Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ К ПРЕДСТОЯЩЕЙ СЛУЖБЕ'

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ К ПРЕДСТОЯЩЕЙ СЛУЖБЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
389
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРИЕМЫ / КУРСАНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РФ / PHYSICAL TRAINING / TECHNIQUES / CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моськин Сергей Александрович

В настоящей статье раскрываются задачи и значение физической подготовки в деятельности молодых специалистов - сотрудников МВД РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моськин Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL FITNESS OF CADETS AND STUDENTS FOR THE UPCOMING SERVICE

This article reveals the tasks and the importance of physical training in the activities of young specialists - employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ К ПРЕДСТОЯЩЕЙ СЛУЖБЕ»

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ

К ПРЕДСТОЯЩЕЙ СЛУЖБЕ

PHYSICAL FITNESS OF CADETS AND STUDENTS FOR THE UPCOMING SERVICE

Моськин Сергей Александрович

старший преподаватель кафедра «Физической подготовки и спорта» Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова

г. Орел, Россия Moskin Sergey Alexandrovich senior lecturer

Department of «Physical Training and Sports» Oryol Law Institute Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanova

Orel, Russia

Аннотация. В настоящей статье раскрываются задачи и значение физической подготовки в деятельности молодых специалистов - сотрудников МВД РФ.

Abstract. This article reveals the tasks and the importance of physical training in the activities of young specialists - employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

Ключевые слова: физическая подготовка, приемы, курсанты образовательных организаций системы МВД РФ.

Keywords: physical training, techniques, cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

Физическое воспитание является одним из составных элементов подготовки сотрудников ОВД к обеспечению грамотного выполнения своих служебных обязанностей по охране общественно порядка, общественной безопасности, защите жизни и здоровья окружающих граждан, личных интересов от противоправных посягательств. Поэтому, поступая на службу в образовательные учреждения ОВД, курсанты и слушатели должны на теоретическом и практическом уровне ознакомиться с такой учебной дисциплиной как физическая подготовка. Систематическое изучение данной дисциплины позволяет сотрудникам овладеть физическими и психическими качествами в полном объеме, приспособиться к выполнению различных видов упражнений (силовые, беговые, растяжка, боевые приемы борьбы) различного уровня сложности. В данной статье будут рассматриваться: понятие физической подготовки как учебной дисциплины, задачи физической подготовки, а также виды занятий для специальной подготовки сотрудников ОВД, предусмотренные Приказом МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» [1].

Физическая подготовка сотрудников ОВД - это учебная дисциплина, направленная на развитие физических качеств (скорость, выносливость, гибкость и др.) и психических качеств (устойчивость, сдержанность, развитое мышление и др.), и имеющая правовое закрепление. Целью физической подготовки является форми-

рование физической готовности сотрудников ОВД к успешному выполнению служебных задач, умелому применению физической силы (ст. 18-20 ФЗ «О полиции»), в том числе боевых приемов борьбы, а также обеспечение высокой работоспособности и достижение профессионализма в процессе служебной деятельности.

Специально направленная физическая подготовка, при научно обоснованном планировании и методически грамотном ее проведении, оказывает, кроме того, упорядочивающее и систематизирующее воздействие и на все вышеперечисленные факторы обеспечения их физической подготовленности к профессиональной деятельности.

Физическая подготовка - это целенаправленный и управляемый процесс физического совершенствования курсантов и слушателей с учетом особенностей предстоящей им служебной деятельности.

Физическое совершенствование курсантов и слушателей заключается в улучшении, поддержании и восстановлении их физического состояния в результате систематического выполнения физических упражнений и воздействия других благоприятных условий. В процессе физического совершенствования осуществляется, также формирование соответствующих убеждений, знаний и умений по вопросам физической подготовки и спорта.

При отсутствии физической подготовки, а также при низком уровне ее функционирования, физическая подготовленность курсантов и слушателей к выполнению служебных задач становится недостижимой. Поэтому физическая подготовка является неотъемлемой составной частью профессиональной подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России, важным предметом боевой подготовки и специальной дисциплиной в общеобразовательном процессе [6,320].

Наряду с обеспечением физической подготовленности курсантов и слушателей к профессиональной деятельности рационально организованная физическая подготовка со специальной направленностью способствует:

совершенствованию морально-политического состояния; приобретению опыта специальных двигательных действий; воспитанию профессионально важных психических качеств; усилению эффективности системы профессионального отбора кандидатов на учебу;

ускорению адаптации нового набора на учебу в образовательные учреждения МВД России к условиям проживания и несения службы;

опережающему развитию профессионально важных антропометрических, функциональных, двигательных и психических качеств;

качественному решению учебных задач на различных этапах обучения; поддержанию физической и умственной работоспособности курсантов и слушателей в ходе их учебной деятельности;

профилактике влияния неблагоприятных факторов профессиональной деятельности на физическое и психическое состояние личного состава образовательного учреждения;

быстрому восстановлению работоспособности курсантов и слушателей после больших физических нагрузок и психических напряжений;

обеспечению активного отдыха личного состава в свободное от службы

время;

ускорению реабилитации после травм, болезней и различных поражений; формированию физической культуры личности.

Задачами физической подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД являются:

1. Формирование теоретических знаний в области организации физической подготовки в подразделениях органов внутренних дел и навыков в ее проведении;

2. Формирование практических навыков и умений эффективного выполнения упражнений, направленных на развитие физических и психических качеств сотрудников;

3. Поддержание и укрепление здоровья, сохранение продуктивного уровня общей работоспособности, повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов служебной деятельности;

4. Формирование навыков боевых приемов борьбы и других служебно-прикладных упражнений, двигательных способностей, обеспечивающих личную и общественную безопасность не только в повседневной служебной деятельности, но и в экстремальных ситуациях, приводящих к травматизму или гибели;

5. Внедрение курсантов и слушателей в отдельные виды спорта, либо совершенствование их спортивного мастерства[4,113].

Нормативную базу, регулирующую организацию физической подготовки в подразделениях МВД, составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы (ФЗ «о полиции»), ведомственные нормативно-правовые акты (Приказ МВД "Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации"), внутренние нормативно-правовые акты (Приказ ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова №627). Кроме данного перечня существуют инструкции, рабочий учебный план, рабочие учебные программы дисциплины «Физическая подготовка», которые изучаются курсантами и слушателями в процессе своего обучения в зависимости от специальности.

Для проведения интенсивной работы с курсантами и слушателями по формированию и совершенствованию их физических качеств ежедневно проводится утренняя зарядка, в соответствии с учебным планом проводятся учебные занятия (лекционные и практические), включая сдачу нормативов, общеинститутские физкультурно-спортивные мероприятия в соответствии с планами спортивно-массовой и воспитательной работы института. В свободное время организуется работа преподавателей кафедры физической подготовки и спорта по совершенствованию спортивного мастерства отдельных курсантов и слушателей. Проводится отбор на соревнования по отдельным видам спорта, как на местном уровне, так и на всероссийском.

В образовательных учреждениях МВД физическая подготовка разделяется на общую физическую подготовку и служебно-прикладные упражнения. Общая физическая подготовка заключается в выполнении упражнений, развивающих все

физические качества. Например, занятия по легкой атлетике и ускоренному передвижению направлены на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств и выносливости. К служебно-прикладным упражнениям относятся боевые приемы борьбы, которые направлены на формирование психических качеств (воспитание смелости, решительности, инициативы и находчивости) и обеспечение личной безопасности сотрудников[7,385].

В соответствии с Приказом МВД "Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации" выделяются следующие занятия по физической подготовке, имеющие обязательное значение для выполнения сотрудниками ОВД:

1. Прикладная гимнастика и атлетическая подготовка

2. Легкая атлетика и ускоренное передвижение

3. Преодоление препятствий

4. Лыжная подготовка

5. Плавание

6. Боевые приемы борьбы

Данный приказ регламентирует технику, меры безопасности, нормативы выполнения данных упражнений.

Важнейшее значение в физическом воспитании курсантов образовательных организаций МВД России имеет обучение боевым приемам борьбы, в связи с чем, по нашему мнению, данный вид занятий необходимо рассмотреть более детально.

Целью боевых приемов борьбы, в соответствии Наставление, является обеспечение личной безопасности сотрудников ОВД в осуществлении служебной деятельности, в воспитании таких психологических качеств как смелость, решительность, инициатива, находчивость и устойчивость в различных ситуациях. Боевые приемы борьбы - это вид боевой деятельности сотрудников органов внутренних дел в ближнем бою с противником (правонарушителем или преступником). Согласно Федеральному закону «О полиции» сотрудники полиции вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие лично или в составе подразделения. Как показывает практика, применение специальных средств и огнестрельного оружия происходит не самостоятельно, а в сопровождении с физической силой, а именно с применением боевых приемов борьбы.

Приемы рукопашного боя как специально организованные движения непрерывны по времени, месту и пространству и выработаны на практике с учетом индивидуальных движений человека. Все приемы разделены на[2,10]:

1) приемы задержания и сопровождения - наиболее простые и эффективные приемы и действия для взятия противника на болевой контроль;

2) защита от ударов вооруженного или безоружного противника - болевые приемы борьбы эффективные при отражении одиночных ударов по шести основным направлениям атаки (снизу, сбоку по корпусу и голове, сверху, прямо и наотмашь);

3) освобождение от захватов и обхватов - приемы, приводящие к взятию на болевой контроль после освобождения от двенадцати основных захватов и обхватов:

- четырех захватов за кисти рук или рукава;

- четырех захватов и обхватов спереди (удушение кистями спереди, обхваты с захватом рук и без, обхват или захват ног);

- четырех захватов и обхватов сзади (удушение кистями или предплечьем сзади, обхваты за туловище с руками и без);

4) обезоруживание - действия при угрозе оружием спереди и сзади, а так же при попытке извлечь оружие из карманов или из-за пояса [3,350].

Перед изучением отдельных приемов и действий на учебных занятиях по физической подготовке изучают общие правила применения боевых приемов борьбы. У «ограниченного боя» есть ряд особенностей. Тактические особенности:

- вести ограниченный бой можно только против одного человека. Вести такой бой против нескольких человек невозможно по одной простой причине - пока вы будете «крутить руки» или душить одного, других контролировать вы не сможете;

- наиболее эффективны приемы задержания при внезапном, неожиданном для противника применении, а также при подходе сзади;

- лучший вариант ведения ограниченного боя, если одного «задерживают» два или более человека, еще лучше, если задержание будет происходить синхронно, с разных сторон или сзади.

Технические особенности. Основная часть приемов ограниченного боя начинается с нанесения расслабляющего, шокирующего или отвлекающего ударов:

- расслабляющее действие ударов основывается на том, что под воздействием боли человек непроизвольно, на какое-либо время, расслабляется и тем самым облегчает выполнение приема, например, задержания;

- шокирующий удар приводит противника в состояние болевого шока и выводит из строя на более продолжительное время;

- отвлекающий удар отличается от предыдущих меньшей силой и болезненностью. Главная задача этого удара - отвлечь, переместить внимание противника для более легкого выполнения основного действия.

Удар - это резкий толчок, производимый рукой, ногой или головой, как правило, с размаху. Удары наносятся в уязвимые места на теле человека, например, челюсть, солнечное сплетение, голень, копчик и другие.

Болевые приемы борьбы - это приемы, осуществляемые для задержания, обезоруживания или сковывания действий противника. Например, рычаг руки наружу выполняется с захватом кисти противника двумя руками, уперев большие пальцы в тыльную сторону ладони, выкручивая руку вниз-наружу, резким заваливанием противника на спину.

Удушающие приемы - применяются ля задержания и сковывания действий противника. Пара основных видов такого приема - удушающий прием плечом и предплечьем сзади стоя и удушающий прием плечом и предплечьем сзади сидя.

Бросок - перевод противника из положения стоя в положение лежа с отрывом всех частей его тела от площади опоры. Например, бросок с захватом двух ног сзади выполняется путем захвата руками ног противника ниже колен, рвануть ноги на себя - вверх, одновременно разводя их в стороны, толкнуть плечом противника под

ягодицы и бросить его на грудь. После приемов - бросков, как правило, осуществляется переход на приемы задержания.

К боевым приемам борьбы относятся наружный осмотр и связывания противника наручниками[5,47]. Наружный осмотр - способ или мера личной безопасности сотрудников полиции, осуществляемый путем прощупывания одежды задержанных лиц с целью обнаружения оружия, предметов, используемых в качестве оружия. В образовательных учреждениях МВД РФ обучают курсантов и слушателей производить наружный осмотр задержанного под угрозой применения оружия стоя и лежа. После проведения наружного осмотра возможно надевание наручников на задержанного. Надевание наручников производится по основным правилам: отвести руку противника за спину схватив за большой палец руки, при этом большой палец руки должен быть направлен вверх, защелкнуть наручники, повторить то же самое на втором запястье. Если у сотрудника полиции не имеется при себе наручников, то он вправе произвести связывания рук веревкой или брючным ремнем. В таком случае необходимо: заставить противника отвести руки назад и соединить кисти, взять ремень (веревку) в обе руки, перегнуть переднюю часть его наружу и вставить в отверстие пряжки сверху, расширить образовавшуюся петлю и надеть ее на запястья, затянуть ее, потянув за конец ремня (веревки).

При обучении курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД РФ боевым приемам борьбы преподавателям и обучаемым необходимо знать причины возникновения травм при их выполнении и меры по предупреждению травматизма, что достигается при следующих условиях:

1. Грамотная методика и организация учебно-тренировочных занятий;

2. Высокая дисциплина у курсантов и слушателей;

3. Тщательная подготовка мест проведения занятий и проверка на исправность используемого инвентаря и оборудования;

4. Постоянное наблюдение за внешними признаками утомления сотрудников;

5. Заблаговременная подготовка и применение средств страховки и оказания помощи при выполнении упражнений (приемов), связанных с риском и опасностью для здоровья курсантов и слушателей.

В процессе обучения боевым приемам борьбы курсанты и слушатели развивают свои психологические, физические и военно-прикладные качества, которые они смогут применять в своей практической деятельности, защищая себя и окружающий от противоправных посягательств. Также данные навыки позволят сотрудникам всегда быть уверенными в своих силах и не потерять устойчивость и решительность в любых экстремальных ситуациях.

Для достижения физической подготовленности курсантов и слушателей к предстоящей служебной деятельности работников органов внутренних дел, даже при наличии у них достаточно хорошего физического состояния, требуется, как правило, до 5-6 месяцев систематических и напряженных занятий по физической подготовке. При кратковременной утрате (снижении ниже допустимого уровня) уже ранее сформированных показателей физической подготовленности курсантов и слушателей для их восстановления необходимо не менее 3-4 недель таких занятий.

Особенности развития средств и способов ведения борьбы с преступностью в настоящее время и в ближайшей перспективе требуют, чтобы все большая и большая часть специалистов находились в режиме постоянной физической и психологической готовности к боевой деятельности. Практика показывает, что в настоящее время физическая подготовленность специалистов большинства подразделений органов внутренних дел к успешному выполнению оперативно-служебных задач формируются с учетом этого важного фактора. Поэтому все параметры системы физической подготовки, функционирующей в настоящее время, в хо-де повседневной деятельности должны в максимальной степени соответствовать основным требованиям служебной действительности.

Таким образом, одним из важнейших элементов физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России является физическое воспитание обучающихся. Физическая подготовка выступает процессом физического совершенствования курсантов. Как учебная дисциплина физическая подготовка имеет свою нормативную базу, определенный круг задач, а также совокупность занятий, которые имеют обязательное значение для выполнения будущими сотрудниками ОВД. Одним из важнейших видов занятий являются занятия по обучению и отработке боевых приемов борьбы, прежде всего в связи с тем, что процессе обучения боевым приемам борьбы курсанты и слушатели воспитывают свои психологические, физические и военно-прикладные качества, которые им помогут в практической деятельности при выполнении оперативно-служебных задач.

Литература

1. Приказ МВД России от 01.07.2017 № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71647620/

2. Галимова А. Г., Лебедева К. В. Физическое воспитание курсантов и слушателей образовательных организаций учреждений МВД России // Научный журнал Дискурс . 2019. № 6. С. 7-14.

3. Ким В. О. Физическое воспитание курсантов и слушателей системы МВД РФ // Евразийский юридический журнал. 2018. № 12. С. 350-351.

4. Коршаков С. П., Калинин В. С. К вопросу о воспитании прикладных психологический и физических качеств курсантов ведомственных образовательных организаций // Актуальные проблемы назначения и исполнения уголовных наказаний. 2015. № 2 (54). С. 111-114.

5. Лавриенкова Д. И., Некрасов А. Д. Структура и основные направления системы физического воспитания курсантов // Физическое воспитание студентов. 2016. № 5. С. 39-49.

6. Печковский И. В. Роль профессионально-прикладной физической подготовки в процессе физического воспитания курсантов // Борьба с преступностью: теория и практика. 2014. № 3. С. 320-321.

7. Холодков О. М. Физическое воспитание курсанта в процессе обучения // Физическая культура, спорт, здоровье в современном обществе. 2017. № 6. С. 382-386.

Reference

1. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 01.07.2017 No. 450 "On approval of the Manual on the organization of physical training in the internal affairs bodies of the Russian Federation" // [Electronic resource]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71647620/

2. Galimova A.G., Lebedeva K.V. Physical education of cadets and students of educational organizations of institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Scientific journal Discourse. 2019. No 6. P. 7-14.

3. 3. Kim V.O. Physical education of cadets and students of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation // Eurasian Law Journal. 2018. No 12. P. 350 - 351.

4. Korshakov S.P., Kalinin V.S. To the question of the education of applied psychological and physical qualities of cadets of departmental educational organizations // Actual problems of the appointment and execution of criminal sentences. 2015. № 2 (54). S. 111 -114.

5. Lavrienkova D.I., Nekrasov A.D. The structure and main directions of the system of physical education of cadets // Physical education of students. 2016. No. 5. P. 39 - 49.

6. Pechkovsky I. V. The role of professionally-applied physical training in the process of physical education of cadets // Combating crime: theory and practice. 2014. № 3. S. 320 - 321.

7. Kholodkov O.M. Physical education of a cadet in the learning process // Physical culture, sport, health in modern society. 2017. № 6. S. 382 - 386.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.