ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Пантелеева Л.А.
Одним из условий успешного обучения детей в школе является развитие лексической стороны речи. Известно, что у детей с общим недоразвитием речи (ОНР), существуют трудности в овладении лексической системой языка (В.К. Воробьева, Б.М. Гриншпун, Р.Е. Левина, В.К. Орфинская, Н.Н. Трау-готт, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чир-кина). Анализ специальной литературы показал недостаточную разработанность проблемы владения школьниками с нарушениями речи особого “пласта” лексики -учебно-терминологической, являющейся совокупностью специальных терминов, которые изучаются и используются детьми в процессе обучения. Учитывая имеющиеся в литературе данные, можно с большой долей вероятности полагать, что трудности, которые дети испытывают при оперировании учебной лексикой, препятствуют полноценному усвоению учебного материала и успешному обучению в школе.
В результате специального исследования, направленного на выявление особенностей усвоения учебно-терминологической лексики учащимися с нарушениями речи, посещающими 1 - 3-й классы специальных школ (V вида), а также коррекционные классы при общеобразовательных школах Москвы, были сделаны качественно-количественная оценка результатов эксперимента и корреляционный анализ данных. Это позволило прийти к следующим выводам:
1. У младших школьников с ОНР выявлено значительное отставание в овладении учебно-терминологической лексикой, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Это проявилось в ограниченности специального словарного запаса, трудностях понимания значений и актуализации слов-терминов, неумении
© Пантелеева Л.А., 2008
выделять существенные семантические признаки в структуре значения изучаемых слов и в трудностях самостоятельного использования терминов в рамках речевого высказывания.
2. Детальный анализ экспериментальных данных свидетельствует об относительно успешном выполнении заданий невербального характера, по сравнению с полученными результатами заданий вербальной направленности.
3. Трудности усвоения терминологического материала наблюдаются у всех учащихся с ОНР, вне зависимости от возраста. В связи с этим можно отметить, что выявленные ошибки являются следствием влияния речевых нарушений, имеющихся у детей, и тормозят динамический процесс усвоения специального словаря, применяемого при изучении общеобразовательных предметов.
4. В процессе корреляционного анализа было обнаружено, что нет явного расхождения в овладении терминами по каждому предмету, то есть термины по русскому языку, математике и окружающему миру в практически равной степени сложны для усвоения детьми с системными нарушениями речи.
Сделанные выводы привели к заключению о необходимости разработки и внедрения в образовательный процесс новых форм и направлений коррекционно-логопедического воздействия, ориентированных на оптимизацию процесса формирования учебно-терминологической лексики у младших школьников с ОНР (Ю.К. Бабанский). Работа по формированию учебнотерминологической лексики включает в себя 4 этапа.
I. Создание представлений о термине.
Цель: формирование мотивационных предпосылок к обучению и подготовка учащихся к восприятию терминологичес-
кой лексики; формирование представлений о терминах.
Повышение мотивационного компонента к процессу обучения предполагает планирование и организацию занятий таким образом, чтобы у школьников возникла заинтересованность в обучении.
2. Восприятие новой терминологии учащимися с речевыми нарушениями требует проведения специальной предварительной работы (беседы, игры, экскурсий).
3. Первичная семантизация учебных терминов представляет собой сообщение необходимых сведений о содержательной стороне слова-термина, которая дает возможность в дальнейшем пользоваться им в различных речевых высказываниях.
II. Формирование понятийной основы терминов.
Цель: уточнение и расширение лексического значения термина.
Формирование понятийной основы термина у учеников с ОНР включает в себя работу над словом-термином, как структурной единицей языка и речи, определяющим свойством которой является семантическое содержание, формирование и развитие структуры значения слова, лексическая системность языка.
В процессе овладения понятием немаловажную роль играет способность детей осуществлять аналитическую деятельность. В частности, при уточнении значения слова-термина целесообразно проводить его словообразовательный, ритмикослоговой и звуковой анализ.
При уточнении денотативного компонента значения слова-термина используются различные семантические признаки -ситуативные, функциональные, структурные и другие.
Одновременно проводится работа по введению термина в систему лексических связей (уточнение семантики термина; организация семантических полей по различным признакам; определение парадигматических связей термина в данном семантическом поле).
III. Закрепление терминологических понятий.
Цель: закрепление терминологических понятий, варьирование и комбинирование речевого материала, включая учебные термины.
Помимо усвоения денотативного и понятийного компонентов значения термина, уточняется контекстуальное значение термина, отражающего особенности различных ситуаций общения, контекста речевого высказывания. Это позволяет расширить и закрепить семантические связи, валентность слов, усвоить грамматическое значение слова, что способствует формированию синтагматических связей слова-термина на основе словосочетаний и предложений.
IV. Осознанное использование терминов.
Цель: самостоятельное использование учебных терминов в процессе обучения детей с речевыми нарушениями.
Достижение поставленной цели возможно при включении в процесс обучения речевого материала, содержащего учебные термины, для проведения индивидуальных бесед, диалогов, пересказов текстов. Также детям предлагается иллюстрационный материал с изображением термина, учебные тексты, включающие термины, и от учащихся требуется выявить существенные признаки заданного термина и сформулировать его определение.
В целях проверки эффективности предлагаемых приемов коррекционной работы был проведен контрольный эксперимент, позволивший выявить положительную динамику в овладении школьниками учебно-терминологической лексикой, проявляющуюся в улучшении понимания учебной вербальной информации, увеличении количества правильных и точных формулировок. Эти данные подтверждают необходимость введения в программу логопедического воздействия поэтапных разделов коррекционной работы по формированию учебно-терминологической лексики, способствующей повышению уровня речевой и когнитивной сфер детей.
Таким образом, заявленная в статье проблема является весьма актуальной и значимой в современной специальной педагогике, так как логопедическая работа, направленная на оптимизацию процесса усвоения учебной терминологии младшими школьниками с ОНР, положительно влияет на качество овладения предметным материалом и обучение в школе в целом.