Научная статья на тему 'Институционализация обязательного социального страхования в рамках предмета трудового права'

Институционализация обязательного социального страхования в рамках предмета трудового права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
350
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЯ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ / ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / RELATIONS WITHIN COMPULSORY SOCIAL INSURANCE / LABOR RELATIONS / LABOR LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рузаева Елена Михайловна

Рассмотрена история введения институтов социального обеспечения и социального страхования в России. Проанализировано законодательство в сфере социального страхования как предмета трудового права в советской и постсоветский периоды. Показано, что в конце XX в. система обязательного социального страхования перестаёт быть бесплатной и частично дотируемой из государственного бюджета, оформляется организационная структура внебюджетных фондов (страховщиков) и расширяются их функции, разрабатывается законодательная и нормативная база страхования, конкретизируются права и обязанности субъектов, появляются новые виды страхового обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history of introduction the social security and social insurance institutions in Russia is considered. The legislation in the field of social security, as a matter of labor law in the Soviet and post-Soviet periods, has been analyzed. It is shown that by the end of the XX century the system of compulsory social insurance has ceased to be free of charge and partially subsidized by the state budget, the organizational structure of extra-budgetary funds (insurers) has been formed and its functions have been expanded, the legal and regulatory basis of insurance as well as new types of insurance coverage have been developed, the rights and duties of the subjects have been specified.

Текст научной работы на тему «Институционализация обязательного социального страхования в рамках предмета трудового права»

Институционализация обязательного социального страхования в рамках предмета трудового права

Е.М. Рузаева, к.п.н., ФГБОУ ВПО Оренбургский ГУ

В настоящее время в России происходит интенсивный процесс реформирования существующей системы социальных выплат, льгот и компенсаций. Действующая система складывалась на протяжении многих десятилетий. Несомненно, для того чтобы успешно осуществить реформирование социальной сферы и привести её в соответствие с реальностью, необходимо разобраться, как, когда, с какой целью, под влиянием каких факторов, идеологических, социальных и экономических приоритетов формировалась действующая система, исследовать её сильные и слабые стороны.

Особенность работы по найму в России в конце XIX в. заключалась в том, что громадная часть деревенского населения, владея землей, часто отправлялась на заработки и приработки в города, в фабричные центры, нередко возвращаясь обратно инвалидами. При этом и без того ситуация в самих городах с обеспечением лиц, утративших трудоспособность, была напряжённой. Для трудящегося и его семьи потеря трудоспособности являлась бедствием более тяжким, нежели сама смерть, и только страхование на старость и инвалидность могло стать средством для их избавления. В декабре 1881 г. было принято Положение о кассах горнозаводских товариществ при казённых горных заводах. Судьба же рабочих, трудившихся на частных предприятиях и пострадавших от трудового увечья, всецело зависела от хозяина предприятия, поскольку на государственном уровне не было принято никаких мер по урегулированию соответствующей проблемы. Таким образом, социальное страхование в России возникло как государственное.

Указанное положение дел оставалось неизменным вплоть до 1903 г., когда в России был образован особый фонд для выплат при массовых несчастных случаях. Толчком к созданию такого фонда послужило издание Правил от 02.06.1903 г. «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». Вознаграждение должно было производиться за счёт предпринимателей [1].

В начале XX в. вспомоществование (так в то время называлась помощь в виде страхования) рабочим во время болезни из собственных средств работодателей было сравнительно редким явлением в промышленной жизни России и оказывалось незначительным числом промышленных предприятий. Выдавалось по усмотрению заводоуправления в зависимости от продолжительности службы рабочих на предприятии, их исполнительности в

работе и т.д. Тем не менее в 1907 г. выдача пособий по социальному страхованию осуществлялась уже в 51 губернии. Но говорить о наличии в начале XX в. в России отлаженной системы государственного социального страхования нельзя.

Принципы системы социального страхования в СССР были заложены первыми декретами советской власти. Так, в Положении о социальном обеспечении трудящихся (Декрет СНК 1918 г.) предусматривалось:

— оказание всех видов врачебной и лекарственной помощи при болезни и родовспоможении;

— предоставление компенсационных выплат при временной утрате средств существования в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем на производстве и быту;

— обеспечение пенсии по старости и инвалидности;

— предоставление пособия вследствие безработицы не по вине безработного.

При этом социальному обеспечению подлежали все лица без исключения, источником существования которых являлся только собственный труд. Средства на социальное страхование и социальное обеспечение выделялись из государственного бюджета в сметном порядке [1].

В 1929 г. постановлением ВЦИК и СНК СССР было решено создать единый бюджет социального страхования СССР. В начале 1930 г. было утверждено новое Положение о пенсиях и пособиях. Конституция 1936 г. провозгласила, что «граждане СССР имеют право на материальное обеспечение по старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности». Следует отметить, что права человека на пособия и социальные льготы носили декларативный характер, на деле реализовывались непросто и имели ряд ограничений и изъятий [2].

Период с 1941 по 1950 г. в развитии социального страхования отмечается относительным застоем. Это объясняется историческими условиями, и прежде всего Великой Отечественной войной 1941—1945 гг., а также довольно сложной экономической обстановкой в стране, вызванной восстановлением разрушенного войной народного хозяйства.

Середина 50-х и начало 60-х гг. ознаменовались для государственного социального страхования и пенсионного обеспечения целым рядом реформ. Так, существенные изменения в части назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, а также порядка выдачи больничных листков произошли в январе 1955 г. (постановление Совета Министров СССР от 22.01.1995 № 113), тогда же ВЦСПС были внесены изменения в действующее Положение о порядке назначения, исчисления

и выплаты пособий по государственному социальному страхованию. Указанное постановление определяло, что право по временной нетрудоспособности возникало независимо от продолжительности работы до наступления нетрудоспособности; размер пособия был установлен в зависимости от стажа работы с некоторыми исключениями [3].

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.03.1956 г. продолжительность отпуска по беременности и родам была увеличена до 112 дней (56 до и 56 после родов), а при патологии родов или рождении двух и более детей — до 70 дней.

Важной социальной и политической мерой Правительства СССР в период 60-х гг. было введение социального обеспечения и некоторых элементов социального страхования членов колхозов. В 1969 г. был образован централизованный фонд социального страхования колхозников. За счёт средств фонда члены колхозов стали получать пособия по временной нетрудоспособности, путёвки в санатории и дома отдыха и другие виды социального страхования [4].

Таким образом, к началу 70-х гг. государство завершило свои конституционные обязанности по выполнению социальных обязательств для всех категорий трудящихся страны, уравняв тружеников села с рабочими и служащими. Однако нормативы обеспечения пособиями для колхозников, кроме председателей и специалистов колхозов, были значительно ниже, чем для рабочих и служащих.

В конце 80-х и начале 90-х гг. XX в. провозглашённая «перестройка» всколыхнула общественную жизнь и все категории населения страны. Реформирование охватило и социальную сферу. Первой попыткой реформирования системы социального обеспечения и социального страхования было установление единого тарифа на взносы по государственному социальному страхованию. Также было предусмотрено, что для обеспечения пенсий и других социальных гарантий в стране организуются два самостоятельных внебюджетных фонда — пенсионного обеспечения и социального страхования, каждый с самостоятельным тарифом. Исключив дотации из государственного бюджета на пенсии и пособия, государство тем самым поставило социальную сферу на полную самоокупаемость и хозрасчёт [1].

Однако попытки реформирования централизованного государственного социального страхования на принципах децентрализации управления в 1988—1991 гг. не имели успеха в условиях острого бюджетного кризиса [5]. Приняты новые законы: «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (1990 г.), «О занятости населения в Российской Федерации» (1991 г.), «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (1991 г.), Указы Президента РФ (о Фонде социального страхования Российской Федерации), о негосударственных пенсионных фондах и постановления Правительства

РФ о государственных внебюджетных социальных фондах, утвердившие новые положения о них. Начало, таким образом, современной системе социального страхования России положило формирование в 1991—1993 гг. четырёх внебюджетных фондов: пенсионного, медицинского, социального, страхования по безработице (впоследствии упразднённого). С их созданием государство пыталось на практике перейти от принципов обеспечения к принципам страхования, т.е. изменение источника финансирования с бюджетных поступлений на страховые взносы работающего населения. Государственным внебюджетным фондам в этой системе отведена роль страховщиков (собирателей денежных средств), создаваемых Правительством РФ и действующих в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

С середины 90-х гг. принимаются: Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ), Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ). Эти законодательные акты устанавливают общие принципы и условия для всех форм и видов страхования (имущественного, личного и др.), в том числе и обязательного. Бюджетный кодекс устанавливает статус денежных средств обязательного социального страхования. Среди основных задач трудового законодательства, закреплённых в ст. 1 ТК РФ, указано правовое регулирование отношений по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами. Право на обязательное социальное страхование относится к основным правам работника (ст. 21, 219 ТК РФ) [6]. Одновременно ТК РФ устанавливает корреспондирующую обязанность работодателя осуществлять обязательное социальное страхование (ст. 22 ТК РФ). Предусмотрен ряд гарантий работнику в случае наступления временной нетрудоспособности, при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании (ст. 183, 184 ТК) [7].

Принимаются основополагающие законы в данной области, такие, как: Федеральный закон от 16.07.1999 «Об основах обязательного социального страхования» № 165-ФЗ; от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ; от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» № 326-ФЗ; от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» № 167-ФЗ и др. Весь принятый в этот период массив нормативных правовых актов (состоящий из федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства Российской Федерации, соответствующих распоряжений и разъяснений министерств и ведомств в рамках предоставленных им полномочий) регулирует конкретные виды обязательного социального

страхования, определяет статус субъектов, принципы и условия страхового обеспечения, основы финансовой системы обязательного социального страхования.

Следовательно, система обязательного социального страхования в России во второй половине

XIX в. возникает изначально как государственная и охватывает поначалу лишь рабочих, трудившихся на государственных горных заводах. В начале

XX в. по инициативе государства обязательному социальному страхованию начинают подлежать частные предприятия и также расширяется перечень отраслей промышленности. Однако говорить о наличии в начале XX в. в России отлаженной системы государственного социального страхования нельзя. В советское время принципы, виды и порядок обеспечения по обязательному социальному страхованию законодательно закрепляется, несмотря на зачастую декларативный характер этих норм. За всё время существования СССР происходит медленное расширение видов страхового обеспечения и лиц, считающихся застрахованными. В конце 80-х и начале 90-х гг. XX в. в результате общественных изменений, затронувших и социальную сферу, система обязательного социального страхования приобретает современный вид путём

следующих постепенных изменений: социальное страхование перестаёт быть бесплатным и частично дотируемым из государственного бюджета, внебюджетные фонды приобретают статус автономных государственных финансово-кредитных учреждений со своим бюджетом, оформляется организационная структура внебюджетных фондов (страховщиков) и расширяются их функции, разрабатывается законодательная и нормативная база страхования, совершенствуется финансовый механизм, конкретизируются права и обязанности субъектов, появляются новые виды страхового обеспечения.

Литература

1. Лапаева М.Г., Бурдыгина Е.А. Развитие социального страхования в России. Оренбург, 2007. С. 52—55, 60.

2. Якушев Ю.В. Государственное социальное страхование в России. М.: Наука, 1998. С. 18.

3. Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР. М.: Наука, 1980. С. 89.

4. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения. М.: Проспект, 2001. С. 90.

5. Чеснокова Д., Юдович А. Реформирование российской системы социального страхования // Корпоративный юрист. 2010. № 3. С. 12.

6. Рузаева Е.М. Некоторые аспекты правового регулирования труда инвалидов и лиц с ограниченными возможностями // Вопросы российского и международного права. 2012. № 3-4. С. 101.

7. Гусов К.Н. Комментарий к Трудовому кодексу РФ. М.: Проспект, 2008. С. 30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.