Научная статья на тему 'Методика обучения взаимодействию при применении физической силы курсантов образовательных организаций МВД России'

Методика обучения взаимодействию при применении физической силы курсантов образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
452
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ / CADETS / INTERACTION / PHYSICAL FITNESS / COMBAT TECHNIQUES OF STRUGGLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семикин Дмитрий Сергеевич, Сарапулов Сергей Николаевич, Кузнецов Сергей Владимирович

В статье рассматриваются ситуации и методика обучения взаимодействию сотрудников полиции при задержании правонарушителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семикин Дмитрий Сергеевич, Сарапулов Сергей Николаевич, Кузнецов Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUE OF TEACHING INTERACTION IN THE APPLICATION OF PHYSICAL FORCE OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MVDA OF RUSSIA

The article discusses the situations and methods of teaching the interaction of police officers during the arrest of offenders.

Текст научной работы на тему «Методика обучения взаимодействию при применении физической силы курсантов образовательных организаций МВД России»

УДК 796.011.3

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

TECHNIQUE OF TEACHING INTERACTION IN THE APPLICATION OF PHYSICAL FORCE OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

OF THE MVDA OF RUSSIA

Семикин Дмитрий Сергеевич

кандидат биологических наук, доцент кафедра физической подготовки Уральский юридический институт МВД России,

г. Екатеринбург, Россия Semikin Dmitriy Sergeevich Candidate of Biological Sciences, Associate Professor

physical training

Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Yekaterinburg, Russia

Сарапулов Сергей Николаевич

кандидат педагогических наук; старший преподаватель

3 кафедра физической подготовки Военно-учебно-научный центр Военно-воздушных сил Военно-воздушная академия филиал г. Челябинск

г. Челябинск, Россия Sarapulov Sergey Nikolaevich Senior Lecturer 3 Departments of Physical Training Military Training and Scientific Center of the Air Force Air Force Academy branch of Chelyabinsk Candidate of Pedagogical Sciences Chelyabinsk, Russia

Кузнецов Сергей Владимирович

Преподаватель кафедра физической подготовки Уральского юридического института МВД России

г. Екатеринбург, Россия Kuznetsov Sergey Vladimirovich

Teacher physical training

Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Yekaterinburg, Russia

Аннотация. В статье рассматриваются ситуации и методика обучения взаимодействию сотрудников полиции при задержании правонарушителей.

Abstract. The article discusses the situations and methods of teaching the interaction of police officers during the arrest of offenders.

Ключевые слова: курсанты, взаимодействие, физическая подготовленность, боевые приемыы борьбы/.

Keywords: cadets, interaction, physical fitness, combat techniques of struggle.

Сотрудники полиции, в повседневной служебной деятельности, сталкиваются с экстремальными ситуациями, которые требуют соответствующего уровня физической и технико-тактической подготовленности сотрудника полиции. Сотрудники полиции, находясь на службе в пешем патруле или прибывшие на пресечение противоправных действий, или участвующие в проведении специальных операций действуют в составе группы от 2-х и более человек. При работе в составе группы на первое место выходит умение взаимодействовать друг с другом, понимать технико-тактические действия коллег в быстро меняющейся ситуации задержания, особенно при оказании сопротивления. [1]

При взаимодействии сотрудников полиции в применении физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, в составе подразделения (группы) необходимо распределить внутригрупповые задачи и обязанности. Технико-тактические действия и примерный порядок логически предусмотренных действий описан в приказе МВД России от 01.07.2017 №450, где указаны необходимые условия обучению взаимодействия сотрудников полиции при применении физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, в составе группы (подразделения):

- Проводить боевые приемы борьбы с предварительным отвлечением внимания.

- Заранее определить, кому первому проводить прием, а кому создавать благоприятные условия для его успешного выполнения, используя для этого сковывающие захваты, обхваты, удушающие приемы и другое.

- Сотрудник, создававший благоприятные условия партнеру, проводит болевой прием после того, как он выполнен им. [2]

В настоящее время, обучению сотрудников полиции приемам взаимодействия и работе в группе, на наш взгляд, уделяется не достаточно внимания.

Понимание действия сотрудника в ситуации, общий технико-тактический замысел, согласованные и отточенные действия, использование преград и стен, предметов, рельефа местности, привлечение волонт еров и т.д. позволяют успешно выполнить задание с минимальным количеством ошибок, которые могут привести к крайне нежелательным последствиям [3, 5, 6].

При изучении приемов взаимопомощи при применении физической силы необходимо уделять внимание обучающихся на освещение следующих вопросов:

- в ситуациях, близко напоминающих служебную деятельность, понимать уровень владения боевыми приемами борьбы сотрудниками.

- владеть информацией и знать примерные варианты отрицательного исхода вышедшей из под контроля ситуации.

- объективно оценивать собственные возможности, интеллектуальный, эмоциональный и волевой потенциал.

- объективно оценивать уровень подготовленности правонарушителя.

- применять боевые приемы борьбы, только хорошо освоенные и отработанные до высокого уровня выполнения.

Своевременное решение указанных выше вопросов дает возможность действовать быстро, эффективно и адекватно реальной ситуации, контролируя и направляя ситуацию в нужное русло.

При обучении применению физической силы с использованием боевых приемов борьбы нами использовалась следующая методика.

Обучающиеся распределяются на группы по 3 и более человек в зависимости от задания. Преподаватель определяет роль ассистента (правонарушителя) одному из каждой группы. Два других члена группы должны самостоятельно разработать стратегию задержания ассистента. Возможны варианты стратегического распределения задач между сотрудниками, когда задача одного сотрудника отвлекать, блокировать, удерживать, сваливать нарушителя, переводя правонарушителя в положение лежа, полу стоя (на коленях, на колене, сидя). А задача напарника проводить ограничение свободы передвижения правонарушителя болевым приемом, используя специальные средства (газ, резиновую палку, угрозу применения огнестрельного оружия), применить сковывание наручниками или связывания.

Обучающимся предлагались основные расположения сотрудников относительно ассистента при задержании в группой из двух человек: оба сотрудника подходят спереди, оба сзади, оба слева (справа), один сзади другой спереди, один спереди - другой с боку, один сзади - другой сбоку.

При задержании применяются болевые приемы на руки: один сотрудник выполняет прием на правую руку, а другой одновременно на левую. С учетом этого необходимо, чтобы сотрудники владели выполнением болевых приемов на руку, как на правую, так и на левую руку.

Задание для курсантов, выполняющих задержание:

- провести задержание ассистента, используя болевые приемы борьбы;

- провести задержание ассистента, используя удушающие приемы;

- провести задержание ассистента, используя броски и сваливания;

- провести задержание ассистента, переведя его в положение на коленях;

- провести задержание ассистента, переведя его в положение л ежа.

Постепенно, освоив согласованные действия в группе, обучающимся

усложняется задание. Ассистенту предлагается оказывать незначительное сопротивление при задержании.

Варианты заданий:

- ассистент защищается, активно используя удары руками;

- ассистент защищается, активно используя удары ногами;

- ассистент защищается, активно используя удары руками и ногами;

- ассистент оказывает неповиновение, активно освобождаясь (вырываясь) от захватов обучающихся;

- ассистент, используя захваты и броски, атакует одного из обучающихся и, свалив его на землю, атакует ударами;

- ассистент вооружен ножом (палкой) и активно сопротивляется;

- ассистент угрожает применением огнестрельного оружия;

Процесс обучения навыкам применения боевых приемов борьбы во взаимодействии с товарищем (коллегой) должен продолжаться на протяжении

всей службы. Служебная деятельность требует постоянного поддержания физических качеств и кондиций сотрудников полиции на достаточно высоком уровне, которые регулярно совершенствуются на занятиях профессиональной физической подготовке.

Таким образом, предложенная методика обучения курсантов взаимодействию при применении физической силы позволяет оценить не только физическую и тактико-техническую подготовку курсанта, но и умение применять физическую силу в составе группы. Данные навыки, приобретенные в процессе обучения в образовательных организациях системы МВД России, позволят курсантам, будущим сотрудникам органов безопасности и правопорядка достойно и уверенно нести службу.

Литература

1. Камилов Р. Р., Семикин Д. С. Проблемы моделирования тактики поиска, преследования и задержания правонарушителя на учебных занятиях в образовательных учреждениях МВД России // Правоохранительные органы : теория и практика 2010. № 2. С. 165-166.

2. Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 1 июля 2018 г. № 450.

3. Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 05 мая 2018 № 275.

4. Семикин Д. С, Пакетин Д. А., Сарапулов С. Н. к вопросу о развитии технико-тактического мышления курсантов военных вузов, занимающихся армейским рукопашным боем // Материалы XVIII Международной научно-практической конференции : Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств, 2016. С. 246-249.

5. Семикин Д. С., Кузнецов С. В. Методика формирования помехоустойчивости курсантов, обучающихся в образовательных организациях МВД России на занятиях по физической подготовке // Научно-спортивный ВЕСТНИК Урала и Сибири. 2018. № 2(18). С. 34-39.

6. Семикин Д. С., Муханов Ю. В., Сысоева Т. И. Формирование морально-психологической подготовленности сотрудников органов внутренних дел // Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД: Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2015. №1. С. 66-68.

References

1. Kamilov R. R, Semikin D. S. Problems of modeling tactics of search, prosecution and detention of the offender during training sessions in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia / Law Enforcement Agencies: Theory and Practice No. 2, 2010. P. 165-166.

2. On approval of the Manual on the organization of physical training in the internal affairs bodies of the Russian Federation: Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of July 1, 2018 No. 450.

3. On approval of the procedure for organizing training for filling posts in the internal

116/215

affairs bodies of the Russian Federation: Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of May 5, 2018 No. 275.

4. Semikin D. S, Paketin D. A., Sarapulov S. N. on the development of technical and tactical thinking of cadets of military universities engaged in army hand-to-hand combat / Materials of the XVIII International Scientific and Practical Conference: Improving the professional and physical training of cadets, students of educational organizations and law enforcement officers, 2016. p. 246-249

5. Semikin D. S, Kuznetsov S. V. Method of forming noise immunity of cadets studying in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia in physical training classes / Scientific and sports newsletter of the Urals and Siberia (Chelyabinsk, № 2 (18) 2018. /Ed. EV Orekhova. Publishing Center "UralAcademy", 2018. P. 34-39.

6. Semikin D. S, Mukhanov Yu. V., Sysoyeva T. I. Formation of moral and psychological preparedness of internal affairs officers / Problems of continuous professional training of ATS personnel: Bulletin of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2015. No. 1 - P.66-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.