Научная статья на тему 'Пути модернизации системы обязательного социального страхования в предмете трудового права'

Пути модернизации системы обязательного социального страхования в предмете трудового права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
534
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТ ТРУДОВОГО ПРАВА / ОТНОШЕНИЯ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ / ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / SUBJECT OF LABOR LAW / COMPULSORY SOCIAL INSURANCE / LABOR RELATIONS / LABOR LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рузаева Елена Михайловна, Рузаев Михаил Михайлович

Статья освещает отношения по обязательному социальному страхованию, входящие в предмет трудового права. За последние годы интерес к социальному страхованию заметно возрос как со стороны законодателя, так и со стороны общественности. Данный факт свидетельствует о важности правового регулировании общественных отношений и стремлении максимально урегулировать вопросы системы социального страхования для оптимального решения основной задачи - компенсации или минимизации последствий изменения материального и (или) социального положения работающих и иных категорий граждан в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF MODERNIZING THE SYSTEM OF COMPULSORY SOCIAL INSURANCE IN THE THE SUBJECT OF LABOR LAW SCIENCE

The article deals with the relationship of compulsory social insurance being one of the subjects of Labor Law. Recently, the interest in social insurance has increased significantly both on the part of legislator and the public. This fact confirms the importance of legal regulation of social relations and the desire to resolve the issues of the social insurance system to the maximum to achieve optimal solution of the basic problem, i.e. compensation or minimization of the effects of changes in physical and (or) social situation of workers and other categories of citizens, in cases stipulated by the legislation of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Пути модернизации системы обязательного социального страхования в предмете трудового права»

Пути модернизации системы обязательного социального страхования в предмете трудового права

Е.М. Рузаева, к.п.н., ФГБОУ ВПО Оренбургский ГУ; М.М. Ру-заев, ст. преподаватель, ФГБОУ ВПО Оренбургский ГПУ

Без какого-либо преувеличения можно сказать, что ни одно из направлений обязательного социального страхования не в состоянии обеспечивать на социально приемлемом уровне материальный достаток и охрану здоровья человека при наступлении страхового случая. Ситуация такова: если старый — значит, бедный, поскольку средний размер выплачиваемых в последние годы пенсий находился либо на уровне прожиточного минимума, либо незначительно (на 2—6%) превышал его, а у значительной части пенсионеров пенсия вообще была ниже прожиточного минимума. Финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования в последние годы составляло лишь 40% от потребностей. Всё это говорит о невысокой эффективности реализации права работника на обязательное социальное страхование.

Причины подобного положения многочисленны. Они кроются и в допущенных деформациях экономических отношений в сфере обязательного социального страхования, и в ошибках реформаторов, и в пробелах в законодательстве, и в других недостатках. К ним прежде всего относятся: демографическая ситуация в постсоветской России и уровень доходов населения, особенно уровень оплаты труда (сегодня её доля в доходах составляет порядка 90%). Неблагоприятное влияние демографической ситуации в постсоветской России на уровень и качество социальной защиты населения, особенно пенсионного обеспечения, выражается в снижении соотношения между количеством занятых в экономике, т.е. плательщиками страховых взносов, и количеством получателей страховых выплат. Число занятых в общественном производстве (материальном и нематериальном) сокращается, число получателей страховых выплат растёт. Особенно наглядно данная тенденция прослеживается в пенсионном страховании. В 1992 г. на одного пенсионера приходилось 2,08 работника, в 2004 г. — 1,84, а в 2013 г. — 1,28. Другим фактором, сокращающим финансовые возможности системы обязательного социального страхования, является низкий уровень оплаты труда в современной России [1].

Необходимо добавить, что в настоящее время уровень правовой культуры работников и работодателей, в том числе их осведомлённость относительно дополнительного пенсионного обеспечения, крайне низка. В этой связи особенно необходима и важна просветительская работа [2].

Как мы знаем, факт найма работника одновременно означает его вступление в отношения по обязательному социальному страхованию. Вместе

с тем в законодательстве о пенсионном страховании в качестве основания возникновения права работника на обязательное социальное страхование закреплена уплата страховых взносов (п. 2 ст. 7 167-ФЗ). Однако последствия такой правовой нормы для работников весьма негативны, так как их право на обязательное социальное страхование в случае неуплаты работодателем страховых взносов является фикцией. При этом государство никак не гарантирует уплату работодателями страховых взносов за работников. Кроме того, фрагментарный разброс норм юридической ответственности страхователя усложняет их применение и свидетельствует о необходимости их систематизации путём закрепления в федеральных законах о конкретных видах обязательного социального страхования либо более чёткого и подробного изложения содержания и видов юридической ответственности [3]. Поскольку население всегда является неравноправным партнёром в отношениях с органами власти и учреждениями, то его права должны быть не только заявлены, но и обеспечены доступным механизмом их осуществления [4].

Исключение из Трудового кодекса РФ, принятого в 2001 г., раздела о правовом регулировании отношений обязательного социального страхования, по мнению авторов, является ошибочным.

Поскольку отношения социального страхования — часть трудовых отношений, то у работодателя должны быть определённые обязательства перед работником и ответственность за их исполнение. Отсутствие в действующем законодательстве соответствующих правовых норм, регулирующих обязанности работодателя, ставит работника в неблагоприятные условия в случае их невыполнения [5].

Нынешнюю систему обязательного социального страхования необходимо упорядочить, сделав действительно страховой. Прежде всего система социального страхования нуждается в значительном «разгосударствлении». Это значит, что должна измениться и стать более демократичной система управления социальными внебюджетными страховыми фондами. Необходимо, чтобы в этом процессе реально на паритетных началах участвовали все основные субъекты страхования с правом решающего, а не совещательного голоса, чтобы основные решения принимались ими путём согласительных процедур [6].

Наряду с государственными механизмами регулирования социальной сферы должны получить своё развитие негосударственные институты социального страхования, медицинского и социального обслуживания, финансирование которых может быть организовано на личных взносах граждан и долевом участии государства и предпринимателей [7].

Мировая практика убедительно доказывает, что ни одно, даже самое богатое, государство мира не в состоянии самостоятельно обеспечивать своим гражданам приемлемый уровень пенсионного обеспечения, используя так называемую патерналистскую модель [8]. Практически повсюду задейству-ются страховые пенсионные механизмы, предполагающие участие работодателя, а также самого работника в формировании пенсионного капитала на протяжении всей трудовой карьеры, применяются формы дополнительного добровольного пенсионного страхования и т.д. Именно такими «комбинированными» способами в развитых государствах мира достигается уровень пенсионного обеспечения граждан, который можно считать достойным [9].

Следует признать, что реализовать потенциал социального страхования в России в полной мере пока не удалось. Целесообразно внести существенные изменения в финансовые механизмы государственных внебюджетных фондов. В число наиболее очевидных и перспективных законодательных совершенствований входят:

— укрепление финансовой автономности деятельности государственных внебюджетных фондов в соответствии со ст. 16 165-ФЗ;

— определение на основе актуарных расчётов и закрепление законодательно определённых величин и пропорций страховых взносов на социальное страхование работодателей и государства.

Финансовый кризис позволяет добавить сюда очевидную необходимость прямого госфинансирования социальных программ, несмотря на все возражения сторонников монетаризма [10].

Участие многочисленных органов и организаций в выдаче документов, определяющих право на страховое обеспечение (работодатель, свидетели несчастного случая, медицинские организации, государственная инспекция труда, органы медико-социальной экспертизы, профсоюзы и др.) делают очень сложным проверку обоснованности всех принимаемых этими органами и организациями решений [11]. Целесообразно закрепить законодательно участие страховщика во всех процедурах, предшествующих обращению застрахованного за страховым обеспечением. Уже говорится с самых высоких трибун о необходимости расширения полномочий страховщиков.

Анализ законодательных, нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и болезней, а также практика их реализации подтверждают, что только обязательными формами социального страхования нельзя обеспечить социальную защищённость всех слоёв населения, в том числе экономически активного [12]. Добровольное социальное страхование способно обеспечить дополнительную защиту граждан и членов их семей от рисков, не охваченных обязательным социальным страхованием, а также осуществить страховое покрытие ущерба дополнительно к обязательным видам страхования.

В целом система корпоративного страхования даёт возможность работодателю современными методами решить ряд важных для предприятия задач.

Введение корпоративного страхования на предприятии направлено на создание дополнительных социальных гарантий для работников и членов их семей, поэтому положение о корпоративном страховании может быть включено в социальный кодекс предприятия, что широко практикуется в развитых странах [13].

На основании вышеизложенного можно сказать, что действующая в России система обязательного социального страхования ещё не обеспечивает социально приемлемого уровня защиты застрахованных. Специалисты в данной области предлагают следующие направления модернизации системы: включение в ТК РФ раздела о правовом регулировании отношений обязательного социального страхования, что обеспечит реальное паритетное участие в процессе социального страхования всех субъектов путём согласительных процедур; повышение ответственности работодателя за невыполнение или ненадлежащее выполнения обязательств по социальному страхованию работников; стимулирование развития добровольных и корпоративных форм социального страхования; укрепление финансовой автономности деятельности государственных внебюджетных фондов на основе законодательно определённых величин и пропорций страховых взносов; законодательное закрепление участия страховщика во всех процедурах, предшествующих обращению застрахованного за страховым обеспечением.

Литература

1. Гречко В.Л. Развитие пенсионной системы: куда будем двигаться дальше? // Вестник государственного социального страхования. 2014. № 1. С. 14.

2. Галаганов В.П., Афанасьев М.А. Негосударственное пенсионное обеспечение как условие трудового договора // Вестник государственного социального страхования. 2007. № 3. С. 17.

3. Галаева Л.А. Юридическая ответственность страхователя как субъекта обязательного социального страховании // Социальное и пенсионное право. 2010. № 4. С. 5.

4. Учайкина Н.Ю. Ответственность субъектов правоотношений по обязательному медицинскому страхованию // Социальное и пенсионное право. 2010. № 3. С. 5.

5. Павлюченко В.Г., Ланцов В.И. Правоработника на обязательное социальное страхование: проблемы реализации // Труд и страхование. 2007. № 5. С. 47.

6. Павлюченко В.Г. Чем полезна наука социальному страхованию // Вестник государственного социального страхования. 2007. № 3. С. 14.

7. Уразов, А.В. Зарубежная практика: модели и принципы реализации права социального страхования // Вестник государственного социального страхования. 2009. № 4. С. 80.

8. Гречко В.Л. Новую систему страхования жизни и здоровья пациентов медицинских учреждений планируется создать в России // Вестник государственного социального страхования. 2010. № 12. С. 2.

9. Гречко В.Л. Государство обещает выполнить пенсионные обязательства. Даже несмотря на кризис // Вестник государственного социального страхования. 2009. № 4. С. 3.

10. Окунев В.Б. Проблемы развития механизмов социального страхования: отечественный и международный опыт в условиях экономического кризиса // Страховое право. 2009. № 4. С. 41.

11. Мареева В.И. Повысить ответственность работодателя // Социальный мир. 2010. № 40. С. 11.

12. Рузаева Е.М. Некоторые аспекты правового регулирования труда инвалидов и лиц с ограниченными возможностями // Вопросы российского и международного права. 2012.

№ 3-4. С. 97.

13. Май И.А. Российская система обязательного и добровольного социального страхования работающих граждан // Управление персоналом. 2008. № 10. С. 54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.