Институционализация обязательного социального страхования в рамках предмета трудового права
Е.М. Рузаева, к.п.н., ФГБОУ ВПО Оренбургский ГУ
В настоящее время в России происходит интенсивный процесс реформирования существующей системы социальных выплат, льгот и компенсаций. Действующая система складывалась на протяжении многих десятилетий. Несомненно, для того чтобы успешно осуществить реформирование социальной сферы и привести её в соответствие с реальностью, необходимо разобраться, как, когда, с какой целью, под влиянием каких факторов, идеологических, социальных и экономических приоритетов формировалась действующая система, исследовать её сильные и слабые стороны.
Особенность работы по найму в России в конце XIX в. заключалась в том, что громадная часть деревенского населения, владея землей, часто отправлялась на заработки и приработки в города, в фабричные центры, нередко возвращаясь обратно инвалидами. При этом и без того ситуация в самих городах с обеспечением лиц, утративших трудоспособность, была напряжённой. Для трудящегося и его семьи потеря трудоспособности являлась бедствием более тяжким, нежели сама смерть, и только страхование на старость и инвалидность могло стать средством для их избавления. В декабре 1881 г. было принято Положение о кассах горнозаводских товариществ при казённых горных заводах. Судьба же рабочих, трудившихся на частных предприятиях и пострадавших от трудового увечья, всецело зависела от хозяина предприятия, поскольку на государственном уровне не было принято никаких мер по урегулированию соответствующей проблемы. Таким образом, социальное страхование в России возникло как государственное.
Указанное положение дел оставалось неизменным вплоть до 1903 г., когда в России был образован особый фонд для выплат при массовых несчастных случаях. Толчком к созданию такого фонда послужило издание Правил от 02.06.1903 г. «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». Вознаграждение должно было производиться за счёт предпринимателей [1].
В начале XX в. вспомоществование (так в то время называлась помощь в виде страхования) рабочим во время болезни из собственных средств работодателей было сравнительно редким явлением в промышленной жизни России и оказывалось незначительным числом промышленных предприятий. Выдавалось по усмотрению заводоуправления в зависимости от продолжительности службы рабочих на предприятии, их исполнительности в
работе и т.д. Тем не менее в 1907 г. выдача пособий по социальному страхованию осуществлялась уже в 51 губернии. Но говорить о наличии в начале XX в. в России отлаженной системы государственного социального страхования нельзя.
Принципы системы социального страхования в СССР были заложены первыми декретами советской власти. Так, в Положении о социальном обеспечении трудящихся (Декрет СНК 1918 г.) предусматривалось:
— оказание всех видов врачебной и лекарственной помощи при болезни и родовспоможении;
— предоставление компенсационных выплат при временной утрате средств существования в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем на производстве и быту;
— обеспечение пенсии по старости и инвалидности;
— предоставление пособия вследствие безработицы не по вине безработного.
При этом социальному обеспечению подлежали все лица без исключения, источником существования которых являлся только собственный труд. Средства на социальное страхование и социальное обеспечение выделялись из государственного бюджета в сметном порядке [1].
В 1929 г. постановлением ВЦИК и СНК СССР было решено создать единый бюджет социального страхования СССР. В начале 1930 г. было утверждено новое Положение о пенсиях и пособиях. Конституция 1936 г. провозгласила, что «граждане СССР имеют право на материальное обеспечение по старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности». Следует отметить, что права человека на пособия и социальные льготы носили декларативный характер, на деле реализовывались непросто и имели ряд ограничений и изъятий [2].
Период с 1941 по 1950 г. в развитии социального страхования отмечается относительным застоем. Это объясняется историческими условиями, и прежде всего Великой Отечественной войной 1941—1945 гг., а также довольно сложной экономической обстановкой в стране, вызванной восстановлением разрушенного войной народного хозяйства.
Середина 50-х и начало 60-х гг. ознаменовались для государственного социального страхования и пенсионного обеспечения целым рядом реформ. Так, существенные изменения в части назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, а также порядка выдачи больничных листков произошли в январе 1955 г. (постановление Совета Министров СССР от 22.01.1995 № 113), тогда же ВЦСПС были внесены изменения в действующее Положение о порядке назначения, исчисления
и выплаты пособий по государственному социальному страхованию. Указанное постановление определяло, что право по временной нетрудоспособности возникало независимо от продолжительности работы до наступления нетрудоспособности; размер пособия был установлен в зависимости от стажа работы с некоторыми исключениями [3].
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.03.1956 г. продолжительность отпуска по беременности и родам была увеличена до 112 дней (56 до и 56 после родов), а при патологии родов или рождении двух и более детей — до 70 дней.
Важной социальной и политической мерой Правительства СССР в период 60-х гг. было введение социального обеспечения и некоторых элементов социального страхования членов колхозов. В 1969 г. был образован централизованный фонд социального страхования колхозников. За счёт средств фонда члены колхозов стали получать пособия по временной нетрудоспособности, путёвки в санатории и дома отдыха и другие виды социального страхования [4].
Таким образом, к началу 70-х гг. государство завершило свои конституционные обязанности по выполнению социальных обязательств для всех категорий трудящихся страны, уравняв тружеников села с рабочими и служащими. Однако нормативы обеспечения пособиями для колхозников, кроме председателей и специалистов колхозов, были значительно ниже, чем для рабочих и служащих.
В конце 80-х и начале 90-х гг. XX в. провозглашённая «перестройка» всколыхнула общественную жизнь и все категории населения страны. Реформирование охватило и социальную сферу. Первой попыткой реформирования системы социального обеспечения и социального страхования было установление единого тарифа на взносы по государственному социальному страхованию. Также было предусмотрено, что для обеспечения пенсий и других социальных гарантий в стране организуются два самостоятельных внебюджетных фонда — пенсионного обеспечения и социального страхования, каждый с самостоятельным тарифом. Исключив дотации из государственного бюджета на пенсии и пособия, государство тем самым поставило социальную сферу на полную самоокупаемость и хозрасчёт [1].
Однако попытки реформирования централизованного государственного социального страхования на принципах децентрализации управления в 1988—1991 гг. не имели успеха в условиях острого бюджетного кризиса [5]. Приняты новые законы: «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (1990 г.), «О занятости населения в Российской Федерации» (1991 г.), «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (1991 г.), Указы Президента РФ (о Фонде социального страхования Российской Федерации), о негосударственных пенсионных фондах и постановления Правительства
РФ о государственных внебюджетных социальных фондах, утвердившие новые положения о них. Начало, таким образом, современной системе социального страхования России положило формирование в 1991—1993 гг. четырёх внебюджетных фондов: пенсионного, медицинского, социального, страхования по безработице (впоследствии упразднённого). С их созданием государство пыталось на практике перейти от принципов обеспечения к принципам страхования, т.е. изменение источника финансирования с бюджетных поступлений на страховые взносы работающего населения. Государственным внебюджетным фондам в этой системе отведена роль страховщиков (собирателей денежных средств), создаваемых Правительством РФ и действующих в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
С середины 90-х гг. принимаются: Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ), Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ). Эти законодательные акты устанавливают общие принципы и условия для всех форм и видов страхования (имущественного, личного и др.), в том числе и обязательного. Бюджетный кодекс устанавливает статус денежных средств обязательного социального страхования. Среди основных задач трудового законодательства, закреплённых в ст. 1 ТК РФ, указано правовое регулирование отношений по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами. Право на обязательное социальное страхование относится к основным правам работника (ст. 21, 219 ТК РФ) [6]. Одновременно ТК РФ устанавливает корреспондирующую обязанность работодателя осуществлять обязательное социальное страхование (ст. 22 ТК РФ). Предусмотрен ряд гарантий работнику в случае наступления временной нетрудоспособности, при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании (ст. 183, 184 ТК) [7].
Принимаются основополагающие законы в данной области, такие, как: Федеральный закон от 16.07.1999 «Об основах обязательного социального страхования» № 165-ФЗ; от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ; от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» № 326-ФЗ; от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» № 167-ФЗ и др. Весь принятый в этот период массив нормативных правовых актов (состоящий из федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства Российской Федерации, соответствующих распоряжений и разъяснений министерств и ведомств в рамках предоставленных им полномочий) регулирует конкретные виды обязательного социального
страхования, определяет статус субъектов, принципы и условия страхового обеспечения, основы финансовой системы обязательного социального страхования.
Следовательно, система обязательного социального страхования в России во второй половине
XIX в. возникает изначально как государственная и охватывает поначалу лишь рабочих, трудившихся на государственных горных заводах. В начале
XX в. по инициативе государства обязательному социальному страхованию начинают подлежать частные предприятия и также расширяется перечень отраслей промышленности. Однако говорить о наличии в начале XX в. в России отлаженной системы государственного социального страхования нельзя. В советское время принципы, виды и порядок обеспечения по обязательному социальному страхованию законодательно закрепляется, несмотря на зачастую декларативный характер этих норм. За всё время существования СССР происходит медленное расширение видов страхового обеспечения и лиц, считающихся застрахованными. В конце 80-х и начале 90-х гг. XX в. в результате общественных изменений, затронувших и социальную сферу, система обязательного социального страхования приобретает современный вид путём
следующих постепенных изменений: социальное страхование перестаёт быть бесплатным и частично дотируемым из государственного бюджета, внебюджетные фонды приобретают статус автономных государственных финансово-кредитных учреждений со своим бюджетом, оформляется организационная структура внебюджетных фондов (страховщиков) и расширяются их функции, разрабатывается законодательная и нормативная база страхования, совершенствуется финансовый механизм, конкретизируются права и обязанности субъектов, появляются новые виды страхового обеспечения.
Литература
1. Лапаева М.Г., Бурдыгина Е.А. Развитие социального страхования в России. Оренбург, 2007. С. 52—55, 60.
2. Якушев Ю.В. Государственное социальное страхование в России. М.: Наука, 1998. С. 18.
3. Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР. М.: Наука, 1980. С. 89.
4. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения. М.: Проспект, 2001. С. 90.
5. Чеснокова Д., Юдович А. Реформирование российской системы социального страхования // Корпоративный юрист. 2010. № 3. С. 12.
6. Рузаева Е.М. Некоторые аспекты правового регулирования труда инвалидов и лиц с ограниченными возможностями // Вопросы российского и международного права. 2012. № 3-4. С. 101.
7. Гусов К.Н. Комментарий к Трудовому кодексу РФ. М.: Проспект, 2008. С. 30.