НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
УДК 378.091.39(075.8)
DOI: 10.24412/2079-9152-2021-53-49-56
ПУТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА МАГИСТЕРСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Евсеева Елена Геннадьевна,
доктор педагогических наук, профессор, e-mail: [email protected] ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», г. Донецк, ДНР
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к обеспечению качества магистерских диссертаций по теории и методике обучения математике. Предложен подход, ориентированный на диссертационные исследования по научной специальности 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования: математика). Проанализирована проблематика научных исследований, даны рекомендации по обоснованию актуальности проблемы исследования.
Ключевые слова: магистерская диссертация, теория и методика обучения математике, качество научного исследования, актуальность проблемы исследования.
Для цитирования: Евсеева Е.Г. Пути обеспечения качества магистерских диссертаций по теории и методике обучения математике / Е.Г. Евсеева // Дидактика математики: проблемы и исследования: международный сборник научных работ. - 2021. - № 53. - С. 49-56. БОТ: 10.24412/2079-9152-2021-53-49-56
%.......&
Постановка проблемы. В структуре современного высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики степень магистра отражает образовательный уровень выпускника высшей школы и свидетельствует об овладении им компетенциями в области научно-исследовательской деятельности.
Согласно Положению об организации учебного процесса в образовательных организациях высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики на заключительном этапе обучения магистра выполняется магистерская
диссертация [10], которая является выпускной квалификационной работой студента, обучающегося по магистерской программе, имеет исследовательский характер и направлена на решение одной из актуальных проблем современной науки или практики.
Магистерская диссертация позволяет оценить уровень сформированности компетенций, предусмотренных соответствующими Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) нового поколения с учетом профессионального
стандарта, Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по направлению 44.04.01 Педагогическое образование [5] и Основной образовательной программой «Математическое образование» [9], ориентированной на выполнение научных исследований будущих магистров в области теории и методики обучения математике.
Основным требования к магистерской диссертации по теории и методике обучения математике включают требования к актуальности тематики, соответствию ее современному состоянию развития теории и методики обучения математике, практическим заданиям математического образования; наличию и критического анализа современной психолого-педагогической литературы и научных работ по проблематике исследования; изучению исследуемой проблемы и ее практического состояния, а также нормативных документов и передового педагогического (при наличии - и собственного) опыта; формулированию объекта, предмета, цели и задач магистерской диссертации; выбору методологии и методов исследования; - проектированию методической системы обучения с учетом ее компонентов; планированию и организации экспериментального обучения, описание и анализ проведенных автором этапов педагогического эксперимента, статистическая обработка полученных результатов; обобщению результатов, выводов и практических рекомендаций [6; 13].
В то же время, существуют определенные проблемы в написании магистерских диссертаций, связанные с выполнением обозначенных требований. Как показал проведенный нами анализ магистерских диссертаций, защищенных на кафедре высшей математики и методики преподавания математики государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донецкий национальный университет», трудности у магистрантов возникают с
выбором проблемы исследования и обоснованием её актуальности, подбором и анализом психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, определением понятийного аппарата исследования, планированием эксперимента и анализом его результатов.
Цель статьи: на основании анализа проблематики диссертационных исследований по теории и методике обучения математике, дать рекомендации по выбору проблемы исследования магистерских диссертаций и обоснованию её актуальности, обеспечивающих качество проведения диссертационного исследования.
Анализ актуальных исследований. Исследования, посвященные подготовке диссертационного исследования широко представлены в работах современных ученых (А.Ф. Ануфриев, Ю.Г. Волков, Ю.А. Гагин, А.А. Горелов, В.И. Загвязин-ский, Ф.А. Кузин, В.С. Леднев, А.М. Новиков и др.), где рассматриваются вопросы логики построения исследования, его оформления и защиты. Однако, феномен качества диссертационного исследования в них, как правило, не раскрывается.
Рассмотрению качества диссертационного исследования посвящена работа [14], авторы которой определяют феномен «качество» как специфическое отличие одних вещей от других, как интегральный признак предметов наличного мира, позволяющего различать их между собой. Диалектическая природа качества указывает на возможность измерения степени его (качества) выраженности. Интегративность и изменчивость данной категории имеют, по мнению авторов, принципиально важное значение для оценки качества диссертаций [14]. Предложенная авторами процедура оценивания качества диссертационных исследований по педагогическим наукам, по нашему мнению, может быть применена к анализу магистерских диссертаций по теории и методике обучения математике.
Методы анализа и повышения качества магистерских диссертаций предложены Р.Б. Васильевым и Г.А. Левочки-
ной. Одним из условий написания качественной магистерской диссертации авторы считают наличие учебно-методического обеспечения этого процесса, содержащего практический материал и практические задания, конкретные примеры, приемы и методы, помогающие выбрать тему и проблему исследования и качественно выполнить исследовательскую работу [4].
В настоящее время существует большое количество пособий, посвященных написанию магистерских диссертаций, в том числе и по теории и методике обучения математике. Нами совместно с Е.И. Скафой в учебном пособии [13] рассмотрены вопросы написания магистерской диссертации, где приведены как общие подходы к проведению магистерского диссертационного исследования, так и рекомендации по проведению экспериментальной части исследования, статистической обработке результатов педагогического эксперимента.
Возможно выделение двух подходов к оцениванию качества магистерских диссертаций.
Во-первых, это соотнесение качества диссертации с качеством исследования.
Во-вторых, соотнесение качества диссертации с основными квалификационными требованиями, заключающимися в совокупности умений подбирать литературу и оформлять библиографию, владеть методами исследовательской работы, обрабатывать, интерпретировать результаты, отражать результаты в публикациях, обосновывать результаты в тексте диссертации [14].
В первом случае оценивается выбор проблемы, темы, обоснованием актуальности, объекта и предмета исследования, его цели и задач гипотезой, обоснование новизны исследования и его значением для науки и практики.
Во втором - оцениваются умения автора исследования подбирать литературу и оформлять библиографию, владеть методами исследовательской работы, обрабатывать, интерпретировать результаты,
отражать результаты в публикациях, обосновывать результаты в тексте диссертации.
Любая магистерская диссертация начинаются с обоснования актуальности проблемы исследования. Выбор проблемы исследования и определение его темы является одним из важнейших шагов, оказывающих существенное влияние не только на весь ход исследования, но и на качество его результатов.
При выборе проблемы для магистерского диссертационного исследования зачастую руководствуются уже существующим интересом к тем или иным темам, вытекающим из выполненной дипломной работы. В том случае, если выбирается принципиально новое направление, магистрант выполняет исследование по предложенной тематике в русле идей научной школы руководителя. В любой из описанных ситуаций перед исследователем всегда встает вопрос -насколько актуальна избранная проблема, как доказать значимость решения именно этой проблемы для развития педагогической науки и практики.
Изложение основного материала. Важнейшим ориентиром в обеспечении качества магистерских диссертаций является ориентация на уровень и качество диссертационных исследований соответствующей научной специальности. Нами изучено более 70-ти диссертационных работ по научной специальности 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (математика), защищенных в отечественном, российском и украинском научном пространстве. За последние 6 лет (2016-2021) учеными предлагались пути решения таких проблемы для различных уровней образования:
начального общего образования: формирование начальной информационной грамотности у младших школьников в процессе обучения математике; системного обновления начального математического образования при формировании понятий и обучении решению задач; обеспечение эффективности подготовки
будущих учителей начальных классов к развитию познавательной активности и самостоятельности младших школьников на уроках математики; реализации дифференцированного обучения математике в начальных классах;
основного общего образования: формирования универсальных учебных действий младших подростков при обучении математике; формирования стохастической компетенции учащихся основной школы при изучении математики с использованием интерактивных методов и средств обучения; исследовательского обучения математике во внеурочное время учащихся основной школы с использованием систем динамической математики для их подготовки к исследовательской деятельности;
среднего общего образования: формирования у старшеклассников системы понятий математического анализа; обеспечение качества учебников и учебно-методических комплексов по математике; проектного обучения математике; активизации процесса обучения математике учащихся классов с гуманитарным профилем; этноориентированное обучение математике; формирование финансовой грамотности обучающихся профильной школы; развития математической креативности обучающихся; формирования регулятивных универсальных учебных действий у учащихся основной общеобразовательной школы в процессе обучения математике;
среднего специального образования: формирования алгоритмической компетентности ИКТ-специалистов системы СПО; проектирование профессионально-ориентированного обучения математике в колледжах технического профиля;
высшего профессионального образования: формирование математической компетентности студентов; критериаль-но-корректностной математической подготовки; совершенствования математической подготовки студентов в электронной дидактической среде; проектирования компьютерно-ориентированного обуче-
ния высшей математике; повышении качества математической подготовки студентов на основе индивидуализации обучения математике посредством использования средств ИКТ; профессионально-ориентированного обучения математике с использованием электронного учебного пособия; формирование у студентов умений по содержательному анализу учебного математического материала, значимых для математического моделирования; гармонизации наиболее успешных практик преподавания высшей математики и современных подходов к преподаванию математических дисциплин в высшей школе; преодоление узкоспециальной направленности математической подготовки в системе высшего гуманитарного образования; формирование научно-исследовательской компетентности студентов; усиления профессиональной направленности математической подготовки; активизации учебно-познавательной и развития исследовательской деятельности студентов, раскрытия их творческого потенциала, развития самостоятельности и индивидуальных способностей; развития интеллектуальных умений студентов в процессе обучения математическим дисциплинам; организация самостоятельной работы студентов в процессе математической подготовки на основе компетентностного подхода; формирования готовности студентов-первокурсников к изучению математики в вузе; использования ИКТ при обучении высшей математике в условиях системы кредитного обучения; разработки адаптивной системы математической подготовки студентов в условиях информационно-образовательной среды вуза; формирование профессиональных компетенций средствами 1Т-технологий на материале математических дисциплин; формирования проектно-исследовательской культуры у студентов вуза в системе математического образования; формирования прогностической компетенции при обучении высшей математике;
подготовка учителя математики: формирование логической культуры учителя математики; методического обеспечения самостоятельной работы, ориентированной на достижение ими предметно-методической компетентности; реализации межпредметных связей математики в условиях перехода на новую компетент-ностную модель образования; формирование готовности будущих учителей математики к организации исследовательской деятельности школьников; формирование креативной компетентности будущих учителей математики; внедрение интерактивного обучения математическим дисциплинам; обучения алгебраическим структурам для полноценной подготовки учителя математики в условиях фундаментализации математического образования; использования интерактивных форм и средств обучения в системе переподготовки и повышения квалификации учителя математики; подготовки будущих учителей математики к проектированию и реализации элективных курсов экономико-математической направленности; реализации межпредметных связей в обучении элементарной математике с целью интенсификации подготовки учителей математики.
Как можно видеть из приведенного перечня, наибольшее число проблем исследования рассматривалось для системы высшего профессионального образования, в том числе и проблем подготовки учителя математики. Наиболее перспективными для исследования в подготовке учителей математики представляются проблемы, связанные с формированием различных видов профессиональной компетентности учителя математики (креативной, методической, проектировочной, исследовательской), а также формирования у них готовности к различным видам профессиональной деятельности, в том числе и с использованием цифровых инструментов.
Следует отметить, что сформулированная проблема исследования во многих диссертационных работах практически
совпадает с темой диссертационной работы, что нарушает логику научного исследования.
Так темой диссертационной работы Е.А. Бараковой является «Формирование регулятивных универсальных учебных действий школьников при обучении математике» [1]. Проблема исследования формулируется автором в вопросительной форме: «Каковы компоненты методики формирования регулятивных универсальных учебных действий у учащихся основной общеобразовательной школы в процессе обучения математике?» [1, с. 4]. Согласно логике научного исследования объективно существующие в науке и практике обучения противоречия порождают проблему, которая до сих пор не была решена другими исследователями. Если эта проблема является актуальной, то пути её решения предлагаются многими учеными, однако окончательного, системного решения до сих пор не получено. В этом случае автор предлагает свой, оригинальный путь решения исследуемой проблемы. В рассматриваемом примере получается, что путь решения проблемы сформулирован в самой проблеме исследования, в то время как она должна быть шире, чем тема исследования. Аналогичная ситуация наблюдается и в работах [2; 3; 7; 8; 15] и др.
Корректная формулировка проблемы исследования дана, например, в диссертации Н.А. Прокопенко в работе [11]. Проблема исследования в этой работе заключается в повышении эффективности математической подготовки студентов технического университета для создания необходимых условий формирования их профессиональной компетентности. Несмотря на то, что учеными предлагаются разнообразные пути решения обозначенной проблемы, она остается актуальной. Н.А. Прокопенко предложено использование интегратив-ного подхода в качестве методологической основы обучения математике в техническом университете, что открыло новые возможности для системной раз-
работки проблемы повышения эффективности математической подготовки.
Очень важно, чтобы проблема исследования была актуальной и соответствовала насущным потребностям науки и практики. В настоящее время в педагогической науке уже сложилась совокупность знаний о способах выявления актуальности проблемы исследования. Проведенный авторами работы [14] анализ значительной исследований по данному вопросу позволил разработать матрицу оценивания актуальности проблемы исследования. В этой матрице предлагается анализ социальной, научной, историко-аналитической, практической аргументации научной проблемы [14, с. 63].
В научных исследованиях по теории и методике обучения математике, по нашему мнению, следует обосновывать актуальность исследования по таким направлениям.
1. Социальная аргументация актуальности проблемы исследования:
- новые социальные условия, предпосылки, которые обуславливают актуальность исследуемой проблемы;
- освещение данной проблемы в официальных документах;
- социальные запросы общества, которые могут быть удовлетворены решением данной проблемы.
2. Научная аргументация актуальности проблемы исследования:
- освещение вопроса в современной теории, степень научной разработки проблемы;
- с решением каких актуальных научных проблем связана проблема исследования;
- какие потребности теории и методики обучения математике могут быть удовлетворены решением данной проблемы;
- обоснование актуальности проблемы исследования с позиций развития (достижений) смежных наук.
3. Историко-аналитическое обоснование проблемы с позиции развития теории и методики обучения математики в прошлом и настоящем:
- когда и как данная проблема трактовалась раньше, какие пути её решения предлагались учеными;
- почему в настоящее время проблема является актуальной;
- в чем новизна проблемы сегодня.
4. Обоснование проблемы с точки зрения практики современной образовательной деятельности:
- причины, по которым данная проблема привлекает внимание практических работников;
- потребности практики, которые могут быть удовлетворены решением данной проблемы;
- достижения, которые надо обобщить, проанализировать для решения проблемы исследования.
Так, в работе Н. А. Самсиковой исследуется проблема, состоящая в научном обосновании системы методического обеспечения самостоятельной работы будущих учителей математики в рамках методической подготовки, ориентированной на достижение ими предметно-методической компетентности [12].
Анализ обоснования актуальности этой проблемы исследования Н.А. Сам-сиковой показал, что практически все параметры актуальности проблемы исследования автором обоснованы. В то же время недостаточно раскрыто научная составляющая, так как не проанализирована актуальность проблемы исследования с позиций развития (достижений) других наук. Это, например, могут быть проблемные вопросы психологии, связанные с использованием методического обеспечения самостоятельной работы, психолого-педагогическими предпосылками такое деятельности, появившимися на современном этапе. Не менее важным является использование цифровых инструментов при разработке методического обеспечения и дистанционных техно-
логий обучения с позиций развития информатики.
Выводы. Таким образом, можно дать следующие рекомендации по обеспечению качества диссертационных исследований по теории и методике обучения математике:
1) при проектировании и проведении магистерского исследования необходимо ориентироваться на требования, предъявляемые к диссертационным исследования по научной специальности 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования: математика);
2) при выборе темы и проблемы исследования при написании магистерской диссертации следует рассматривать актуальную проблематику в соответствии с требования ФГОС нового поколения, тенденциями цифровизации, информатизации, интеграции, фундаментализации, обеспечения предметных, личностных и метапредметных результатов математического образования;
3) обоснование актуальности темы и проблемы исследования следует проводить с помощью социальной, научной, историко-аналитической и практической аргументации.
Перспективы исследований видим в изучении качества уже защищенных магистерских диссертаций, анализе литературного обзора по теме диссертации, определения понятийного аппарате исследования, обработки и интерпретации результаты результатов экспериментального обучения.
1. Баракова Е.А. Формирование регулятивных универсальных учебных действий школьников при обучении математике : ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Баракова Елена Александровна ; [Место защиты : Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева]. - Орел, 2021. -27 с.
2. Белаш В.Ю. Подготовка бакалавров направления «Педагогическое образование» (математика) к проектированию и реализации элективных курсов экономико-
математической направленности : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 /Белаш Виктория Юрьевна ; [Место защиты : Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева]. - Орел, 2021. - 24 с.
3. Берсенева О.В. Формирование готовности будущих учителей математики к организации исследовательской деятельности школьников в условиях бинарного обучения математике в вузе : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.02 /Берсенева Олеся Васильевна ; [Место защиты : Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева]. - Красноярск, 2017.
- 27 с.
4. Васильев Р.Б. Методы анализа и повышения качества магистерских диссертаций по направлению «Бизнес-информатика» \ Р.Б. Васильев, Г.А. Левочкина // Бизнес информатика. - 2013. - № 2(24). - С. 63-69.
5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование [Электронный ресурс] : утвержден приказом МОН ДНР 10.10.2016, № 1057. - Режим доступа ■.https://mondnr.ru/component/idownloads/ category/16-magistratura. - Заглавие с экрана (дата обращения 17.03.2021).
6. Евсеева Е.Г. Деятельностный подход как методологическая основа формирования методической компетентности будущего учителя математики / Е.Г. Евсеева // Дидактика математики : проблемы и исследования: международный сборник научных работ. - 2020. - Вып. 52. - С. 34-42.
7. Логинова В.В. Методика обучения математике будущих менеджеров с эффектом развития организационно-управленческих компетенций : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.02 / Логинова Валерия Валерьевна ; [Место защиты : Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского]. - Ярославль, 2017. -26 с.
8. Мечик С.В. Профессиональная ориентация будущих инженеров нефтеперерабатывающей промышленности в процессе обучения математике : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.02 / Мечик Софья Валерьевна ; [Место защиты : Уральский государственный педагогический университет].
- Екатеринбург, 2019. - 24 с.
9. Основная образовательная програм-
ма Высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (профиль: математическое образование) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://donnu.ru/ public/ umu/ 44.04.01. - Заглавие с экрана. - (дата обращения 11.02.2021).
10. Положение об организации учебного процесса в образовательных организациях высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс] : утверждено приказом Министерства образования и науки ДНР от 07 августа 2015 г., зарегистрировано Министерством юстиции ДНР 20 августа 2015 г., регистр. № 386. - Режим доступа : http://doc.dnr-online.ru/wpcontent/uploads/
2015/08/PrikazMinobraz_N380_07082015s_pril ogeniem.pdf. - Заглавие с экрана. - (дата обращения 11.02.2021).
11. Прокопенко Н. А. Методика обучения математике будущих инженеров на основе интегративного подхода : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Прокопенко Наталья Анатольевна ; [Место защиты : Донецкий национальный университет]. - Донецк, 2019. - 31 с.
12. Самсикова Н.А. Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов с математическим содержанием в курсе
«Методика обучения математике» : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Самсикова Наталья Алексеевна ; [Место защиты : Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена]. -Санкт-Петербург, 2017. - 25 с.
13. Скафа Е.И. Магистерская диссертация: проектирование, композиция, правила оформления: учебно-метод. пособие для студентов направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (профиль: математическое образование) / Е.И. Скафа, Е.Г. Евсеева. - 2-е изд. изм. и доп. - Донецк: ДОННУ, 2018. - 128 с.
14. Современное диссертационное исследование по педагогике: Оценка качества: Книга для эксперта / Н.А. Вершинина, Н.И. Загузов, С.А. Писарева, А.П. Тряпицына.
- Саратов : Саратовский государственный социально-экономический университет, 2006.
- 288 с.
15. Степкина М.А. Методика формирования готовности студентов первого курса к изучению математики в вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Степкина Мария Алексеевна ; [Место защиты : Волгоградский государственный социально-педагогический университет].- Волгоград, 2019. - 27 с.
WAYS TO ENSURE THE QUALITY OF MASTERS DISSERTATIONS ON THEORY AND METHODS OF LEARNING MATHEMATICS
Evseeva Elena,
The Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor Donetsk National University, Donetsk
Abstract. The article discusses approaches to ensuring the quality of master's theses on the theory and methods of teaching mathematics. The proposed approach is focused on dissertation research in the scientific specialty 13.00.02 - theory and methods of teaching and upbringing (by areas and levels of education: mathematics). The problems of scientific research are analyzed, recommendations are given to substantiate the relevance of the research problem.
Keywords: master's thesis, theory and methods of teaching mathematics, the quality of scientific research, the relevance of the research problem.
For citation: Evseeva E. (2021). Ways to ensure the quality of masters dissertations on theory and methods of learning mathematics. Didactics of Mathematics: Problems and Investigations. No 53, pp. 49-56. (In Russ., abstract in Eng.)
DOI: 10.24412/2079-9152-2021-53-49-56
Статья поступила в редакцию 11.05.2021 г.