятельности педагога:

- ввиду необходимости поиска необходимых для совершенствования своих знаний научных источников, педагог должен много времени уделять посещению библиотек. Во время работы по поиску литературных источников формируются многое элементы стиля педагогической деятельности. К ним относятся: особенности индивидуальной системы эффективного поиска необходимой информации; ввиду расширенного круга общения, происходит совершенствование индивидуальных установок взаимодействия с окружающими людьми; расширяется информационная база по своему предмету, что укрепляет уверенность педагога в успехе своего труда и снижает тревожность деятельности;

- расширение научного кругозора позволяет обогатить речь педагога в части аргументации научных положений путем подкрепления их примерами, результатами исследований, что делает лекции и практические занятия более привлекательными для обучаемых и более бездейственными. Кроме

того, поиск новой информации по предмету неразрывно связан с конструированием моделей передачи данной информации обучаемым. Это совершенствует такую характеристику стиля деятельности, как разнообразие арсенала приемов обучения.

Совершенствование стиля педагогической деятельности педагога в процессе самообразования происходит благодаря действенности системы методов обучения.

Работа по самосовершенствованию начинается с самоанализа. Это скрытая от непосредственного наблюдения, но существенная сторона профессиональной деятельности педагога и жизнедеятельности вообще. От того, в каком направлении развивается самоанализ, какова глубина осмысления самого себя как профессионала зависит развитие творческих потенций личности, профессиональный рост и личностное совершенствование. Применительно к формированию стиля педагогической деятельности, это сложная развернутая система представлений о качественных характеристиках особенностей действий во всех видах профессиональной деятельности педагога.

Осмысление своего стиля деятельности происходит в процессе самопознания, который развернут во времени, многоступенчат и связан с самыми разнообразными переживаниями. Самопознание своего стиля деятельности можно раз делить на три этапа:

1. Осуществление самопознания через различные формы соотнесения своего стиля педагогической деятельности с реакцией на него других участников учебно-воспитательного процесса школы. Основу для самопознания на данном этапе составляют самовосприятие и самонаблюдение.

2. На втором этапе педагог анализирует соответствие индивидуальных особенностей выполнения своего труда с требованиями педагогической деятельности, соотносит с данными элементами свою профессиональную мотивацию и направленность. Доминирующие мотивы деятельности оцениваются им как с точки зрения требований к себе, так и с точки зрения общественных эталонов педагогической деятельности. В данных актах и происходит осознание себя как субъекта определенной профессиональной деятельности, которое обеспечивает единство внешнего и внутреннего бытия.

3. Далее осуществляются практические действия по самосовершенствованию своего стиля педагогической деятельности, основанные на тех научных знаниях, навыках и умениях, которые приобретаются в процессе самообразования.

Исследование показало, что важнейшими критериями эффективности процесса самообразования педагогов является не количество проработанных источников, сделанных докладов, выступлений, а реальное внедрение в учебно-воспитательный процесс научно-методических рекомендаций, которые были усвоены при самостоятельной работе над проблемой. Применительно к результатам самосовершенствования стиля педагогической деятельности, следует отметить, что как раз количественный показатель деятельности по самообразованию, особенно в ее практическом плане, является важным для утверждения устойчивых привычек, которые во многом и определяют внешнюю сторону стиля деятельности. Не менее важны и качественные показатели усваиваемого педагогом материала, так как именно они формируют и совершенствуют доминирующие мотивы педагогической деятельности и ее преимущественную направленность.

В число показателей стиля педагогической деятельности, которые изменяются, формируются и совершенствуются в процессе самообразования входят:

- степень доминирования ведущих научных идей, определяющих индивидуальные особенности педагогической деятельности;

- действия педагога по внедрению приобретенных знаний навыков и умений в учебновоспитательный процесс школы;

- адекватность содержания самообразования реально существующим затруднениям в педагогической работе.

Наряду с самообразованием, необходимым процессом для самосовершенствования стиля педагогической деятельности педагога является самовоспитание. Особенностью взаимозависимости самообразования и самовоспитания является то, что самообразование выступает в качестве необходимого условия для самовоспитания, что говорит о неразрывности рассматриваемых процессов.

Качественные характеристики стиля педагогической деятельности прямо пропорциональны тому, как педагог воспитан. Непрерывное самовоспитание педагога заключается в формировании необходимых для педагогического труда качеств личности. Уровень их сформированности свидетельствует об устойчивости стиля деятельности и определяет меру привлекательности педагога для обучаемых, коллег, руководства и других участников учебно-воспитательного процесса учебного заведения. Логика процесса самовоспитания педагога представлена на рисунке.

Необходимой предпосылкой самовоспитания, как и самообразования, является самопознание. В процессе самопознания педагогом самого себя формируется его профессиональное самосознание, «Я»-концепция, то есть те качества, которые оказывают определяющее влияние на формирование стиля деятельности, и стиля взаимодействия с окружающими. Теоретический анализ строения профессионального самосознания педагога показывает, что данное образование в общих чертах совпадает со структурой самосознания личности и представляет собой взаимоперекрещивающееся и взаимодополняющее соединение трех подструктур: когнитивной, аффективной и поведенческой. Вместе с тем, содержательные характеристики каждой подструктуры профессионального самосознания педагога включают в себя специфические характеристики, обусловливающие саморазвитие и самоактуализацию его в профессиональной деятельности.

В контексте формирования стиля педагогической деятельности когнитивная подструктура обеспечивает формирование доминирующего мотива педагогической деятельности и преимущественную педагогическую направленность. Личностный компонент данной подструктуры ответственен за то, как педагог склонен решать возникающие препятствия, связанные с противоречиями профессиональнозначимых качеств и требований педагогической деятельности. Когнитивная подструктура и ее личностный компонент самосознания обеспечивает непрерывность саморазвития личности педагога, обеспечивая реализацию потребности в самоактуализации, раскрытии и расширении своих созидательных возможностей6. Степень же выраженности данных показателей и будет проявлением одной из сторон стиля деятельности.

В аффективной подструктуре выделяется два уровня: общее и дифференцированное самоотноше-ние, то есть интегральное чувство «за» или «против» собственного «Я», и более специфическое измерение

- самоуважение, самоинтерес, ожидаемое отношение других и прочие подобные образования.

Подструктура самоотношения связана с поведенческой подструктурой, основным механизмом которой является удовлетворенность педагога собой и своей профессиональной деятельностью.

Познание педагогом самого себя и своего стиля педагогической деятельности осуществляется на основе активного взаимодействия с другими людьми в практической работе. Достигаются задачи самопознания при помощи методов самонаблюдения, самоанализа, и самоизучения (рефлексии).

При самоанализе собственного стиля деятельности полезно актуализировать следующие моменты, отражающие соответствие действий педагога ожиданиям других людей:

Во-первых, общий эмоциональный тон аудитории на занятиях. Если учащиеся чувствуют себя раскованно, увлекаются какими либо действиями на уроках с практическим уклоном, постоянно поддерживают обстановку проблемное™ при выработке областей применения учебного материала, то можно сделать вывод, что стиль деятельности данного педагога благоприятен для достижения учебных и воспитательных целей. Поводом для глубокого размышления над стилем своей педагогической деятельности должны стать невысокая успеваемость, пассивность аудитории при решении практических заданий, отсутствие вопросов в ходе урока, нежелание коллег участвовать в совместной работе. В такой ситуации необходимо найти время на саморефлексию - размышление о себе, своих ведущих мотивах деятельности и осмысление своей социальной роли в педагогическом коллективе школы. Оценивая свои действия с точки зрения их практической целесообразности, школьный педагог постоянно себя поправляет, воспитывая себя таким образом.

Педагогический самоанализ своего стиля профессиональной деятельности позволяет вскрыть причинно-следственные связи своих успехов и неудач в педагогической деятельности. Иными словами, это внутренний диалог педагога с собой с целью оценки особенностей своих профессиональных действий. Такая внутренняя работа развивает аналитическое мышление, обеспечивает своевременное внесение поправок в его профессионально-ролевое поведение.

Роли, которые играет педагог в процессе своей профессиональной деятельности обширны и многочисленны. Известный психотерапевт В.Л. Леви показал, что учитель во время работы реализует более сорока скрытых ролей. Это и «оратор», и «рассказчик», и «артист», и «опекун», и «критик», и «контролер», и «эксперт», и «консультант». Все перечисленные роли являются внешним проявлением стиля педагогической деятельности.

Беседы с обучаемыми так же в состоянии дать достаточно емкую картину того, с кем они идентифицируют своих педагогов. Хорошим индикатором является неофициальное прозвище, которое отражает стиль деятельности педагога. Надо сказать, что упомянутые прозвища не особенно и скрываются, поэтому руководству полезно знать этот аспект взаимоотношений педагога и учеников. Вот некоторые из них:

6 См.: Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. -1990. - № 3. - С. 58-64.

- «Голова на тумбочке» - педагог маленького роста, не любящий выходить из-за своего стола во время занятий;

- «Строгий, но справедливый» - склонный к излишней организационной деятельности на занятии учитель;

- «Всепогодный волк» - характеристика учителя, который является грамотным специалистом по полевым занятиям в любых погодных условиях.

Практика показывает, что обучаемые склонны к тому, чтобы идентифицировать стиль деятельности педагога в достаточно широких пределах - от наиболее предпочтительных ролевых характеристик, типа «просветитель», «интеллектуал», «эксперт», «энциклопедия в мундире» до наименее предпочтительных, таких как «экзекутор», «справочный агент», «дрессировщик».

В процессе самовоспитания стиля педагогической деятельности педагог работает над данным качеством на трех уровнях:

- преодоление педагогически нецелесообразных особенностей деятельности;

- утверждение и развитие профессионально значимых особенностей стиля;

- совершенствование имеющихся полезных с точки зрения требований к труду педагога особенностей профессионального стиля.

Для того чтобы заняться самовоспитанием своего педагогического стиля преподавателю нужно знать каково, его реальное состояние на момент начала работы. Существует много подходов к диагностированию психологических особенностей личности и стиля деятельности педагога. Один из них использован в настоящем диссертационном исследовании - это опросно-экспериментальный метод, предполагающий работу по определенным психологическим методикам с последующей их интерпретацией. Метод эффективен, но при неграмотном использовании может нанести непоправимый вред. Соответственно, если педагог желает продиагностировать свой стиль деятельности по специальным методикам, ему целесообразно обратиться к профессиональным психологам. В этом плане квалифицированную помощь могли бы оказать психологи. Такое взаимодействие позволит изучить особенности формирования педагогического мастерства у педагогов и оказать действительно важную в профессионально-личностном плане услугу.

ш

<

т

о

о_

ш

О

О

<

О

Этапы и методы самовоспитания

Стиль педагогической деятельности

£

<=|

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особенности организации педагогической деятельности

Рис. 1. Логическая схема самосовершенствования школьного педагога средствами самовоспитания

Другой, хотя и не совсем объективный, но значительно более доступный путь диагностики своего стиля деятельности - самооценка. Для эффективного изучения и самосовершенствования стиля педагогической деятельности требуется важное условие - адекватность самооценки, которая у некоторых педагогов отсутствует ввиду особенностей мотивационной и ценностной сферы.

Для повышения эффективности самооценки возможно применение несложных методик. Например, попробуйте внимательно просмотреть список из 20-ти слов, характеризующих особенности деятельности педагога. Вот они: отзывчивость, правдивость, требовательность, приветливость, уравновешенность, любознательность, инициативность, интеллект, выдержанность, решительность, настойчивость, общительность, исполнительность, самостоятельность, целеустремленность, аккуратность, принципиальность, эмоциональность, справедливость. Первый ряд составляется, соблюдая значимость и ценность личностных качеств для педагога вообще. Затем рядом с первым столбцом составляется второй. Теперь ранжируем слова так, чтобы первое место заняло качество, развитое у конкретного педагога сильнее всего, далее -по степени убывания сформированности. Для обработки результатов применяется формула Спирмена:

Н=1 - 61 б2 п(п2 -1)

где п - количество рангов (20);

d - разность ранговых величин,

Ъб2 - сумма квадратов разности ранговых величин.

Если R = 0,5, то самооценка адекватная. Если более 0,5 - то самооценка несколько завышенная, более 0, 8 - завышение сильное, что говорит о некритичности к своему стилю педагогической деятельности. Показатель со значением менее 0,5 - свидетельствует о сниженной самооценке, приводящей к неуверенности в действиях. Нерешительности и гипертрофированной самокритичности.

Значительно более удобен подсчет при помощи компьютера с использованием математического аппарата и возможностей программы MsExcel.

Определив конкретное содержание самовоспитания, педагог должен выбрать соответствующие средства и приемы. Приемы внутренней саморегуляции включат приемы самостимулирования и приемы самопринуждения. К первым относятся самообязательство, самоконтроль, самоотчет, самоубеждение, самоодобрение, самовнушение. Ко вторым - самоосуждение, самозапрещение, самонаказание.

Стиль деятельности передового педагога предполагает повышенную требовательность к себе и развитый самоконтроль - это показатель высшей нравственной зрелости и культуры, так как высшая культура мышления выражается в способности и умении полемизировать с самим собой.

С помощью самоконтроля педагог осуществляет регулярную фиксацию наиболее выраженных индивидуальных особенностей своего поведения, повышая тем самым управляемость собственной жизнедеятельности. Благодаря данному приему, он в состоянии вовремя погасить вспышку гнева, заставить себя делать то, что на данный момент необходимо для достижения результата, преодолеть антипатию.

Развивая способность к самоконтролю, следует постепенно увеличивать продолжительность контролируемых периодов, включать в зону внимания большее количество действий, подлежащих самоконтролю. В результате таких действий постоянный самоконтроль поведения становиться устойчивым элементом стиля педагогической деятельности преподавателя.

Другим методом самовоспитания стиля педагогической деятельности является самостимулирование. Основными стимулами к формированию эффективного стиля педагогической деятельности является критичность к своему поведению и наличие жизненных целей.

Самопрограммирование, построение алгоритма самовоспитания необходимых качеств так же является действенным приемом формирования стиля педагогической деятельности. При этом программа отличается от плана тем, что это все возможное содержание изменений в личности безотносительно к конкретному педагогу. Планирование же - деятельность по определению конкретных задач для определенного человека.

Кроме указанных выше методов и приемов самовоспитания стиля педагогической деятельности существует и целый ряд методов и приемов самовоздействия. К ним относятся самоинструкция, самоубеждение, самопринуждение и самовнушение.

Таким образом, самосовершенствование стиля педагогической деятельности педагога осуществляется посредством двух взаимосвязанных неразрывных процессов: самообразования и самовоспитания. Данные процессы оказывают непосредственное влияние на формирование устойчивых компонентов стиля педагогической деятельности ввиду своей глубокой личностной обусловленности.

Тем не менее, практика показывает, что самосовершенствование педагога нуждается в организации и со стороны руководства для обеспечения соответствия условиям педагогической деятельности его формирующегося профессионального стиля.

Самосовершенствование стиля педагогической деятельности педагога является одним из основных путей совершенствования процесса профессиональной самореабилитации педагога в учебновоспитательном процессе учебного заведения и осуществляется посредством двух взаимосвязанных неразрывных процессов - самообразования и самовоспитания, которые оказывают непосредственное влияние на формирование устойчивых компонентов стиля педагогической деятельности педагога ввиду своей глубокой личностной обусловленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.