Научная статья на тему 'Состояние понимания синтаксических конструкций у школьников с общим недоразвитием речи'

Состояние понимания синтаксических конструкций у школьников с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
578
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Петрулина А.Ю.

В работе отражено состояние понимания синтаксических конструкций у младших школьников с общим недоразвитием речи. Приведены основные направления логопедической работы по совершенствованию понимания синтаксических конструкций у младших школьников с ОНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Петрулина А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние понимания синтаксических конструкций у школьников с общим недоразвитием речи»

3. Алферов А.Д. Очерки из жизни языка (Введение в методику родного языка) / А.Д. Алферов. - М.: Тип. Г. Лисснера, А. Гешеля, 1899. - 183 с.

СОСТОЯНИЕ ПОНИМАНИЯ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ У ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

© Петрулина А.Ю.*

Средняя образовательная школа № 28, г. Норильск

В работе отражено состояние понимания синтаксических конструкций у младших школьников с общим недоразвитием речи.

Приведены основные направления логопедической работы по совершенствованию понимания синтаксических конструкций у младших школьников с ОНР.

На современном этапе развития специального образования приоритетными задачами являются качество специального образования, подготовленность детей к самостоятельной жизни в современном мире, адаптация в обществе. Для учеников начальных классов с нарушениями речи реализация данных задач связана с определенными трудностями. Своеобразие речевой, познавательной, эмоционально-волевой деятельности детей с общим недоразвитием речи требует особых подходов к их обучению, особых направлений в работе. У данной категории детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Дети не владеют в нужной степени системными отношениями языка, лексическими и грамматическими обобщениями, лежащими в основе нормальной речевой деятельности. Опыт речевого общения учащихся с общим недоразвитием речи оказывается недостаточным, что отрицательно сказывается на овладении речевыми навыками и изучении учебных дисциплин, школьной адаптации.

Важность усвоения синтаксических конструкций в целостном процессе обучения детей в школе не подлежит сомнению. Тем более значимым представляется этот процесс при обучении детей с нарушениями речи в условиях общеобразовательной или специальной (коррекционной) школы. Тем не менее, несмотря на актуальность рассматриваемой проблемы, в специальной литературе она затрагивается лишь частично.

Изучением данной проблемы занимались В.К. Воробьёва [1], Е.М. Мои-сеенко [6], Л.А. Смирнова [8] и другие авторы, но в их работах внимание уделялось в основном дошкольникам с общим недоразвитием речи.

* Учитель-логопед.

Внимание к проблеме овладения предложением младшими школьниками с общим недоразвитием речи объясняется тем, что предложение фиксирует в себе функции других элементов языка, является основной единицей общения. В процессе работы над предложением происходит усовершенствование не только синтаксической стороны речи детей, но и других ее сторон: фонетической, лексической и морфологической. Но без понимания речи не будет и овладения речью, поэтому важно вовремя обнаружить проблему, связанную с пониманием синтаксических конструкций детьми с общим недоразвитием речи.

В формировании речи как средства общения важная роль принадлежит начальному этапу обучения, когда дети учатся читать и писать, когда они усваивают и совершенствуют материальную звуковую сторону языка. Осваивая в школе основы наук и тем самым развивая своё мышление, ребёнок в то же время совершенствует и свою речь [5]. Но овладение языком, развитие речи являются не только результатом, но и условиями успешного усвоения основ наук. Для того чтобы младший школьник в процессе обучения успешно овладевал речью, ее синтаксическим строем, важно, чтобы он ещё до школы умел использовать в своей речи все грамматические формы родного языка. Приходящие в школу дети владеют разговорными формами родного языка, достаточными для общения со сверстниками. В условиях школьного обучения происходит дальнейшее развитие синтаксического строя устной речи детей.

Одним из важных критериев оценки уровня развития и правильности речи является то, насколько умело говорящий пользуется в своей речи различными синтаксическими конструкциями, в том числе и словосочетаниями, составленными по способу согласования и управления, как он использует различные синтаксические структуры с предложно-падежными формами.

На практическом уровне работу над предложением учитель начинает с первых дней пребывания ребенка в школе. Наиболее целенаправленно и тщательно она проводится на уроках чтения и на уроках грамматики. Уже в период обучения грамоте происходит не только обучение чтению и письму, но и развитие речи, в частности обучение синтаксическому строю речи. Сочетание анализа и синтеза в занятии по синтаксису - наиболее эффективное средство осмысленного и прочного усвоения синтаксиса родного языка.

Таким образом, рассматривая понятия синтаксиса и синтаксических конструкций в современной науке можно сделать вывод о том, что данные понятия рассматриваются как виртуальные единицы функционирующие в речевой деятельности и переплетающиеся с внутренними мыслительными процессами. Объектом изучения синтаксиса является синтаксический строй языка, его конструкции. Следовательно синтаксические конструкции можно представить в терминах членов предложения. Предложение в развитии детской речи играет огромную роль. Овладение родным языком в основном протекает в виде усвоения предложений разных типов.

Понимание речи является необходимым условием общения. Оно включает восприятие звуков (фонем), узнавание слов, понимание значения слов, отношений между словами, фраз и смысла обращенной речи. Установлено, что в развивающейся речи ребёнка построение предложений претерпевает определенные изменения: от однословного предложения, лишенного средств выражения лексических и грамматических значений, через освоение фразовой речи ребенок переходит к оперированию простыми распространенными предложениями, а затем к употреблению сложноподчиненных предложений. Возможности построения предложений определяются состоянием сформированное™ фонетики и лексики. У детей с нарушениями речи этот процесс значительно затруднен, нарушен и имеет свои особенности.

У младших школьников с общим недоразвитием речи более низкие возможности построения предложений. Это проявляется в неумении выбрать слова, необходимые для построения высказываний, в неумении включить предложенное слово в текст высказывания, в употреблении элементов ситуативной речи. В построенных предложениях проявляется игнорирование морфемных частей заданного слова, отсутствие тонкой дифференциации смыслового значения слов, несформированность звуковой и слоговой структуры отдельных слов. Учащиеся с общим недоразвитием речи в продуктивной речи выражают простые суждения, включающие объектные или обстоятельственные отношения. У большинства из них еще не достаточно сформирована структурная схема предложения, его синтаксическая модель, их затрудняет лексическое заполнение схемы предложений и в большей мере, чем подбор лексических средств, грамматическое оформление предложений. Они плохо владеют навыком словоизменения и не умеют использовать связующие слова. Дети с нарушениями речи лучше других детей с особенностями психофизического развития используют словесные описания для формирования представлений о предмете, уместно интерпретируют на уровне своих речевых возможностей прочитанное или увиденное фильме. Но описание предметов показало, что учащиеся ограничены в своих лексико-грамматических возможностях, затрудняются в размещении элементов как сложного, так и простого распространенного предложений, не умеют строить связное высказывание, допускают бессистемное изложение, неоднократные повторения, отклонения от основной темы.

Младшие школьники с общим недоразвитием речи недостаточно полно владеют языковыми средствами для обозначения различного вида отношений. Им доступны лишь те смысловые отношения, которые обозначают предметные связи, пространственные, временные, причинные отношения, то есть те отношения, которые характеризуются наиболее конкретными и наглядными связями.

Учащиеся с общим недоразвитием речи затрудняются не только в употреблении целого ряда сложных предложений, но и в умении грамматически

правильно оформлять те предложения, которыми они пользуются. Выражение союзной связи в сложноподчиненных предложениях не всегда соответствует общепринятым нормам и правилам построения этих предложений.

Усвоение способов грамматического изменения слов сказывается и на общем грамматическом оформлении речи. Ученикам удается выразить в известной мере объективно существующую связь и отношения между предметами и явлениями посредством словосочетаний и предложений. Они разграничивают формы грамматического ряда отношений и стараются передать их языковыми средствами. У них расширяется опыт пользования простым и сложным предложениями.

Таким образом, особенности понимания речи детьми с ОНР, можно сказать, что для данной категории детей значительно затруднено понимание не только связного речевого высказывания, но и более низких уровней речевой деятельности: понимания слов, словосочетаний и предложений. Это обусловлено сложными системными нарушениями фонематического восприятия, недоразвитие психических процессов, что сказывается на восприятии речи и понимании ее смысла. Это в свою очередь ведёт к трудностям в усвоении структуры синтаксических конструкций (предложений), грамматического строя речи.

Направления логопедической работы по совершенствованию понимания синтаксических конструкций у младших школьников с общим недоразвитием речи:

1. уточнение значения предложно-падежных форм как основы понимания инвестированных конструкций;

2. расширение представлений об окружающем мире с целью уточнения и обогащения словарного запаса (как материала для построения синтаксических конструкций);

3. развитие навыков и умений в точном выражении мысли, умении устанавливать последовательность действий, выявлять причинно-следственные отношения, как основу для формирования различных сложноподчиненных предложений;

4. работа над диалогом и художественными произведениями (стихотворениями и рассказами) с целью эмоционального восприятия и понимания интонационного фона предложения.

Таким образом, специально организованные логопедические занятия будут способствовать повышению качества процесса формирования учебно-терминологической лексики у учащихся с ОНР.

Список литературы:

1. Воробьёва В.К. Особенности связной речи школьников с моторной алалией // Нарушения речи и голоса у детей / Под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. - М.: Просвещение, 2005.

2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. - М.: Астрель, 2010.

3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961.

4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 173 с.

5. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся. - М.: «Педагогика», 1975. - 220 с.

6. Моисеенко Е.М. Формировнаие синтаксической структуры предложения у дошкольников с ОНР в процессе логопедической работы // Современная логопедия: теория, практика, перспективы: материалы междунар. НПК 12-14 сент. 2002 г.; Моск. гос. откр. пед. ун-т. - М., 2002. - С. 43-45.

7. Прокопович И.В. Синтаксические особенности устной речи учащихся 1-2 класов // Речевое развитие младших школьников: сб. ст. / Под ред. Н.С. Рождественского. - М.: Просвещение, 2003. - С. 90-111.

8. Смирнова Л.А. Приемы работы по преодолению имперессивного аг-рамматизма у детей // Дефектология. - 1979. - № 3. - С. 65-69.

ОТ ЗАНЯТИЯ - К ИГРЕ. КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ФОРМА КОРРЕКЦИОННО-РЕЧЕВОЙ РАБОТЫ

© Прожерина М.П.*

Детский сад комбинированного вида № 12, г. Камышлов

В статье обобщён опыт организации кружковой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Кружковая деятельность рассматривается как дополнительная форма коррекционно-речевой работы, предлагаются варианты кружков для каждого года обучения, сформулированы цели и задачи на каждый образовательный период. Адресована логопедам, воспитателям и музыкальным руководителям дошкольных и коррекционных образовательных учреждений.

Вот уже четыре года в детском саду комбинированного вида № 12 города Кымышлов Свердловской области открыта группа для детей с тяжёлыми нарушениями речи для детей от 5 до 7лет. Срок пребывания в группе - два года. Дети осваивают общеобразовательную программу «Успех» и программу «Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи», авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. В группу зачисляются дети с общим недоразвитием речи 1 и 2 уровня различной клинической обуслов-

* Учитель-логопед.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.