Научная статья на тему 'Пути оптимизации процесса развития акмеологических знаний, умений и навыков кадров управления'

Пути оптимизации процесса развития акмеологических знаний, умений и навыков кадров управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ / КАДРЫ УПРАВЛЕНИЯ / АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / KNOWLEDGE / ABILITIES / SKILLS / MANAGEMENT SHOTS / AKMEOLOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивахненко Александр Сергеевич

В статье представлено, что оптимизировать процесс развития акмеологических знаний, умений и навыков кадров управления возможно в рамках акмеологического сопровождения их деятельности. Акмеологическое сопровождение процесса развития акмеологических знаний, умений и навыков кадров управления представлено как целостная система взаимосвязанных элементов, обеспечивающих целостный процесс разработки и реализации технологий развития акмеологических знаний, умений и навыков кадров управления в рамках профессионально-образовательной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ивахненко Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF OPTIMISATION OF DEVELOPMENT AKMEOLOGICAL KNOWLEDGE, SKILLS OF SHOTS OF MANAGEMENT

In article it is presented what to optimise development akmeological knowledge, skills of shots of management it is possible in frameworks akmeological supports of their activity. Akmeological support of development akmeological knowledge, skills of shots of management is presented as complete system interconnected elements providing complete process of working out and realisation of technologies of development akmeological of knowledge, skills of shots of management within the limits of is professional-educational system.

Текст научной работы на тему «Пути оптимизации процесса развития акмеологических знаний, умений и навыков кадров управления»

вая дискуссия, посвященная анализу конкретных случаев из профессиональной практики участников, упражнения по отработке навыков, ролевой тренинг, моделирующие игры.

Литература_

1. Дудченко В.С. Абсолютный консультант, или секреты успешного консультирования. М., 2004.

2. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». М., 2000.

3. Зильберман М. Консалтинг: методы и технологии / Пер. с англ. СПб., 2007.

4. Инструменты развития бизнеса: тренинг и консалтинг / Сост. Л. Кроль и Е. Пуртова. М., 2001.

5. Майклз Э. Война за таланты / Э. Майклз, X. Хэндфилд-Джонс, Э. Экселрод; пер. с англ. Ю.Е. Корнилович. М., 2006.

6. Майстер Д. Стратегия и толстый курильщик: Как, наконец, сделать то, что будет для вас полезно /Дэвид Майстер; пер. с англ. Ю.Е. Корнилович. М., 2008.

7. Марасанов Г.И., Минина Н.А., Семилетова М.Ю. Тренинги продажи банковских услуг: способы и приемы проведения. М., 2007.

8. Соколова ЕЛ. Психотерапия: теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2002.

9. Хаан Э. Бесстрашный консалтинг. Искушения, риски и ограничения профессии. СПб., 2008.

© Марасанов Г.И., 2009

А.С. Ивахненко

пути оптимизации процесса развития акмеологических знаний, умений и навыков кадров управления

Ключевые слова: знания, умения, навыки, кадры управления, акмеоло-гическое сопровождение

Keywords: knowledge, abilities, skills, management shots, akmeological support

Многозначность в определении понятия «знание» обусловлена тем множеством функций, которое реализуется знанием.

Таким образом, знание проходит путь от первичного осмысления и буквального воспроизведения, далее к пониманию; применению знаний в знакомых и новых условиях; оцениванию самим человеком полезности, новизны этого знания (А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов).

Овладение умениями и навыками происходит на базе усвоения действенных знаний, которые определяют соответствующие умения и навыки, то есть указывают, как следует выполнять то или иное умение или навык.

Акмеология как одна из передовых областей научного знания, обладает как теоретическим, так и практикоориентированным знанием. Акмеологическое знание, независимо от его уровня, характеризуется двумя функциями: объяснение и преобразование соответствующего комплекса проблем (объекта — предмета). Ак-меологические знания, умения и навыки кадров управления направлены на формирование и развитие акмеологической грамотности.

На основе психолого-педагогических данных, полученных в ходе исследования акмеологических знаний, умений и навыков кадров управления-слушателей Российской академии государственной службы при Президенте РФ, были выявлены наиболее значимые проблемы развития кадров управления и его профессиональной деятельности и, соответственно, необходимые умения и навыки для их решения. К этим проблемам относятся:

— выполнение главных функций деятельности руководителя — организация, планирование, прогнозирование, ориентация в производственной ситуации, вы-

работка, принятие и реализация решений, контроль, оценка и коррекция результатов, инициирование и продуцирование новых идей и инноваций; наставничество, участие, представительство, интеграция, коммуникация, продуктивность, воспитание, мобилизация, мотивация, обучение подчиненные;

— развитие личностных качеств руководителя — способность чутко относиться к подчиненным, умение найти индивидуальный подход к каждому, тактичная требовательность, умение создать спокойную дружественную обстановку в коллективе, поддерживать сознательную дисциплину среди подчиненные, способность заражать энергией и мобилизовать подчиненных словом и личным примером, умение выражать свою мысль четко и доступно и ставить общественные интересы выше личных, эмоциональная сдержанность, моральная устойчивость, честность и принципиальность, способность объективно оценивать людей, правильно воспринимать критику, чувство юмора, определенность, осознанность, целеустремленность, избирательность, тактичность, действенность, требовательность, критичность, ответственность, самостоятельность, наличие управленческого потенциала и личной субъектной позиции, общие (интеллектуальные — высокий интеллект — как теоретический, так и практический) и специальные (информированность, компетентность, специальные умения ) способности, доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении заданий, независимость, общительность, самостоятельность суждений и решений, способность принимать и осваивать новое, лидерство, устойчивость к фрустрациям, сила и лабильность нервных процессов;

— развитие профессионально-деловых качеств руководителя — стремление советоваться с подчиненными при решении важных для коллектива вопросов, способность оперативно принимать правильные решения, быстро переключая внимание с одного объекта на другой, умение распределять задания в соответствии с возможностями исполнителей, желание предоставить подчиненным свободу творчества и эксперимента, умение контролировать подчиненных, способность действовать с некоторым риском, не ожидая указаний свыше, профессиональные знания, умения, навыки, знания, связанные с организацией технологий, стремление повышать свою квалификацию, навыки самообразования, умение эффективно пользоваться информацией, разумная иерархия, то есть установление оптимального числа управленческих уровней с четким определением функций, задач, ответственности; четкость и единство цели, что определяет стратегию поведения управленцев; приоритет общих интересов развития организации над локальными интересами подразделений; эластичность как установление оптимума между свободой действия работников и рамками этой свободы; рациональное сочетание централизации и децентрализации; необходимость и достаточность разнообразия, соответствие сложности управляющей и управляемой систем; многовариантность решений как предпосылка к оптимизации; устойчивость прямых и обратных связей, то есть стабильность коммуникаций, достаточное инфраструктурное обеспечение управленческой деятельности, сосредоточенность на деле (деловая направленность), уважение к личности другого человека, умение работать с людьми и найти индивидуальный подход к каждому подчиненному, готовность к содействию и сопереживанию, «диалогичность», способность к всестороннему анализу причин и последствий событий, способность брать на себя ответственность за принятые решения, умение концентрировать внимание, способность «воодушевлять» подчиненные, умение четко формулировать цели, умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, гибкость мышления, умение сохранять самообладание в стрессовой ситуации, активность, умение быстро

принимать решения в дефиците времени, умение сохранять высокую работоспособность в условиях помех, устойчивость к фрустрирующим воздействиям. Оптимизировать процесс развития акмеологических знаний, умений и навыков кадров управления возможно в рамках акмеологического сопровождения их деятельности.

Под акмеологическим сопровождением понимается целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции всех субъектов труда и жизни, попадающих в объектное поле деятельности психолога-акмео-лога (A.A. Деркач, В.Г. Зазыкин, Л.Г. Лаптев, В.Н. Маркин, А.К. Маркова, В.Г. Михайловский, О.В. Москаленко, А.Ю. Панасюк, Е.В. Селезнева, Л.А. Степнова и др.). По существу, акмеологическое сопровождение представляет собой системное операциональное обеспечение подготовки и становления личности для достижения оптимальных показателей деятельности.

Акмеологическое сопровождение процесса развития акмеологических знаний, умений и навыков кадров управления можно представить как целостную систему взаимосвязанных, взаимообусловленных объективными условиями и субъективными факторами элементов, обеспечивающих целостный процесс разработки и реализации технологий развития акмеологических знаний, умений и навыков кадров управления в рамках профессионально-образовательной системы.

Акмеологическое сопровождение можно представить как совокупность психологических и акмеологических мероприятий, способствующей развитию акмеоло-гических знаний, умений и навыков кадров управления, являющейся основой личностного становления и фундаментом дальнейшего личностного и профессионального роста. Акмеологическое сопровождение может выражаться в том, что человек получает обобщенную информацию о существенных для эффективности своей деятельности видах жизненной активности и особенностях личности. С помощью данного процесса кадры управления осуществляют самоанализ деятельности, делая, таким образом, предметом своего сознания наиболее существенные переменные саморазвития личности. Все это дает возможность аккумулировать собственные средства саморазвития или самокоррекции деятельности.

Разработанная нами система комплексного акмеологического сопровождения развития акмеологических знаний, умений и навыков кадров управления включает:

— разработку и определение содержания подготовки по развитию акмеологических знаний, умений и навыков кадров управления;

— разработку и внедрение оптимальной модели систематической психолого-ак-меологической помощи кадрам управления в виде: мониторингового акмеоло-гического контроля; индивидуальных консультаций, акмеологического обеспечения деятельности в ходе развивающих тренингов;

— выбор методических средств и способов оценивания параметров и показателей «процесса развития акмеологических знаний, умений и навыков кадров управления»;

— разработку содержания, принципов, методов, форм акмеологической дидактики. Содержание подготовки по развитию акмеологических знаний, умений и навыков кадров управления базируется на акмеологической фундаментальной концепции оптимизации личностно-профессионального развития (А.А. Деркач) и включает следующие направления:

— разработка целостной концепции развития акмеологических знаний, умений и навыков кадров управления;

— личностно-профессиональное развитие и формирование профессиональной готовности кадров управления к развитию акмеологических знаний, умений и навыков кадров управления в своей профессиональной деятельности;

— личностно-профессиональное развитие и формирование эффективного стиля управленческой деятельности;

- личностно-профессиональное развитие и формирование мотивации руководителей к развитию акмеологических знаний, умений и навыков кадров управления.

Первым направлением в психолого-акмеологической работе с кадрами управления является мониторинг. В целом мониторинг представляет собой систему отслеживающего контроля за характеристиками процесса обучения акмеологических знаний, умений и навыков кадров управления, как педагогами, так и самими кадрами управления.

Вторым направлением в психолого-акмеологической работе с кадрами управления является психолого-педагогическое направление, обеспечивающее реализацию коррекционно-развивающих мероприятий в процессе обучения акмеологи-ческих знаний, умений и навыков кадров управления.

Данное направление представляет собой комплекс мероприятий, направленных на специальное развитие, совершенствование и оптимизацию акмеологичес-ких знаний, умений и навыков кадров управления.

В основе данного направления лежит акмеологическая технология проведения индивидуальных и групповых консультаций, развивающих тренингов (A.A. Дер-кач, Ю.В. Синягин, А.П. Ситников) и технология работы психологической службы школы (А.Г. Асмолов, Ю.К. Бабанский, A.A. Бодалев, Л.И. Божович, Б.А. Вят-кин, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, Ю.М. Забродин, Н.В. Кузьмина, М.И. Лисина, H.H. Обозов, А.М. Прихожан, В.В. Рубцов, Н.Г. Салмина, Ю.Л. Сыэрд, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин).

Таким образом, выделенные два направления акмеологического сопровождения (контроль и развитие) содержательно и технологически взаимодополняют друг друга: рекомендации развивающих тренингов разрабатываются на основе данных мониторингового контроля и результатов собеседований.

Содержание психолого-акмеологического обеспечения развития акмеологичес-ких знаний, умений и навыков кадров управления включает:

- разработку психолого-акмеологических и педагогических рекомендаций;

- внедрение психологической подготовки по конкретным направлениям.

Третьим направлением акмеологического сопровождения развития акмеоло-

гических знаний, умений и навыков кадров управления является разработка индивидуальных программ развития акмеологических знаний, умений и навыков кадров управления на основе диагностики и включения на этой основе механизмов саморегуляции этого развития. Необходимо отметить, что в основе построения индивидуальных программ лежат закономерности психического развития личности: развитие и социальная природа психики человека: психика человека является продуктом развития; психическое развитие происходит в процессе присвоения социального опыта, накопленного человечеством (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); основным условием психического развития личности является его собственная деятельность, в активной мотивированной деятельности самого человека, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей и обусловливающей главные изменения в психических процессах в психологических особенностях личности (А.Н. Леонтьев), происходит формирование его личности.

Полученные в ходе исследований данные позволяют разработать коррекцион-но-развивающие программы развития акмеологических знаний, умений и навыков кадров управления (табл.).

Необходимо отметить, что в основе построения индивидуальных стратегий личностного роста лежат закономерности развития Я-концепции и преобладающего типа мотивации (А.А. Деркач, В.Л. Кричевский, В.С. Агапов, Е.А. Яблокова, А.С. Гусева и др.). Продуктивность развития и задействования акмеологических знаний, умений и навыков кадров управления зависит от потребности в поиске инновационных подходов к профессионально-учебной деятельности.

Т а б л и ц а

Этапы и содержание авторского тренинга развития акмеологических знаний, умений и навыков кадров управления

Этапы Содержание тренинга Конкретные программы

1. Выявление наличного уровня акмеологических знаний, умений и навыков кадров управления диагностика наличного уровня акмеологических знаний, умений и навыков кадров управления - знакомство с концепцией развития акмеологических знаний, умений и навыков кадров управления; - овладение навыками психодиагностики; - самоанализ сильных и слабых сторон

2. Формирование мотивации к акмеологи-ческой грамотности, саморазвития и учебно-познавательной мотивации осознание и формирование мотивации - обучение раскрытию своих побуждений и потребностей, целей и планов

3. Формирование акмеологических знаний, умений и навыков кадров управления дифференцирование и осознание приемов и способов развития акмеологических знаний, умений и навыков кадров управления - диагностика акмеологических знаний, умений и навыков кадров управления; - обучение приемам развития акмеологических знаний, умений и навыков кадров управления

4. Развитие перспективности и восполни-мости акмеологических знаний, умений и навыков кадров управления осознание и построение перспективы, целей и планов - обучение техникам осознавания времени; - обучение техникам целевого планирования

5. Развитие системы акмеологических знаний, умений и навыков кадров управления формирование системности акмеологических знаний, умений и навыков кадров управления - обучение техникам акмеологиче-ским знаниям, умениям и навыкам кадров управления осознавания системы и взаимосвязи с другими категориями личности и деятельности;

6. Развитие самоуправляемости и саморазвития акмеологических знаний, умений и навыков кадров управления осознание субъектности и ее роли в развитии акмеологических знаний, умений и навыков кадров управления - обучение техникам осознания субъектности, самости, самоактуализации, самоотношения, самопознания, самопонимания и др.

7. Развитие взаимоотношений и взаимодействий руководителей формирование позитивного социального поведения - обучение гибкости к оценке своего жизненного пути; - овладение приемами переоценки; - обучение гибкости в поддержании оптимального равновесия между отношением к себе и внешнему миру.

В индивидуальную программу входит оказание психологической поддержки и обучение навыкам саморегуляции с использованием психолого-акмеологических технологий. Данный компонент акмеологического сопровождения направлен на снятие излишнего нервно-психического напряжения и корректировку негативных психических состояний. Психогенными факторами могут быть негативные явления, связанные с неподготовленностью, состоянием здоровья, неблагоприятными факторами учебной и социальной среды, нервно-эмоциональным напряжением при общении в коллективе. Всесторонний анализ воздействия данных факторов позволяет разработать систему мер и методов работы по снижению уровня психического напряжения и овладения кадрами управления навыками саморегуляции.

Таким образом, построение целостной системы акмеологического сопровождения развития акмеологических знаний, умений и навыков кадров управления должно базироваться на психологических закономерностях развития личности, а также учитывать опыт психодиагностической и коррекционно-развивающей работы с кадрами управления, используя накопленные приемы, техники и технологии.

© Ивахненко A.C., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.