Научная статья на тему 'Пути оптимизации процесса обучения младших школьников с нарушениями речи'

Пути оптимизации процесса обучения младших школьников с нарушениями речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пантелеева Л. А.

Статья посвящена одной из актуальных проблем овладения учебно-терминологической лексикой младшими школьниками с общим недоразвитием речи (III уровень). 156 По результатам экспериментального исследования отмечаются трудности понимания и употребления учебной терминологии учащимися данной категории и предлагаются направления коррекционно-логопедической работы по внедрению и усвоению учебно-терминологической лексики учащимися с системными нарушениями речи, что способствует повышению уровня речевой и когнитивной сфер детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пантелеева Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Junior student: speech difficulties and learning skills improvement challenges

L.A. Panteleyeva maintains that elementary junior students (level 3) are facing challenges in understanding and acquisition of academic terminology. Accordingly, her article offers ways and targets aimed to correct and improve student speech and terminology learning (cognitive) skills.

Текст научной работы на тему «Пути оптимизации процесса обучения младших школьников с нарушениями речи»

ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Пантелеева Л.А.

Одним из условий успешного обучения детей в школе является развитие лексической стороны речи. Известно, что у детей с общим недоразвитием речи (ОНР), существуют трудности в овладении лексической системой языка (В.К. Воробьева, Б.М. Гриншпун, Р.Е. Левина, В.К. Орфинская, Н.Н. Трау-готт, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чир-кина). Анализ специальной литературы показал недостаточную разработанность проблемы владения школьниками с нарушениями речи особого “пласта” лексики -учебно-терминологической, являющейся совокупностью специальных терминов, которые изучаются и используются детьми в процессе обучения. Учитывая имеющиеся в литературе данные, можно с большой долей вероятности полагать, что трудности, которые дети испытывают при оперировании учебной лексикой, препятствуют полноценному усвоению учебного материала и успешному обучению в школе.

В результате специального исследования, направленного на выявление особенностей усвоения учебно-терминологической лексики учащимися с нарушениями речи, посещающими 1 - 3-й классы специальных школ (V вида), а также коррекционные классы при общеобразовательных школах Москвы, были сделаны качественно-количественная оценка результатов эксперимента и корреляционный анализ данных. Это позволило прийти к следующим выводам:

1. У младших школьников с ОНР выявлено значительное отставание в овладении учебно-терминологической лексикой, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Это проявилось в ограниченности специального словарного запаса, трудностях понимания значений и актуализации слов-терминов, неумении

© Пантелеева Л.А., 2008

выделять существенные семантические признаки в структуре значения изучаемых слов и в трудностях самостоятельного использования терминов в рамках речевого высказывания.

2. Детальный анализ экспериментальных данных свидетельствует об относительно успешном выполнении заданий невербального характера, по сравнению с полученными результатами заданий вербальной направленности.

3. Трудности усвоения терминологического материала наблюдаются у всех учащихся с ОНР, вне зависимости от возраста. В связи с этим можно отметить, что выявленные ошибки являются следствием влияния речевых нарушений, имеющихся у детей, и тормозят динамический процесс усвоения специального словаря, применяемого при изучении общеобразовательных предметов.

4. В процессе корреляционного анализа было обнаружено, что нет явного расхождения в овладении терминами по каждому предмету, то есть термины по русскому языку, математике и окружающему миру в практически равной степени сложны для усвоения детьми с системными нарушениями речи.

Сделанные выводы привели к заключению о необходимости разработки и внедрения в образовательный процесс новых форм и направлений коррекционно-логопедического воздействия, ориентированных на оптимизацию процесса формирования учебно-терминологической лексики у младших школьников с ОНР (Ю.К. Бабанский). Работа по формированию учебнотерминологической лексики включает в себя 4 этапа.

I. Создание представлений о термине.

Цель: формирование мотивационных предпосылок к обучению и подготовка учащихся к восприятию терминологичес-

кой лексики; формирование представлений о терминах.

Повышение мотивационного компонента к процессу обучения предполагает планирование и организацию занятий таким образом, чтобы у школьников возникла заинтересованность в обучении.

2. Восприятие новой терминологии учащимися с речевыми нарушениями требует проведения специальной предварительной работы (беседы, игры, экскурсий).

3. Первичная семантизация учебных терминов представляет собой сообщение необходимых сведений о содержательной стороне слова-термина, которая дает возможность в дальнейшем пользоваться им в различных речевых высказываниях.

II. Формирование понятийной основы терминов.

Цель: уточнение и расширение лексического значения термина.

Формирование понятийной основы термина у учеников с ОНР включает в себя работу над словом-термином, как структурной единицей языка и речи, определяющим свойством которой является семантическое содержание, формирование и развитие структуры значения слова, лексическая системность языка.

В процессе овладения понятием немаловажную роль играет способность детей осуществлять аналитическую деятельность. В частности, при уточнении значения слова-термина целесообразно проводить его словообразовательный, ритмикослоговой и звуковой анализ.

При уточнении денотативного компонента значения слова-термина используются различные семантические признаки -ситуативные, функциональные, структурные и другие.

Одновременно проводится работа по введению термина в систему лексических связей (уточнение семантики термина; организация семантических полей по различным признакам; определение парадигматических связей термина в данном семантическом поле).

III. Закрепление терминологических понятий.

Цель: закрепление терминологических понятий, варьирование и комбинирование речевого материала, включая учебные термины.

Помимо усвоения денотативного и понятийного компонентов значения термина, уточняется контекстуальное значение термина, отражающего особенности различных ситуаций общения, контекста речевого высказывания. Это позволяет расширить и закрепить семантические связи, валентность слов, усвоить грамматическое значение слова, что способствует формированию синтагматических связей слова-термина на основе словосочетаний и предложений.

IV. Осознанное использование терминов.

Цель: самостоятельное использование учебных терминов в процессе обучения детей с речевыми нарушениями.

Достижение поставленной цели возможно при включении в процесс обучения речевого материала, содержащего учебные термины, для проведения индивидуальных бесед, диалогов, пересказов текстов. Также детям предлагается иллюстрационный материал с изображением термина, учебные тексты, включающие термины, и от учащихся требуется выявить существенные признаки заданного термина и сформулировать его определение.

В целях проверки эффективности предлагаемых приемов коррекционной работы был проведен контрольный эксперимент, позволивший выявить положительную динамику в овладении школьниками учебно-терминологической лексикой, проявляющуюся в улучшении понимания учебной вербальной информации, увеличении количества правильных и точных формулировок. Эти данные подтверждают необходимость введения в программу логопедического воздействия поэтапных разделов коррекционной работы по формированию учебно-терминологической лексики, способствующей повышению уровня речевой и когнитивной сфер детей.

Таким образом, заявленная в статье проблема является весьма актуальной и значимой в современной специальной педагогике, так как логопедическая работа, направленная на оптимизацию процесса усвоения учебной терминологии младшими школьниками с ОНР, положительно влияет на качество овладения предметным материалом и обучение в школе в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.