УДК 624.072.014.2-415.046.2 DOI 10.24411/2409-3203-2020-12319
БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ ДЛЯ КУРСАНТОВ МВД РОССИИ
Паршин Сергей Владимирович
старший преподаватель кафедры физической подготовки Сибирский Юридический институт МВД России Россия г. Красноярск Смирнов Никита Михайлович
курсант 3 курса факультета слушателей по программам высшего образования Сибирский Юридический Институт МВД России Россия г. Красноярск
Аннотация: В данной статье раскрывается проблема использования боевых приемов борьбы для курсантов МВД России , их развития и применения в дальнейшей службе в органах внутренних дел России
Ключевые слова: ОВД, физическая подготовка, боевые приемы борьбы, обучение курсантов
FIGHTING TECHNIQUES FOR CADETS OF THE MINISTRY OF INTERNAL
AFFAIRS OF RUSSIA
Parshin Sergey Vladimirovich
Senior teacher of the Department of physical training Siberian Law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia
Russia Krasnoyarsk
Nikita Mikhailovich Smirnov Cadet of the 3rd year of the faculty of students in higher education programs Siberian Law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia
Russia Krasnoyarsk
Abstract: this article deals with the problem of using combat techniques of wrestling for cadets of the Ministry of internal Affairs of Russia, their development and application in further service in the internal Affairs bodies of Russia
Keywords: ATS, physical training, fighting techniques, training of cadets
На сегодняшний день общепризнанным является тот факт, что служба в органах внутренних дел (далее - ОВД) связана для сотрудников ОВД с различными конфликтными ситуациями, которые могут угрожать их жизни и здоровью. К таким ситуациям могут относиться задержание и конвоирование правонарушителей, пресечение противоправных действий, отражение нападения и т.д.
Зачастую правонарушителями являются лица, склонные к агрессии, хорошо владеющие навыками сопротивления в разных обстоятельствах. В поединке с ними плохо подготовленные сотрудники ОВД не смогут эффективно предотвратить преступление, и у правонарушителей при этом сформируется уверенность в безнаказанности, что повлечет за собой увеличение масштабов преступности.
Исходя из этого особенное внимание сотрудникам ОВД следует уделять своей физической подготовке, включающей владение навыками силового пресечения
правонарушений, задержания и конвоирования правонарушителей с применением боевых приемов борьбы1.
Основополагающими задачами физической подготовки курсантов МВД России выступают2:
- выработка физической и психологической подготовленности к эффективному исполнению служебных обязанностей, грамотному применению физической силы, боевых приемов борьбы и специальных средств при пресечении противоправных действий;
- подготовка к продолжительному преследованию правонарушителей на местности;
- освоение комплекса практических навыков самообороны и личной безопасности;
- укрепление здоровья и волевых качеств;
- практическое участие в спортивных состязаниях.
Освоение курсантами МВД России приемов борьбы происходит в несколько этапов, среди которых выделяются следующие3:
1. Обучение защитным действиям;
Данный этап является одним из самых значимых в освоении приемов борьбы. Это обусловлено тем, что сотрудник ОВД, не умеющий грамотно обороняться, не сможет усвоить и последующие этапы обучения боевым приемам и в поединке с правонарушителем рискует получить серьезный урон здоровью или даже смертельные ранения вследствие получения ударов руками, ногами, ножом или иными предметами и подручными средствами.
К основным защитным действиям, необходимым для освоения курсантами, относятся защита передвижением, защита от ударов с помощью блока, захвата, отбивания, ухода, уклонов, нырка, отклонения.
После защиты от ударов необходимо действовать в зависимости от обстоятельств и конкретной обстановки. К дальнейшим действиям сотрудника ОВД при этом можно отнести выполнение ответных ударов: в уязвимые места правонарушителя рукой или ногой, проведение болевых приемов на руку или бросок с использованием приемов в лежачем положении правонарушителя.
2. Обучение задержанию с помощью болевых и удушающих приемов, безопасному конвоированию правонарушителей;
Данный этап является особенно важным для силового пресечения преступлений, административных правонарушений и задержания совершивших их лиц.
В содержание обучения приемам задержания включаются болевые приемы на руку из вертикального положения, болевые и удушающие приемы. Для конвоирования часто применяется угроза оружием либо воздействие болевого приема.
3. Обучение грамотному проведению личного досмотра и надеванию наручников, связыванию веревкой, брючным ремнем;
Целью данного этапа обучения является развитие навыков, требующихся для задержания правонарушителя, отражения его нападения во время его конвоирования, а также навыков самообороны. Помимо этого, приемы, отрабатываемые на данном этапе, направлены на тренировку мужества, воли и уверенности сотрудника ОВД в выполняемых действиях.
Боевыми приемами, изучаемыми в рамках данного этапа, выступают личный досмотр в положении стоя у стены, под воздействием загиба руки за спину в положении стоя у стены, с загибом руки за спину в положении лежа, с применением наручников в
положении стоя у стены, в положении лежа, под угрозой применения оружия либо специальных средств в положении стоя у стены, лежа, связывание веревкой или брючным ремнем в положении лежа.
Следует отметить, что регулярная тренировка боевых приемов способствует развитию и доведению до автоматизма ключевых двигательных навыков, что благоприятствует совершенствованию общей двигательной деятельности курсантов МВД России.
4. Обучение оказанию помощи и взаимодействию с напарником при силовых задержаниях;
Основным назначением занятий на этом этапе служит тренировка разных вариантов действий сотрудников ОВД при совместном задержании правонарушителей и отработка вариантов оказания помощи людям, оказавшимся в чрезвычайной ситуации вследствие действий правонарушителей.
Взаимопомощь сотрудников ОВД заключается в сковывании действий нападающего в момент атаки. Для этого атакуемому необходимо использовать различные захваты, ограничивающие действия противника. Для помощи при нападении на сотрудника ОВД или гражданина можно применять удары рукой, ногой, ножом, захваты и обхваты.
Для взаимодействия с напарником при силовом задержании необходимо использовать специальные и подручные средства, болевые и удушающие приемы. Следует подчеркнуть, что наиболее оптимальными при силовом задержании являются болевые приемы, которые в момент активного сопротивления могут выполняться в сочетании с ударами.
5. Обучение тактике.
Данный этап является заключительным, поэтому обучение тактике проводится уже на последних курсах. В целом тактика - это целенаправленное применение физических, психических и технических возможностей в обстоятельствах конкретной ситуации для достижения эффективного результата в рукопашном поединке4.
Умение принимать стратегически грамотные решения и оперативно планировать последовательность собственных действий в зависимости от обстановки играет решающую роль для исхода поединка. К тактическим занятиям по применению боевых приемов борьбы курсантам рекомендуется приступать только после закрепления теоретических знаний о понятиях «техника», «тактика» и «стратегия» и четкого осознания их взаимосвязи.
На сегодняшний день в ходе обучения курсантов МВД боевым приемам борьбы возникают некоторые трудности. Одной из них является неравномерное формирование навыков5. Это связано, как правило, с различными внешними воздействиями: плохим самочувствием, неподходящим партнером, нарушением последовательности обучения. Но основная причина, на мой взгляд, кроется в отсутствии индивидуализации обучения.
Каждый курсант имеет разный уровень физической и психологической подготовленности, с разной скоростью усваивает информацию и осваивает приемы. Однако, учебный процесс ограничен рамками учебной программы, которая не позволяет в полном объеме учитывать индивидуальные особенности каждого курсанта, вследствие чего некачественное освоение базовых навыков обучающимся приводит к ошибкам в дальнейшем обучении, и таким образом общая подготовка такого курсанта является недостаточной для эффективной работы в ОВД.
Решение проблемы видится в добавлении в учебную программу часов к занятиям по обучению боевым приемам борьбы, введении факультативов, направленных на закрепление отдельных навыков, разбитии обучающихся на малочисленные подгруппы,
что будет способствовать повышению индивидуализации обучения и более эффективному освоению приемов борьбы.
Еще одна трудность в обучении боевым приемам борьбы заключается в том, что ситуации, отрабатываемые на занятиях, не всегда соответствуют реальным: в условном поединке у обучающегося есть время на раздумья, которого в практической ситуации при аналогичных условиях обычно нет6. Кроме того, на учебных занятиях все «факторы неожиданности» являются ожидаемыми: у обучающегося при этом отсутствует страх, тревога, так как он физически и психологически готов к происходящему. В реальной же ситуации нападение может быть внезапным и резким, что может вызвать растерянность и потерю самообладания у сотрудника ОВД.
Для того, чтобы занятия были максимально приближены к реальным обстоятельствам, а курсанты привыкали мыслить рационально при любых условиях, необходимо использовать в обучении электронные тренажеры, во время выполнения курсантом одной задачи ставить перед ним новую, менять вводные и т.д., а также менять условия окружающей обстановки (освещенность, погодные условия, препятствия).
Также представляется целесообразным привлекать к обучению курсантов преподавателей, которые не только владеют теорией преподаваемой дисциплины, но и регулярно тренируют и совершенствуют свои умения на практике (например, действующих сотрудников ОВД).
Подводя итог, можно резюмировать, что боевые приемы борьбы в физической подготовке курсантов МВД России представляют собой важный процесс для подготовки будущих сотрудников ОВД к эффективному исполнению оперативно-служебных обязанностей. Проблемы, возникающие в настоящее время в процессе обучения, являются разрешимыми с помощью совершенствования образовательных программ: повышения индивидуализации обучения и максимального приближения учебных условий к реальным.
Список литературы:
1. Валиев А.Н. Подготовка курсантов образовательных организаций МВД России к применению боевых приемов борьбы в процессе профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Йошкар-Ола, 2016. - 24 с.
2. Алексеев Н.А. Боевые приемы борьбы: учебно-методическое пособие. -Белгород: БелЮИ МВД России, 2010. - 387 с.
3. Лукутин А А., Устюжанин Н. Н., Орлов А. И. Методика обучения сотрудников органов внутренних дел рукопашному бою с правонарушителями: учебно-методическое пособие. - Н. Новгород: НА МВД России, 2017. - 251 с.
4. Пужаев В.В., Чехранов Ю.В., Дементьев В.Л. Содержательные аспекты освоения тактики выполнения боевых приемов борьбы // Боевые искусства и спортивные единоборства: наука, практика, воспитание: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2016. - № 2. - С. 27 - 32.
5. Ефременко М. А. Основной этап обучения курсантов боевым приемам борьбы в образовательных организациях МВД России // Сборник статей Орловского юридического института МВД России. - 2017. - С. 95 - 99.
6. Губанов Э. В. Методика освоения курсантами образовательных организаций МВД России боевых приемов борьбы и пути ее совершенствования // Наука-2020. - 2019. - № 7 (32). - С. 73 - 77.