Научная статья на тему 'Пути повышения эффективности экологического образования на занятиях органической химии'

Пути повышения эффективности экологического образования на занятиях органической химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АЛКАНЫ / ALKANES / АЛЬДЕГИДЫ / ALDEHYDES / КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ / АЛКАЛОИДЫ / ALKALOIDS / CARBONIC ACIDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмина Г.В., Наренова С.М.

В статье авторы предлагают на занятиях по органической химии в таких темах, как алканы, альдегиды, карбоновые кислоты, алкалоиды, наряду с изучением строения, физических и химических свойств этих соединений рассматривать теоретический материал, дающий представление о вредоносности их воздействия на организм человека с точки зрения охраны здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF INCREASE OF EFFICIENCY OF ECOLOGICAL EDUCATION AT THE CLASSES OF ORGANIC CHEMISTRY

In the present article the authors offer for the organic chemistry classes in such subjects as: alkanes, aldehydes, carbonic acids, alkaloids, along with studying of a structure, physical and chemical properties of these connections to consider a theoretical material which reveals the idea about injuriousness of impact on a human body from the point of view of health protectio

Текст научной работы на тему «Пути повышения эффективности экологического образования на занятиях органической химии»

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

WAYS OF INCREASE OF EFFICIENCY OF ECOLOGICAL EDUCATION AT THE CLASSES OF ORGANIC CHEMISTRY

Г. В. Кузьмина, С. М. Наренова

В статье авторы предлагают на занятиях по органической химии в таких темах, как алканы, альдегиды, карбоновые кислоты, алкалоиды, наряду с изучением строения, физических и химических свойств этих соединений рассматривать теоретический материал, дающий представление о вредоносности их воздействия на организм человека с точки зрения охраны здоровья.

Ключевые слова: алканы, альдегиды, карбоновые кислоты, алкалоиды.

Необходимость экологизации всей системы обучения настоятельно требует пересмотра программ экологического воспитания. В настоящее время экологическое образование в вузах должно способствовать обеспечению подготовки высоконравственных людей, умеющих экологически грамотно мыслить и решать сложные практические проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Природоохранная подготовка должна способствовать развитию практических навыков и умений студентов, чтобы со временем стать активным пропагандистом экологических идей [1-2]. Известно, что основной особенностью экологического образования является междисциплинарный состав содержания [3]. Поэтому несмотря на то, что химические аспекты проблем окружающей среды составляют на сегодняшний день самостоятельный и очень важный раздел современной химии - химию экологическую [4], экологизация систем образования способствует проникновению идей, понятий и принципов экологии в структуру других дисциплин, а это значит, что получить экологические знания студенты могут при изучении любого раздела химии. Большими возможностями по внедрению в дисциплину вопросов экологических знаний обладает курс органической химии. Поэтому на занятиях по органической химии в таких темах как алканы, альдегиды, карбоновые кислоты, алкалоиды и т. д. наряду с изучением строения, физических и химических свойств этих соединений необходимо рассматривать теоретический материал, дающий представление о вредоносности воздействия на организм человека, прежде всего с точки зрения охраны здоровья. Особое внимание по вопросу экологического воспитания в курсе органической химии уделяется теме алканы и циклоалканы. К этой теме студенты самостоятельно готовят следующую информацию: токсичность спиртов, болезни, вызванные употреблением

G. V. Kuzmina, S. M. Narenova

In the present article the authors offer for the organic chemistry classes in such subjects as: alkanes, aldehydes, carbonic acids, alkaloids, along with studying of a structure, physical and chemical properties of these connections to consider a theoretical material which reveals the idea about injuriousness of impact on a human body from the point of view of health protection.

Keywords: alkanes, aldehydes, carbonic acids, alkaloids.

алкоголя, статистические данные вреда, наносимые человеку алкоголизмом. Имея данные о токсичности спиртов, студенты заполняют таблицу: «Физиологическое действие и токсичность спиртов» (табл. 1). На основании данных таблицы студенты делают первый вывод о губительном действии спиртов на человека. Второй вывод основывается на данных по заболеваемости в связи с употреблением алкоголя. Например, среди болезней, возникающих при употреблении алкоголя, можно выделить: снижение умственных способностей, ожирение, повреждение печени, болезни желудочно-кишечного тракта, аллергические проявления. Третий вывод студенты строят на основании статистических данных. Например, если прибегнуть к статистике по поводу употребления алкоголя, то он является причиной:

• рождения неполноценного и маложизненного потомства;

• снижения производительности труда в 9 случаях из 10;

• снижение средней продолжительности жизни на 20 лет;

• 30% всех случаев смерти от пожаров, 30% от утопления, 54% от травмы;

• 50% случаев дорожных происшествий [5].

Продолжить рассмотрение опасного влияния на человека спиртов можно в темах «Альдегиды», «Кетоны», «Карбоновые кислоты», исходя из того, что альдегиды и кетоны представляют собой как бы промежуточное соединение между спиртами и карбоновыми кислотами: восстановление приводит к спиртам, а окисление к карбоно-вым кислотам. Аналогичные процессы протекают и в организме человека в результате употребления спиртов, а данный процесс относится к вредному воздействию и приводит к ряду физиологических отклонений [6-7].

Таблица 1

Физиологическое действие и токсичность спиртов

№ Название спирта Токсичность Действие на организм человека

1 Метиловый Сильный яд нервного и сосудистого действия Вызывает поражение органов зрения. В больших дозах (30 г и более) вызывает смерть

2 Этиловый Обладает токсическим эффектом Резкое угнетение ЦНС, разрушение мозговой оболочки. Оказывает эмбриотоксическое и тератогенное действие

3 Изопропиловый По своему токсическому воздействию напоминает этанол Угнетение ЦНС, поражает внутренние органы. В высокой концентрации приводит к коме, конвульсиям и летальному исходу (около 3—4 г/кг)

4 Амиловый Вызывает острое отравление В больших количествах при приеме внутрь — потеря сознания, тяжелая кома и смерть. Пары оказывают сильное раздражающее действие на глаза и верхние дыхательные пути

5 Этиленгликоль Очень токсичен При пероральном попадании в организм поражает ЦНС и почки, вызывает гемолиз эритроцитов, обладает мутагенным действием

Итак, в представленных выше темах для изучения: ал-каны, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты - студенты подробно знакомятся с наиболее распространенным видом наркомании - алкоголизмом. Но список веществ, способных вызвать наркоманию, велик и отдельные виды представляют еще большую угрозу для человечества, чем алкоголизм. Поэтому при изучении темы «Алкалоиды» студентам в качестве подготовки самостоятельной работы под руководством преподавателя (СРОП) даются следующие задания:

1. Опишите все виды наркомании. Дайте краткую характеристику.

2. Составте таблицу: «Распространенные виды наркомании» (табл. 2).

3. Представьте список болезненных воздействий наркотика на организм.

4. Объясните, в чем основные причины возникновения и распространения наркомании.

5. Расскажите, как борются с наркотиками в Казахстане.

6. Сделайте обобщение методов борьбы с наркотиками на международном уровне.

Занятия СРОП начинаются с того, что студенты дают характеристику наркомании и токсикомании, опираясь на теоретические знания лекционного курса и материалов проработанных источников литературы. Они характеризуют наркоманию и токсикоманию как явление, связанное с употреблением биологически активных соединений - алкалоидов, обладающих наркотическим действием. И легко-

летучих органических растворителей в случае токсикомании [8]. Далее студенты рассказывают о наиболее распространенных видах наркомании. Сюда они относят:

1. Токсикоманию (употребление лекарственных препаратов, не рассматриваемых в качестве наркотиков, химических и растительных веществ).

2. Алкоголизм (пристрастие к напиткам, содержащим этиловый спирт).

3. Табакокурение (пристрастие к никотину) и употребление препаратов конопли (гашиш, марихуана).

4. Употребление психоактивных веществ алкалоидов мака (опий, морфин, героин), коки (кокаин).

К болезненным воздействиям наркотика на организм студенты относят прежде всего хроническое отравление организма наркотиками. Организм становится ослабленным, нарушается обмен веществ, изменяются нормальные функции внутренних органов. Когда наркоман хочет бросить принимать наркотики, у него появляются резкие перепады настроения, страх и бессонница. Даже при регулярном приеме необходимых доз наркотика состояние наркомана сильно ухудшается.

Одним из самых важных моментов занятия является рассмотрение причин возникновения и распространения наркомании. Студенты совместно с преподавателем составляют список:

1. Психологические причины - стремление к снижению напряжения и чувства тревоги, к бегству от проблем, связанных с действительностью. Сюда можно также отнести удовольствие. При принятии наркотика появляются

Таблица 2

Распространенные виды наркомании

№ Вид наркомании Краткая характеристика

1 Токсикомания Употребление лекарственных препаратов, не рассматриваемых в качестве наркотиков, химических и растительных веществ

2 Алкоголизм Пристрастие к напиткам, содержащим этиловый спирт)

3 Табакокурение Пристрастие к никотину и употребление препаратов конопли (гашиш, марихуана)

4 Употребление психотропных веществ Употребление алкалоидов мака (опий, морфин, героин), коки (кокаин)

приятные ощущения. Релаксация, мистическая эйфория. Любопытство в отношении наркотиков заставляет некоторых людей начать принимать наркотики.

2. Социальные причины - если использование того или иного наркотика принято в группе, где чаще всего бывает человек, он чаще всего чувствует необходимость применять этот наркотик, чтобы показать свою принадлежность к этой группе;

3. Экономические причины - достаток и досуг могут привести к скуке и потере интереса к жизни, и стимулирующим эффектом в этом случае могут стать наркотики [5].

Не менее важна информация студентов об ответственности, которую несет человек в Казахстане и за рубежом за употребление наркотиков. По мнению Алише-вой [5] - это реальный шаг в сторону пресечения распространения наркотиков, борьбы с наркоманией и алкоголизмом. Например, в сообщениях студентов фигурируют следующие факты:

1. Борьба с наркоманией в Казахстане ведется очень активно, для этого проводятся различные мероприятия по профилактикн зависимости. Сюда относятся акции, программы, спортивные мероприятия, концерты. Функционируют по всему Казахстану ряд социальных программ - видеоролики, плакаты, баннеры, листовки и флаеры.

2. Важным документом в осуществлении искоренения наркомании в Казахстане является стратегия борьбы с наркоманией и наркобизнесом на 2006-2014 гг.

3. Борьба с наркотиками на международном уровне - это соглашения, которые предусматривают применение совместных мер против незаконного оборота наркотиков, а также мер профилактики наркомании.

4. В различных странах предусматриваются очень строгие наказания: в США - от 5 до 20 лет тюремного заключения, в Мексике - 5 лет, в Индии - 4 года, в Турции -пожизненное заключение или смертный приговор.

5. Почти во всех странах запрещается реклама наркотиков, а также ограничивается их производство и распространение.

Обязательное проведение антинаркотического воспитания среди студентов педагогических вузов необходимо и, как правило, имеет продолжение во время прохождения педагогической практики. Только теперь в роли пропагандиста антинаркотического образа жизни выступают студенты, имеющие определенный багаж этих знаний. Цель антинаркотического воспитания в школе созвучна с вузовской программой. Сюда входит развитие антинаркотических установок, обеспечивающих реализацию поведения в рамках здорового образа жизни. Для этого используются различные формы просвещения, конечно, прежде всего отвечающие возрастным особенностям. На педагогической практике в методическом арсенале антинаркотического воспитания школьников студенты чаще всего используют такие виды внеклассной работы, как классные часы, индивидуальные и групповые беседы, выступление врачей наркологических диспансеров по следующей тематике:

1. Воздействие алкоголя, наркотиков, табака на здоровье человека.

2. Здоровый образ жизни.

3. Алкоголизм, наркомания - проблема социальная и экономическая.

4. Вредным привычкам - нет!

5. Как и почему люди становятся рабами наркотиков [9-11].

Проведение такой работы на современном этапе обучения актуально, поскольку в настоящее время, по мнению ведущих медицинских работников, распространение наркомании для настоящих и будущих поколений имеет очень большую опасность [12].

На текущий момент известно множество органических соединений, получивших название канцерогенных веществ, выступающих как причина злокачественных опухолей. Канцерогенными соединениями органического происхождения являются:

• каменноугольная сажа, каменноугольный деготь;

• газы от перегонки каменного угля, масла;

• ароматические амины и амиды, парафины, пек, горчичный газ, иприт, бензол, афлатоксины;

• продукты жизнедеятельности растений и грибов.

В настоящее время доподлинно известно:

• химические канцерогены необратимо реагируют с ДНК и РНК клетки;

• большинство профессиональных видов рака возникают после длительного воздействия канцерогенных факторов. Латентный период исчисляется годами, нередко десятками лет.

В профилактику раковых заболеваний, прежде всего, входит антинаркотическая пропаганда:

1. Если бросить курить, вероятность появления раковой опухоли в легких снизится на 90%. Кроме того, значительно повышаются шансы на жизнь без рака губы, языка, печени и еще десятка других органов.

Курение - доказанный фактор риска развития рака мочевого пузыря. На развитие раковых опухолей влияют не только канцерогены из табачного дыма, но и никотин -он увеличивает вероятность развития рака груди. Бросив курить, придется отказаться еще и от заменителей сигареты - пластырей или жвачки. Сигареты без табака и никотина тоже дают канцерогенный эффект. Воздействие их дыма приводит к двойным разрывам ДНК - как при курении табака.

2. Откажитесь от алкоголя. Даже снижение крепости потребляемого алкоголя уменьшит риск заболевания раком печени, пищевода, полости рта, горла и других отделов пищеварительного тракта как минимум наполовину.

3. Если не пить спиртное и в подростковом возрасте, риск возникновения новообразований в груди у женщин снижается от 3 до 5,5 раз - а ведь они способны перерождаться и в раковые опухоли.

4. Отказ от алкоголя в более зрелом возрасте уменьшает риск рака молочной железы на 25%.

5. Отказавшиеся от алкоголя мужчины страдают раком простаты реже на 60% и более.

К профилактике рака при потреблении пищи можно отнести:

1. Отказ от сладкого и копченого. Замена колбасы, сосисок, бекона и других мясопродуктов в рационе на обычное нежирное мясо сокращает риск рака кишечника на 20%. Снижение потребления переработанного мяса до 70 г в неделю уже позволяет уменьшить риск возникновения рака на 10%.

2. Не менее 3 раз в неделю в меню включать морскую рыбу. При непереносимости рыбных блюд принимать рыбий жир в капсулах. В пищу употреблять больше соевых продуктов, стараясь заменять ими мясные блюда. Соевые бобы содержат натуральные растительные эстрогены, которые, поступив в клетки организма, делают невозможным проникновение в них тех форм эстрогенов, которые вызывают рак молочной железы.

3. В день выпивать не менее 3 чашек зеленого чая (в стакане зеленого чая в 2 раза меньше кофеина, чем в чашке кофе). Зеленый чай содержит антиоксиданты и полифенолы. Эти вещества снижают вред, который наносят организму свободные радикалы.

4. Еду готовить на нерафинированном растительном масле. Потребление жиров (сливочного масла, маргарина) уменьшать: суточная потребность всего 80-100 г.

5. Рацион, богатый жирами животного происхождения, повышает вероятность возникновения онкологических патологий.

6. В ежедневном рационе отдавать предпочтение пище, богатой клетчаткой: фруктам, овощам, хлебу с добавлением отрубей и других зерновых продуктов.

7. В рацион как можно чаще добавлять зелень, чеснок, репчатый лук, лук-порей. Немецкие ученые обнаружили в укропе, розмарине и луке вещества, отлично защищающие женскую грудь от рака. Они настоятельно рекомендуют приправлять этой зеленью готовые блюда ежедневно.

8. Противоопухолевым действием обладают и многие дикорастущие травы - сныть, подорожник и борщевик. Их можно использовать в любых видах: свежем, замороженном или засушенном.

9. Следить за весом. Лишние килограммы в 15-20% случаев приводят к развитию раковых опухолей.

10. Правильно загорать. Не выходить на пляж с 11:00 до 16:00. Обязательно защищать кожу специальными солнцезащитными средствами.

Основной теоретический материал о химических свойствах канцерогенных веществ студенты получают в лекционном курсе. Практически эти знания закрепляются на лабораторных работах. Сюда включаются следующие вопросы для изучения:

1. Малоотходные и безотходные производства.

2. Работа очистных сооружений.

На занятиях СРОП разбираются вопросы профилактики раковых заболеваний, демонстрируются групповые и индивидуальные презентации на темы:

1. Основные пути снижения канцерогенов в окружающей среде.

2. Что является источником канцерогенов.

3. Продукты питания, содержащие канцерогены.

Знания, полученные студентами на занятиях по данным темам, широко используются также во время педагогической практики, в процессе проведения недели химии.

Таким образом, работа по экологическому воспитанию всегда должна быть в центре внимания каждого преподавателя. Ее правильная организация и проведение позволит сформировать у студентов экологическое мировоззрение.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Завадская Л. Н. О некоторых аспектах повышения эффективности экологического образования студентов в вузе // Сохранение окружающей среды - важная проблема современности: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. Орел,

2005. С.171-172.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 1996. С. 72-84.

3. Моисеев Н. Н. Экология и образование. М.: ЮНИСАМ, 1996. 190 с.

4. Тимофеева Т. Г., Байбатыров Е. Н, Капасова Р. К. Экологическое воспитание студентов в процессе изучения неорганической химии // Экологическое обучение и воспитание в системе народного образования: сб. материалов Межгос. науч.-пед. и метод. конф. Джамбул, 1992. С. 15-16.

5. Алишева К. А. Экология: учебник. Алматы: HAS,

2006. 304 с.

6. Несмеянов А. Н., Несмеянов Н. А. Начала органической химии. М.: Химия, 1974. 624 с.

7. Ким А. М. Органическая химия. Новосибирск: Сибирское издательство, 2002. 972 с.

8. Пак Л. А. Экологическое воспитание при изучении классов органических соединений в курсе органической химии // Экологическое обучение и воспитание в системе народного образования: сб. материалов Межгос. науч.-пед. и метод. конф. Джамбул, 1992. С. 43-45.

9. Лаптий Н. Б. Антинаркотическое воспитание в школе [Электронный ресурс]. URL: http:// vtorajashkola.narod.ru/opit/laptiy.htm (дата обращения 29.07.2013).

10. Макеева А. Г. Как и почему люди становятся рабами наркотиков // Биология в школе. 2004. № 2. С.17-23.

11. Павлова Е. А., Носкова Н. В. Вредным привычкам - нет! // Биология в школе. 2003. № 2. С. 59-62.

12. Терещенко И. В., Перловая М. А., Гладенко В. П. Организация антинаркотического воспитания учащихся МОУ СОШ № 12 через формирование ценностно-смысловых представлений школьников о преимуществе здорового образа жизни [Электронный ресурс]. URL: http://scool212007.narod. ru/pedopit.htm (дата обращения 29.07.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.