УДК 656.1
Коновалова Татьяна Вячеславовна
кандидат экономических наук, заведующий кафедрой
организации перевозок и дорожного движения,
Кубанский государственный технологический университет
Надирян София Левоновна
старший преподаватель кафедры организации
перевозок и дорожного движения,
Кубанский государственный технологический университет
Tatyana V. Konovalova
Candidate of Economic Sciences, manager of department of the organization
of transportations and traffic,
Kuban state technological university
Sofia L. Nadiryan
senior teacher
departments of the organization of transportations and traffic, Kuban state technological university [email protected]
Пути оптимизации транспортно-логистических затрат торгово-производственных предприятий
Ways to optimize transport and logistics costs of trade and production enterprises
Аннотация. В данной статье авторами рассмотрены пути оптимизации транспортно-логистических затрат торгово-производственных предприятий. Одной из актуальных проблем экономики предприятий остается проблема снижения себестоимости продукции при сохранении заданного уровня качества. Рассмотриваются возможности снижения себестоимости путем оптимизации транспортно-логистических издержек на примере одного из крупных сетевых торгово-производственных центров.
Ключевые слова: логистика, расходы, логистические издержки, транспортно-логистические затраты, транспортные услуги.
Annotation. In this article, the authors consider ways to optimize transport and logistics costs of trade and production enterprises. One of the most pressing problems of the enterprise economy is the problem of reducing the cost of production while maintaining the specified level of quality. Let's consider the possibility of reducing the cost by optimizing transport and
logistics costs on the example of one of the large network of trade and production centers.
Keywords: logistics, costs, logistic costs, logistic costs, transportation services.
Одной из актуальных проблем экономики предприятий остается проблема снижения себестоимости продукции при сохранении заданного уровня качества. Рассмотрим возможности снижения себестоимости путем оптимизации транспортно-логистических издержек на примере одного из крупных сетевых торгово-производственных центров (ТЦ), в котором имеется отдел доставки «Д», осуществляющий прием, обработку, сборку и доставку заказов клиентам, зарегистрированным как юридические лица.
Предметом исследования является логистическая система ТЦ и источники формирования издержек. В рассматриваемом ТЦ доставка осуществляется не только по г. Краснодару, но и по всему Краснодарскому краю, кроме курортов черноморского побережья. Отдел доставки в ТЦ функционирует как отдельная организация, но тесно связанная и взаимодействующая с остальными отделами и службами[1]. Важным вопросом расчета транспортно-логистических издержек отдела доставки является формирование тарифа на перевозку в зависимости от длины маршрута. В настоящее время в ТЦ применяются тарифы в интервалах пробега от 50 до 100 км. Предлагается ввести промежуточные интервалы пробегов только по 50 км. Рассмотрим долю транспортных расходов до изменения в системе тарифов и после (таблица 1).
Таблица 1 - Транспортные расходы в себестоимости продукции до изменений в тарифах
Пробег, км Количество рейсов, шт Сумма транспортных расходов без НДС, руб. Сумма заказов без НДС, руб. Доля, %
50 13 69173 1555309 4,45
100 60 375545 11298809 3,32
150 18 125010 4303445 2,90
200 5 38333 1076492 3,56
250 3 23597 358043 6,59
300 8 70450 1217142 5,8
400 24 260044 3829907 6,79
500 15 203986 2717902 7,51
600 1 12187 125497 9,71
Итого 147 1178325 26482546 4,45
12 10 8 6 4 2 0
Доля гранспортных расходов, % ■ 50 км ■ 100 км ■ 150 км ■ 200 км I 250 км ■ 300 км ■ 400 км I 500 км 600 км
Рисунок 1 - Доля транспортных расходов до изменений в тарифах
Данную таблицу можно наглядно представить в виде диаграммы (рисунок 1). На ней можно наглядно увидеть, за какой пробег транспортные расходы были выше всего, а по какому пробегу ТЦ не превысила норму. Можно отметить, что рейсы с пробегом 100 - 200 км имели самую низкую долю транспортных расходов в себестоимости, а рейс с пробегом до 600 км вышел самым «дорогим» для ТЦ.
Наглядно представим в одной диаграмме долю транспортных расходов до введения промежуточных пробегов и после (рисунок 2).
Транспортные расходы в себестоимости продукции после изменений в тарифах представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Транспортные расходы после изменения в тарифах
Пробег, км Количество рейсов, шт Сумма транспортных расходов без НДС, руб. Сумма заказов без НДС, руб. Доля, %
50 13 69173 1555309 4,45
100 60 375545 11298809 3,32
150 18 125010 4303445 2,9
200 5 38333 1076492 3,56
250 3 23597 358043 6,59
300 8 70450 1217142 5,8
350 16 161656 2415798 6,69
400 8 86885 1414109 6,14
450 8 99475 1412662 7,48
500 7 98319 1305280 7,53
550 1 11558 125497 9,21
Итого 147 1160001 26482586 4,38
.„■Ill II I
lllllllIII
50км 100km 150km 200 km 250km 300 km 350km 400km 450 km 500km 550]
Рисунок 2 - Сравнение транспортных расходов, %
Проанализировав полученные данные, можно отметить, что доля транспортных расходов на каждый пройденный пробег после 300 км значительно изменилась [2], местами, даже увеличилась, но, несмотря на это, итоговый результат имеет положительный эффект. Добавление промежуточного пробега позволяет снизить транспортные расходы, оценить транспортные издержки более точно.
Если изначально сумма транспортных расходов составляла 1 178 325 рублей, то с добавлением тарифов сумма транспортных расходов составила 1 160 001 рубля, а доля транспортных расходов с 4,45% снизилась до 4,38%.
Внедрение изменений в тарифные ставки - процесс, легко реализуемый в рассматриваемом ТЦ. Внедрение новых промежуточных тарифных ставок позволит сократить транспортные издержки за доставку товара. Также, это позволит более точно оценивать ситуацию и, возможно, поможет найти новые способы по оптимизации логистических издержек в торгово-производственных предприятиях.
Литература
1.Коновалова Т.В., Надирян С.Л. Основные направления оптимизации транспортно-логистических затрат предприятия торговли.В сборнике: Научно-технические аспекты развития автотранспортного комплекса Материалы V международной научно-практической конференции. Горловка, 2019. С. 286-289.
2. Коновалова Т.В., Надирян С.Л., Кузьмина М.А. Методы снижения транспортно-логистических затрат предприятия торговли. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 4. С. 217-220.
References
1.Konovalova T. V., Nadiryan S. L. Main directions of optimization of transport and logistics costs of the trade enterprise.In the collection: Scientific and technical aspects of the development of the transport complex
Materials of the V international scientific and practical conference. Gorlovka, 2019. Pp. 286-289.
2. Konovalova T. V., Nadiryan S. L., Kuzmina M. A. Methods for reducing transport and logistics costs of a trade enterprise. Humanities, socio-economic and social Sciences. 2019. № 4 Pp. 217-220.