Научная статья на тему 'Пути оптимизации владения боевыми приемами борьбы сотрудниками-женщинами в практических органах МВД России'

Пути оптимизации владения боевыми приемами борьбы сотрудниками-женщинами в практических органах МВД России Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
123
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути оптимизации владения боевыми приемами борьбы сотрудниками-женщинами в практических органах МВД России»

3. Солоухин, В. Лирические повести / В. Солоухин. - М. : Современник, 1961.

4. Алексеев, М. Избранное / М. Алексеев. - М. : Худож. лит., 1967.

5. Смирнов, В. Повесть в новеллах и эволюция очерка / В. Смирнов // Волга. - 1966. - № 1.

6. Хализев, В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. - М. : Высш. школа, 1999.

7. Журавлева, А. А. Писатели-прозаики в годы Великой Отечественной войны: Героический пафос прозы военных лет / А. А. Журавлева. - М. : Просвещение, 1978. - 127 с.

8. Коваленко, А. Г. Жанры современной прозы / А. Г. Коваленко. - М. : Изд-во Ун-та Дружбы Народов, 1988. - 175 с.

9. Аверинцев, С. С. Притча / С. С. Аверинцев // Лит. энциклопедический словарь. - М., 1987.

10. Федоров Вл. Песни Чистого Колодезя : лирические повести / Вл. Федоров. - М. : Моск. рабочий,1986.- 304 с.

11. Барт, Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Р. Барт. - М., 1994.

12. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. - М., 1963.

13. Каргашин, И. А. Сказ в русской литературе : вопросы теории и истории / И. А. Каргашин. - Калуга, 1996.

14. Эйхенбаум, Б. М. О прозе / Б. М. Эйхенбаум. - М. : Худож. литература, 1969.

15. Казаркин, А. П. Поэтика современного лирического рассказа (проблема автора) : авто-реф. дисс. ... канд. филолог. наук / А. П. Казаркин. - Томск, 1974. - 21с.

16. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики / М. М. Бахтин. - М., 1975.

ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ВЛАДЕНИЯ БОЕВЫМИ

ПРИЕМАМИ БОРЬБЫ СОТРУДНИКАМИ-ЖЕНЩИНАМИ В ПРАКТИЧЕСКИХ ОРГАНАХ

МВД РОССИИ

Сложная криминогенная обстановка в нашей стране, постоянно растущее количество тяжких и особо тяжких преступлений обязывают государственные и правоохранительные органы коренным образом перестраивать свою деятельность для того, чтобы нормализовать ситуацию в обществе. При решении оперативно-служебных задач сотрудникам милиции приходится вступать в физическое противоборство с правонарушителями, при этом их силовое задержание происходит в различных ситуациях. В ряде случаев отмечается тот факт, что при задержании правонарушителей сотрудники милиции из-за неумелых действий не выполняли поставленные задачи и при этом получали увечья, ранения и даже погибали.

Особое значение это имеет для сотрудников-женщин, количество которых за последние годы значительно увеличилось на службе в органах внутренних дел России.

Анализ практического опыта деятельности

а.и. ткаченко,

кандидат педагогических наук (БелЮИ МВД РФ ) ;

ю.в. муханов

(БелЮИ МВД РФ)

органов внутренних дел свидетельствует о том, что уровень подготовленности сотрудников-женщин не отвечает требованиям, предъявляемым практикой служебной деятельности.

Следует отметить, что если ранее сотрудники-женщины ОВД России в основном занимали должности в паспортно-визовой службе, были инспекторами по делам несовершеннолетних, работали в женских исправительно-трудовых учреждениях, то в последнее время спектр их деятельности значительно расширился. Они несут службу в таких подразделениях, как уголовный розыск, следственные подразделения, отделения (отделы) дознания, ГИБДД и др. Как и мужчин, их привлекают для несения службы по усиленному варианту, патрульно-постовой службе, охране режимных объектов. Следовательно, и к ним предъявляются такие же требования и ставятся такие же задачи, как и перед сотрудниками-мужчинами [1,2].

С целью определения уровня владения боевыми приемами борьбы сотрудниками-женщинами нами были проведены исследования в различных подразделениях ОВД (анкетирование и беседы с сотрудниками-женщинами, начальниками отделов и т.п.). Рассматривались условия и определялся перечень приемов и действий, применяемых сотрудниками-женщинами ОВД в их служебной деятельности.

В исследовании принимали участие 126 сотрудников-женщин различных служб и подразделений ОВД городов Москвы и Белгорода (в возрасте от 23 до 45 лет): уголовный розыск, следственные подразделения, отделения (отделы) дознания, ГИБДД и др. - 79% ответили, что не смогут продемонстрировать боевые приемы борьбы; 18,1% - могут продемонстрировать, но не уверены, что смогут применить приемы на практике, и только 3,2% опрашиваемых ответили, что способны применить и применяли приемы в реальной обстановке.

Сотрудники различных служб были представлены в следующем соотношении: уголовный розыск - 7%; следствие - 20%; дознание - 15,5%; участковые инспектора

- 3,5%; вневедомственная охрана - 3%; паспортно-визовая служба - 27%; инспектора по делам несовершеннолетних - 24%.

Стаж работы в ОВД у обследованных респондентов составил: менее 3-х лет

- 32,5%; от 3-х до 5-ти лет - 30%; от 6-ти до 10-ти лет - 22%; более 10-ти лет - 16%.

Из данного контингента 59% сотрудников ОВД имеют высшее образование, 13,7% -незаконченное высшее, 27,3% - среднее и средне специальное.

Сотрудникам-женщинам, участвовавшим в нашем исследовании, было предложено определить, в какой степени они должны владеть боевыми приемами борьбы. В результате обработки данных мы получили следующие ответы: 3% считают, что на «отлично»; 29% - на «хорошо»; остальные 68% считают, что достаточно владеть боевыми приемами борьбы на оценку «удовлетворительно».

Из данных анкеты мы выяснили, что 35% опрошенных вообще не изучали боевых приемов борьбы. В основном это сотрудники, которые не заканчивали специализированных учебных заведений МВД.

Выяснилось также, что сотрудникам-женщинам не удается поддерживать и тем более увеличивать уровень специальной и общей

физической подготовки, так как к вопросу о проведении физической подготовки во многих подразделениях ОВД подходят формально.

Не секрет, что женщины проигрывают мужчинам в силе, поэтому необходимо обучать их тактически правильно проявлять такие физические качества, как быстрота, ловкость и гибкость.

Следует отметить, что сотрудники-женщины, участвовавшие в анкетировании, выделили из предлагаемых в нашей анкете боевые приемы борьбы, как наиболее для них эффективные и оптимальные при действиях против правонарушителя, такие как: броски, удары, защиты от ударов, болевые приемы задержания.

При определении оптимального количества боевых приемов борьбы для женщин респонденты отметили, что достаточно владеть в совершенстве 3-5 приемами из каждого раздела боевых приемов борьбы, перечисленных выше.

Далее при определении наиболее эффективных для сотрудников-женщин бросков, респонденты отметили следующие приемы: задняя подножка, бросок через бедро, бросок с захватом руки на плечо и бросок через голову.

Определяя оптимальное количество эффективных ударов, опрашиваемым необходимо было указать направление и какой поверхностью руки или ноги наносится удар. В результате были выбраны следующие технические действия:

Удары руками:

- по направлению - прямо, сбоку, снизу, сверху, наотмашь;

- ударная поверхность - основанием ладони, мышечной частью кулака, локтем;

Удары ногами:

- по направлению - прямо, сбоку, снизу;

- ударная поверхность - коленом, подъемом стопы, пяткой.

Как наиболее оптимальную и эффективную для себя защиту сотрудники-женщины определили отбивы, уклоны, нырки и перемещения.

Из болевых приемов задержания они выделили загиб руки за спину толчком, рычаг руки наружу и рычаг руки внутрь.

Таким образом, боевые приемы борьбы, которые необходимо использовать женщинам-сотрудникам ОВД при противоборстве с правонарушителями, должны быть надежными и доступными для освоения.

Литература

1. Кливоденко, В. И. Боевая и физическая подготовка / В.И. Кливоденко. - Волгоград : ВА МВД

России, 2001.

2. Кустов, А. Н. Организация физической подготовки в органах внутренних дел : учебно-

методическое пособие / А.Н. Кустов, В.М. Миленин. - М. : ЦС «Динамо», 1990.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРАВМАТИЗМА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКЕ

В практике проведения занятий нередко встречаются случаи тяжелого травматизма, приводящие иногда к гибели занимающихся. Случаи утопления в бассейне, травмы позвоночника или суставов, обморожения и замерзания, нанесение тяжелых травм головы и тела - вот неполный перечень травматизма и смертельных случаев, которые возможны при неправильной организации занятий и отсутствии мер безопасности.

Не случайно в последнее время Министерство внутренних дел России выпустило большое количество приказов, инструктивных писем и других руководящих документов, в которых указывается на необходимость качественного улучшения боевой подготовки рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

Физическая подготовка как составная часть боевой подготовки представляет собой систему мероприятий, направленных на усвоение личным составом теоретических знаний, привитие им умений и навыков, необходимых при выполнении оперативно-служебных задач.

Отсутствие достаточной материальной базы, недостаточный объем необходимой литературы, слабая подготовка инструкторов по спорту, преподавателей и тренеров, судей соревнований, пренебрежение или, что еще страшней, незнание элементарных правил безопасности, необходимых требований для проведения учебных занятий, тренировок и соревнований являются факторами, увеличивающими статистические данные о числе травмированных сотрудников ОВД. К сожалению, факты травматизма встречаются и на соревнованиях достаточно высокого уровня.

Несмотря на самые тщательные меры предосторожности, на занятиях по физичес-

а.в. апальков

_(БелЮИ МВД РФ)

кой подготовке, а также на соревнованиях возможны те или иные травмы. Спортивные травмы по статистике составляют примерно 3% от всех видов травматизма. Борьба с травматизмом слагается из соблюдения мер безопасности, профилактики травматизма и лечения лиц, получивших травмы. В профилактике спортивного травматизма должны участвовать преподаватели и тренеры по отдельным видам спорта.

Для этого необходимо знать причины, способствующие возникновению травматизма:

- недочеты в организации занятий и соревнований;

- неправильная методика проведения учебных занятий, тренировок и соревнований;

- неудовлетворительное состояние мест занятий, оборудования, инвентаря и несоответствие одежды и обуви занимающихся;

- неблагоприятные метеорологические и санитарно-гигиенические условия;

- нарушение требований врачебного контроля;

- недисциплинированность занимающихся;

- физическое состояние спортсмена (внутренние факторы).

Наиболее часто травмы случаются на учебных занятиях при изучении программного материала. Как правило, они составляют более 50% всех травм.

Одной из основных причин возникновения травматизма являются ошибки в методике проведения занятий. Эти травмы обусловлены главным образом тем, что преподаватели физической подготовки при обучении занимающихся не всегда выполняют важнейшие принципы тренировки: регулярность занятий; постепенность увеличения сложности упражнений, объема и интенсивности нагрузок; учет индивидуальных особенностей занимающихся. Недостаточная разминка, форсированная тренировка, применение в конце

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.