Научная статья на тему 'Инновационные подходы к изучению особенностей усвоения учебно-терминологической лексики учащимися с нарушениями речи'

Инновационные подходы к изучению особенностей усвоения учебно-терминологической лексики учащимися с нарушениями речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
516
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ТЕРМИ-НОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА / УСВОЕНИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / ПОНИМАНИЕ / УПОТРЕБЛЕНИЕ / СЕМАНТИКА / ПОНЯТИЕ / ОБУЧЕНИЕ / EDUCATIONAL AND TERMINOLOGICAL LEXICON / MASTERING / YOUNGER PUPILS / SPEECH VIOLATIONS / UNDERSTANDING / USE / SEMANTICS / CONCEPT / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жигорева Марина Васильевна, Туманова Татьяна, Пантелеева Лариса Александровна

Дается определение «учебно-терминологической лексики» и предлагаются инновационные подходы к изучению особенностей её усвоения лексики учащимися с нарушениями речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жигорева Марина Васильевна, Туманова Татьяна, Пантелеева Лариса Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative approaches to THE study of features of MASTERING of educational and terminological lexicon BY THE STUDENTS with speech violations

The definition of «educational and terminological lexicon» is given, and innovative approaches to the study of features of assimilation of educational and terminological lexicon by the students with speech disorder are suggested.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы к изучению особенностей усвоения учебно-терминологической лексики учащимися с нарушениями речи»

УДК 376.3

ББК Ч 450 ГСНТИ 14.

М. В. Жигорева, Т. В.Туманова, Л. А. Пантелеева, Россия, Москва ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКИ УЧАЩИМИСЯ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Аннотация. Дается определение «учебно-терминологической лексики» и предлагаются инновационные подходы к изучению особенностей её усвоения лексики учащимися с нарушениями речи.

Ключевые слова: учебно-терминологическая лексика; усвоение; младшие школьники; нарушения речи; понимание; употребление; семантика; понятие; обучение.

Сведения бо авторе: Жигоре-

ва Марина Васильевна, доктор педагогических наук, профессор.

Место работы: кафедра специальной педагогики и специальной психологии дефектологического факультета ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова», г. Москва.

Сведения бо авторе: Татьяна Володаровна, доктор педагогических наук, профессор.

Место работы: кафедра логопедии дефектологического факультета ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова», г. Москва.

Сведения бо авторе: Пантелеева Лариса Александровна, кандидат педагогических наук, доцент.

Место работы: кафедра логопедии дефектологического факультета ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова», г. Москва.

Контактная информа

129 Код ВАК 13.00.03, 19.00.10

M. V. Zhigoreva, T. V. Tumanova,

L. A. Panteleeva

Russia, Moscow

INNOVATIVE APPROACHES TO THE STUDY OF FEATURES OF MASTERING OF EDUCATIONAL AND TERMINOLOGICAL LEXICON BY THE STUDENTS WITH SPEECH VIOLATIONS

Abstract. The definition of «educational and terminological lexicon» is given, and innovative approaches to the study of features of assimilation of educational and terminological lexicon by the students with speech disorder are suggested.

Key words: educational and terminological lexicon; mastering; younger pupils; speech violations; understanding; use; semantics; concept; training.

About the author: Zhigoreva Marina Vasilievna, Doctor of Pedagogy, Professor.

Place of empioyment: Chair of Special Pedagogy and Special Psychology, Faculty of Defectology, Sholokhov Moscow State University for the Humanities, Moscow.

About the author: Tumanova Tatiana Volodarovna, Doctor of Pedagogy, Professor.

Place of empioyment: Chair of Speech Therapy, Faculty of Defectology, Sholokhov Moscow State University for the Humanities, Moscow.

About the author: Panteleeva Larisa Aleksandrovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor.

Place of empioyment: Chair of Speech Therapy, Faculty of Defectology, Sholokhov Moscow State University for the Humanities, Moscow.

ия: e-mail: mggudef@mail.ru

Во многих отечественных и зарубежных исследованиях (Н. А. Ни-кашина, Л. Ф. Спирова, М. Е. Хват-цев, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская,

А. В. Ястребова и др.) указывается, что важнейшим фактором успешного обучения детей в школе является достаточный уровень сформированное™ лексики. Наряду с общеупотребительной лексикой школьники в процессе обучения используют слова для определения специальных понятий, предметов какой-либо области науки. Такие слова, в том числе включенные в словосочетания, служащие для обозначения понятий, изучаемых и используемых в рамках школьных дисциплин, можно квалифицировать как учебно-терминологическую лексику.

Употребление учебно-терминологической лексики неминуемо для каждого человека, т.к. она сопровождает учебный процесс, и все дети, оказавшись в определенный период жизни в учебном процессе, так или иначе с ней соприкасаются. Усвоение учебно-терминологической лексики учащимися позволяет расширить процессы обмена информации, повысить качество восприятия учебного материала, адекватно использовать понятия в самостоятельной речи. Единицы

учебно-терминологической лексики, изучаемые в школе, не совпадают с научными, а носят адаптированный характер в связи с возрастными особенностями детей. Например, на протяжении всего обучения в школе тематический материал по предметам может по-

вторяться, но с переходом учащихся в старшие классы он усложняется, уточняется, вносятся новые свойства, признаки. При этом важно отметить, что тип и характер учебной деятельности определяет семантическую систему учебнотерминологических единиц и существенным образом влияет на их грамматическую организацию.

Функциональное значение учебно-терминологической лексики заключается в особой роли адекватности, оптимизации и успешности овладения учебным материалом. Усвоение учебно-терминологической лексики учащимися подразумевает как понимание значений учебно-терминологических единиц, так и возможности использования их в экспрессивной речи. Дети с системными нарушениями речи испытывают особые трудности в овладении учебно-терминологической лексикой, что сказывается на эффективности процесса обучения.

Для изучения сформированно-сти учебно-терминологической

лексики у младших школьников с нарушениями речи нами разработана специальная диагностическая программа, включающая задания по трем предметам (русский язык, математика, образовательный компонент «Окружающий мир», в том числе на уроках развития речи). В качестве лексического материала использовались слова, словосочетания и соответствующие определения, изучаемые в рамках школьных дисциплин, регламентируемых Программами начальных классов

общеобразовательных школ и школ для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Предлагаем вниманию отобранные учебно-терминологические единицы, используемые в 1-3 классах:

1 класс

Русский язык: буква, слог, слово, предложение, гласные звуки, согласные звуки, строчная буква, заглавная буква, парные согласные, строка.

Математика: сложение, вычитание, слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, отрезок, прямая, дециметр.

Окружающий мир: растение, хвойные растения, вечнозеленые растения, стебель, млекопитающие, насекомые, чешуя, глобус, пешеходный переход, перелетные птицы.

2 класс

Русский язык: буква, слог,

слово, предложение, текст, строчная буква, заглавная буква, парные согласные, перенос (слова), однокоренные слова.

Математика: слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, отрезок, однозначное число, двузначное число, умножение, деление.

Окружающий мир: комнатные растения, дикорастущие растения, стебель, млекопитающие, насекомые, чешуя, компас, водоем, перелетные птицы, пассажирский

транспорт.

3 класс

Русский язык: словосочетание, текст, перенос слова, однокоренные слова, проверочное слово, подлежа-

щее, сказуемое, приставка, имя существительное, имя прилагательное.

Математика: значение выражения, миллиметр, умножение, деление, двузначное число, произведение, четное число, круглое число, квадратный сантиметр, диаметр окружности.

Окружающий мир: живая природа, млекопитающие, насекомые, опыление, стебель, термометр, почва, семя растения, растительноядные животные, кожа.

Остановимся подробнее на характеристике заданий по изучению особенностей усвоения учебно-

терминологической лексики учащимися с тяжелыми нарушениями речи:

I серия заданий направлена на

изучение степени понимания учебно-терминологической лексики

младшими школьниками с нарушениями речи. Учащимся предъявляются слова-термины и нагляднографический материал (карточки, картинки, символы, печатный материал и т.п.). Детям предлагается рассмотреть наглядно-графический материал и показать соответствующую термину карточку.

Инструкция: Покажи, где...

Например, понятие «вычитание». Предлагаются карточки, на которых даны примеры с различными математическими действиями: сложение и вычитание. Учащимся необходимо указать пример на вычитание.

II серия заданий направлена на изучение особенностей семантической интерпретации единиц учебно-терминологической лексики. Ученикам необходимо само-

стоятельно дать определение учебно-терминологической единицы.

Инструкция: Объясни, что

(кто) такое (такие). Расскажи, что (кто) такое (такие).

Например: Объясни, что такое подлежащее.

Приводим образцы нормативных объяснений некоторых учебнотерминологических наименований по основным учебным дисциплинам.

Подлежащее - это главный член предложения, обозначающий предмет и отвечающий на вопрос «кто? что?»

Млекопитающие - животные, которые выкармливают своих детенышей молоком.

III серия заданий заключается в исследовании возможностей школьников правильно опознавать учебно-терминологические единицы в соответствии с их определением. Учащимся предлагается определение учебно-терминологической единицы, после прослушивания его они должны назвать соответствующее слово.

Инструкция: Подумай и назови, о чем я говорю. Как называется.?

Приведем примеры предлагаемых определений учебно-терминологических единиц:

- мера длины, равная 10 см (дециметр);

- транспорт, предназначенный для перевозки людей (пассажирский транспорт).

IV серия заданий предполагает изучение особенностей употребления учебно-терминологической

лексики учащимися младших классов в контексте. Ученикам необходимо устно закончить предложение единицей учебно-терминологической лексики.

Инструкция: Закончи предложение.

Например:

- малая буква, по-другому называется... (строчная);

- в слове перед корнем стоит. (приставка).

V серия заданий направлена на выявление возможностей понимания инструкций, в состав которых входит лексика, обозначающая действия.

Для каждой учебно-терминологической единицы составляется отдельная инструкция, например, «Начерти отрезок».

Из предложенных предметов: ножницы, клей, линейка, цветные карандаши, простой карандаш,

учащемуся необходимо выбрать один для выполнения поставленной цели.

«Выдели в словах корень».

В словах, данных на карточке (сад, посадить, садовый), необходимо выделить корень слова.

VI серия заданий нацелена на выявление особенностей организации семантических полей значений учебно-терминологических единиц. Предлагается учебно-терминологическая единица из пары, к которой учащийся должен подобрать и назвать антоним.

Инструкция: подбери слова, противоположные по значению.

Например, звонкий звук - глухой звук, сложение - вычитание, хвойное растение - лиственное растение.

Предложенные авторские подходы к изучению особенностей усвоения учебно-терминологической лексики младшими школьниками с нарушениями речи позволяют выявить трудности в овладении рассматриваемой лексики учащимися с учетом возрастных особенностей детей и разработать пути коррекционно-логопедической работы по формированию специального словаря школьников с речевыми нарушениями.

Литература

1. Зикеев, А. Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ / А. Г. Зи-кеев. - М., 2002. - 176 с.

2. Ившина, Л. А. Специфика формирования речи на уроках географии/ Л. А. Ившина // Современные подходы к коррекционнообразовательному процессу в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи / Сост. О. Е. Грибова. - М., 2003. - С. 72-90.

3.Митрохина, Е. М. Лексическая работа на уроках географии / Е. М. Митрохина // Современные подходы к коррекционнообразовательному процессу в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи / сост. О. Е. Грибова. - М., 2003. -С. 67-71.

4. Никашина, Н. А. Логопедическая помощь учащимся с речевым недоразвитием / Н. А. Никашина // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы.

- М., 1965. - С. 8-32.

5. Спирова, Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (1-4 кл.) / Л. Ф. Спирова. - М., 2004. - 200 с.

6. Шахнарович, А. М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза речи) / А. М. Шахнарович, Н. М. Юрьева. - М., 1990. - 168 с.

7. Ястребова, А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся в начальных классах общеобразовательных учреждениях / А.

В. Ястребова. - М., 2000. - 120 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.