Научная статья на тему 'Пути повышения эффективности формирования и реализации бюджетной политики Республики Татарстан'

Пути повышения эффективности формирования и реализации бюджетной политики Республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
467
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гайзатуллин Р. Р., Зарипов И. И.

Показана необходимость формирования и развития такой системы бюджетного устройства и организации бюджетного процесса, которая по-зволяла бы органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления проводить самостоятельную налогово-бюджетную политику в рамках зако-нодательно устанавливаемого разграничения полномочий и ответственности между органами власти разных уровней. Реализация системы призвана обеспе-чить оптимальное распределение финансовых ресурсов между уровнями бюд-жетной системы, сбалансированность бюджетов и развитие экономического потенциала каждого региона и страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути повышения эффективности формирования и реализации бюджетной политики Республики Татарстан»

УДК 316 052

Р. Р. Гайзатуллин, И. И. Зарипов ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Показана необходимость формирования и развития такой системы бюджетного устройства и организации бюджетного процесса, которая позволяла бы органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления проводить самостоятельную налогово-бюджетную политику в рамках законодательно устанавливаемого разграничения полномочий и ответственности между органами власти разных уровней. Реализация системы призвана обеспечить оптимальное распределение финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы, сбалансированность бюджетов и развитие экономического потенциала каждого региона и страны в целом.

Основу любого государства составляет социально-экономическая политика, связанная с распределением и перераспределением жизненных ценностей одних субъектов в пользу других, формированием и использованием государственных финансово-денежных ресурсов в целях финансирования выполнения задач, стоящих перед страной. Главное звено социально-экономической политики - финансовая политика, ядром которой является бюджетная политика, представляющая собой совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами законодательной (представительной) и исполнительной власти мер, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования в интересах граждан, общества и государства. Бюджетная политика охватывает политику в области доходов бюджета (фискальную политику), политику в области расходов бюджета, политику в области обеспечения сбалансированности бюджета и эффективного управления государственным и муниципальным долгом, политику в области межбюджетных отношений.

В этой связи совершенствование формирования и реализации бюджетной политики в рыночной экономике, повышение её эффективности, в том числе и решение проблемы поиска оптимальных путей формирования и реализации эффективной бюджетной политики Республики Татарстан, представляются актуальными. При этом следует учитывать, что мировой опыт не дает универсальных решений, каждая страна проводит свою национальную политику.

Проанализируем бюджетную политику на примере анализа доходов и расходов бюджета, а также сбалансированность бюджета на примере Республики Татарстан (табл. 1).

Как следует из данных табл. 1, структура бюджета на 85,73% состоит из налогов и других доходов, а 14,27% в ней составляют безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В частности к ним относятся субвенции бюджету Республики Татарстан на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, а также субсидии бюджету Республики Татарстан, например, на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного воспитания. В доходной части 60,78% приходится на на-

лог на прибыль организаций, зачисляемую в бюджет Республики Татарстан, и на доходы физических лиц.

Таблица 1 - Структура поступлений доходов в бюджет РТ в 2007 году [1]

Наименование статей доходов тыс. руб. % к итогу

Доходы. В том числе: 50 390 581,5 85,73

налоги на прибыль, доходы 30 627 782,7 60,78

налоги на товары, реализуемые на территории РФ 3 205 000,0 6,36

налоги на совокупный доход 1 145 000,0 2,27

налоги на имущество 4 632 000,0 9,19

налоги за пользование природными ресурсами 2 884 000,0 5,72

задолженность по обязательным платежам 5 000,0 0,01

доходы от использования имущества, находящегося в гос. и муниципальной собственности 938 552,8 1,86

платежи при пользовании природными ресурсами 259 692,0 0,52

доходы от оказания платных услуг 5 000,0 0,01

доходы от продажи матер. и нематериал. активов 40 000,0 0,085

штрафы, санкции, возмещение ущерба 3 000,0 0,005

прочие неналоговые доходы; 4 042 000,0 8,02

фонд безопасности дорожного движения 347 000,0 0,69

дорожный фонд Республики Татарстан 2 256 554,0 4,48

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 8 387 475,7 14,27

ВСЕГО ДОХОДОВ 58 778 057,2 100,0

Анализ структуры поступлений доходов в бюджет РТ в 2007 г. позволяет выявить наиболее значимые статьи формирования доходов (налог на прибыль организаций), и статьи по которым доходы минимальны (штрафы, санкции, возмещение ущерба), с целью выработки определенных решений по обеспечению эффективности формирования доходной части бюджета за счет продуманной налоговой политики.

Отличительной чертой межбюджетных отношений между Россией и Республикой Татарстан является использование в механизмах распределения межбюджетных трансфертов - стимулов для увеличения собственной доходной базы, повышения качества управления региональными финансами и совершенствования порядка финансирования инвестиционных трансфертов регионам. Дополнительные средства, предусмотренные в федеральном бюджете на 2007 год на оказание финансовой поддержки Республики Татарстан, составляют 20 386 819,2 тыс. руб. (32,80% от запланированных на 2007 год расходов), что позволит компенсировать выпадающие доходы бюджета республики.

Функциональная структура расходов бюджета Республики Татарстан по данным приложения к Закону РТ «О бюджете Республики Татарстан на 2007 год» представлена в табл. 2.

Таблица 2 -Функциональная структура расходов бюджета Республики Татарстан на 2GG? год [1]

Наименование статей расходов тыс. руб. % к итогу

Общегосударственные вопросы. В том числе: 3 243 871,9 5,22

обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора 407 544,8 12,56

фундаментальные исследования 147 251,0 4,54

поддержка научно-технической деятельности 29 893,0 0,92

субвенции на гранты в области науки, культуры, образования, науки и техники 25 509,0 0,78

обслуживание гос. и муниципального долга 745 000,0 22,97

резервные фонды 1 100 000,0 33,91

прикладные научные исследования и разработки 38 254,0 1,18

Целевые программы Республики Татарстан, в том числе «Образование», «Здравоохранение», «ЖКХ» 34 193 783,4 55,01

Программа жилищного строительства в рамках социальной ипотеки в Республике Татарстан на 2007 г 3 700 000,0 10,82

ФЦП «Развитие транспортного комплекса РТ 5 302 454,0 15,51

Проект «АПК» 4 442 648,2 12,99

Гос. поддержка малого предпринимательства 130 031,4 2,92

Фонд софинансирования социальных расходов 4 735 752,7 7,62

Национальная безопасность и оборона 693 739,6 14,65

Национальная экономика 944 855,3 19,95

Социальная политика 6 479 182,4 10,42

Межбюджетные трансферты 20 386 819,2 32,80

Субвенции местным бюджетам на выполнение передаваемых полномочий Республики Татарстан: 9 613 449,9 47,15

Всего расходов 62 158 863,3 100,00

Следует отметить, что расходная часть бюджета содержит приоритетные национальные проекты, на реализацию которых предусмотрено 34 193 783,4 тыс.рублей или 55,01% от общих расходов бюджета. Это такие целевые программы, как «Образование», «Здоровье», «АПК», «Доступное жилье» и др. Выросла в сравнении с предыдущими года-

ми расходная часть бюджета, связанная с фундаментальными исследованиями, до 4, 54% . Однако анализ доходной и расходной частей бюджета показал, что имеет место дефицит бюджета: расходная часть бюджета превышает доходную часть на 3380806,1 тыс. руб. (5,4% от величины расходов бюджета). Основным источником покрытия дефицита бюджета являются кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов в объеме 1968366,6 тыс. руб., что составляет 58,22% от всех источников финансирования дефицита бюджета Республики Татарстан (табл. 3).

Таблица 3 - Источники финансирования дефицита бюджета Республики Татарстан на 2007 год

Наименование источников тыс. руб.

Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов, указанные в валюте РФ Исполнение государственных и муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации Государственные гарантии субъектов РФ в валюте федерации Акции и иные формы участия в капитале, находящиеся в государственной и муниципальной собственности Увеличение остатков денежных средств бюджета РТ Уменьшение остатков средств бюджета РТ ВСЕГО источников финансирования 1 968 366,6 -43 900,7 43 900,7 200 000,0 -60 751717,6 61 925 057,8 3 380 806,1

Кроме перечисленных источников покрытия дефицита бюджета, следует искать резервы в повышении доходной части бюджета (см. табл. 1). Так, например, следует разрабатывать мероприятия и законодательно закреплять увеличение платежей за пользование природными ресурсами Республики Татарстан, которые на 2007 год составляют лишь

0,52% доходной части бюджета.

Совершенствование формирования и реализации бюджетной политики в республике возможно, с одной стороны, на основе глубокого понимания её современного состояния, а с другой - путем распространения лучшего отечественного и зарубежного опыта.

Вместе с тем в республике пока директивно проводится политика неполного использования бюджетного потенциала.

Очевидно, настало время разрабатывать и внедрять менее затратный механизм трансформации национальных сбережений в инвестиции. Модернизация формирования и реализации отечественной бюджетной политики в ближайшей и среднесрочной перспективе должна выражаться в продолжени изменения ориентиров всей финансовой политики и прежде всего самой бюджетной политики. В перспективе необходимо предусматривать политику бездефицитности бюджета, важнейшим внутренним условием которой является изменение принципов формирования регионального бюджета.

Формирование и реализация современной бюджетной политики не может происходить автоматически, для этого необходим новый специально разрабатываемый бюджетный

механизм и согласование функционирования его составляющих элементов, форм, методов, инструментов с целью повышения бюджетного потенциала, адекватного рыночной трансформации в регионе.

Эффективность межбюджетных отношений и финансового регулирования в регионе определяется прежде всего материально-финансовыми ресурсами, имеющимися в распоряжении региональных органов власти и органов власти муниципальных образований.

Можно говорить о том, что в республике существует ряд важных элементов системы межбюджетных отношений:

- фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) Республики Татарстан, который нацелен на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований в регионе;

- фонд компенсаций Республики Татарстан, средства которого используются на финансовое обеспечение передаваемых государственных полномочий данного субъекта федерации;

- фонд софинансирования социальных расходов Республики Татарстан, обеспечивающий долевое финансирование инвестиционных программ (проектов) развития общественной инфраструктуры муниципального значения;

- фонд реформирования муниципальных финансов, нацеленный на стимулирование активизации процессов финансового оздоровления, содействие реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса;

- фонды, средства которых используются на различные виды помощи, нацеленные на выполнение приоритетных национальных программ.

Литература

1. Закон РФ «О федеральном бюджете на 2007 год» от 19.12.2006., № 238-ФЗ

2. Горегляд, В. Бюджетная система и экономический потенциал страны / В. Горегляд// Вопросы экономики. - 2002. - №4. - С. 67-77.

© Р. Р. Гайзатуллин - канд. эконом. наук, министр финансов Республики Татарстан; И. И. Зарипов - соискатель каф. экономики КГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.