Научная статья на тему 'ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ'

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
эффективность / затраты на производства / доход / товар / услуга / потребность / efficiency / production costs / income / product / service / need

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жоодарбек Кызы А., Мавлянова А.Ш., Калыкова А.М.

Предприятие не может быть эффективным, если оно неконкурентоспособно. Таким образом, в рыночной среде, термины «Эффективность предприятия» и «Конкурентоспособность предприятия» являются синонимами. Но, в настоящее время, не существует единых критериев как «конкурентоспособности», так и «эффективности» предприятия и многое определяется той концепцией, которая принимается при рассмотрении данного вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жоодарбек Кызы А., Мавлянова А.Ш., Калыкова А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO IMPROVE THE EFFICIENCY OF THE ENTERPRISE

Enterprise cannot be effective if it is uncompetitive. Thus, in a market environment, the terms "Enterprise Efficiency" and "Enterprise competitiveness" are synonymous. But, currently, there are no uniform criteria for both "competitiveness" and "efficiency" of an enterprise and much is determined by the concept that is adopted when considering this issue.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ»

УДК 331.08 Жоодарбек кызы А., Мавлянова А.Ш., Калыкова А.М.

Жоодарбек кызы А.

магистрант кафедры менеджмента и маркетинга Ошский государственный университет (г. Ош, Кыргызстан)

Мавлянова А.Ш.

магистрант кафедры менеджмента и маркетинга Ошский государственный университет (г. Ош, Кыргызстан)

Калыкова А.М.

магистрант кафедры менеджмента и маркетинга Ошский государственный университет (г. Ош, Кыргызстан)

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация: предприятие не может быть эффективным, если оно неконкурентоспособно. Таким образом, в рыночной среде, термины «Эффективность предприятия» и «Конкурентоспособность предприятия» являются синонимами. Но, в настоящее время, не существует единых критериев как «конкурентоспособности», так и «эффективности» предприятия и многое определяется той концепцией, которая принимается при рассмотрении данного вопроса.

Ключевые слова: эффективность, затраты на производства, доход, товар, услуга, потребность.

Пути повышения эффективности должны рассматриваться комплексно. Повышение эффективности деятельности только в одном направлении может

вообще не дать никакого положительного эффекта, так как расширившиеся в одном месте возможности, могут тут же упереться в другое узкое место предприятия.

Основной источник денежных накоплений предприятий - выручка от реализации продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию этой продукции. Поэтому важная задача хозяйственного субъекта - получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.

Затраты на производство и реализацию продукции определяют уровень и структуру ее себестоимости. Количественно в структуре цены она занимает значительный удельный вес, поэтому снижение себестоимости очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях. Отсюда рост прибыли, который является основным показателем безубыточной работы предприятия, зависит прежде всего от снижения затрат на производство продукции, а также от увеличения объема реализованной продукции, при этом должны производиться такие изделия и товары, которые отвечают требованиям потребителей и пользуются большим спросом.

Имеет значение также и сокращение накладных расходов по обслуживанию и управлению производством, которому способствует рост объемов производства за счет реконструкции и технического перевооружения предприятий, улучшение, использование основных фондов, а также уменьшение численности административно-управленческого персонала и вспомогательных рабочих за счет совершенствования управления и обслуживания производства.

Наряду с перечисленными внутренними факторами на изменение себестоимости могут оказывать влияние и внешние факторы (централизованное изменение цен и тарифов на топливо и энергию, норм амортизации, ставок зарплаты и т.п.). Все перечисленные технико-экономические факторы используют при планировании снижения себестоимости. В настоящее время

снижение себестоимости должно стать главным условием роста прибыльности и рентабельности производства. Дело в том, что развитие производства за счет экономии ресурсов на данном этапе намного дешевле, чем разработка новых месторождений и вовлечение в производство новых ресурсов.

Не менее важными факторами, влияющие на величину доходности предприятия, является изменение объема и рентабельности производства. Чем больше объем реализации, в конечном счете, тем больше прибыли получит предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли от этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональная

Падение объема производства при нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли. Отсюда вывод о необходимости принятия неотложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе технического его обновления и повышения эффективности производства. В свою очередь, совершенствование расчетно-платежных отношений между предприятиями будет способствовать улучшению условий реализации продукции, а, следовательно, росту прибыли.

Эффективность производства может повышаться даже при сокращении объема реализации, но это возможно только в том случае, если качество продукции растет более быстрыми темпами, чем темпы снижения объема выпуска и реализации продукции. Улучшение качества производимой продукции можно добиться за счет многих факторов, таких как техническое совершенствование производства, проведение работ по модернизации и т.д.

Очевидно, что качество продукции определяет уровень цен на предприятии, что в значительной степени влияет на величину прибыли. При росте затрат на производство продукции и снижении объемов ее выпуска прибыль может расти вследствие постоянно повышающихся цен.

Повышение эффективности производства возможно за счет рационального использования на предприятии основных средств. Улучшение

использования основных средств отражается на финансовых результатах работы предприятия за счет:

- увеличения выпуска продукции.

- снижения себестоимости.

- улучшения качества продукции.

- снижения налога на имущество.

- увеличение балансовой стоимости.

Пути улучшения использования основных средств зависят от конкретных условий, сложившихся на предприятии. В общем плане эта цель может быть достигнута за счет внедрения новой техники и технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, проведение грамотной воспроизводственной политики, своевременного и качественного ремонта, ликвидации излишнего оборудования и др.

Предприятие также может сдать часть своего имущества, включая помещения, сооружения, оборудование и т.д., в аренду на более или менее длительный срок. Сдача имущества в аренду может принять в результате, форму аренды с последующим выкупом. В итоге предприятие получает доход, увеличивающий внереализационные доходы и валовую прибыль.

Из этого перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек производства, на улучшение качества продукции, на более эффективное использование всех факторов производства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Жердева О.Ю. Влияние рисков на эффективность управления производственной деятельностью / О.Ю. Жердева // Синергия Наук. 2017. № 15. С. 169-175;

2. Зайончик Л.Л. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие / Л.Л. Зайончик. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. - 148 с;

3. Зайончик Л.Л. Повышение экономической эффективности деятельности предприятия на основе анализа хозяйственной деятельности / Л.Л. Зайончик // Научно-аналитический экономический журнал. 2017. № 6 (17). С. 2

Joodarbek kyzy A., Mavlyanova A.Sh, Kalykova A.M.

Joodarbek kyzy A.

Osh State University (Osh, Kyrgyzstan)

Mavlyanova A.Sh

Osh State University (Osh, Kyrgyzstan)

Kalykova A.M.

Osh State University (Osh, Kyrgyzstan)

WAYS TO IMPROVE THE EFFICIENCY OF THE ENTERPRISE

Abstract: enterprise cannot be effective if it is uncompetitive. Thus, in a market environment, the terms "Enterprise Efficiency" and "Enterprise competitiveness" are synonymous. But, currently, there are no uniform criteria for both "competitiveness" and "efficiency" of an enterprise and much is determined by the concept that is adopted when considering this issue.

Keywords: efficiency, production costs, income, product, service, need.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.