УДК 372.8: 51
СОВРЕМЕННЫЕ ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Утеева Роза Азербаевна,
доктор педагогических наук, профессор, e-mail: [email protected] ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет»,
г. Тольятти, РФ
Uteeva Roza,
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Togliatti State University, Togliatti, Russia
I.......\
В статье представлен краткий обзор тем защищенных диссертаций по специальности 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания математике за 2018-2020 годы.
Обозначены актуальные направления исследований, сделан вывод о том, что важным принципом разработки тематики и содержания диссертационных исследований должна стать методология и теория методики обучения математике.
Ключевые слова: диссертация, теория и методика обучения и воспитания математике.
Постановка проблемы. Проблема подготовки аспирантов по специальности 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания математике в настоящее время требует серьезного обсуждения в связи с определением аспирантуры, как третьего уровня высшего образования (Федеральный закон от 29 декабря 2013 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»).
Анализ научной литературы [1, 2, 5] свидетельствует о том, что большинство авторов в качестве основных проблем подготовки кадров высшей квалификации отмечают отсутствие мотивации у аспирантов к своевременной защите диссертаций, несогласованность программ подготовки второго (магистратуры) и третьего (аспирантуры) уровней высшего образования, нехватку времени на проведение исследования в связи с совмещением учебы в очной аспирантуре с работой на пол-
ную ставку, превышение доли образовательной составляющей по отношению к научно-исследовательской подготовке и другие.
Несмотря на увеличение числа аспирантов в российских вузах, существенно снизилось количество защит кандидатских и докторских диссертаций по указанной специальности, что также свидетельствует о существенном кризисе в подготовке молодых научных кадров.
Цель статьи - на основе данных сайта ВАК РФ [6] и сайтов диссертационных советов вузов сделать обзор тематики защищенных диссертаций, соотнести их с паспортом специальности, выделив условно актуальные направления современных исследований в области теории и методики обучения математике.
Изложение основного материала. Результаты обзора тем защищенных кандидатских диссертаций за три последних
года представлены ниже. Заметим, что за этот промежуток времени была защищена только одна докторская диссертация по теме «Теоретико-методологические основы профессионально-методической подготовки будущего учителя математики к исследовательской деятельности в условиях кредитного обучения в педвузе», автор которой - Раджабов Тагоймурод
Бобокулович (Таджикский государственный педагогический университет им. Сад-риддина Айни).
Анализ тем кандидатских диссертаций позволяет распределить их по нескольким актуальным направлениям исследований.
1. Развивающие и воспитательные возможности учебного предмета «Математика» (уровень общего образования).
Таблица 1 - Темы кандидатских диссертаций, отнесенные к первому направлению исследований
№ ФИО Название диссертации Научный руководитель Место и год защиты
1 Беребердина Обогащение регуляторного Д.п.н., проф. ФГБОУ ВО
Светлана опыта учащихся 7-9 классов в Боженкова «МПГУ»,
Петровна обучении алгебре Людмила Ивановна 2018 г.
2 Дьячковская Этнометодическая система Д.п.н., доцент ФГБОУ ВО
Мотрена обучения математике учащих- Тарасова «Орловский гос.
Давидовна ся школ малочисленных Оксана университет им.
народов Севера (на примере Республики Саха (Якутия)) Викторовна И.С. Тургенева» 2018 г.
3 Журавлев Развитие универсальных Д.п.н., проф. ФГБОУ ВО
Иван учебных действий школьни- Гейн «Уральский гос.
Александрович ков при обучении математике Александр педагогический
на основе принципа наглядности Георгиевич университет», 2018 г.
4 Павлова Исследовательское обучение Д.п.н., проф. ФГБОУ ВО
Мария математике учащихся основ- Шабанова «Елецкий гос.
Александровна ной школы во внеурочное Мария университет
время с использованием си- Валерьевна им. И.А. Буни-
стемы динамической геомет- на», 2018 г.
рии
5 Утюмова Формирование алгоритмиче- Д.п.н., доцент ФГБОУ ВО
Екатерина ских умений у детей до- Воронина «Уральский гос.
Александровна школьного возраста в процес- Людмила педагогический
се обучения математике Валентиновна университет», 2018 г.
6 Фирер Развитие познавательных уни- Д.п.н., проф. ФГАОУ ВО
Анна версальных учебных действий Далингер «Сибирский
Владимировна учащихся основной школы Виктор федеральный
при обучении понятиям фун- Алексеевич университет»,
кциональной линии алгебры 2018 г.
средствами визуализации
7 Миршоев Формирование исследова- Д.п.н., проф. Таджикский гос.
Абдушахид тельских компетенций у уча- Шодиев педагогический
Абдулмумино-вич щихся в процессе обучения алгебре в 7 - 9 классах средней школы Махмад Султонович университет им. Садриддина Айни, 2020 г.
8 Табинова Формирование готовности К.п.н., доцент ФГАОУ ВО
Ольга выпускников школ к продол- Шашкина «Сибирский
Александровна жению математического обра- Мария федеральный
зования в вузе Борисовна университет», 2020 г.
2. Компетентностный подход и профессиональная подготовка студентов в процессе обучения математике (уровень профессионального образования).
Таблица 2 -Темы кандидатских диссертаций, отнесенные ко второму направлению исследований
№ ФИО Название диссертации Научный руководитель Место и год защиты
1 Есин Роман Витальевич Формирование математической компетентности бакалавров направления подготовки «Информатика и вычислительная техника» в электронной среде К.т.н., доцент, Вайнштейн Юлия Владимировна ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», 2019 г.
2 Мечик Софья Валерьевна Профессиональная ориентация будущих инженеров нефтеперерабатывающей промышленности в процессе обучения математике Д.п.н., проф. Липатникова Ирина Геннадьевна ФГБОУ ВО «Уральский гос. педагогич. университет», 2019 г.
3 Растопчина Оксана Михайловна Контекстный подход к формированию прогностической компетенции при обучении высшей математике студентов естественнонаучного направления Д.п.н., проф. Нижников Александр Иванович ФГБОУ ВО «МПГУ», 2019 г.
4 Степкина Мария Алексеевна Методика формирования готовности студентов первого курса к изучению математики в вузе Д.п.н., доцент Байгушева Инна Анатольевна ФГБОУ ВО «Волгоградский гос. соц.-педагогич. университет», 2019 г.
5 Шмонова Марина Александровна Контекстные математические задачи как средство развития исследовательской деятельности студентов медицинских специальностей в вузе Д.п.н., проф.Назиев Асланбек Хамидович ФГБОУ ВО «Орловский гос.университе т им. И.С. Тургенева», 2019 г.
6 Торопова Светлана Ивановна Методика реализации профессиональной направленности обучения математике студентов экологических направлений подготовки Д.п.н., проф. Калинин Сергей Иванович ФГБОУ ВО «МПГУ», 2020 г.
7 Клунникова Маргарита Михайловна Развитие вычислительного мышления студентов в процессе обучения дисциплине «Численные методы» Д.п.н., проф. Пак Николай Инсебович ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», 2020 г.
3. Подготовка и переподготовка учителей
Таблица 3 -Темы кандидатских диссертаций, отнесенные к третьему направлению исследований
№ ФИО Название диссертации Научный руководитель Место защиты
1 Курбанов Сулейман Раджабекович Методические основы эффективности системы переподготовки и повышения квалификации учителя математики (на примере Республики Таджикистан) Д.п.н., профессор Нугмонов Мансур Таджикский гос. педагогический университет им. Садриддина Айни, 2020 г.
4. Информационно-коммуникационные технологии при обучении математике.
Таблица 4 -Темы кандидатских диссертаций, отнесенные к четвертому направлению исследований
№ ФИО Название диссертации Научный руководитель Место и год защиты
1 Ризоев Эхсонхон Саидович Теоретико-методические основы применения информационно-коммуникационных технологий при обучении высшей математике в условиях кредитной системы обучения в высших учебных заведениях Д.п.н., проф. Исламов Озод Азимович Таджикский гос. педагогический университет им. Садриддина Айни, 2019 г.
5. Дифференциация и дифференцированное обучение математике
Таблица 5 -Темы кандидатских диссертаций, отнесенные к пятому направлению исследований
№ ФИО Название диссертации Научный руководитель Местозащиты
1 Махмудшехова Мавзуна Абду-валиевна Методические особенности реализации дифференцированного обучения математике в начальных классах К.п.н. Рабиев Саторберди-Мавлонович Таджикский гос. педагогический университет им. Садриддина Ай-ни
2 Рахимов Амон Акпарович Методика организации индивидуальных работ студентов по математике в условиях кредитного обучения в техническом вузе Д.п.н., проф. Нугмонов Мансур Таджикский гос. педагогический университет им. Садриддина Ай-ни, 2020 г.
Выводы. На основе вышесказанного, можно сделать вывод о том, что по сравнению с периодом до 2015 года, резко
уменьшилось количество защищенных диссертаций по теории и методике обучения и воспитания математике.
Научным руководителям необходимо не только активизировать подготовку аспирантов и докторантов. Прежде всего, следует поднять престиж современной аспирантуры, статус ученых-методистов. Актуальные темы научных исследований в области математического образования должны быть связаны с «новыми» подходами к подготовке бакалавров и магистров в качестве учителей математики; с разработкой электронно-образовательных контентов по математике для школьников и студентов; новых форм и методов работы с одаренными школьниками; методических концепций в рамках дополнительного математического образования.
Важным принципом при формулировании тематики и определения содержания диссертационных исследований, его основой должна стать методология и теория методики обучения математике, разработанная Г.И. Саранцевым и его научной школой [3, 4].
1. Красинская Л.Ф.Аспирантура в ожидании перемен: насколько к ним готовы аспиранты и их научные руководители? / Л.Ф.Красинская, А.С. Климова // Высшее
образование в России. - 2020. - Т. 29. - № 3. -С. 24-36.
2. ОдинецВ.П.О некоторых проблемах подготовки аспирантов по теории и методике обучения математике / В.П. Одинец // Вестник Московского университета. - Серия 20: Педагогическое образование. - 2012. -№ 4. - С. 3-8.
3. Саранцев Г.И. Диссертационные исследования по методикам в свете современной методической науки /Г.И. Саранцев // Педагогика. - 2018.- №4. - С.11-20.
4. Саранцев Г.И.Методология методики обучения математике: Монография /Г.И. Саранцев. - Саранск, 2001. -144 с.
5. Утеева Р.А. Актуальные проблемы подготовки аспирантов по специальности 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания математике / Р.А. Утеева // Современное математическое образование: опыт, проблемы, перспективы: Материалы международной научно-практической конференции посвященной 80-летнему юбилею д.п.н., проф.КГ. Кожабаева. - Кокше-тау, КГУ им. Ш. Уалиханова, 2018. - С.37-41.
6. Сайт ВАК при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации. - Режим доступа: https://vak.minobmauki. gov.ru.
Abstract. Uteeva R. MODERN DISSERTATION STUDIES: THEORY AND METHODS OF TEACHING MATHEMATICS. The article presents a brief overview of the topics of the defended dissertations in the specialty 13.00.02 - Theory and methods of teaching and educating mathematics for 2018-2020. Current research areas are identified, and it is concluded that the methodology and theory of teaching methods in mathematics should become an important principle for selecting the subject and content of dissertation research.
Keywords: dissertation, theory and methodology of teaching and educating mathematics.
Статья поступила в редакцию 23.10.2020 г.