Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ТРУДНОСТИ ИЗУЧАЕМЫХ ДИСЦИПЛИН НА ДЛИТЕЛЬНОСТЬ САМОПОДГОТОВКИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА В ПЕРИОД СЕССИИ'

ВЛИЯНИЕ ТРУДНОСТИ ИЗУЧАЕМЫХ ДИСЦИПЛИН НА ДЛИТЕЛЬНОСТЬ САМОПОДГОТОВКИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА В ПЕРИОД СЕССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
субъективная оценка / трудность дисциплин / самоподготовка / студенты / эмоциональное состояние / медико-профилактический факультет / subjective assessment / difficulty of disciplines / self-training / students / emotional state / medical and preventive faculty

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.М. Цурган, А.А. Дементьев, Т.В. Моталова, Е.П. Коршунова, Д.А. Соловьёв

Введение. В основе рационального планирования учебной нагрузки обучающихся лежит ранжирование изучаемых дисциплин по трудности. При этом решение данной гигиенической задачи в системе высшего медицинского образования носит локальный характер и зачастую базируется на упрощенном подходе и субъективных оценках, обучающихся. Существенный дефицит работ, посвященных определению сложности учебных дисциплин в медицинском вузе, а также изучению влияния сложности на успешность обучения студентов определило актуальность настоящего исследования. Цель исследования – изучить влияние трудности учебных дисциплин, на длительности самоподготовки и успеваемость студентов медико-профилактического факультета. Материалы и методы исследования. Проведено добровольное онлайн анкетирование 218 студентов 1-6 курсов медико-профилактического факультета медико-профилактического факультета по специально разработанной анкете, включающей вопросы паспортной части, оценки трудности изучаемых дисциплин, продолжительности самоподготовки и оценки эмоционального состояния во время подготовки к промежуточной аттестации. Проанализированы экзаменационные и зачетные ведомости этих студентов. Проводился расчет медиан и межквартильного размаха (Q1-Q3), достоверность различий которых оценивалась по критерию Уилкоксона-Манна-Уитни, оценка связи между трудностью предметов, длительностью самоподготовки и успеваемостью студентов проводилась методом корреляционного анализа при р<0,95. Результаты и их обсуждение. К наиболее трудным дисциплинам студенты относили нормальную физиологию, патологию, клинико-лабораторную диагностику, коммунальную гигиену внутренние болезни, радиационную и военную гигиену, субъективная трудность которых превышала 8,625 баллов. Наиболее легкими были общественное здоровье и здравоохранение, защита прав потребителей и организация государственного санитарно-эпидемиологического надзора, трудность которых находилась в пределах 3-5 баллов. Выявлена прямая сильная связь между субъективной оценкой трудности предметов и длительностью самоподготовки (rxy=0,880; p<0,001). Обнаружена умеренная отрицательная зависимость медианы балла за промежуточную аттестацию по дисциплине от её трудности (rxy=-0,463; p=0,022). Заключение. Рост средней трудности экзаменационных дисциплин повышает эмоциональное напряжение у студентов во время сессии, а длительность самоподготовки способствует повышению уровня уверенности и снижению предэкзаменационного стресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.М. Цурган, А.А. Дементьев, Т.В. Моталова, Е.П. Коршунова, Д.А. Соловьёв

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF THE DIFFICULTIES OF THE STUDYED DISCIPLINES FOR THE DURATION OF SELF-TRAINING AND THE EMOTIONAL STATE OF STUDENTS OF HEALTH AND PREVENTION FACULTY DURING THE SESSION

Introduction: The rational planning of the study load of students is based on the ranking of the studied disciplines by difficulty. At the same time, the solution of this hygienic problem in the system of higher medical education is of a local nature and is often based on a simplified approach and subjective assessments of students [8]. A significant lack of works devoted to determining the complexity of academic disciplines in a medical university, as well as studying the influence of complexity on the success of student learning, determined the relevance of this study. Objective is to study the influence of the difficulty of academic disciplines on the duration of self-training and the progress of students of the medical and preventive faculty. Methods. A voluntary online survey of 218 students of 1-6 courses of the Faculty of Preventive Medicine of the Faculty of Preventive Medicine was conducted using a specially designed questionnaire, including questions about the passport part, assessing the difficulty of the disciplines studied, the duration of self-study and assessing the emotional state during preparation for the intermediate certification. The examination and test records of these students are analyzed. The calculation of medians and interquartile range (Q1 Q3) was carried out, the significance of the differences of which was assessed by the Wilcoxon-Mann-Whitney test, the relationship between the difficulty of subjects, the duration of self-study and student achievement was assessed by the method of correlation analysis at p<0.95. Results. The most difficult subjects included normal physiology, pathology, clinical and laboratory diagnostics, communal hygiene, internal diseases, radiation and military hygiene, the subjective difficulty of which exceeded 8.625 points. The easiest were public health and healthcare, consumer rights protection and the organization of state sanitary and epidemiological surveillance, the difficulty of which was in the range of 3-5 points. A direct strong relationship was found between the subjective assessment of the difficulty of subjects and the duration of self-training (rxy=0.880; p<0.001). A moderate negative dependence of the median score for the intermediate certification in the discipline on its difficulty was found (rxy=-0.463; p=0.022). Discussion. The increase in the average difficulty of examination disciplines increases the emotional stress of students during the session, and the duration of self-preparation helps to increase the level of confidence and reduce pre-examination stress.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ТРУДНОСТИ ИЗУЧАЕМЫХ ДИСЦИПЛИН НА ДЛИТЕЛЬНОСТЬ САМОПОДГОТОВКИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА В ПЕРИОД СЕССИИ»

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2023 - Vol. 30, № 4 - P. 56-60

УДК: 613.96+61: [378-3 DOI: 10.24412/1609-2163-2023-4-56-60 EDN WHRPKI

ВЛИЯНИЕ ТРУДНОСТИ ИЗУЧАЕМЫХ ДИСЦИПЛИН НА ДЛИТЕЛЬНОСТЬ САМОПОДГОТОВКИ И

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА В ПЕРИОД СЕССИИ

А.М. ЦУРГАН, А.А. ДЕМЕНТЬЕВ, Т.В. МОТАЛОВА, Е.П. КОРШУНОВА, Д.А. СОЛОВЬЁВ

ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова» Минздрава России, ул. Высоковольтная, д. 9, г. Рязань, 390026, Россия

Аннотация. Введение. В основе рационального планирования учебной нагрузки обучающихся лежит ранжирование изучаемых дисциплин по трудности. При этом решение данной гигиенической задачи в системе высшего медицинского образования носит локальный характер и зачастую базируется на упрощенном подходе и субъективных оценках, обучающихся. Существенный дефицит работ, посвященных определению сложности учебных дисциплин в медицинском вузе, а также изучению влияния сложности на успешность обучения студентов определило актуальность настоящего исследования. Цель исследования - изучить влияние трудности учебных дисциплин, на длительности самоподготовки и успеваемость студентов медико-профилактического факультета. Материалы и методы исследования. Проведено добровольное онлайн анкетирование 218 студентов 1-6 курсов медико-профилактического факультета медико-профилактического факультета по специально разработанной анкете, включающей вопросы паспортной части, оценки трудности изучаемых дисциплин, продолжительности самоподготовки и оценки эмоционального состояния во время подготовки к промежуточной аттестации. Проанализированы экзаменационные и зачетные ведомости этих студентов. Проводился расчет медиан и межквартильного размаха (01-03), достоверность различий которых оценивалась по критерию Уилкоксона-Манна-Уитни, оценка связи между трудностью предметов, длительностью самоподготовки и успеваемостью студентов проводилась методом корреляционного анализа при р<0,95. Результаты и их обсуждение. К наиболее трудным дисциплинам студенты относили нормальную физиологию, патологию, клинико-лабораторную диагностику, коммунальную гигиену внутренние болезни, радиационную и военную гигиену, субъективная трудность которых превышала 8,625 баллов. Наиболее легкими были общественное здоровье и здравоохранение, защита прав потребителей и организация государственного санитарно-эпидемиологического надзора, трудность которых находилась в пределах 3-5 баллов. Выявлена прямая сильная связь между субъективной оценкой трудности предметов и длительностью самоподготовки (r*y=0,880; p<0,001). Обнаружена умеренная отрицательная зависимость медианы балла за промежуточную аттестацию по дисциплине от её трудности (r*y=-0,463; p=0,022). Заключение. Рост средней трудности экзаменационных дисциплин повышает эмоциональное напряжение у студентов во время сессии, а длительность самоподготовки способствует повышению уровня уверенности и снижению предэкзаменационного стресса.

Ключевые слова: субъективная оценка, трудность дисциплин, самоподготовка, студенты, эмоциональное состояние, медико-профилактический факультет.

IMPACT OF THE DIFFICULTIES OF THE STUDYED DISCIPLINES FOR THE DURATION OF SELF-TRAINING AND THE EMOTIONAL STATE OF STUDENTS OF HEALTH AND PREVENTION FACULTY DURING THE SESSION

A.M. TSURGAN, A.A. DEMENTIEV, T.V. MOTALOVA, E.P. KORSHUNOVA, D.A. SOLOVIEV

Ryazan State Medical University of the Russian Ministry of Health, 9 Vysokovoltnaya Street, Ryazan, 390026, Russia

Abstract. Introduction: The rational planning of the study load of students is based on the ranking of the studied disciplines by difficulty. At the same time, the solution of this hygienic problem in the system of higher medical education is of a local nature and is often based on a simplified approach and subjective assessments of students [8]. A significant lack of works devoted to determining the complexity of academic disciplines in a medical university, as well as studying the influence of complexity on the success of student learning, determined the relevance of this study. Objective is to study the influence of the difficulty of academic disciplines on the duration of self-training and the progress of students of the medical and preventive faculty. Methods. A voluntary online survey of 218 students of 1-6 courses of the Faculty of Preventive Medicine of the Faculty of Preventive Medicine was conducted using a specially designed questionnaire, including questions about the passport part, assessing the difficulty of the disciplines studied, the duration of self-study and assessing the emotional state during preparation for the intermediate certification. The examination and test records of these students are analyzed. The calculation of medians and interquartile range (01 - Q3) was carried out, the significance of the differences of which was assessed by the Wilcoxon-Mann-Whitney test, the relationship between the difficulty of subjects, the duration of self-study and student achievement was assessed by the method of correlation analysis at p<0.95. Results. The most difficult subjects included normal physiology, pathology, clinical and laboratory diagnostics, communal hygiene, internal diseases, radiation and military hygiene, the subjective difficulty of which exceeded 8.625 points. The easiest were public health and healthcare, consumer rights protection and the organization of state sanitary and epidemiological surveillance, the difficulty of which was in the range of 3-5 points. A direct strong relationship was found between the subjective assessment of the difficulty of subjects and the duration of self-training (r*y=0.880; p<0.001). A moderate negative dependence of the median score for the intermediate certification in the discipline on its difficulty was found (r*y=-0.463; p=0.022). Discussion. The increase in the average difficulty of examination disciplines increases the emotional stress of students during the session, and the duration of self-preparation helps to increase the level of confidence and reduce pre-examination stress.

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2023 - Vol. 30, № 4 - P. 56-60

Key words: subjective assessment, difficulty of disciplines, self-training, students, emotional state, medical and preventive faculty..

Актуальность. В современном информационном обществе высшее образование рассматривается в качестве одного из ведущих факторов социально-экономического прогресса [9,10]. При этом наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию инновационных решений [3,6,12]. Самостоятельная работа при освоении учебных программ высшего образования лежит в основе развития готовности студентов к самообразовательной деятельности [4,13,15].

Успешность обучения студентов медицинских вузов определяется такими внутренним факторами как тип высшей нервной деятельности, уровень когнитивных способностей и мотивация к обучению [1,11]. При этом обучающиеся с более высокими показателями развития адаптационного потенциала личности выделяются высокой оценкой образование, преимущественно руководствуются альтруистическими мотивами его получения, положительно относятся к вузу и своей будущей профессии [7]. Наряду с этим сильное влияние на академическую успеваемость оказывает факторы, определяющие качество жизни, особенно состояние здоровья и питания студентов [14]. Нерациональная организация учебного процесса, повышенные учебные нагрузки являются факторами риска снижения работоспособности и общей резистентности, повышения уровня тревожности, что ведет к снижению уровня адаптации к учебному процессу студентов-медиков [5].

В основе рационального планирования учебной нагрузки обучающихся лежит ранжирование изучаемых дисциплин по трудности. При этом решение данной гигиенической задачи в системе высшего медицинского образования носит локальный характер и зачастую базируется на упрощенном подходе и субъективных оценках обучающихся [16]. При этом подтверждена надежность испытанной временем иерархии преподаваемых в медицинском вузе дисциплин, в значительной степени, влияющей на академическую успеваемость студентов.

Существенный дефицит работ, посвященных определению сложности учебных дисциплин в медицинском вузе, а также изучению влияния сложности на успешность обучения студентов определило актуальность настоящего исследования.

Цель исследования - изучить влияние трудности учебных дисциплин, на длительности самоподготовки и успеваемость студентов медико-профилактического факультета.

Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на базе медико-профилактического факультета ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России (РязГМУ).

В качестве объектов исследования выступали 218 студентов 1-6 курсов. Материалы исследования:

результаты онлайн анкетирования студентов на платформе гугл-форм и экзаменационные ведомости этих же студентов по результатам зимней и летней сессии 2021-2022 учебного года. Критериями включения в исследования выступали: является студентом медико-профилактического факультета РязГМУ, получено информированное согласие на участие в исследовании. Критерии исключения из исследования: отсутствие информированного согласия на участие в исследовании, не является студентом медико-профилактического факультета РязГМУ.

Было проведено добровольное онлайн анкетирование студентов медико-профилактического факультета по специально разработанной оригинальной анкете, включающей блоки вопросов, паспортной части, субъективной оценки трудности изучаемых дисциплин, продолжительности самоподготовки и самооценки эмоционального состояния во время подготовки к сдаче зачетов и экзаменов. Респондентам предлагалось шесть вариантов анкеты в соответствии с курсом обучения, учитывающих пройденные учебные дисциплины.

Успеваемости оценивалась по результатам экзамена или зачета по каждой изучаемой дисциплине. Длительность самоподготовки оценивалась в часах: от 0 до 6, сложность предметов по десятибалльной системе.

Сформированные вариационные ряды подвергались тесту Шапиро-Уилка на нормальность распределения, проводился расчет медиан и межквартиль-ного размаха (МКР) (01-03), достоверность различий между медианами оценивалась по критерию Уилкок-сона-Манна-Уитни при р<0,95. Связь между трудностью предметов, длительностью самоподготовки и успеваемостью студентов, изучалась методом корреляционного анализа при целевом уровне значимости 0,95. Расчет статистических показателей осуществлялся с использованием MS® Excel® 2019.

Результаты и их обсуждение. Проведенные исследования показали, что на экзаменационные сессии, по мнению студентов, вынесены наиболее трудные из изучаемых дисциплин, медиана трудности которых составила 8 (7-9) баллов и была несколько больше таковой для дисциплин, объединенных формой промежуточной аттестации «зачет с оценкой» -6,5 [5,75 - 8] (р>0,05) (nf,k/). При этом к наиболее трудным дисциплинам студенты относили нормальную физиологию, патологию, клинико-лабораторную диагностику, коммунальную гигиену внутренние болезни, радиационную и военную гигиену, субъективная трудность которых превышала 8,625 баллов. В тоже время наиболее легкими, по мнению респондентов были такие дисциплины как общественное здоровье и здравоохранение, защита прав потребителей и организация государственного санитарно-эпидемиологического надзора, трудность которых

10иККЛЬ ОБ ЖШ МЕБТСЛЬ ТЕСЫК0ШЫЕ8 - 2023 - Уо1. 30, № 4 - Р. 56-60

находилась в пределах 3-5 баллов (табл.). Следует отметить, что по таким трудным для обучающихся дисциплинам, как нормальная физиология, внутренние болезни, радиационная и военная гигиена, коммунальная гигиена длительность самоподготовки также превышала значения третьего квартиля, тогда как для субъективно «легких» предметов она имела минимальные значения и не превышала 1 часа. Обращает на себя внимание, что по «легким» предметам диапазон оценок студентов находился в пределах 45, тогда как по большинству сложных дисциплин средний балл составлял 4, за исключением нормальной физиологии (3,5).

Таблица

Трудность предметов, длительность самоподготовки и результативность их освоения на медико-профилактическом факультете

Дисциплин Курс Трудность, балл Самоподготовка, час Средний балл

Химия 1 8 3 3

Биология 1 6 2 4

Гистология, эмбриология, цитология* 1 8 4 4

Анатомия 1 8 3,5 3

Организация ГСЭН* 2 3 1 5

Нормальная физиология 2 9 4 3,5

Общая гигиена 3 8 4 4

Хирургические болезни 3 6 2 4

Общественное здоровье и здравоохранение 3 5 1 4

Микробиология, вирусология 3 8 3 4

Патология 3 9 3 4

Педиатрия* 4 6 1 4

Внутренние болезни 4 10 4 4

Клиническая лабораторная диагностика 4 9 3 4

Дерматовенерология* 4 6 2 4

Инфекционные болезни/ 5 7 2 5

Эпидемиология* 5 7 2 5

Радиационная и военная гигиена 5 10 4 4

Защита прав потребителей* 5 5 1 5

Коммунальная гигиена 6 9 4 4

Гигиена детей и подростков 6 6 2 4

Гигиена труда 6 8,5 3 4

Гигиена питания 6 7 3 4

Медиана МКР 01 - 03 МКЯ 01 - 03 7,5 6 - 8,625 3 2 - 3,625 4 4 - 4

Примечание: * - дисциплины с промежуточной аттестацией в форме зачета с оценкой

Корреляционный анализ показал наличие прямой сильной связи между субъективной оценкой трудности предметов и медианами времени затраченного на самоподготовку по соответствующим дисциплинам, при этом значение коэффициента корреляции Пирсона составило 0,880 (р<0,001). В тоже время обнаружена умеренная отрицательная зависимость медианы балла за промежуточную аттестацию по дисциплине от её трудности (Гху=-0,463; р=0,022).

Исследование показало, что наибольшая средняя трудность дисциплин с промежуточной аттестацией в форме экзамена отмечалась во время второго курса и составила 9 баллов, тогда как на остальных курсах это показатель имел близкие значения и находился в пределах 7,2-7,5 (рис.). При этом именно на втором курсе 100% опрошенных студентов указали, что находились в стрессовом состоянии в период сессии, тогда как на остальных курсах доля таких студентов находилась в пределах 60,0-78,6%. Больше всего обучающих, оценивших свое состояние во время сессии, как «спокойное» отмечалось на третьем и шестом курсах и составило соответственно 9,1 и 11,1%, тогда как на остальных курсах удельный вес таких студентов имел близкие значения и находился в пределах от 4,0 до 4,7%.

Рис. Средняя трудность дисциплин и эмоциональное состояние студентов в период сессии

Корреляционный анализ показал наличие выраженной обратной связи между длительностью самоподготовки и долей студентов, оценивших свое состояние как стрессовое во время экзаменационной сессии, значение коэффициента корреляции составило -0,819 (р=0,029).

Вполне понятным выглядит отнесение студентами к трудным таких фундаментальных дисциплин, как нормальная физиология и патология. При этом несколько выделяется клиническая дисциплина -«внутренние болезни» на фоне отсутствий других представителей данной группы предметов, что позволяет предполагать влияние личности преподавателей и кафедральных подходов к её преподаванию на медико-профилактическом факультете. Возможно, сложность дисциплины внутренние болезни для студентов обусловлена низкой мотивацией к её изучению на фоне высокой требовательности преподавателей. В ряде исследований показано, что мотивация к обучению и особенности личности преподавателя могут оказывать существенное влияние на субъективную оценку сложности изучаемого предмета обучающимися [3,10].

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2023 - Vol. 30, № 4 - P. 56-60

Высокая трудность дисциплин специализации, таких как клинико-лабораторная диагностика, коммунальная и радиационная гигиена может быть обусловлена ростом мотивации к их освоению на фоне профессионального становления студентов старших курсов, что также сопряжено с увеличением уровня личностной тревожности в этот период, обусловленной предстоящим трудоустройством и профессиональной реализацией [5,16].

Обращает на себя внимание явная недооценка обучающимися дисциплин: организация государственного санитарно-эпидемиологического надзора, общественное здоровье и здравоохранение, что можно связать с профессиональной незрелостью и неготовностью студентов к их полноценному освоению на младших курсах. Минимальное время на самоподготовку по «легким» дисциплинам в сочетании с хорошей успеваемостью свидетельствует об адаптации образовательного контента кафедрами для студентов младших курсов.

Выявленная выраженная корреляционная связь между трудностью изучаемых дисциплин и длительностью самоподготовки к ним свидетельствует о зависимости их трудоемкости от субъективной оценки сложности освоения для студентов. Наличие обратной умеренной корреляционной зависимости успешности освоения дисциплин от их трудности, также объективизируют оценочные суждения студентов и позволяет использовать опросный метод для их предварительного оценочного ранжирования по сложности освоения [9].

Студенты с большей длительностью самоподготовки более уверенно чувствуют себя во время экзаменационной сессии, что выражается в меньшем уровне эмоционального напряжения.

Выводы:

1. Наибольшей трудностью для освоения по мнению студентов обладают фундаментальные дисциплины (нормальная физиология и патология) и гигиенические дисциплины специализации.

2. Субъективная недооценка трудности таких дисциплин, как общественное здоровье и здравоохранение и организация государственного санитарно-эпидемиологического надзора обусловлена профессиональной незрелостью обучающихся и их освоением на младших курсах.

3. Наличие статически значимых выраженных прямых связей субъективной оценки трудности дисциплин с длительностью самоподготовки и умеренных обратных связей с успешностью сдачи промежуточной аттестации служит частичным подтверждением сложности освоения дисциплин для студентов и позволяет использовать опросный метод для предварительной экспресс оценки сложности на этапе подготовки к физиологическим исследованиям.

4. Длительность самоподготовка по экзаменационным предметам, повышает уверенность студентов

во время сессии и снижает уровень предэкзаменационного стресса.

5. Результаты самооценки трудности дисциплин можно использовать для оптимизации организации учебного процесса и составления расписания на медико-профилактическом факультете.

Финансирование. Финансирование научной работы отсутствует. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Вклад авторов Дементьев А. А - концепция и дизайн исследования, написание текста; Соловьёв Д. А — обработка материала, написание текста; Цурган А А.— концепция и редактирование, Коршунова Е. П. — сбор и обработка материала, статистическая обработка, написание текста; Моталова Т. В. — дизайн исследования и

редактирование. Авторы подтверждают соответствие своего авторства международным критериям ICMJE (все авторы внесли существенный вклад в разработку концепции и подготовку статьи, прочли и одобрили финальную версию перед публикацией).

Благодарность. Авторы выражают благодарность коллективу ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России за помощь в проведении исследования.

Литература / References

1. Алексеенко С.Н., Гайворонская Т.В., Дробот Н.Н. Результаты единого государственного экзамена и динамика показателей успеваемости студентов-медиков за период обучения в вузе // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 11-1. С. 99-104. DOI: 10.17513/snt.38345 / Alekseenko SN, Gayvoronskaya TV, Drobot NN. Rezultaty edinogo gosudarstvennogo ekzamena i dinamika pokazatelei uspevaemosti studentov-medikov za period obucheniya v vuze [The results of the unified state exam and the dynamics of medical student's performance indicators for the period of study at the university]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2020;11(1);99-104. DOI: 10.17513/snt.38345. Russian.

2. Бежин А.И., Зубарев В.Ф., Нетяга А.А. Зависимость академической успеваемости студентов медицинского вуза от временной иерархии изучаемых дисциплин (поучительные итоги критического самоанализа) // Оперативная хирургия и клиническая анатомия (Пироговский научный журнал). 2019. Т. 3, № 1. С. 32-38. DOI: 10.17116/operhirurg2019301132 / Bezhin AI, Zubarev VF, Netyaga AA. Zavisimost akademicheskoy uspevamosti studentov medicinskogo vuza ot vremennoi ierarkhii izuchaemykh disciplin (pouchitelnye itogi kriticheskogo samoanaliza) [The relationship between medical students' academic achievements and the temporal hierarchy of studied disciplines (instructive results of critical self-analysis)]. Russian journal of operative surgery and clinical anatomy. 2019;3(1):32-8. DOI: 10.17116/operhirurg2019301132. Russian.

3. Булычева Е.В. Гигиеническая оценка учебных нагрузок у современных учащихся // Российский вестник гигиены. 2021. № 4. С. 12-20. DOI: 10.24075/rbh.2021.025 / Bulycheva EV. Gigienicheskaya ocenka uchebnykh nagruzok u sovremennykh uchashchikhsya [Hygienic assessment of educational loads in modern students]. Russian bulletin of hygiene. 2021;4:12-20. DOI: 10.24075/rbh.2021.025. Russian.

4. Ганузин В.М., Барабошин А.Т. Особенности социальной и вегетативной адаптации к условиям обучения в зависимости от возраста, пола и социально-педагогических условий обучения // Российский вестник гигиены. 2022. № 3. С. 19-22. DOI: 10.24075/rbh.2022.051 / Ganuzin VM, Baraboshin AT. Osobennosti socialnoi i vegetativnoi adaptacii k usloviyam obucheniya v zavisimosti ot vozrasta, pola i socialno-pedagogicheskikh usloviy obucheniya [Features of social and vegetative adaptation to learning conditions depending on age, gender and socio-pedagogical conditions of education]. Russian Bulletin of Hygiene. 2022;3;19-22. DOI: 10.24075/rbh.2022.051. Russian.

5. Грицина О.П., Транковская Л.В., Семанив Е.В., Лисец-кая Е.А. Факторы, формирующие здоровье современных детей и подростков // Тихоокеанский медицинский журнал. 2020. № 3. С. 1924. DOI: 10.34215/1609-1175-2020-3-19-24 / Gritsina OP, Trankovskaya LV, Semaniv EV, Lisetskaya EA. Faktory, formiruyushchie zdorovye sovremennykh detei i podrostkov [Factors in the formation of modern children's and adolescents' health]. Pacific medical journal. 2020;3;19-24. DOI: 10.34215/1609-1175-2020-3-19-24. Russian.

6. Красникова И.В., Муравьева В.А. Влияние учебной

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2023 - Vol. 30, № 4 - P. 56-60

нагрузки на функциональное состояние школьников и студентов // Известия Тульского государственного университета. Естественные науки. 2021. № 4. С. 65-77. DOI: 10.24412/2071-6176-2021-4-65-77 / Krasnikova IV, Muravyova VA. Vlyaniye uchebnoi nagruzki na funktsion-alnoye sostoyaniye shkolnikov i studentov [Influence of training load on the functional state of schoolchildren and students]. Izvestiya Tula State University (Izvestiya TulGU). 2021;4:65-77. DOI: 10.24412/2071-61762021-4-65-77. Russian.

7. Кирпиченкова Е.В., Королев А.А., Онищенко Г.Г. Изучение частоты потребления основных пищевых источников ликопина и количественная оценка его поступления с рационом у студентов // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2018. Т. 26, № 4. С. 474-483. DOI: 10.23888/PAVLOVJ2018264474-483 / Kirpichenkova EV, Korolev AA, Onishchenko GG. Izucheniye chastoty potrebleniya osnovnykh pishchevykh istochnikov likopina i kolichestvennaya ocenka ego postupleniya s racionom u studentov [Study of consumption frequency of the main sources of lycopene and its quantification in students' diet]. I.P. Pavlov Russian medical biological herald. 2018;26(4);474-83. DOI: 10.23888/PAVLOVJ2018264474-483. Russian.

8. Кузнецов В.В., Кузина И.Г., Косилов К.В. Взаимосвязь успеваемости, академической мотивации и профессионального выгорания с самооценкой качества жизни у студентов старших курсов медицинских специальностей // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 2. С. 52-66 / Kuznetsov VV, Kuzina IG, Kosilov KV. Vzaimosvyaz uspevaemosti, akademicheskoi mo-tivacii i professionalnogo vygoraniya s samoocenkoi kachestva zhizni u studentov starshikh kursov medicinskikh specialnostei [Relationship of academic progress, academic motivation, professional burnout with self-concept of quality of life of graduate medical students]. Medical Education and Professional Development. 2019;10(2):52-66. Russian.

9. Максимов О.Л., Машдиева М.С., Квасов А.Р., Аветисян З.Е. Опыт составления шкал трудности школьных уроков на основании субъективных оценок учащихся // Современные проблемы науки и образования. 2018. №5. С. 192 / Maksimov OL, Mashdieva MS, Kvasov AR, Avetisyan ZE. Opyt sostavleniya shkal trudnosti shkolnykh urokov na osnovanii subyektivnykh ocenok uchashchikhsya [Experience in the preparation of the difficulty scale of school subjects on the basis of pupils' subjective evaluations]. Sovremennye problemy nauki i obra-zovaniya. 2018;5;192. Russian.

10. Оленин Я.А. Демографическая характеристика муниципального образования Московской области в начале XXI века (на примере города Домодедово) // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2020. Т. 8, № 4. С. 511-523. DOI: 10.23888/HMJ202084511-523 / Olenin YA. De-mograficheskaya kharakteristika municipalnogo obrazovaniya Moskovskoi oblasti v nachale XXI veka (na primere goroda Domodedovo) [Demographic characteristics of the municipal education in Moscow region at the beginning of the XXI century (based on the research performed in the city of Domodedovo)]. Science of the Young (Eruditio Juvenium). 2020;8(4):511-23. DOI: 10.23888/HMJ202084511-523. Russian.

11. Старкова В.А., Леонова А.В., Шестера А.А. Особенности физического развития современных студентов // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022. Т. 30, № 4. С. 574-579. DOI: 10.32687/0869-866X-2022-30-4-574-579 / Starkova VA, Leonova AV, Shestera AA. Osobennosti fizicheskogo razvitiya sovremennykh studentov [Features of the physical development of modern students]. Problems of social hygiene, public health and

history of medicine, Russian journal. 2022;30(4):574-9. DOI: 10.32687/0869-866X-2022-30-4-574-579. Russian.

12. Стунеева Г.И., Казаева О.В. Оценка состояния здоровья школьников по данным анкетирования // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2019. Т. 7, № 4. С. 583-589. DOI: 10.23888/HMJ201974583-588 / Stuneeva GI, Kazaeva OV. Ocenka sostoyaniya zdorovya Shkolnikov po dannym anketirovaniya [Assessment of health state of schoolchildren using questionnaire]. Science of the Young (Eruditio Juvenium). 2019;7(4):583-9. DOI: 10.23888/HMJ201974583-588. Russian.

13. Танганова Т.А. Реализация образовательных программ специалитета в условиях модернизации профессиональных систем и цифровизации высшего образования. Цифровой университет: совершенствование организации обучения и стратегия развития образования в условиях цифровизации: Материалы всероссийской научно-методической конференции с международным участием, Улан-Удэ, 18-20 января 2023 года. Том Выпуск 30. Улан-Удэ: Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, 2023. С. 274-279 / Tanganova TA. Realizaciya obrazovate-lnykh programm specialiteta v usloviyakh modernizacii professionalnykh sistem i cifrovizacii vysshego obrazovaniya [Implementation of educational programs of the specialty in the conditions of modernization of professional systems and digitalization of higher education] In Digital University: improving the organization of learning and the strategy for the development of education in the context of digitalization: Proceedings of the All-Russian scientific and methodological conference with international participation. Issue 30. Ulan-Ude: East Siberian State University of Technology and Management; 2023. Russian.

14. Ушаков И.Б., Мелихова Е.П., Либина И.И., Губина О.И. Гигиенические и психофизиологические особенности формирования здоровья студентов медицинского вуза // Гигиена и санитария. 2018. Т. 97, № 8. С. 756-761. DOI: 10.18821/0016-9900-2018-97-8-756-761 / Ushakov IB, Melihova EP, Libina II, Gubina OI. Gigienicheskiye i psikhofiziologicheskiye osobennosti formirovaniya zdorovya studentov medicinskogo vuza [Hygienic and psychophysiological peculiarities of forming health of medical university students]. Hygiene and sanitation, Russian journal. 2018;97(8):756-61. DOI: 10.18821/0016-9900-2018-978-756-761. Russian.

15. Цацулин А.Н. О некоторых дидактических приемах выполнения самостоятельных заданий в условиях вынужденного дистанционного обучения // Управленческое консультирование. 2020. №12(144). С. 83-101. DOI: 10.22394/1726-1139-2020-12-83-101 / Tsatsulin AN. O nekotorykh didakticheskikh priemakh vypolneniya samostoyatelnykh za-daniy v usloviyakh vynuzhdennogo distancionnogo obucheniya [About some didactic methods of performing independent tasks in conditions of forced distant learning]. Administrative consulting. 2020;12(144);83-101. DOI: 10.22394/1726-1139-2020-12-83-101. Russian.

16. Яценко А.К., Грицина О.П., Транковская Л.В. Факторы риска нарушения здоровья обучающихся вузов Владивостока в период пандемии COVID-19 // Экология человека. 2022. № 4. С. 275284. DOI: 10.17816/humeco75898 / Yatsenko AK, Gritsina OP, Trankovskaya LV. Faktory riska narusheniya zdorovya obuchayush-chikhsya vuzov Vladivostoka v period pandemii COVID-19 [Risk factors of health impairment in university students in Vladivostok during the COVID-19 pandemic]. Human Ecology. 2022;4:275-84. DOI: 10.17816/humeco75898. Russian.

Библиографическая ссылка:

Цурган А.М., Дементьев А.А., Моталова Т.В., Коршунова Е.П., Соловьёв Д.А. Влияние трудности изучаемых дисциплин на длительность самоподготовки и эмоциональное состояние студентов медико-профилактического факультета в период сессии // Вестник новых медицинских технологий. 2023. №4. С. 56-60. DOI: 10.24412/1609-2163-2023-4-56-60. EDN WHRPKI.

Bibliographic reference:

Tsurgan AM, Dementiev AA, Motalova TV, Korshunova EP, Soloviev DA. Vliyanie trudnosti izuchaemykh distsiplin na dlitel'nost' samo-podgotovki i emotsional'noe sostoyanie studentov mediko-profilakticheskogo fakul'teta v period sessii [Impact of the difficulties of the studyed disciplines for the duration of self-training and the emotional state of students of health and prevention faculty during the session]. Journal of New Medical Technologies. 2023;4:56-60. DOI: 10.24412/1609-2163-2023-4-56-60. EDN WHRPKI. Russian.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.