Научная статья на тему 'Методы самостоятельной психологической подготовки магистрантов к овладению навыками иноязычной коммуникативной деятельности'

Методы самостоятельной психологической подготовки магистрантов к овладению навыками иноязычной коммуникативной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
420
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛЯТОРНЫЙ ОПЫТ / МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / САМОУБЕЖДЕНИЕ / САМОВНУШЕНИЕ / АФФИРМАЦИЯ / САМОПРИКАЗ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пырченкова Г.С.

В статье рассматриваются психологические методы самостоятельной регуляции учебной деятельности магистрантов, способствующие успешному приобретению навыков иноязычной коммуникативной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of students’ psychological self-training aimed at the formation of foreign language communicative activity

The article describes psychological methods of students’ educational activity self-regulation aimed at successful acquisition of foreign lan¬guage communicative skills.

Текст научной работы на тему «Методы самостоятельной психологической подготовки магистрантов к овладению навыками иноязычной коммуникативной деятельности»

Г.С. ПЫРЧЕНКОВА,

заместитель заведующего кафедрой иностранных языков, кандидат филологических наук, доцент (Академия управления МВД России)

G.S. PYRCHENKOVA,

deputy head of the foreign languages department, candidate of philological science, associate professor (Management Academy of the Ministry for Internal Affairs of Russia)

УДК 378.147

Методы самостоятельной психологической подготовки магистрантов к овладению навыками иноязычной коммуникативной деятельности

Methods of students' psychological self-training aimed at the formation of foreign language communicative activity

В статье рассматриваются психологические методы самостоятельной регуляции учебной деятельности магистрантов, способствующие успешному приобретению навыков иноязычной коммуникативной деятельности.

Регуляторный опыт, мотивация учебной деятельности, самоубеждение, самовнушение, аффир-мация, самоприказ, психологический барьер.

The article describes psychological methods of students' educational activity self-regulation aimed at successful acquisition of foreign language communicative skills.

Regulatory experience, motivation of educational activity, self-persuasion, self-suggestion, affirmation, self-order, psychological barrier.

Проблема регуляции человеком своей деятельности занимает особое место и является предметом пристального изучения целого ряда исследователей (О.А. Прохоров, А.К. Осницкий, Ю.А. Миславский, К.А. Альбуханова-Славская и другие) [13, 11, 9, 1, 10, 8]. В работах А.О. Прохорова установлено влияние мотивации на процесс осознанной самостоятельной регуляции деятельности человека: чем четче человек представляет себе желаемое состояние, тем лучше он регулирует свою деятельность [13]. Учитывая активную творческую роль человека как субъекта своей деятельности и поступков, способного целенаправленно преобразовывать объективную действительность и осуществлять творческое саморазвитие, крайне важным представляется изучение механизмов осознанной саморегуляции активности личности. Обширные исследования в этой области выявили как общие закономерности регуля-торных процессов, так и психологические механизмы организации отдельных функций системы саморегуляции деятельности человека [8, 5, 10].

Многие исследователи указывают на взаимосвязь регуляторного опыта с успешностью выполнения учебной деятельности и профессиональным самоопределением. Так, например, Н.В. Бякова справедливо утверждает, что развитие индивидуального опыта осознанной саморегуляции деятельности детерминирует успешность профессионального обучения, причем, чем выше показатели опыта осознанной саморегуляции, тем выше успешность профессионального обучения [2]. Р.Р. Гасанова убедительно доказывает, что в образовательном процессе вуза индивидуальные особенности саморегуляции учебно-профессиональной деятельности студентов, а также показатели их образовательной мотивации являются тесно взаимосвязанными и взаимообусловленными [3]. К наиболее значимым для образовательного процесса и личностного развития студентов мотивационным детерминантам Р.Р. Гасанова относит такие мотивы, как мотив самоуважения, познавательный мотив, мотив получения знаний и др. Т.В. По-

б7

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2015. № 1 (33)

68

пова утверждает, что мотивационно-деятель-ностный компонент занимает доминирующую позицию на всех этапах обучения студентов и приходит к справедливому выводу о том, что успешность обучения студентов вуза на всех этапах обучения обеспечивается сочетанием общих и специфических (мотивационных и профессиональных) показателей [12]. Потенциал развития психологической готовности студентов к учебной деятельности, по мнению А.Н. Иноземцевой, представляет собой синтез наличия четких представлений о характере профессиональной деятельности, устойчивой профессиональной мотивации, адекватной самооценки, регуляторного опыта и ориентации на достижение положительных результатов [7].

Итак, можно утверждать, что осознанная самостоятельная регуляция личностных установок может служить действенным инструментом преодоления психологических барьеров, связанных с негативным опытом изучения иностранного языка, и для магистрантов Академии управления МВД России. В основе такой корректировки личностных предубеждений в процессе обучения дисциплине «Профессиональная коммуникация на иностранном языке» лежит способность взрослых обучаемых быть субъектами учебной деятельности и успешно управлять ею, оптимизируя свои возможности для достижения поставленной цели. В этом случае регулятор-ный опыт магистрантов должен быть направлен на преодоление субъективных и объективных трудностей, поддержание определенного моти-вационного интереса к выполняемой задаче, согласование своих целей с нормативными требованиями учебной деятельности.

Существуют различные методы изменения регуляторного опыта субъекта, направленные на повышение мотивационного интереса к осуществлению той или иной, в том числе и учебной, деятельности. При этом все методы саморегуляции деятельности человека основаны на развитом самосознании и управлении собой и своей деятельностью с помощью мысли или слова. В данной статье мы рассмотрим те методы самостоятельной психологической подготовки к изучению иностранных языков, эффективность и приоритетность которых для магистрантов, обучающихся в Академии управления МВД, была подтверждена проведенным в Академии педагогическим экспериментом [15]. Эти методы включают: 1) самоубеждение, 2) самовнушение, 3) самоприказ.

Вслед за Н.Б. Дмитриевой мы понимаем самоубеждение как процесс осознанного воздействия на собственные личностные установки, в основе которого лежит логическое обоснование практической пользы того или иного действия [4]. Мы также считаем обоснованным

ее утверждение о том, что метод самоубеждения является одним из самых действенных психологических методов самоуправления личности, отбора необходимой для этого информации, преодоления чуждых установок и собственных предубеждений, которые препятствуют адекватному восприятию действительности или мешают решению поставленной задачи. Поскольку самоубеждение предполагает наличие развитого мышления и определенного жизненного опыта, можно с уверенностью предположить, что для магистрантов именно этот метод является одним из самых эффективных психологических методов повышения мотивации к изучению дисциплины «Профессиональная коммуникация на иностранном языке». В этом случае преодоление негативных личностных установок и предубеждений магистранта выражается в активной самоперестройке личности и реорганизации мышления на основе использования метода самоубеждения. При этом магистрант выступает одновременно в качестве субъекта и объекта данного психологического процесса. Для успешного протекания этого процесса необходимо, чтобы личность испытывала сильное желание выработать у себя нужные качества, основанные на приобретенных новых личных убеждениях. При этом вслед за Г.Н. Сытиным мы считаем особенно важным соблюдение следующих положений: содержание убеждений должно быть позитивным и оптимистичным, а новые убеждения должны преподноситься не в виде сложных словесных формул, а в виде образных, ярких и красочных представлений [14]. В процессе использования метода самоубеждения магистранты актуализируют рефлексивные механизмы творческого осмысления познаваемого ими иноязычного материала на основе сознательного отношения к процессу обучения и восприятия учебной деятельности как жизненно важной ситуации, от которой зависит личностная самооценка. Психологический метод самоубеждения предполагает анализ разных путей и средств достижения поставленной цели, выбор варианта поведения или способа самовоспитания с учетом собственной позиции и объективных требований учебной программы. В процессе учебной деятельности мнение педагога также становится важной составляющей процесса выбора линии поведения и формирования новых жизненных установок. В этом смысле метод самоубеждения предусматривает не только самостоятельную работу над собой, но и участие педагога, который старается максимально активизировать интеллектуальный потенциал обучаемого в целях прочного усвоения настроя, являющегося инструментом самоубеждения. В результате успешного применения метода самоубеждения магистрант

неизбежно приходит к пониманию того, что приобретаемые им навыки коммуникации на иностранном языке будут способствовать совершенствованию его социального и профессионального опыта и расширению потенциала его профессиональных компетенций.

В отличие от самоубеждения самовнушение не предполагает логичного доказательства ценности новых установок для обучаемых магистрантов. Самовнушение определяется как осознанное самостоятельное воздействие на личность, целью которого является либо формирование у человека определенного состояния, чувства и отношения, либо совершение человеком определенного действия, которое он считает правильными, но не находит аргументов для логического обоснования его пользы. Этот метод применяется тогда, когда нужно заставить себя поверить в возможность реализации поставленной цели. В основе этого метода также лежит воздействие слова на сознание человека.

Г.Н. Сытин справедливо указывает на то, что слово обладает способностью многостороннего комплексного раздражителя, т. е. способностью оказывать на кору головного мозга мощное, направленное воздействие, способное вызывать у человека сильнейшую эмоциональную реакцию [14]. Для эффективности самовнушения необходимо неоднократно повелительным тоном, не допускающим сомнений, повторять одни и те же слова, выражающие одну мысль, и верить в силу проводимого самовнушения. Важно отметить, что составляя определенную вербальную программу действий, которые указывают подсознанию человека путь к поставленной цели, необходимо осознавать, что ее содержание должно быть всегда позитивным и основываться на правильных способах достижения поставленной цели. Это связано с тем, что отрицательная программа действий не дает подсознанию информации о развитии установки и не воспринимается на подсознательном уровне. В то же время, проговаривая вслух позитивную программу действий, необходимых для реализации поставленной цели, человек внушает себе веру в свои силы и оптимизирует возможности достижения желаемого результата.

Метод самовнушения, основанный на создании программы аффирмации, т. е. замены негативной программы действия на позитивную программу, является одним из наиболее эффективных методов самостоятельной психологической подготовки магистрантов к изучению иностранного языка профессионального общения. Такая аффирмация направленно воздействует на подсознание магистранта и представляет собой многократное повторение краткой фразы, содержащей вербальную формулу определенной установки (например, «с каждым днем

я все лучше и лучше овладеваю навыками профессиональной коммуникации на иностранном языке»), которая настраивает обучаемого на достижение определенной цели. При этом замена негативной программы действия на позитивную программу должна способствовать удалению страха и приобретению уверенности в своей безусловной способности овладеть иностранным языком. Психологические установки по созданию программы аффирмации должны повторяться магистрантом на протяжении всего курса обучения и внушать ему веру в собственные силы. Основные требования к созданию успешно действующей программы аффирмации таковы: 1) утверждение должно основываться на конкретном факте или понятии, быть позитивным, оптимистичным, индивидуальным и формулироваться в настоящем времени; 2) нужно использовать краткие фразы и яркие образы; 3) нужно верить в то, что говорите, фиксировать позитивные эмоции и победы; 4) нельзя допускать механического прочтения аффирмации без подключения эмоциональной сферы; 5) нельзя смешивать аффирмацию с визуализацией, не приводящей к желаемому результату, и др. Чтобы аффирмация была эффективной, требуется долгая и кропотливая работа как на уровне сознания, так и на подсознательном уровне. В любом случае ежедневное произнесение аффирмаций со временем может привести к повышению самооценки магистрантов и корректировке негативных установок к изучению иностранного языка.

По мнению К.А. Альбухановой-Славской, в случае потери мотивации саморегуляция психических состояний в затрудненных условиях требует волевого напряжения [1]. Самостоятельная регуляция деятельности субъекта осуществляется на основе использования приема самопринуждения (самоприказа). Самоприказ — это метод, основанный на способности человека самому себе приказывать, как действовать в определенной ситуации. Именно присущее личности единство ценностной и волевой регуляции позволяет субъекту преодолевать субъективные трудности и активизировать усилия для достижения поставленной цели на фоне определенного дискомфорта и волевого подавления негативных эмоций, сопутствующих этому процессу. В отличие от самоубеждения приказ, отданный самому себе, требует от личности проявления волевых качеств, необходимых для преодоления собственных предубеждений о рациональности мотивов поведения. Этот психологический метод заключается в многократном проговаривании человеком обязательства, которое он волевым усилием приказывает себе выполнить, что ведет к постепенному формированию соответствующей привычки. Поскольку

69

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2015. № 1 (33)

70

эти действия непривлекательны для человека или он оказывается неподготовленным к ним, то их выполнение требует значительных волевых усилий. Таким образом, результативность самоприказа зависит от наличия у личности ярко выраженных волевых качеств. С другой стороны, при использовании этого метода волевые усилия магистранта направляются не столько на достижение желаемой цели, сколько на преодоление самого себя и борьбу с неготовностью к изменению устаревших установок на изучение иностранного языка, что снижает практическую значимость этого психологического метода подготовки к овладению навыками иноязычной коммуникации.

Поскольку взрослый субъект обучения находится в центре образовательного процесса и активно участвует в организации и управлении учебной деятельностью, согласимся с мнением С.И. Змеева о том, что у взрослого обучающегося готовность к обучению (мотивация) определяется не столько педагогическим побуждением к учебной деятельности, сколько его стремлением при помощи учебной деятельности решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретной цели [6]. При этом процесс повышения мотивации к изучаемой дисциплине становится намного эффективнее, если он сопровождается целенаправленным педагогическим руководством, направленным на освоение предметных знаний и формирование личности магистранта средствами данного конкретного учебного предмета. Для максимально эффективного достижения целей обучения магистранты должны понимать, что его результаты должны найти свое применение в их дальнейшей практической деятельности. В этом плане следует отметить, что содержание учебной дисциплины «Профессиональная коммуникация на иностранном языке» имеет большую информативную и профессиональную ценность для магистрантов Академии управления МВД, так как в его основе лежит анализ современных зарубежных моделей охраны правопорядка и технологий полицейского менеджмента стран изучаемого языка.

Эффективность использования методов самостоятельной психологической подготовки магистрантов к изучению дисциплины «Профессиональная коммуникация на иностранном языке» была доказана в ходе проведения на кафедре ино-

Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Личностные механизмы регуляции деятельности // Проблемы психологии личности: Советско-финский симпозиум. М., 1982.

странных языков Академии управления МВД России педагогического эксперимента, который показал, что наиболее приоритетным для большинства магистрантов является метод самоубеждения, основанный на рациональном обосновании пользы приобретения умений иноязычной коммуникативной деятельности для практических нужд руководителей органов внутренних дел [15]. Предпочтение методу мотивации отдали 41 % магистрантов контрольной группы обучения и 50 % магистрантов экспериментальной группы обучения. Вторым по значимости психологическим методом повышения мотивационного интереса к изучению иностранных языков магистранты назвали метод использования психологических установок самовнушения (аффирма-ций), дающий им уверенность в собственных силах (22 % магистрантов контрольной группы обучения и 10 % магистрантов экспериментальной группы обучения). Магистранты обеих групп обучения пришли к выводу, что метод самоприказа, мобилизующий волевые качества обучающихся, занимает последнее место в шкале приоритетов и оказывает наименьшее воздействие на повышение готовности к получению предметных знаний по дисциплине «Профессиональная коммуникация на иностранном языке» (9 % магистрантов контрольной группы обучения и 5 % — экспериментальной группы обучения). Нельзя забывать и о деятельности педагогов, направленной на повышение информационной содержательности учебных материалов, использование передовых технологий обучения и снятие психологических барьеров к изучению иностранных языков. Важность педагогических методов повышения моти-вационного интереса к овладению профессиональной коммуникацией на иностранном языке отметили 28 % магистрантов контрольной группы обучения и 35 % магистрантов экспериментальной группы обучения.

Рассмотренные выше методы самостоятельной психологической подготовки магистрантов к овладению иностранным языком воздействуют на интеллектуальную сферу формирования новых жизненных установок и уровень моти-вационного интереса к изучению профессиональной коммуникации на иностранном языке, помогают правильно оценить свое отношение к учебной деятельности и принять осознанное решение об изменении своих личных убеждений и устаревших стереотипов.

Бякова Н.В. Опыт осознанной саморегуляции как условие успешности профессионального обучения: дис. ... канд. психол. наук. М., 2009.

3. Гасанова Р.Р. Мотивационные детерминан- 10. ты осознанной саморегуляции учебно-профессиональной деятельности студентов вуза: дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2010.

4. Дмитриева Н.Б. Роль психической саморе- 11. гуляции в поддержании здоровья личности. URL: http://www.b17.ru/article/2264/ (дата 12. обращения: 15.06.2014).

5. Захарова И.М. Структурно-функциональные и информационные особенности типологии осознанной саморегуляции деятельности: дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2005. 13.

6. Змеев С.И. Технология обучения взрослых. М., 2002.

7. Иноземцева А.Н. Влияние профессиональ- 14. ного самосознания студентов на формирование психологической готовности к профессиональной деятельности: дис. ... канд. психол. наук. М., 2002.

8. Конопкин O.A. Психологические механизмы 15. регуляции деятельности. М., 1980.

9. Миславский Ю.А. Природа и структура системы саморегуляции и активности личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1991.

Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции произвольной активности человека: автореф. дис. ... докт. психол. наук. М., 1995.

Осницкий А.К. Регуляция деятельности и направленность личности. М., 2007. Попова Т.В. Формирование мотивационной составляющей психической саморегуляции учебной деятельности студентов филологического университета: дис. ... канд. психол. наук. Владимир, 2002.

Прохоров A.O. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. М., 2005. Сытин Г.Н. Теоретико-методические основы словесно-образного эмоционально-волевого метода самоубеждения. URL: http:// sytin-gn.ru/metodsoevs.html.15 (дата обращения: 18.06.2014).

Хайрутдинова И.В. Формирование иноязычной коммуникативной деятельности руководителей внутренних дел: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2013.

E-mail: galapyrchenkova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.