ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
DOI: 10.23888/humJ202412294-106
ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
WAYS TO OPTIMIZE THE LEARNING PROCESS AT A MEDICAL UNIVERSITY
Дементьев А. А., Цурган А. М., Жолудова А. Н., Полякова О. В., Соловьев Д. А.
Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова, Рязань, Российская Федерация
Аннотация:
Статья посвящена организационным и гигиеническим особенностям проектирования учебного процесса в медицинском вузе на базе субъективных оценок студентов различных факультетов. Изучались трудность освоения учебных дисциплин, длительность самоподготовки, требования к преподавателю, удовлетворенность расписанием лекций и практических занятий и т. д. Проведенный анализ позволил разработать комплекс практических рекомендаций. Для оптимизации аудиторной учебной деятельности необходимо учитывать трудность изучаемых дисциплин и соотносить её с физиологическими закономерностями динамики дневной и недельной работоспособности обучающихся, шире использовать современные педагогические технологии, способствующие развитию
Dementiev A. А., Tsurkan A. M., Zholudova A. N., Polyakova O. V., Solovyov D. A.
Ryazan State Medical University, Ryazan, Russian Federation
Abstract:
The article is devoted to the organizational and hygienic features of the design of the educational process at a medical university based on the subjective assessments of students of various faculties. The difficulty of mastering academic disciplines, the duration of self-study, teacher requirements, satisfaction with the schedule of lectures and practical classes, etc., were studied. The analysis made it possible to develop a set of practical recommendations. To optimize classroom learning activities, it is necessary to take into account the difficulty of the studied disciplines and correlate it with the physiological patterns of the dynamics of daily and weekly performance of students, to make greater use of modern pedagogical technologies that contribute to the development of communication and predictive skills. To increase the effectiveness of
коммуникативных и прогностических навыков. Для повышения эффективности самостоятельной подготовки студентов следует активнее использовать решение кейс-задач и проектную деятельность с применением онлайн-технологий, популяризировать индивидуальные психологические консультации и тренинги внутригрупповой саморегуляции, технологии по управлению стрессом и достижению успеха для обеспечения психологического благополучия студентов в период сессии.
students' independent training, it is necessary to actively use the solution of case problems and project activities using online technologies, to promote individual psychological consultations and trainings for intra-group self-regulation, stress management and success technologies to ensure the psychological well-being of students during the session.
Ключевые слова:
Keywords:
учебный процесс; трудности освоения учебных дисциплин; длительность самоподготовки; требования к преподавателю; удовлетворенность расписанием лекций и практических занятий; состояние студентов в период сдачи зачетов и экзаменов; самооценка здоровья
educational process; difficulties in mastering academic disciplines; duration of self-training; teacher requirements; satisfaction with the schedule of lectures and practical classes; students' condition during the period of tests and exams; self-assessment of health
Актуальность
В современном информационном обществе высшее образование рассматривается в качестве одного из ведущих факторов социально-экономического прогресса. При этом наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию инновационных решений [1, 2]. Самостоятельная работа при освоении учебных программ высшего образования лежит в основе развития готовности студентов к самообразовательной деятельности [3].
Успешность обучения студентов медицинских вузов определяется такими внутренними факторами, как тип высшей нервной деятельности, уровень когнитивных способностей и мотивация к обучению [4-7]. При этом обучающиеся с более высокими показателями развития адаптационного потенциала личности отличаются высокой оценкой образования, преимущественно руководствуются альтруистическими мотивами его получения, положительно относятся к вузу и своей будущей профессии [8, 9]. Наряду с этим,сильное влияние на академическую успеваемость оказывают факторы, определяющие качество жизни, особенно состояние здоровья и питание студентов [10-13]. Нерациональная организация учебного процесса, повышенные учебные нагрузки являются факторами риска снижения работоспособности и общей резистентности, повышения уровня тревожности, что ведет к снижению уровня адаптации к учебному процессу студентов-медиков [14].
В основе рационального планирования учебной нагрузки обучающихся лежит ранжирование изучаемых дисциплин по трудности. Решение данной гигиенической
задачи в системе высшего медицинского образования носит локальный характер и зачастую базируется на упрощенном подходе и субъективных оценках обучающихся [9, 15]. При этом была подтверждена надежность испытанной временем иерархии преподаваемых в медицинском вузе дисциплин, в значительной степени влияющей на академическую успеваемость студентов [5, 16, 17].
Занятия по наиболее трудным предметам следует планировать на вторник, среду и четверг [16]. В эти дни в недельном цикле наиболее высока работоспособность. Дневная суммарная академическая нагрузка студентов должна составлять 10 часов — 6 часов аудиторных занятий и 4 часа самостоятельных занятий во внеаудиторное время, а недельная — не более 60 часов. При этом отсутствует расшифровка понятия «трудоемкость»учебных дисциплин (наиболее трудные предметы) [18].
Трудовая деятельность человека определяется ее длительностью и тяжестью. Мы предлагаем ввести в широкий научный обиход уже существующее понятие — трудоемкость деятельности, представляющее собой произведение длительности работы на ее трудность [18].
Имеются отдельные работы по оценке трудности изучаемых дисциплин для студентов-медиков, полученные в ходе социологического исследования [1, 19]. Тем не менее, в настоящее время отмечается явный дефицит научных работ, посвященных определению трудности освоения учебных дисциплин в медицинском вузе и её влияния на успешность обучения студентов, что и определило актуальность настоящего исследования.
Цель
Проанализировать процесс обучения студентов и предложить пути оптимизации учебного процесса в медицинском вузе.
Материалы и методы
Проведен анализ нормативно-правовых актов и научно-педагогической литературы по теме исследования.
Трудность учебных дисциплин оценивалась по данным социологического исследования, для которого была разработана анкета, включающая вопросы по оценке трудности учебных дисциплин, длительности внеаудиторной самоподготовки, требований к преподавателю, удовлетворенности расписанием лекций и практических занятий, условий занятий в аудиториях, состояния студентов в период сдачи зачетов и экзаменов и самооценки студентами собственного здоровья.
В онлайн-анкетировании приняло участие 652 студента ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России, обучающихся по направлениям подготовки 31.05.02 «Педиатрия» (345 человек), 32.05.01 «Медико-профилактическое дело» (211 человек), 33.05.01 «Фармация» (96 человек). Трудность предметов оценивалась в баллах, длительность самоподготовки — в астрономических часах.
На следующем этапе исследования в учебных планах специальностей, включенных в исследование, проанализированы данные по продолжительности практических
занятий и длительность запланированной самостоятельной работы, затем определены нормативная и реальная трудоемкость учебной нагрузки (трудочасы).
Критериями включения являлись обучение на педиатрическом, медико-профилактическом или фармацевтическом факультете ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России, информированное согласие на участие в исследовании. Критерием исключения являлось некорректное заполнение онлайн-анкеты.
Результаты анкетирования представлены в виде относительных показателей. Рассчитывались медиана и межквартильный размах (Q1-Q3) трудности учебных дисциплин. Оценка межгрупповой разницы показателей проводилась по непараметрическому критерию хи-квадрат при целевом уровне значимости р < 0,05. Связь между величинами оценивалась по критерию ранговой корреляции Спирмена при уровне значимости р < 0,05.
Ограничения: исследование не предполагало изучение факторов, влияющих на субъективную оценку трудности изучаемых дисциплин студентами.
Результаты и их обсуждение
По мнению большинства студентов педиатрического факультета (87,4-92,8%), преподаватель, прежде всего, должен обладать профессиональной компетенцией (рис. 1). На втором месте стояли требования к умению общаться и заинтересованность в успешности студента (73,91-81,32%). На третьем месте среди требований студентов к преподавателю располагались культура речи, поведение, ответственность и моральные качества (62,61-69,46%).
о
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс 6 курс
■ профессиональная компетентность ■ умение общаться и заинтересованность в успешности студента ы культура речи и поведения а ответственность и моральные качества и творческий подход к работе
■ личное обаяние преподавателя и мастерство и артистичность и требовательность и строгость
Рис. 1. Требования к преподавателю студентов педиатрического факультета.
97
Творческий подход к работе преподавателя интересовал чуть меньше 2/3 студентов (четвертое место, 50,71-62,58%), а наименьшим рейтингом у обучающихся пользовались личное обаяние, мастерство, артистичность, требовательность и строгость преподавателя (23,48-35,68%).
Корреляционный анализ показал наличие прямых сильных связей между культурой речи и поведением, с одной стороны, и ответственностью и моральными качествами, с другой, а также между личным обаянием и требовательностью (р = 0,923, р < 0,05).
Таким образом, преподаватель, с точки зрения студента педиатрического факультета, должен быть профессионалом, умеющим общаться и быть заинтересованным в успехах своих обучающихся.
Анализ пожеланий студентов в адрес преподавателей показал, что они хотят его видеть более вежливым и приветливым, а также более объективным в оценке знаний (4,9-61,3%); привлекать студентов к совместной работе над проектами (студенческая наука) и быть менее строгим и менее сдержанным в общении (26,13-37,87%); проводить диспуты во внеаудиторное время (рис. 2). Половина из опрошенных студентов-педиатров хотят видеть преподавателя более вежливым, приветливым и более объективным в оценке знаний студентов.
Рис. 2. Изменения в работе преподавателя, повышающие его рейтинг у студентов педиатрического факультета.
Студенты медико-профилактического факультета в рейтинге требований к преподавателю на первое место поставили его профессиональную компетентность и умение общаться (77,71-94,39%). Второе место заняли заинтересованность в успешности студентов, ответственность и моральные качества, культура речи и поведение, творческий подход к работе, тогда как на третьем находились мастерство и артистичность, требовательность и строгость, личное обаяние (рис. 3).
Таким образом, установлено, что студенты медико-профилактического факультета считают важнейшими качествами преподавателя профессиональную компетенцию и умение общаться.
98
Рис. 3. Требования к преподавателю студентов медико-профилактического факультета.
Основным пожеланием студентов в адрес преподавателей было повышение объективности в оценке знаний (55,96-69,87%), тогда как остальные находились в пределах 8,23-50,78% (рис. 4).
Корреляционный анализ показал наличие выраженной прямой связи между умением общаться и заинтересованностью в успешности студента (р = 0,884, p < 0,05), а также между профессиональной компетентностью и творческим подходом к работе (р = 0,832, p < 0,05).
70 60 50 40 30 20 10 О
✓
ж
у
&
<У .0
л
J1
<У i>
/
л*
У
У
ж
м
£
ф
4?
курс курс 3 курс • 4 курс • 5 курс б курс
Рис. 4. Изменения в работе преподавателя, повышающие его рейтинг у студентов медико-профилактического факультета.
Таким образом, для студентов медико-профилактического факультета наибольшее значение имеет объективность преподавателя в оценке знаний обучающихся.
Также как и на ранее рассмотренных специальностях подготовки, приоритетным требованием студентов фармацевтического факультета к преподавателям являлась профессиональная компетентность, что отметили 79,17-80,74% респондентов на разных курсах (рис. 5). Вторым по значимости требованием было умение общаться, культура речи и поведение, заинтересованность в успешности студентов, ответственность и моральные качества, что отметили 56,72-7,93% обучающихся. Третье место в системе требований к преподавателю занял творческий подход к работе, а четвертое — личное обаяние преподавателя, мастерство и артистичность, требовательность и строгость (11,13-31,37%).
Рис. 5. Требования к преподавателю студентов фармацевтического факультета.
Среди пожеланий студентов фармацевтического факультета к преподавателям лидировали увеличение вежливости, приветливости и сдержанности в общении, снижение строгости и повышение объективности в оценке знаний студентов, на что указали 34,08-61,38% респондентов (рис. 6). Существенно меньшей распространенностью отличались такие рекомендации студентов, как привлечение к совместной работе над проектами, проведение диспутов и дискуссий во внеаудиторное время, повышение дисциплинированности и ответственности.
Таким образом, по мнению студентов, повысить рейтинг преподавателя могут большая вежливость, приветливость и сдержанность в общении, меньшая строгость и большая объективность оценки знаний студентов. При этом статистически значимых различий в требованиях к преподавателю между студентами различных факультетов и курсов выявлено не было.
Большинство студентов педиатрического, медико-профилактического и фармацевтического факультетов удовлетворены расписанием лекционных и практических занятий во все дни недели, кроме субботы.
Рис. 6. Изменения в работе преподавателя, повышающие его рейтинг у студентов фармацевтического факультета.
Исследование показало, что средний прирост реальной трудоемкости над планируемой был наибольшим на педиатрическом факультете и составил 19,18%, при этом её курсовые значения находились в пределах от 10,9% до 30,63%. На медико-профилактическом факультете вышеназванные отличия были минимальными и составляли в среднем 0,95%, тогда как на фармацевтическом факультете отмечалась уменьшение фактической трудоемкости относительно планируемой в среднем на 1,93%.
Установлено, что перед зачетами студенты чаще оценивали свое состояние как напряженное, тогда как перед экзаменами подавляющее количество студентов испытывают состояние стресса, в два раза реже — напряженное состояние (18,92-31,24%) и почти в тридцать раз реже — спокойное состояние (р < 0,05). При этом статистически значимых различий в состоянии перед экзаменом у студентов разных курсов и разных факультетов выявлено не было.
Выводы
Высокие требования к профессиональной компетентности преподавателя являются вполне естественными и ожидаемыми со стороны студентов, так как только профессионал своего дела может сформировать соответствующие компетенции у обучающихся [1]. Заинтересованность преподавателя в результативности и успешности обучающихся имеет существенное значение в организации учебного процесса, способствует повышению уровня доверия в контактной работе и дополнительно мотивирует к обучению [2].
Необходимо отметить, что не следует полностью перекладывать на студентов проблемы, связанные с анализом и оценкой качества обучения и совершенствованием учебного процесса в вузе. В частности, у студентов возможен не совсем объективный анализ факторов, связанных с высоким или низким рейтингом преподавателей, а также
анализ своих успехов или неудач в обучении. Однако использование обратной связи со студентами позволяет определить положительные и отрицательные стороны организации образовательного процесса в вузе и на отдельных кафедрах, а также некоторые показатели педагогической деятельности [20].
Оценка обучающимисятаких факторов, как трудность освоения учебных дисциплин, длительность самоподготовки, удовлетворенность расписанием лекционных и практических занятий, условия занятий в аудиториях позволяет получить обратную связь, характеризующую удовлетворенность студентов организацией учебного процесса, и позволяет провести адресную коррекцию, направленную на повышение учебной мотивации, активизацию познавательной деятельности и результативности.
Положительная оценка педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава вуза является одним из факторов психолого-педагогического благополучия учебных коллективов. Безусловно, в повышении уровня удовлетворенности и психолого-педагогического благополучия студентов большое значение имеет личность преподавателя. Искренняя увлеченность преподавателя своим предметом, любовь к своим обучающимся вызывает интерес и уважение у студентов. Такой преподаватель не только способен сформировать у них высокий уровень мотивации, но и показать путь к самопознанию и саморазвитию. Формирование педагогического мастерства преподавателя медицинского вуза предполагает постоянное прогрессивное развитие научного содержания и методики проведения учебных занятий [21, 22].
Существенный прирост реальной трудоемкости учебного процесса на педиатрическом факультете по сравнению с планируемой свидетельствует о несбалансированности учебного плана, который требует более детального изучения и коррекции.
С целью оптимизации аудиторной учебной деятельности при составлении расписания на 1-3 курсах, обучающихся по фронтальной системе, следует учитывать трудность изучаемых дисциплин и соотносить её с физиологическими закономерностями динамики дневной и недельной работоспособности обучающихся. На старших курсах следует избегать планирования циклов трудных дисциплин на начало и конец семестра.
Для повышения творческой активности и заинтересованности будущих врачей и провизоров необходимо использовать современные педагогические технологии, способствующие развитию коммуникативных и прогностических навыков, адекватного позитивного отношения к людям, а также навыков проблемного мышления, которые в дальнейшем помогут решать нестандартные задачи в сложных профессиональных ситуациях. С этой целью в программы переподготовки и повышения квалификации «Преподаватель профессиональной образовательной организации», реализуемой в ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России, в 2023-2024 учебном году были включены следующие актуальные темы: «Психолого-педагогические аспекты формирования и развития личности обучающегося», «Педагогическое мастерство преподавателя вуза»,
«Педагогическое общение», «Инновационные формы педагогического контроля» и др. В ходе педагогических мастер-классов с профессорско-преподавательским составом вуза проводится анализ применения инновационных педагогических технологий, методических инструментов моделирования и проектирования учебной деятельности, форм преобразования педагогического общения и взаимодействия и т. д.
Для оптимизации самостоятельной подготовки студентов преподавателям нашего университета предлагается использовать новые формы работы, с которыми они знакомятся на методических семинарах в Диджитал-центре вуза. Практическими задачами таких семинаров является составление виртуальных кейс-задач и дидактических игр с помощью Miro, Joyteka, Quizlet и других ресурсов, рассматриваются возможности интеграции их на платформу online.rzgmu, а также возможности онлайн-технологий в разработке проектов и направлений научно-исследовательской работы обучающихся, например, с помощью сервиса YouGile.
Для обеспечения психологического благополучия и здоровья студентов в период обучения и особенно во время сдачи экзаменов предлагается предусмотреть:
- психологическую помощь и консультирование студентов;
- обучение методам внутригрупповой саморегуляции и технологиям управления стрессом и повышения успешности;
- взаимную работу с учебным управлением вуза по корректировке реальной трудоемкости учебного процесса с целью приближения ее к нормативной на всех факультетах университета.
Конфликт интересов отсутствует.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
1. Семанив Е.В., Васильева В.В., Варады Е.Н. Обоснование и разработка шкал трудности учебных дисциплин при реализации федеральных государственных образовательных стандартов 3-го поколения на первом курсе тихоокеанского государственного медицинского университета // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2014. № 4 (58). С. 59-63.
2. Сенашенко В.С., Медникова Т.Б. Компетен-тностный подход в высшем образовании: миф и реальность // Высшее образование в России. 2014. № 5. С. 34-46.
3. Корвяков В.А. Научно-практические основы формирования самообразовательной деятельности студента в условиях многоуровневого высшего образования. Дис. ... д-ра пед. наук. Оренбург; 2008.
REFERENCES:
1. Semaniv EV, Vasilyeva VV, Varady EN. Justification and development of scales of difficulty of educational disciplines in the implementation of federal state educational standards of the 3rd generation in the first year of the Pacific State Medical University. Health. Medical ecology. The science. 2014;(4):59-63. (In Russ).
2. Senashenko VS, Mednikova TB. Competence-based approach in higher education: myth and reality. Higher education in Russia. 2014;(5):34-46. (In Russ).
3. Korvyakov VA. Scientific and practical foundations of the formation of self-educational activity of a student in the conditions of multi-level higher education [dissertation]. Orenburg; 2008. (In Russ).
103
4. Девришов Р.Д., Коломин В.В., Филяев В.Н., и др. Гигиенические аспекты воздействия факторов среды обитания на формирование здоровья учащихся // Российский медико-биологический вестник имени академика И. П. Павлова. 2019. Т. 27, № 4. С. 530-535.
5. Максимов О.Л., Квасов А.Р. Взаимосвязь показателей кардиоинтервалометрии с показателями школьнойтревожностии субъективного восприятия урока и учителя учащимися образовательных школ // Профилактическая и клиническая медицина. 2015. № 1 (54). С. 99-103.
6. Рослякова Е.М., Бисерова А.Г., Байжанова Н.С., и др. Успеваемость студентов медицинского университета в зависимости от высших психофизиологических функций // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 12-5. С. 845-848.
7. Ушаков И.Б., Мелихова Е.П., Либина И.И., и др. Гигиенические и психофизиологические особенности формирования здоровья студентов медицинского вуза // Гигиена и санитария. 2018. Т. 97, № 8. С. 756-761.
8. Баранов А.А. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2007.
9. Кочорова Л.В., Скрипов В.С., Сливка А.С. К вопросу о тревоге и депрессии в молодежной студенческой среде // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2020. Т. 8, № 2. С. 246-253.
10. Алексеенко С.Н., Гайворонская Т.В., Дробот Н.Н. Результаты единого государственного экзамена и динамика показателей успеваемости студентов-медиков за период обучения в вузе // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 11-1. С. 99-104.
11. Алексеенко С.Н., Гайворонская Т.В., Дробот Н.Н. Анализ факторов, влияющих на успеваемость студентов медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6. С. 48.
12. Кузнецов В.В., Кузина И.Г., Косилов К.В., и др. Взаимосвязь успеваемости, академической мотивации и профессионального выгорания с самооценкой качества жизни у студентов старших курсов медицинских специальностей // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 2 (34). С. 52-66.
13. Тихонова Н.К., Аршанский М.М. Особенности питания, физической активности и массы тела студентов медицинского вуза в период ограничительных мер по COVID-19 // Наука молодых (Eruditiojuvenium). 2021. Т. 9, № 4. С. 527-532.
4. Devrishov RD, Kolomin VV, Filyaev VN, et al. Hygienic aspects of the impact of environmental factors on the formation of students' health. I.P. Pavlov Russian Medical Biological Herald. 2019;27(4):530-5. (In Russ).
5. Maksimov OL, Kvasov AR. The relationship of cardiointervalometry indicators with indicators of school anxiety and subjective perception of the lesson and teacher by students of educational schools. Preventive and clinical medicine. 2015;(1):99-103. (In Russ).
6. Roslyakova EM, Biserova AG, Baizhanova NS, et al. The performance of medical university students depending on higher psychophysio-logical functions. International Journal of Applied and Fundamental Research. 2016;(12-5):845-8. (In Russ).
7. Ushakov IB, Melikhova EP, Libina II, et al. Hygienic and psychophysiological features of the formation of health of medical university students. Hygiene and Sanitation. 2018;97(8):756-61. (In Russ).
8. Baranov AA. Medical and social aspects of adaptation of modern adolescents to the conditions of education, training and work. Moscow: GEOTAR-Media; 2007. (In Russ).
9. Kochorova LV, Skripov VS, Slivka AS. On the issue of anxiety and depression among youth students. Nauka Molodykh (Eruditio Juvenium). 2020;8(2): 246-53. (In Russ).
10. Alekseenko SN, Gaivoronskaya TV, Drobot NN. Results of the unified state exam and dynamics of performance indicators of medical students during the period of study at the university. Modern science-intensive technologies. 2020;(11-1):99-104. (In Russ).
11. Alekseenko SN, Gaivoronskaya TV, Drobot NN. Analysis of factors influencing the academic performance of medical university students. Modern problems of science and education. 2020;(6):48. (In Russ).
12. Kuznetsov VV, Kuzina IG, Kosilov KV, et al. The relationship of academic performance, academic motivation and professional burnout with self-assessment of the quality of life among senior medical students. Medical education and professional development. 2019;10(2):52-66. (In Russ).
13. Tikhonova NK, Arshansky MM. Features of nutrition, physical activity and body weight of medical university students during the period of restrictive measures for COVID-19. Nauka Molodykh (Eruditio Juvenium). 2021;9(4):527-32. (In Russ).
14. Искакова Д.Ж. К вопросу о профессиональной компетентности преподавателя вуза. В сб.: Всероссийская научно-практическая конференция «Наука, общество, культура: проблемы и перспективы взаимодействия в современном мире». Петрозаводск; 2021.
15. Доника А.Д. Комплексный анализ формирования профессионально значимых качеств у студентов-медиков. Дис____канд. мед. наук. Волгоград;2005.
16. Бежин А.И., Зубарев В.Ф., Нетяга А.А. Зависимость академической успеваемости студентов медицинского вуза от временной иерархии изучаемых дисциплин (поучительные итоги критического самоанализа) // Оперативная хирургия и клиническая анатомия (Пироговский научный журнал). 2019. Т. 3, № 1. С. 32-38.
17. Максимов О.Л., Машдиева М.С., Квасов А.Р. и др. Опыт составления шкал трудности школьных уроков на основании субъективных оценок учащихся // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 5. С. 192.
18. Методические указания № 2515-81, 10-11/9 от 18 января 1982 г. по организации обучения студентов высших учебных заведений (гигиенические и медицинские вопросы). Доступно по: https://base.garant.ru/71311846/. Ссылка активна на 18.03.2024.
19. Дементьев А.А., Кирюшин В.А., Цурган А.А., и др. Гигиеническая оценка организации учебных занятий на старших курсах медико-профилактического факультета в осеннем семестре // Социально-гигиенический мониторинг здоровья населения: материалы к 26-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Рязань: ОТСиОП; 2022. № 25. С. 74-81.
20. Жолудова А.Н., Полякова О.В. Проблема формирования психолого-педагогической компетентности преподавателя высшей школы // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие». 2016. № 3 (14). Доступно по: https://humjournal.rzgmu. ru/art&id=217. Ссылка активна на на 18.03.2024.
21. Жолудова А.Н.,Полякова О.В. Роль преподавателя вуза в здоровьесберегающей педагогике. В сб.: III Международная научно-практическая конференция «Особенности формирования здорового образа жизни: факторы и условия». Улан-Удэ; 2015. С. 105-108.
22. Жолудова А.Н., Полякова О.В., Моторина И.В. Педагогическая переподготовка преподавателей — эффективный способ повышения качества образовательного процесса в медицинском вузе // European Social Science Journal. 2018. № 6. С. 280-287.
14. Iskakova DZh. On the issue of professional competence of a university teacher. In: Vserossiiskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Science, society, culture: problems and prospects of interaction in the modern world: collection of articles II All-Russian». Petrozavodsk; 2021. (In Russ).
15. Donika AD. Complex analysis of the formation of professionally significant qualities in medical students [dissertation]. Volgograd; 2005. (In Russ).
16. Bezhin AI, Zubarev VF, Netyaga AA. Dependence of the academic performance of medical university students on the temporal hierarchy of the disciplines studied (instructive results of critical self-analysis). Operative surgery and clinical anatomy. 2019;3(1):32-8. (In Russ).
17. Maksimov OL, Mashdieva MS, Kvasov AR, et al. Experience in compiling difficulty scales for school lessons based on subjective assessments of students. Modern problems of science and education. 2018;(5):192. (In Russ).
18. Guidelines No. 2515-81, 10-11/9 of January
18. 1982 on the organization of training for students of higher educational institutions (hygienic and medical issues). Available at: https://base.garant.ru/71311846/. Accessed: 2024 March 18. (In Russ).
19. Dementyev AA, Kiryushin VA, Tsurgan AA, et al. Hygienic assessment of the organization of training sessions in senior courses of the medical and preventive faculty in the autumn semester. In: Vserossiiskaya nauchno-practicheskaya konferensiya «Social and hygienic monitoring of population health: materials for the 26th All-Russian scientific-practical». Ryazan; 2022;(25):74-81. (In Russ).
20. Zholudova AN, Polyakova OV. The problem of developing the psychological and pedagogical competence of a higher school teacher. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2016;(3). Available at: https://humjournal.rzgmu.ru/ art&id=217. Accessed: 2024 March 18. (In Russ).
21. Zholudova AN, Polyakova OV. The role of a university teacher in health-preserving pedagogy. In: III International Scientific and Practical konferensiya «Features of the Formation of a Healthy Lifestyle: Factors and Conditions». Ulan-Ude; 2015. P. 105-8. (In Russ).
22. Zholudova AN, Polyakova OV, Motorina IV. Pedagogical retraining of teachers — an effective way to improve the quality of the educational process in a medical university. European Social Science Journal. 2018;(6):280-7. (In Russ).
105
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Дементьев Алексей Александрович — д-р мед. наук, доцент, заведующий кафедрой общей гигиены. SPIN: 3797-9108, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3038-5530. e-mail: dementiev a@mail.ru
Цурган Александр Михайлович — канд. мед. наук, доцент, доцент кафедры общей гигиены. SPIN: 1456-6779, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3742-2018. e-mail: soldos1@yandex.ru
Жолудова Алла Николаевна — канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики. SPIN: 6814-9904, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4779-1455. e-mail: a.n.zholudova@yandex.ru
Полякова Олеся Витальевна — канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики. SPIN: 4949-7808, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8670-9066. e-mail: kpptso@bk.ru
Соловьев Давид Андреевич — ассистент кафедры общей гигиены. SPIN: 9783-2217, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9599-8285, e-mail: soldos1@yandex.ru
ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 18.03.2024. ДАТА ОДОБРЕНИЯ: 17.05.2024. ДАТА ПРИНЯТИЯ: 01.06.2024.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Дементьев А.А., Цурган А.М., Жолудова А.Н., Полякова О.В., Соловьев Д.А. Пути оптимизации учебного процесса в медицинском вузе // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2024. Т. 12, № 2 (45). С. 94-106. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=598. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/humJ202412294-106
INFORMATION ABOUT AUTHORS:
Alexey A. Dementiev — MD, Dr. Sci. (Med.), Associate Professor, Head of the Department of General Hygiene. SPIN: 3797-9108, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3038-5530, e-mail: dementiev a@mail.ru
AlexanderM. Tsurkan — MD, Cand. Sci. (Med.), Associate Professor, Associate Professor of the Department of General Hygiene. SPIN: 1456-6779, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3742-2018, e-mail: soldos1@yandex.ru
Alla N. Zholudova — Cand. Sci. (Ped.), Associate Professor, Associate Professor of the Department of General and Special Psychology with a Course of Pedagogy. SPIN: 6814-9904, ORCID: https://orcid.org/ 0000-0003-4779-1455, e-mail: a.n.zholudova@yandex.ru
Olesya V. Polyakova — Cand. Sci. (Ped.), Associate Professor, Associate Professor of the Department of General and Special Psychology with a Course of Pedagogy. SPIN: 4949-7808, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8670-9066, e-mail: kpptso@bk.ru
David A. Solovyov — Teacher of the Department of General Hygiene. SPIN: 9783-2217, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9599-8285, e-mail: soldos1@yandex.ru
PAPER RECEIVED: 18.03.2024. PAPER REVISED: 17.05.2024. PAPER ACCEPTED: 01.06.2024.
FOR CITATION:
Dementiev AA, Tsurkan AM, Zholudova AN, Polyakova OV, Solovyov DA. Ways to optimize the learning process at a medical university. Personality in a Changing World: Health, Adaptation, Development. 2024;12(2):94-106. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&:id=598. Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ202412294-106