Научная статья на тему 'ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СПЕЦИАЛЬНО ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синенко Сергей Александрович, Саутин Александр Аркадьевич, Крысанов Владимир Павлович, Грунин Дмитрий Александрович, Бондарь Альберт Янович

В статье по результатам исследования теоретического материала и практического аспекта проблемы, обосновываются этапы, в процессе которых происходит повышение качества проведения практических занятий по физической подготовке в образовательных организациях МВД России, пути повышения уровня подготовки сотрудников органов внутренних дел к выполнению оперативно-служебных задач. Результаты проведенного научного исследования позволили обосновать возможности применения специально прикладных физических упражнений на практических занятиях при проведении специально направленной физической подготовки, что в свою очередь повысило уровень специальной, физической и психической готовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Синенко Сергей Александрович, Саутин Александр Аркадьевич, Крысанов Владимир Павлович, Грунин Дмитрий Александрович, Бондарь Альберт Янович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO OPTIMIZE THE CONTENT OF PRACTICAL EXERCISES ON PHYSICAL TRAINING IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIAN FEDERATION

Based on the results of the study of the theoretical material and the practical aspect of the problem, the article substantiates the stages in the process of which there is an increase in the quality of practical exercises on physical training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, ways of increasing the level of training of employees of internal affairs bodies to perform operational and service tasks. The results of the scientific research made it possible to substantiate the possibilities of using specially applied physical exercises in practical classes during specially directed physical training, which in turn increased the level of special, physical and mental readiness.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

6. Труднева М.И. Тест Купера как экспресс-метод оценки физической подготовленности студентов : учебно-методическое пособие. - Москва : РУТ (МИИТ), 2017. - 20 с.

REFERENCES

Baryshev, G.I. and Garkusha, O.V. (1993), Automated means of prenosological express diagnostics, prevention and rehabilitation in improving the health of the Kuban population, methodological recommendations, Kuban State University, Krasnodar.

Dushanin, S.A., (1980), Self-control of the physical state, Health, Moscow.

Kazakova, E.I., and Tarkhanova, I.Yu. (2018), "Assessment of universal competencies of students in the development of educational programs", Yaroslavl Pedagogical Bulletin, No. 5, pp. 125-127.

Landa, B.H. (2017), Diagnostics of the physical state, Training methods and technology: textbook, Sport, Moscow.

Maltseva, I.G., (2014), Methods of testing and evaluating the level of general physical fitness of university students, educational and methodical manual, MABIV, Orel.

Trudneva, M.I., (2017), The Cooper test as an express method for assessing students ' physical fitness, An educational and methodological guide, RUT (MIIT), Moscow.

Контактная информация: sinnat2617@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.01.2021

УДК 796.011.3

ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сергей Александрович Синенко, преподаватель, Александр Аркадьевич Саутин, кандидат педагогических наук, начальник кафедры, Владимир Павлович Крысанов, кандидат военных наук, доцент, Дмитрий Александрович Грунин, заместитель начальника кафедры, Ленинградский областной филиал Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации; Альберт Янович Бондарь, преподаватель, Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, Иркутск; Сергей Петрович Грибченко, заместитель начальника научно-исследовательского отдела, Военный институт физической культуры, Санкт-

Петербург

Аннотация

В статье по результатам исследования теоретического материала и практического аспекта проблемы, обосновываются этапы, в процессе которых происходит повышение качества проведения практических занятий по физической подготовке в образовательных организациях МВД России, пути повышения уровня подготовки сотрудников органов внутренних дел к выполнению оперативно-служебных задач. Результаты проведенного научного исследования позволили обосновать возможности применения специально прикладных физических упражнений на практических занятиях при проведении специально направленной физической подготовки, что в свою очередь повысило уровень специальной, физической и психической готовности.

Ключевые слова: образовательные организации МВД России, физическая готовность, общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка, специально прикладная физическая подготовка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p325-329

WAYS TO OPTIMIZE THE CONTENT OF PRACTICAL EXERCISES ON PHYSICAL TRAINING IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIAN FEDERATION

Sergey Alexandrovich Sinenko, the teacher, Alexander Arkadyevich Sautin, the candidate of pedagogical sciences, head of the department, Vladimir Pavlovich Krysanov, the candidate of military sciences, senior lecturer, Dmitry Alexandrovich Grunin, the Deputy Head of the Department, Leningrad Regional Branch of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia; Albert Yanovich Bondar, the teacher, East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Irkutsk; Sergey Petrovich Gribchenko, the Deputy Head of the Research Department, Military Institute of Physical Culture, Saint-Petersburg

Abstract

Based on the results of the study of the theoretical material and the practical aspect of the problem, the article substantiates the stages in the process of which there is an increase in the quality of practical exercises on physical training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, ways of increasing the level of training of employees of internal affairs bodies to perform operational and service tasks. The results of the scientific research made it possible to substantiate the possibilities of using specially applied physical exercises in practical classes during specially directed physical training, which in turn increased the level of special, physical and mental readiness.

Keywords: educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, physical readiness, general physical training, special physical training, specially applied physical training.

ВВЕДЕНИЕ

Постоянные изменения, которые происходят под влиянием реалий современной действительности как внутри государства, так и за его границами, постоянные попытки определённых сил раскачать Конституционный строй Российской Федерации, создают предпосылки в постоянном повышении требований к сотрудникам органов внутренних дел при выполнении ими оперативно-служебных задач, всё это существенным образом отражается и на требованиях к физической и психической готовности сотрудников, а это, в свою очередь, диктует необходимость поиска иного подхода к содержанию физической подготовки. Большое значение придаётся работе механизмов, которые способствуют приспособлению организма человека к работе в экстремальных условиях, а также проблеме поиска путей их формирования средствами физической подготовки[2]. В результате этих требований необходимо принимать опережающие меры в подготовке профессионально качественных кадров на этапе обучения в образовательных организациях Министерства внутренних дел России.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В руководящих документах по организации физической подготовки определено, что, целью физической подготовки в органах внутренних дел является формирование физической готовности сотрудников к успешному выполнению оперативно-служебных задач, умелому применению физической силы, в том числе боевых приёмов борьбы, а также обеспечение высокой работоспособности в процессе служебной деятельности.

Задачами физической подготовки сотрудников являются:

1. Развитие и поддержание профессионально важных физических качеств на уровне, необходимом для успешного выполнения оперативно-служебных задач.

2. Формирование двигательных навыков и умений эффективного и правомерного применения физической силы, в том числе боевых приемов борьбы.

3. Поддержание и укрепление здоровья, сохранение продуктивного уровня общей работоспособности, повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприят-

ных факторов служебной деятельности[1].

Множество проведённых исследований за последние годы по оптимизации процесса физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации показывают, что физическая подготовка не в полной мере соответствует современным требованиям, предъявляемым к сотруднику при выполнении им оперативно-служебных задач.

В работах рассматриваются такие проблемные вопросы, как применение малоприкладных упражнений на занятиях по физической подготовке. Поэтому при разработке содержания физической подготовки целесообразно руководствоваться следующим:

- число упражнений со спортивной направленностью сократить (гимнастика, легкая атлетика и др.), а вместо них включить упражнения, которые имеют прямую оперативно-служебную прикладность и дающие высокий тренировочный эффект;

- распределить упражнения так, чтобы они были взаимосвязаны со всей системой служебной подготовки.

Необходимо также отметить важность принципа специальной направленности, который предполагает постоянное соотнесение содержания и организации физической подготовки с задачами и требованиями, которые предъявляются к специальным подразделениям [3]. Исходя из этого, предлагаем физическую подготовку рассматривать в трех основных направлениях: как общую, специальную и специально-прикладную.

Задачами общей физической подготовки (ОФП) должны быть:

- развитие и постоянное совершенствование основных физических и волевых качеств; укрепление здоровья, закаливание организма; формирование общей физической готовности к овладению специальными и служебно-прикладными навыками;

- овладение базовыми навыками ускоренного передвижения, плавания, передвижения по местности с преодолением препятствий.

Основной метод проведения занятий - комплексный, за исключением занятий по плаванию. Комплексирование осуществлять за счет подбора на одном занятии упражнений для развития основных физических качеств.

Задачами специальной физической подготовки (СФП) будут:

- дальнейшее развитие основных и специальных физических качеств;

- воспитание психической устойчивости и волевых качеств;

- приобретение различной устойчивости организма к влиянию неблагоприятных факторов оперативно-служебной деятельности;

- овладение навыками длительного ускоренного передвижения на местности, преодоления препятствий как искусственного, так и естественного происхождения, применение боевых приёмов борьбы, специальных средств, действия в помещениях с ограниченным пространством.

Практические занятия на этом этапе подготовки должны проводиться по разделам физической подготовки и комплексно, в соответствии с основными требованиями Приказа МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 (в ред. от 27.07.2020 г. Пр. № 522) «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».

Задачами специально-прикладной физической подготовки (СПФП) будут:

- овладение навыками совместных действий, как в составе группы, так и индивидуально в условиях больших физических нагрузок и нервно-психических напряжений при выполнении оперативно-служебных задач на местности, в помещениях с ограниченным пространством, а также действиями, как в светлое, так и темное время суток;

- воспитание психической устойчивости, уверенности в собственных силах, выдержки и самообладании.

Также, необходимо указать, что проблема теории и организации физической подготовки имеет тесную взаимосвязь с процессами адаптации и переноса подготовленности, благодаря им раскрываются направления влияния физической подготовки на различные

показатели готовности [4].

По времени осуществления физическая подготовка, должна быть заблаговременной и непосредственной.

Заблаговременная физическая подготовка имеет цель сформировать длительную физическую готовность сотрудника к выполнению оперативно-служебных задач. Она осуществляется на протяжении всей службы полицейского и включает в себя ОФП, СФП и СПФП.

Непосредственно физическая подготовка имеет цель сформировать временную физическую готовность к выполнению конкретных оперативно-служебных задач. Она должна проводиться накануне подготовки к выполнению оперативно-служебных задач, и т.п., и включать в себя в основном СФП и СПФП. Через нее осуществляется прямая взаимосвязь со служебной подготовкой подразделений и отделов. Поэтому непосредственно физическая подготовка будет нуждаться в оперативном ее планировании.

На основании разработанного нами содержания физической подготовки состоящего из общей, специальной и специально направленной физической подготовки с применением прикладных физических упражнений был проведён педагогический эксперимент, в котором участвовали курсанты третьего курса седьмого факультета Ленинградского областного филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. Педагогический эксперимент длился в течении 2018-2019 учебного года. Результаты экспериментального содержания физической подготовки представлены в таблице.

Таблица - Результаты специально прикладной физической подготовленности испытуемых контрольной (п=22) и экспериментальной (п=23) групп в начале и по окончанию педагогичен_

Изучаемый показатель Группа Исходные показатели В конце эксперимента А

х 1± т1 А х 2± т2 А

Преодоление специальной полосы препятствий, (с) ЭГ 163,24±1,65 3,83 137,45±0,87 2,9 -25 79***

КГ 159,41±1,41 140,35±1,08 -19,06**

Бег на 100 м, (с) ЭГ 14,29±0,12 0,17 13,91±0,07 0,12 -0,38*

КГ 14,12±0,11 14,03±0,08 -0,09

Бег (кросс) на 5 км, (с) ЭГ 1480,83±12,21 11,59 1405,24±10,34 6,13 -75 59***

КГ 1469,24±11,58 1411,37±9,42 -57 58***

Необходимо обратить внимание на значительные сдвиги и положительную динамику, произошедшую в уровне развития специально прикладной физической подготовленности у испытуемых ЭГ. В КГ у занимавшихся по стандартной программе в процессе тренировочных занятий также произошли улучшения, но они являются менее выраженными, чем у ЭГ. Высокие показатели у испытуемых ЭГ в выполнении упражнений на выносливость, специальную выносливость и быстроту, объясняются направленностью методики проведения занятий, а также отличием величины полученных нагрузок на занятиях.

ВЫВОДЫ

В заключительной части наших научных исследований результаты у ЭГ улучшились, что позволило нам сделать вывод о том, что достижению необходимого уровня физической готовности сотрудников органов внутренних дел при подготовке их к выполнению оперативно-служебных задач и поддержание высокой работоспособности достигнуто с помощью применения на занятиях по физической подготовке, упражнений, приёмов и действий прикладного характера, в наибольшей степени отвечающих специфике служебной деятельности сотрудника.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 (в ред. от

27.07.2020 г. Пр. № 522) / ГАРАНТ.РУ : [информационно-правовой портал]. - [сайт]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71647620/ (дата обращения: 01.01.2021)

2. Ендальцев, Б.В. Современная физическая подготовка человека к работе в экстремальных условиях / Б.В. Ендальцев // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур.-2014.- № 3.- С. 72-78.

3. Крысанов, В.П. Проблемы специальной направленности физической подготовки подразделений морской пехоты ВМФ России к проведению десантных операций / В.П. Крысанов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта.- 2020.-№ 2 (180).- С. 188-191.

4. Миронов, В.В. Адаптация к физическим нагрузкам и перенос подготовленности военнослужащих - объективная основа влияния физической подготовки на боеспособность войск / В.В. Миронов // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур.-2013.- № 1.- С. 18-23.

REFERENCES

5. Ministry of Internal Affairs of Russia (2017), "On approval of the Manual on the organization of physical training in the internal affairs bodies of the Russian Federation", Order of the July 1, 2017 No. 450 275 (as amended on July 27, 2020, Pr. No. 522), available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71647620/ (data accessed: 01.01.2021).

6. Endaltsev, B.V. (2014), "Modern physical training of a person to work in extreme conditions", Actual problems ofphysical and special training ofpower structures, No. 3, pp.72-78.

7. Krysanov, V.P. (2020), "Problems of the special orientation of physical training of the Russian Navy's marines for landing operations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (180), pp. 188-191.

8. Mironov, V.V. (2013), "Adaptation to physical activity and transfer of preparedness of military personnel is an objective basis for the influence of physical training on the combat effectiveness of troops", Actual problems ofphysical and special training ofpower structures, No. 1, pp. 18-23.

Контактная информация: petro16072010@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.01.2021

УДК 796.856.2:159.9

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ИДЕОМОТОРНОЙ ТРЕНИРОВКИ В ТЕХНИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЕДИНОБОРСТВАМИ НА ПРИМЕРЕ ТХЭКВОНДО

Светлана Владимировна Соколовская, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой, Сергей Борисович Панкратов, кандидат экономических наук, доцент, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород

Аннотация

Введение. Идеомоторная тренировка активно используется в сложнокоординационных видах спорта, спортивных играх, и менее активно в единоборствах. Одним из наиболее распространенных технических приемов, применяемых для победы в поединках, является «круговой удар ногой с разворота в голову». Поиску методов повышения точности и качества выполнения удара уделяется особое внимание. В тоже время данный удар носит смертельный характер, довольно часто приводит к сотрясению мозга и, как следствие, нарушению когнитивных функций, поэтому его использование во время боя должно быть крайне осознанным спортсменом. Целью исследования является апробация разработанной программы идеомоторной тренировки для повышения технического мастерства спортсменов и усиления осознанного, рефлексивного отношения к использованию опасных приемов в ходе боя в тхэквондо. Научная новизна исследования состоит во включении в программу идеомоторной тренировки компонента осознанного отношения к необходимости использования опасного для здоровья соперника кругового удара ногой с разворота в голову без потери в результативности спортивной деятельности. Практическая значимость полученных результатов исследования определяет возможность снижения травматизма при занятиях тхэквондо по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.