Научная статья на тему 'Пути оптимизации налога на имущество организаций'

Пути оптимизации налога на имущество организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1551
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ / ОПТИМИЗАЦИЯ / БЮДЖЕТ / НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЛЬГОТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галицына Виктория Сергеевна, Богач Александр Сергеевич

В статье подробно рассмотрен налог на имущество организации и предложены основные способы его оптимизации во избежание уклонения от уплаты налогов юридическими лицами. Выявлены основные направления эффективного уменьшения уплаты данного налога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути оптимизации налога на имущество организаций»

определить конкретные меры воздействия по выявленным рискам; проследить за фактическими параметрами конкретного проекта в ходе его осуществления и скорректировать их (параметры) в нужном направлении.

Таким образом, реструктуризация российских предприятий является действительно актуальной темой для исследования в сложившихся на сегодня экономических отношениях между субъектами российской экономики.

Российская экономика имеет свои особенности, поэтому исследования проблем разработки проектов реструктуризации российских компаний никогда не потеряют свою актуальность, так как отечественный бизнес подлежит постоянной трансформации: российская экономика находится в условиях перманентного экономического кризиса, предприятия разукрупняются, выходят на новые рынки деятельности, как национальные, так и международные, изменяется методы управления компаниями.

Это свидетельствует о том, что изучение механизмов разработки проектов реструктуризации компаний нуждается в дальнейшем исследовании.

Литература

1. Аистова М. Д. Реструктуризация предприятий: вопросы управления. Стратегии, координация структурных параметров, снижение сопротивления преобразованиям. М., 2012. 368 с.

2. Водачек ^.Реструктуризация - вызов предприятиям // Проблемы теории и практики управления. № 7, 2011. С. 35-41.

3. Евсеев А. Стратегия реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации // Проблемы теории и практики управления. № 6, 2012. С. 53-58.

4. Кордан К., Фолмэн Т., Ванденборт М. Пять важных подходов к осуществлению реструктуризации // Маркетинг. № 12, 2013. С. 43-52.

5. Страхова Л. П., Бутковская Г. В. Руструктуризация предприятий в современных условиях // Менеджмент в России и за рубежом, 2011. С. 19-25.

Пути оптимизации налога на имущество организаций Галицына В. С.1, Богач А. С.2

1Галицына Виктория Сергеевна / ОаШаупа У(Мог1уа Бег^ееупа - студент; 2Богач Александр Сергеевич /Bogach Aleksandr Sergeevich - студент, экономический факультет, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток

Аннотация: в статье подробно рассмотрен налог на имущество организации и предложены основные способы его оптимизации во избежание уклонения от уплаты налогов юридическими лицами. Выявлены основные направления эффективного уменьшения уплаты данного налога.

Ключевые слова: налогообложение, налоговая политика, экономические процессы, налог на имущество организаций, оптимизация, бюджет, налоговое регулирование, льготы.

Налогом является обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Одним из самых распространённых налогов является налог на имущество организаций. Его налоговая ставка составляет не более 2,2%. Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Налог на имущество организаций является региональным налогом на движимое и недвижимое имущество организаций.

Многие предприятия пытаются уйти от уплаты данного налога или оплатить его не в полном объеме, но не все знают о том, что есть легальные способы оптимизации налога на имущество организаций.

Оптимизировать налог на имущество организаций можно путем использования льгот, изменения стоимости основных средств с помощью переоценки, рационализации состава и структуры оборотных активов, применения договора лизинга, оптимизации через возвратный лизинг, договора простого товарищества, долевого приобретения имущества. Рассмотрим некоторые из них [1, с. 25].

Использование льгот по налогу на имущество представляется одним из наиболее сложных и редко применяемых способов оптимизации данного налога. Связано это с тем, что абсолютное большинство льгот обусловлено либо наличием у организации определенных видов имущества, либо осуществлением определенных видов деятельности и использованием имущества для ведения этих видов деятельности. Поэтому такая оптимизация носит предварительный и долгосрочный характер.

Например, в соответствии со ст. 4 Закона № 2030-1 данным налогом не облагается имущество предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции.

Очевидно, что оптимизация с использованием данной льготы в принципе возможна только в ситуации, когда организация осуществляет указанные виды деятельности. В то же время для многопрофильных организаций достижение упомянутого 70% барьера невозможно. В этом случае следует прибегнуть к разделению существующей организации на два самостоятельных юридических лица, одно из которых (условно назовем ее первой организацией) занималось бы деятельностью, указанной в установившей льготу норме Закона.

Учитывая, что согласно норме Закона № 2030-1, от налога на имущество освобождается все имущество такой организации, ее следует при разделении (выделении) наделить максимально возможным количеством имущества, пусть даже оно будет необходимо для ведения деятельности другой (условно назовем ее второй) организации, на баланс которой при разделении (выделении) целесообразно передать в основном денежные средства, не облагаемые налогом на имущество. Вторая организация для обеспечения своей деятельности заключит договор о совместной деятельности с первой. При этом первая организация внесет в совместную деятельность имущество, необходимое для ведения деятельности второй организации, а вторая - денежные средства.

Согласно ст. 2 Закона № 2030-1 стоимость имущества, объединенного предприятиями в целях осуществления совместной деятельности без образования юридического лица, для целей налогообложения принимается в расчет участниками договоров о совместной деятельности, внесшими его. Поэтому имущество, фактически используемое для осуществления такой совместной деятельности, будет учитываться у первой организации и подпадать под действие льготы. К тому же в результате распределения доходов от совместной деятельности первая организация получит доход, который считается внереализационным, следовательно, на долю выручки от льготируемой деятельности в общей доле выручки от реализации он влиять не будет.

Еще одним вариантом может стать сдача имущества второй организации в аренду -обязательно краткосрочную, поскольку имущество, переданное в долгосрочную аренду, учитывается на балансе арендатора, и соответственно последний и платит с него налог на имущество.

Аналогичную схему можно применить в случаях, если в первой организации инвалиды составляют не менее 50% общего числа работников либо первая организация является государственным научным центром, научно-исследовательским, конструкторским учреждением (организацией), опытным или опытно-экспериментальным предприятием независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме работ которых НИОКР и экспериментальные работы составляют не менее 70%, поскольку все имущество таких организаций также освобождается от обложения данным налогом [2, с. 48].

Поскольку налог на имущество является региональным налогом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право вводить дополнительные льготы помимо установленных федеральным законом. Их положения также следует учитывать при налоговой оптимизации.

Например, согласно п. 4 ст. 2 Закона г. Москвы от 2.03.94 г. № 2-17 (в ред. по состоянию на 20.02.02 г.) «О ставках и льготах по налогу на имущество предприятий» освобождаются от уплаты налога на имущество предприятия и организации в сфере материального производства и бытового обслуживания, в среднесписочной численности которых инвалиды составляют более 35% либо инвалиды и пенсионеры -более 50%. Очевидно, что положения московского закона устанавливают более льготные условия для налогоплательщиков, хотя его действие в отличие от федерального ограничено организациями, осуществляющими деятельность в сфере материального производства и бытового обслуживания.

Изменение стоимости основных средств путем переоценки является сравнительно новым, поскольку возможность самостоятельно принимать решение о проведении переоценки стоимости основных средств организациям была предоставлена только после введения в действие положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/97, утвержденного приказом Минфина России от 3.09.97 г. № 65н.

В соответствии с п.15 ПБУ 6/01 коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

В соответствии с нормами ПБУ 6/01 при принятии решения о переоценке необходимо учитывать следующее. Во-первых, организация переоценивает группы однородных объектов. Это означает, что, переоценивая, например, один легковой автомобиль, не проводить переоценку другого нельзя. Во- вторых, в последующем такие объекты основных средств переоцениваются регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.

В соответствии с п. 25 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 20.07.98 г. № 33н (с изменениями и дополнениями), при определении рыночной стоимости могут быть использованы данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей, сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций, сведения об уровне цен, опубликованные в СМИ и специальной литературе, экспертные заключения о стоимости отдельных объектов основных средств.

Рационализация состава и структуры оборотных активов давно и с успехом используется в мировой практике. Заключается он в том, что налогоплательщик избавляется от налогооблагаемого имущества либо, таким образом, изменяет частоту и размеры поставок товарно-материальных ценностей, своей готовой продукции, чтобы добиться оптимизации остатков по счетам, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на имущество [3, с. 109].

Как известно, объект обложения налогом на имущество - среднегодовая стоимость имущества налогоплательщика в соответствии с п.3 инструкции № 33 (с изменениями

40

и дополнениями) за отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев и год) определяется путем деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января отчетного года и на первое число следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы стоимости имущества на каждое первое число всех остальных кварталов отчетного периода.

Это означает, что налогоплательщик имеет возможность снижать выплаты по налогу на имущество посредством реализации излишнего имущества незадолго перед первым числом соответствующего месяца. Излишки имущества выявляются, как правило, в результате проведения инвентаризации.

Инвентаризация в соответствии с п. 1.5 Методических указаний по проведению инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.95 г. № 49, обязательно проводится перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

В то же время в целях оптимизации налога на имущество целесообразно проведение инвентаризации в конце каждого отчетного периода по данному налогу (квартала) с учетом срока, необходимого для реализации выявленного излишнего имущества. Проведение подобных мероприятий позволит снизить на первое число следующего за отчетным периодом месяца остатки по счетам, принимаемым в расчет при определении облагаемой базы по налогу на имущество, соответственно и уменьшит налоговую базу по данному налогу. Особенно актуально это для крупных предприятий, в составе имущества которых зачастую числятся объекты, не участвующие в их хозяйственной деятельности.

Еще одним способом оптимизации, также связанным с методом определения налоговой базы по налогу на имущество, является оптимизация остатков готовой продукции (товаров, приобретенных для перепродажи) и производственных запасов с целью минимизации их размера на первое число месяца, следующего за отчетным периодом. В частности, на размер остатков готовой продукции (товаров) существенное влияние оказывают закрепляемые в договорах на поставку такой продукции (товаров) даты перехода к покупателю права собственности [4, с. 142].

Способы заготовления материально-производственных запасов, определяющие размер гарантийных запасов в организации, также могут служить эффективным инструментом оптимизации. Наличие большого гарантийного запаса ведет к необоснованному увеличению выплат по налогу на имущество. Это особенно актуально для материалоемких производств. Организации следует рассчитать оптимальный объем поставки тех или иных используемых в производстве материальных ресурсов таким образом, чтобы на дату определения налоговой базы по налогу на имущество запас был минимальным настолько, насколько это возможно с точки зрения обеспечения бесперебойной работы предприятия. В целом по данной группе методов оптимизации следует признать, что дать какие-то универсальные готовые рецепты достаточно сложно. Конкретные способы должны определяться исходя из специфики каждого налогоплательщика [5, с. 87].

Договор простого товарищества - один из самых подозрительных для «налоговиков» видов гражданско-правовых отношений. К сожалению, НК РФ содержит статью, посвященную особенностям определения налоговой базы по налогу на имущество организаций при использовании такого способа осуществления совместной деятельности, как договор простого товарищества. Этому вопросу посвящена статья 337 НК РФ, предусматривающая, что каждый из участников договора простого товарищества уплачивает налог на имущество организаций в отношении того имущества, которое внес в качестве вклада по договору о совместной деятельности, а также в отношении того имущества, которое приобретено товарищами или создано в процессе осуществления совместной деятельности — в соответствии со своим вкладом в товарищество. Соответственно, и речь в данном разделе пойдет не о полной неуплате сумм НИО, а лишь о его уменьшении.

41

Два юридических лица (ваше предприятие и то, которое вам дружественно и использует УСН), заключают договор простого товарищества, по которому обязуются соединить свои вклады, скажем, в целях оказания третьим лицам услуг по хранению и транспортировке товаров. Договором может быть предусмотрено, что вы передаете товарищу, ведущему общие дела товарищей (и находящемуся на УСН) в качестве вклада денежные средства на которые он (ведущий общие дела товарищ) обязан приобрести машины и здание (конечно, если у вас есть надобность именно в этих основных средствах), а после компенсировать вам в течение какого-то времени 1/2 или, скажем, 9/10 стоимости данного имущества, перечислив эти деньги на ваш расчетный счет в течение определенного времени с момента приобретения здания и транспортных средств. Данная компенсация и будет вкладом вашего товарища, а перечисленная вами сумма за вычетом компенсации — вашим вкладом. После этого, при покупке вашим товарищем здания и автомашин в собственность, вы подписываете с товарищем соглашение, (что также должно быть предусмотрено в договоре простого товарищества), в котором определяете распределение долей в общем долевом имуществе — вам и ему по 1/2 доли здания (или вам, к примеру, 1/10, а ему — 9/10) и регистрируете в ФРС (Федеральной регистрационной службе) данное соглашение и распределение долей в праве общей собственности на данное здание, а заодно и договор залога доли вашего товарища в здании в счет исполнения им своих обязательств по возврату вам 1/2 (или, к примеру, 9/10) стоимости этого здания [6, с. 69].

Долевое приобретение имущества похоже на описанное выше, только не предусматривает создания простого товарищества. Вы можете приобрести имущество у продавца, купив, в качестве одной из сторон договора купли-продажи — покупателя, на пару со своим учредителем необходимое вам здание либо любое другое основное средство, после чего получить от учредителя право пользоваться данным зданием по безвозмездной сделке.

В этом случае важно одно — учредитель должен быть собственником более чем 50% долей в уставном капитале вашего общества. Иначе в последующем, когда вам понадобится все имущество целиком, заключение договора дарения с учредителем будет невозможно, так как данная операция станет объектом налогообложения налогом на прибыль и налогом на добавленную стоимость.

Литература

1. Джаарбеков С. М. Основы налогового планирования: Методическая база законной оптимизации налогообложения / С. М. Джаарбеков, Г. М. Акчурина, О. А. Старостина и др.; Под общ. ред. С. М. Джаарбекова. СПб.: Сменные страницы: МЦФЭР, 2006. 245 с.

2. Леликова Н. А., Конвисарова Е. В. Зарубежный опыт налогообложения малого бизнеса // Успехи современного естествознания, 2014. № 12-2. С. 127-129.

3. Корень А. В., Нефедьева А. С. Региональная налоговая политика как инструмент динамичного развития территории Дальнего Востока // Экономика и современный менеджмент: теория и практика, 2014. № 37. С. 172-177.

4. Либерман К. А. Типичные ошибки при расчете налогов / К. А. Либерман, В. Д. Горбулин. 2-е изд. М: Изд-во РоссБух, 2010. 233 с.

5. Корень А. В. Социально-экономические факторы и механизмы динамичного развития Дальнего Востока // Экономика и современный менеджмент: теория и практика, 2014. № 41. С. 99-103.

6. Беспалов М. В. Схемы минимизации налогообложения / М. В. Беспалов, Ф. Н. Филина. М: РОСБУХ, 2010. 268 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.