Научная статья на тему 'ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА НОВИК – ОРГАНИЗАТОР СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ БЕЛАРУСИ'

ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА НОВИК – ОРГАНИЗАТОР СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ БЕЛАРУСИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бровка Наталья Владимировна, Казаченок Виктор Владимирович

31 января 2021 года, в День белорусской науки, на 84-м году жизни скончалась выда-ющийся Учитель, Наставник, Ученый, основатель научно-педагогической школы фор-мирования методической культуры преподавателя математики, доктор педагогиче-ских наук, профессор Новик Ирина Александровна. Многие годы Ирина Александровна была членом редакционного совета нашего сбор-ника. Она многое сделала для интеграции научных исследований по теории и методике обучения математике и информатике Беларуси, Украины и России. Мы с благодарностью будем вспоминать этого выдающегося Человека, Ученого и Педагога и следовать ее примеру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Казаченок Виктор Владимирович

On January 31, 2021, on the Day of Belarusian Science, at the age of 84, an outstand-ing Teacher, Mentor, Scientist, founder of the scientific and pedagogical school for the formation of the methodological culture of a mathematics teacher, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Irina Novik died. For many years Irina was a member of the editorial board of our collection. She did a lot to integrate scientific research on the theory and methodology of teaching mathematics and computer science in Belarus, Ukraine and Russia. We will remember with gratitude this outstanding Person, Sci-entist and Educator and follow her example.

Текст научной работы на тему «ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА НОВИК – ОРГАНИЗАТОР СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ БЕЛАРУСИ»

ПАМЯТИ УЧЕНОГО

31 января 2021 года, в День белорусской науки, на 84-м году жизни скончалась выдающийся Учитель, Наставник, Ученый, основатель научно-педагогической школы формирования методической культуры преподавателя математики, доктор педагогических наук, профессор Новик Ирина Александровна.

Многие годы Ирина Александровна была членом редакционного совета нашего сборника. Она многое сделала для интеграции научных исследований по теории и методике обучения математике и информатике Беларуси, Украины и России.

Мы с благодарностью будем вспоминать этого выдающегося Человека, Ученого и Педагога и следовать ее примеру.

Редакция

DOI: 10.24412/2079-9152-2021-53-87-93

ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА НОВИК - ОРГАНИЗАТОР СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ БЕЛАРУСИ

Бровка Наталья Владимировна,

доктор педагогических наук, профессор,

e-mail: n_br@mail.ru Казаченок Виктор Владимирович,

доктор педагогических наук, профессор, e-mail: kazachenok@bsu.by Белорусский государственный университет, г. Минск, РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ

Профессор Новик Ирина Александровна - доктор педагогических наук, профессор, действительный член Белоруской Академии образования, Международной Академии технического образования, Международной славянской Академии образования им. Я.А. Каменского.

И.А. Новик - белоруска, родилась в Минске в семье учительницы и инженера. После окончания средней школы поступила и успешно закончила математический факультет Белорусского государственного университета (БГУ). После его окончания работала в средней школе учительницей математики, завучем, преподавателем в техникуме, позже преподавателем Белорусского института механизации сельского хозяйства, затем вся ее долгая научная и преподавательская жизнь прошла в Минском государственном педагогическом институте им. М. Горького, преобразованном впоследствии в Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка (БГПУ).

В 1973 году Ириной Александровной защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.02 - методика преподавания математики в М1 ПИ им. М. Горького, в Минске на тему: «Содержание и основные

©

методические идеи курса единой математики для средних специальных учебных заведений» под научным руководством канд. физ.-мат. наук, доцента (а позже профессора) А.А. Дадаяна. В подготовленной ею диссертации был предложен инновационный для того периода подход к преподаванию математики в техникумах. Он базировался на идее реализации профессиональной направленности преподавания единого курса математики. В работе впервые была научно обоснована одна из возможных моделей обучения новому содержанию курса математики в техникуме посредством написания учебных пособий и средств обучения, учитывающих необходимость опережающего изучения разделов и тем курса математики для изучения спецпредметов и дисциплин, родственных математике.

После присуждения ВАКом СССР ученой степени кандидата педагогических наук среди публикаций И.А. Новик, изданных как в Москве, так и в Минске, наиболее значительным было учебное пособие по алгебре и началам анализа, допущенное Министерством высшего и среднего специального образования БССР в качестве учебного пособия для средних специальных учебных заведений (в соавторстве с А.А. Дадаяном).

После защиты кандидатской диссертации Ирина Александровна преподавала математику в Белорусском институте механизации сельского хозяйства, затем работала старшим преподавателем, доцентом и, затем более 10 лет - заведующей кафедрой математики и методики преподавания математики математического факультета Минского государственного педагогического института им. М. Горького. В этот период кафедрой была проведена большая научно-методическая работа по подготовке кадров высшей квалификации. Свыше 100 кандидатских диссертаций аспирантов из различных городов СССР прошли предзащиту на кафедре и были утверждены ВАКом СССР. И.А. Новик была организатором международных конференций, руководителем Республиканских и международных тем научных исследований, редактором тематических научных сборников, статей.

В 1990 г в АПН СССР И.А. Новик защитила диссертацию, на соискание учёной степени доктора педагогических наук на тему «Формирование методической культуры учителя математики в педвузе» и с этого времени по настоящее время работала профессором кафедры прикладной математики и информатики Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка. Существенным вкладом в дидактику математики явилась разработанная в докторской диссертации научная концепция повышения эффективности формирования методической культуры учителя математики, получившая признание в Республике Беларусь и за рубежом. Она опубликовала свыше 200 работ, среди которых монографии, учебные пособия, типовые программы. Результаты её исследований опубликованы в Республике Беларусь, России, Болгарии, Польше, Германии, Литве, Украине.

Ирина Александровна явилась создателем и руководителем одной из научных школ в области педагогической науки в Республике Беларусь.

Ирина Александровна - талантливый педагог, создатель и руководитель научной школы в области педагогической науки в Республике Беларусь. Среди 26 специалистов высшей квалификации, которые при её научным консультировании защитили диссертации, известные доктора педагогических наук К.О. Ананченко, Г.М. Булдык, Гжесяк Ян, С.А. Гуцанович, В.В. Казачёнок, А.М. Радьков, В.Г. Скатецкий, А.С. Шабеко, которые, в свою очередь подготовили трёх докторов (Н.В. Бровка, А. Козловская, Я. Ханиш), а также 6 кандидатов педагогических наук.

Научная школа «Формирование методической культуры преподавателя математики» под научным руководством И.А. Новик имеет следующие основные научные результаты.

В докторской диссертации самой И.А. Новик с учетом требований общества к подготовке учителя математики были разработаны:

- теоретическая концепция непрерывной методической подготовки, в основе которой было заложено понятие методической культуры как педагогической категории, определяющей творческий потенциал будущего педагога;

- необходимый понятийный аппарат и теоретически обоснованная система непрерывной методической подготовки студентов, построенная на основе теории непрерывного образования, и содержание ее компонентов: форм, средств и методов обучения;

- принципы, которым должен соответствовать подбор содержания обучения методическим знаниям, умениям и навыкам, отвечающий поставленным целям обучения; выделены требования к учебному процессу, соответствующие этим принципам;

- построена структура содержания обучения студентов методике преподавания математики, определена специфика этого предмета; выделены основы методической культуры учителя математики и уровни их формирования.

Результаты исследования были внедрены в практику работы педвузов Беларуси и педвузов России через использование учебного комплекса дидактических средств и методик непрерывного формирования методических знаний, умений и навыков; материалы работы были опубликованы в союзных, республиканских, региональных научно-методических сборниках и журналах (более 200 публикаций).

Доктор педагогических наук К.О. Ананченко раскрыл методические основы формирования знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений; реализовал принцип единства в обучении, воспитания и развития математических способностей учащихся на алгебраическом материале углубленного уровня. Результаты исследования были внедрены в системе образования Республики Беларусь (2000 г.).

Доктор педагогических наук А.М. Радьков разработал и реализовал целостную концепцию применения тестирования в системе непрерывного обучения математике. На ее основе создана методика составления и внедрения математических тестов. Результаты данной работы внедрены в систему образования РБ (1996 г.).

Доктор педагогических наук С.А. Гуцанович раскрыл фундаментальные основы и прикладные направления исследований по выявлению причинно-следственных связей математического развития учащихся средней и старшей ступеней обучения. Публикации Гуцановича С.А. широко используются для решения проблемы математического развития учащихся в условиях дифференцированного обучения (2001 г.).

В исследовании доктора педагогических наук Л.С. Шабеки дана теоретическая разработка и научно-практическое обоснование целостной графической подготовки специалиста в области техники. Результаты исследования внедрены в систему подготовки инженеров и техников в системе образования РБ (1995 г.).

Доктором педагогических наук Г.М. Булдыком предложена система формирования математической культуры экономиста с точки зрения основных положений теории педагогики, психологии, математики, логики и кибернетики. Разработал научно обоснованную методику формирования математической культуры экономиста в вузе и создал методический комплекс средств обучения, обеспечивающий необходимый уровень математического образования для осуществления профессиональной деятельности. Результаты исследования внедрены в систему подготовки экономистов в системе высшего образования РБ (1997 г.).

Доктор педагогических наук В.Г. Скатецкий теоретически обосновал профессиональную направленность преподавания математики, выделил и разработал дидактические основы и внедрил в практику работы учебно-методический комплекс, обеспечивающий современный уровень математического образования студентов математических

специальностей. Результаты исследования внедрены в БГУ и других классических университетах РБ (1995 г.).

Докторанты Республики Польша при научном консультировании И.А. Новик (Ян Бжесяк), С.А. Гуцановича (А. Козловская), В.Г. Скатецкого (Я. Ханиш), получили научные результаты, которые успешно внедрены в вузах Кракова, Познани, Пльзеня и Республики Беларусь.

«Педагогические основы оценивания и прогнозирования учебных достижений учащихся по математике с использованием тестовых методик (на примере учреждений образования Республики Польша)» исследованы Анной Козловской (2003 г.).

«Теоретико-методические основы развития творческих умений младших школьников при обучении математике» разработаны Ядвигой Ханиш (Польша) (1998 г.).

«Научно-методические основы обучения математике младших школьников посредством целесообразной системы задач» разработаны Яном Гжесяком (Польша) (1998 г.).

Исследование доктора педагогических наук, профессора Н.В. Бровка (научные консультанты: А.М. Радьков, В.Г. Скатецкий), посвящено интеграции теории и практики в обучении студентов как средство повышения качества математической подготовки (2010 г.). Оно состоит в разработке: научной концепции и методических оснований исследуемой интеграции; научно-теоретических составляющих организации содержания обучения студентов математике: дидактических принципов его структурирования, видов интеграции, критериев значимости объектов курса математики; составляющих и педагогических свойств и др.

Разработанная методическая система, организационно-методическое обеспечение реализации интеграции теории и практики обучения студентов математике внедрены в практику организации учебного процесса БГУ, БГПУ, МозГПУ, МГУ, ГрРГУ, ЯГПУ, МГПУ. Результаты исследования используются в учебном процессе для повышения качества математической подготовки студентов, магистров и аспирантов педагогических, классических и технических университетов Беларуси.

Доктор педагогических наук В.В. Казаченок посвятил свое исследование «Теории и методике самообучения учащихся решению задач углубленного курса математики с использованием информационных технологий». Автором теоретически обоснована и разработана концепция управляемого самообучения учащихся углубленному курсу математики на доуниверситетских ступенях образования; построена организационно-методическая система управляемого самообучения углубленному курсу математики, включающая очно-заочную школу по математике и информатике. Результаты исследования внедрены в компьютерный учебно-методический комплекс и систему дистанционного обучения очно-заочной школы по математике и информатике БГУ (2011 г.).

Таким образом, научная школа И.А. Новик по теории и методике обучения и воспитания математике включает 35 специалистов высшей квалификации, из которых 11 докторов педагогических наук и 24 кандидата педагогических наук. Доктора и кандидаты педагогических наук - ученики И.А. Новик работают в вузах всех областных городов Республики Беларусь, а также в Польше, Литве, на Кубе, в Таджикистане.

На протяжении 30 лет Ирина Александровна руководила научно-методическим семинаром на тему: «Культура педагогического исследования по теории и методике обучения математике». В помощь аспирантам и докторантам Ириной Александровной было издано пособие «Современные тенденции и перспективные направления исследований в области теории обучения и методики преподавания математике».

На протяжении 15 лет Новик И.А. была председателем специализированного Совета по защите диссертаций по специальности 13.00.02 - Теория и методика обучения и вос-

питания (математике, физике, информатике) единственного в РБ, затем была членом экспертного Совета по педагогическим наукам Высшей Аттестационной Комиссии Республики Беларусь.

Основными направлениями научных исследований, проводимых в рамках научной школы И.А. Новик, являются теория и методика обучения математике в школе и в вузе с использованием новых информационных технологий. А именно:

- содержание и методика преподавания математики в системе среднего и высшего образования РБ; развитие творческого потенциала студентов при изучении математики в высшей школе;

- проведение фундаментальных и прикладных научно-педагогических исследований в области разработки теории, содержания и методики формирования методической культуры учителя математики в системе высшей педагогической и средней школы РБ;

- разработка концепций педагогического образования и рекомендаций по использованию результатов научно-педагогических исследований по повышению качества преподавания математики в классических, педагогических и технических ВУЗах;

- научное обеспечение отбора и структурирования содержания математического образования в информационно-образовательных ресурсах;

- подготовка кадров высшей квалификации и разработка перспективных направлений исследований в области теории и методики обучения математике в системе образования высшей и средней школы.

За время научно-производственной деятельности И.А. Новик приняла участие в разработке и реализации комплексно-целевых программ, которые обеспечивают качественные преобразования в высшей школе, обновление содержания, методов обучения и воспитания студентов, а именно:

- концепции и национальной программы развития высшего и среднего специального педагогического образования в РБ (в соавторстве);

- научно-методической концепции использования новых информационных технологий при обучении математике;

- по заданию Министерства образования РБ разработаны стандарты среднего математического образования РБ в целях ежегодной ориентации учителей на обязательные результаты обучения школьников математике на двух уровнях (базовом и повышенном) (в соавторстве);

- концепция по математике для 11 -летней образовательной средней школы (базовый, повышенный, углубленный уровни) (государственная комплексная целевая программа) и другие.

Опыт и знания Ирины Александровны были востребованы Министерством образования Республики Беларусь. Она трижды являлась председателем республиканского жюри конкурса «Учитель года». Она является автором учебников по алгебре и началам анализа для 10 класса с углубленным изучением математики образовательных школ (с русским и белорусским языком обучения) (в соавторстве); учебного пособия по алгебре и началам анализа для средних специальных учебных заведений (в соавторстве); внедрён в учебный процесс разработанный Новик И.А. «Практыкум па методыцы выкладання матыматьш» допущенный МО РБ в качестве учебного пособия для студентов физ.-мат. факультетов педагогических высших учебных заведений. После переработки и дополнения практикум, изданный в Москве в издательстве «Дрофа» в соавторстве внедрён в учебный процесс системы высшего педагогического образования России.

Под ее руководством и при непосредственном участии разрабатывались нормативные документы: стандарты школьного математического образования, концепция педагогического образования в Республике Беларусь, паспорта специальностей 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания, 13.00.08 - теория и методика профессионального

ПАМЯТИ УЧЕНОГО

образования, выполняла ряд фундаментальных исследований. И.А. Новик активно участвовала в выполнении международной научной программы совместных исследований БГПУ и Вильнюсского педагогического университета по подготовке кадров высшей квалификации.

И.А. Новик являлась инициатором и организатором ряда научных международных конференций по актуальным проблемам совершенствования научно-методической подготовки будущего учителя математики, была членом редколлегии научно-методических журналов: «Весщ БГПУ»; «Матэматыка: праблемы выкладання», издающихся в РБ, а также международного научно-методического журнала «Дидактика математики: проблемы и исследования», издающегося в Донецком национальном университете.

Ирина Александровна неоднократно приглашалась для чтения лекций по математике и методике её преподавания студентам и преподавателям математических факультетов в педвузы России, Литвы, Польши, Украины, Монголии и Беларуси.

И.А. Новик награждена Грамотой Верховного Совета БССР, юбилейной медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», знаком «Отличник просвещения СССР», «Выдатшк народной асветы». В декабре 2010 года награждена нагрудным знаком «За вклад в развитие БГПУ»

В 1999 г. Новик И.А. присуждена премия Специального Фонда Президента РБ по социальной поддержке одарённых учащихся и студентов за личный вклад в развитие способностей одарённой молодёжи. В 2007 г. Новик И.А. отмечена «Падзякай Прэзщента Рэспублт Беларусь» за заслуги в научно-педагогической деятельности и подготовку высококвалифицированных педагогических кадров.

А.В.Погорелов, И.А.Новик, З.И.Слепкань Участники международной конференции

(г. Киев 70-е годы 20 ст.) (г. Тула, 2004 год)

Ирина Александровна являясь высококвалифицированным профессионалом, эрудированным лектором, очень любила свою работу и пользовалась заслуженным авторитетом среди профессорско-преподавательского состава и студенческой молодёжи. Трижды она была избрана Профессором года в Республиканском конкурсе «Преподаватель года» и являлась стипендиатом Президента РБ для деятелей науки и образования (в 2001, 2003, 2008 годах). Много лет И.А. Новик являлась председателем Совета женщин БГПУ. Трижды являлась председателем республиканского жюри конкурса «Учитель года» (1997, 1999, 2001).

Новик Ирина Александровна избрана действительным членом Белоруской Академии Образования (1998 г.); избрана действительным членом Международной академии технического образования (2001 г.). В 2008 г. избрана действительным членом Международной Славянской Академии образования им. Я.А. Каменского. Список публикаций И.А. Новик включает более 250 работ.

V >r

tijirfCrtftp-»TMrtJ

КРАТКИЙ КУРС ИСТОРИИ

ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ И ИНФОРМАТИКИ

Первое издание в белорусской научно-методической литературе по курсу «История информатики» для студентов (2014 год)

Основными направлениями научных исследований, проводимых в рамках научной школы, являются теория и методика обучения математике в школе и в вузе с использованием новых информационных технологий. А именно:

- методическая система развивающего обучения учащихся алгебре и началам анализа в условиях углубленного изучения предмета;

- управляемое самообучение учащихся решению задач углубленного курса математики средствами современных информационных технологий;

- обучение решению стереометрических задач на построение с использованием новых информационных технологий;

- формирование конструктивных умений учащихся при практико-ориентирован-ном обучении математике;

- профессиональная направленность преподавания математике студентам нематематических специальностей (экономистам, учителям химии, курсантам военной Академии, инженерам) и др.

IRINA ALEKSANDROVNA NOVIK - ORGANIZER OF THE

MODERN SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SCHOOL OF BELARUS

Brovka Natalia,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Kazachenok Viktor, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Belarusian State University, Minsk, BELARUS

Abstract. On January 31, 2021, on the Day of Belarusian Science, at the age of 84, an outstanding Teacher, Mentor, Scientist, founder of the scientific and pedagogical school for the formation of the methodological culture of a mathematics teacher, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Irina Novik died. For many years Irina was a member of the editorial board of our collection. She did a lot to integrate scientific research on the theory and methodology of teaching mathematics and computer science in Belarus, Ukraine and Russia. We will remember with gratitude this outstanding Person, Scientist and Educator and follow her example.

Для цитирования: Бровка Н.В. Ирина Александровна Новик - организатор современной научно-методической школы Беларуси / Н.В. Бровка, В.В. Казаченок // Дидактика математики: проблемы и исследования: международный сборник научных работ. - 2021. - № 53. - С.87-93.

DOI: 10.24412/2079-9152-2021-53-87-93

©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.