Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС ВО 3++ / МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / METHODOLOGY OF SCIENTIFIC RESEARCH / TRAINING OF MASTERS IN MATHEMATICAL EDUCATION / EDUCATIONAL PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Утеева Роза Азербаевна, Дорофеев Сергей Николаевич

В статье анализируются предлагаемые авторами-разработчиками различные подходы к содержанию и организации практик в примерных основных образовательных программах (ПООП)высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО 3++). Обосновано, что содержание каждого типа практики необходимо рассматривать с учетом ее места в системе всей образовательной программы и всех видов практик. Важным принципом отбора содержания должна стать методология научных исследований по профилю магистерской программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Утеева Роза Азербаевна, Дорофеев Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE CONTEXT AND ORGANIZATION OF PRACTICE IN THE SYSTEM OF MASTERS’ TRAINING IN PEDAGOGICAL EDUCATION

The article analyzes the various approaches proposed by the author-developers to the content and organization of practices in the approximate basic educational programs of higher education in the field of training 44.04.01 Pedagogical education (master's level) in accordance with the new federal state educational standards It is proved that the content of each type of practice should be considered taking into account its place in the system of the entire educational program and all types of practices. An important principle in the selection of content should be the methodology of scientific research on the profile of the master's program.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 372.8: 51

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Утеева Роза Азербаевна, доктор педагогических наук, профессор, e-mail: R. [email protected] Дорофеев Сергей Николаевич, доктор педагогических наук, профессор, e-mail: komrad. dorofeev2010@yandex. ru ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет»,

г. Тольятти, Российская Федерация

Uteeva Roza,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor,

Dorofeev Sergey, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor,

Togliatti state University, Togliatti, Russia i......"8

В статье анализируются предлагаемые авторами-разработчиками различные подходы к содержанию и организации практик в примерных основных образовательных программах (ПООП) высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО 3++).

Обосновано, что содержание каждого типа практики необходимо рассматривать с учетом ее места в системе всей образовательной программы и всех видов практик. Важным принципом отбора содержания должна стать методология научных исследований по профилю магистерской программы.

Ключевые слова: ФГОС ВО 3++, методология научных исследований, подготовка магистров математического образования, учебная практика.

i......i

Постановка проблемы. Введение новых стандартов в системе образования требует от каждого вуза разработки ПООП и учебного плана с учетом требований, предъявляемым к ним. В структуре подготовки магистров педагогического образования в России согласно ФГОС ВО 3++ [9] наибольшие изменения затронули блок «Практика», включающий в себя учебную и производственную практики - не менее 40 зачет-

ных единиц (ЗЕТ) в общем объеме программы (120 ЗЕТ).

К типам учебной практики в стандарте относятся:

- ознакомительная практика;

- технологическая (проектно-техноло-гическая) практика;

- научно-исследовательская работа.

К типам производственной практики относятся:

- педагогическая практика;

- технологическая (проектно-техноло-гическая) практика;

- научно-исследовательская работа.

Рассматривая магистратуру как

методологический феномен в вызовах современности, Р.Р. Хайрутдинов отмечает немаловажный факт: проектирование магистерского образования в каждом конкретном вузе базируется на анализе внешней и внутренней среды. Внешняя среда обусловлена регионом как специфическим социокультурным и хозяйственно-экономическим пространством. Внутренняя среда детерминирована качеством субъектного потенциала обучаемых и профессорско-преподавательского состава вуза [10].

Действительно, в настоящее время вузы, реализующие образовательную программу подготовки магистров данного направления, имеют право выбирать тот или иной тип практики из предложенных стандартом типов учебной и производственной, а также установить дополнительные типы практики первого или второго вида. В стандарте не указана преддипломная практика, поэтому при разработке образовательной программы целесообразно добавить её как вид производственной практики в последнем семестре.

В связи с вышесказанным становится актуальным обсуждение проблемы определения методологических подходов к содержанию и организации различных типов практики в системе подготовки магистров математического образования.

Анализ актуальных исследований. Содержательно-методические основы подготовки магистров математического образования в России на разных этапах достаточно подробно представлены в статье [8].

Основные концептуальные изменения, связанные с переходом к новому ФГОС ВО по направлению 44.04.01 Педагогическое образование [9] можно свести к следующим: смещение акцента к требованиям результатов освоения программы с языка «знаний, умений и навыков» - к

языку «компетенций»; акцент на сравнительно новые виды деятельности, например, проектную; введение новых компетенций - универсальных (УК 1-6); изменение содержания и наименований общепрофессиональных компетенций (ОПК 1-8); добавление профессиональных компетенций (ПК) с учетом профессиональных стандартов, ориентированных на выделенные конкретные трудовые функции учителя в предметной области; введение индикаторов достижения указанных компетенций [5].

Очевидно, что при проектировании основной образовательной программы магистратуры по направлению «Педагогическое образование» в условиях перехода на новые стандарты важно определится с основными принципами, которые на сегодня неоднозначны. Так, например, авторы статьи [2] (на примере магистерской программы «Физическое образование») в качестве основных принципов проектирования программы определяют следующие: личностной направленности подготовки, модульности, практико-ориентированности, исследовательской направленности, обеспечения сетевого взаимодействия.

Можно согласиться с авторами предлагаемой модели при проектировании образовательной программы подготовки магистров педагогического образования, в котором связующим звеном между теоретическим и практико-ориентирован-ным обучением представлена научно-исследовательская работа студентов. В качестве основных условий совершенствования практической подготовки магистрантов в связи с введением новых видов практик, указываются: необходимость разработки системы интегрированных заданий с подробными критериями оценки их выполнения; заданий, направленных на овладение современными методами, приёмами, инновационными педагогическими технологиями; заданий, носящих разностороннюю направленность и включающих педагогические, психологические и методические аспекты [11].

Проектирование основной образовательной программы подготовки магистров математического образования в Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева под руководством Л.В. Шкериной построено на выделении основных междисциплинарных учебных модулей, ориентированных на формирование профессиональных компетенций будущих педагогов [6; 12]. В рамках указанных модулей выделяется тот или иной тип практики.

Одна из важных проблем, связанная с недостаточной разработанностью методического и педагогического сопровождения практики обозначена в статье [3]. Автор отмечает, что открытая социально-образовательная среда способствует разворачиванию компетенций студента в ходе практики по определенной индивидуальной траектории.

В рамках обсуждаемой проблемы представляет определенный интерес анализ практического опыта подготовки магистров математического образования на базе Воронежского государственного педагогического университета, на основе которого авторы выделили основные направления повышения качества магистерской программы [4].

Цель статьи - обозначить актуальные проблемы определения содержания Блока «Практика» при проектировании основных образовательных программ подготовки магистров математического образования в соответствии с требованиями ФГОС 3++ и профессионального стандарта; проанализировать предлагаемые подходы и представить опыт организации практик в Тольяттинском государственном университете (на примере учебной практики).

Изложение основного материала. В настоящее время в вузах РФ учебные планы и основная образовательная программа по направлению подготовки магистров педагогического образования разработаны с учетом введенного с 1 сентября 2019 года ФГОС ВО 3++ [9].

Для теории и методики обучения математике представляет интерес методологический подход к проектированию основных образовательных программ и к определению места, назначения, содержания каждого типа практик.

В рамках данной статьи остановимся на подходах к организации и содержанию учебной практики, предложенных вузами-разработчиками на сайте Федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 44.00.00 Образование и педагогические науки [6].

Для наглядности представим данные анализа в табл. 1, выделяя модуль, к которому отнесена учебная практика, наименование вида учебной практики, формируемые компетенции и краткое содержание заданий практики.

Именно учебная практика в первом семестре является определяющей, её необходимо рассматривать в системе всех остальных видов практик. Для большинства вузов, учебная ознакомительная практика в программе магистратуры педагогического образования вводится впервые. В научно-методической литературе практически отсутствуют научно-методические материалы по её организации.

В Тольяттинском государственном университете также для студентов 1 курса в 1 семестре, наряду с производственной практикой (научно-исследовательская работа 1) в ПООП включена ознакомительная практика (табл. 2). Наш подход к определению типов практики в целом для магистров математического образования основан на системно-деятельностном и практи-ко-ориентированном подходах, так как большинство магистрантов очного отделения - практикующие учителя математики в общеобразовательных школах города Тольятти.

Таблица 1 - Место и содержание учебной практики _в ПООП по основным модулям_

Наименование модуля в ПООП Наименование практики. Формируемые компетенции Содержание практики и краткая характеристика заданий. Результаты практики

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Методологичес кие основы современного образования Ознакомительная практика УК-1,УК-6, ОПК-1. 1 курс, 1 семестр. Осваивает способы решения ситуационных задач в профессиональной области; самостоятельно решает межпредметные задачи в области современных проблем науки и образования. Предусмотрены мастер-классы по работе с информационными источниками сети Интернет и научной библиотеки вуза; творческие мастерские по знакомству с профессионально-педагогической средой образовательных организаций. Учебный проект по методологии научного исследования в рамках выбранной проблематики.

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

Методология исследования в образовании Научно-исследовательская работа 1 УК-1; ОПК-8; ПК-1;ПК-3 1 курс, 1 семестр. Определяет тематику и примерное содержание будущей ВКР. Предусмотрены занятия в библиотеке для знакомства с научными школами кафедры и вуза.

Предметно-теоретический ознакомительная: практика по решению межпредметных задач ПК-1, ПК-3 1 курс, 2 семестр Учебный проект по решению межпредметных задач.

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Методология исследования в образовании Научно- исследовательская работа1 УК-1,УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-8 1 курс, 1 семестр. Определяет тематику и примерное содержание будущей ВКР. Предусмотрены занятия в библиотеке для знакомства с научными школами кафедры и вуза.

Таблица 2 - Место и содержание практик на 1 курсе в 1 семестре _ в Тольяттинском государственном университете_

Наименование модуля в ПООП Наименование практики. Формируемые компетенции Содержание практики и краткая характеристика заданий. Результаты практики

Профиль «Математическое образование»

Методология и методы научных исследований современных проблем образования и науки Учебная: ознакомительная практика УК-1; УК-4; УК-6; ОПК-1; ОПК-8, зачет с оценкой 3 ЗЕТ. Изучение нормативных документов (ФГОС среднего общего образования, программ по математике для 5-11 классов), выполнение разноуровневых заданий, кейс-задач, относящихся к методологии научных исследований, современным парадигмам математики и математического образования; участие в дискуссиях и выступление с докладами на итоговой конференции по практике

Производственная: научно- исследовательская работа 1 УК-1; УК-6; ОПК-2 Зачет, 4 ЗЕТ Согласование темы магистерской диссертации с научным руководителем и руководителем магистерской программы. Составление индивидуального плана. Регистрация в электронной библиотеке «www.elibrary.ru» Подбор и изучение научной, учебно-методической литературы по теме исследования. Определение основных характеристик исследования, примерного содержания диссертации и основных этапов исследования; оформление реферата с обоснованием актуальности темы исследования. Подготовка доклада по теме исследования (обзор и сравнительный анализ ранее выполненных исследований по теме диссертации)

Выводы. На основе анализа предложенных видов учебной практики можно сделать следующий вывод: независимо от названия учебной практики она направлена, в первую очередь, на вхождение студента в методологию научных исследований по профилю магистерской программы.

Представляет интерес относительно новый вид учебной практики - ознакомительная, которая по существу отличается от научно-исследовательской практики; относится к разным модулям в предлагаемых к проектированию ПООП. Содержание заданий ориентировано на межпредметный характер, проектную деятельность, выполнение учебных проектов или кейсов.

При проектировании ПООП и встраивании тех или иных видов учебной (ознакомительной) или научно-исследовательской практики в первом семестре при обучении студентов магистратуры важно учитывать преемственность между

ступенями высшего образования «бакалавриат - магистратура» [1], а также преемственность обучения математике в начальной, основной и средней школе [7].

Требуют дальнейшего осмысления и необходимости разработки содержательных заданий для студентов, тематики проектов, кейсов, обмен опытом проведения учебной практики в тех или иных вузах.

1. Дорофеев С.Н. Преемственность в подготовке будущих бакалавров педагогического образования (профиль «математика») к творческой деятельности / С.Н.Дорофеев, Т.А.Иванова, Р.А.Утеева, Г.И.Шабанов, Н.Н.Дербе-денева // Гуманитарные науки и образование. Том 9. - 2018. - № 4 (36). - С. 25-30.

2. Клеветова Т.В. Вопросы проектирования основной образовательной программы магистратуры по направлению «педагогическое образование» в условиях перехода на ФГОС во 3++ (на примере магистерской программы «физическое образование») /

Т.В.Клеветова, Т.КСмыковская // Грани познания. - 2018. - № 3 (56). - С. 31-37.

3. Неумоева-Колчеданцева Е.В. Модель «новой» практики студентов педагогической магистратуры / Е.В.Неумоева-Колчеданцева // Вестник Томского гос. университета. -2019. - № 440. - С. 175-181.

4. Покорная И.Ю. Некоторые вопросы совершенствования подготовки магистров направления 44.04.01 Педагогическое образование по программе «Математическое образование» / ИЮ.Покорная, С.А.Титоренко, А.Н.Овсянникова //Перспективы науки и образования. - 2019. -№ 3 (39). - С. 184-195.

5. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/profstandart/01.001.pdf. - Заглавие с экрана. - Дата обращения 26.08. 2019.

6. Примерная основная образовательная программа. Направление подготовки (специальности) 44.04.01 Педагогическое образование. Уровень высшего образования. Магистратура. 2018 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.fumoped.ru/ kopiya-primernye-oop - Заглавие с экрана. -Дата обращения 26.08.2019 г.

7. Скафа Е.И. Методологические основы преемственности в обучении начальной и основной школы / Е.И. Скафа, А.Н. Романяк, Н.А. Бабенко // Дидактика математики: проблемы и исследования . Междунар. сборн. науч. работ. - Донецк, 2019. - Вып. 49. - С.28-35.

8. Утеева Р.А. Содержательно-методические особенности подготовки магистров

математического образования в России / РА.Утеева // Science and Education a New Dimension. - 2015. - Т. III. - № 45 (22). - С. 1417.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования -магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, утвержденный приказом No 126 от 22.02.18 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203+ +/Mag/440401_M_3_16032018.pdf. - Заглавие с экрана. - Дата обращения 15.08.2019.

10. Хайрутдинов Р.Р. Педагогическое проектирование магистратуры в современном вузе / Р.Р.Хайрутдинов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 5 (май). - С. 1-10. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/ 2019/191033.htm. - Дата обращения 06.08. 2019.

11. Храброва В.Е. Проектирование основной профессиональной образовательной программы магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование для выпускников бакалавриата непедагогических направлений подготовки / В.Е.Храб-рова, О.А.Медведева, Е.Е.Бойцова // Концептуальные подходы к проектированию основных образовательных программ по педагогическому образованию: коллективная монография. - Севастополь: Изд-во «Шико» Севастополь», 2019. - С. 59-68.

12. Шкерина Л.В. Дидактический потенциал междисциплинарных учебных модулей в формировании профессиональных компетенций будущих магистров-педагогов / Л.В.Шке-рина, Т.А.Шкерина // Вестник Красноярского гос. пед. университета им. В.П. Астафьева. -2019. - № 1 (47). - С. 72-79.

$.......&

Abstract. Uteeva R., Dorofeev S. METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE CONTEXT AND ORGANIZATION OF PRACTICE IN THE SYSTEM OF MASTERS' TRAINING IN PEDAGOGICAL EDUCATION. The article analyzes the various approaches proposed by the author-developers to the content and organization of practices in the approximate basic educational programs of higher education in the field of training 44.04.01 Pedagogical education (master's level) in accordance with the new federal state educational standards It is proved that the content of each type of practice should be considered taking into account its place in the system of the entire educational program and all types of practices. An important principle in the selection of content should be the methodology of scientific research on the profile of the master's program.

Key words: Federal State Educational Standard, methodology of scientific research, training of masters in mathematical education, educational practice.

Статья поступила в редакцию 15.09.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.